Признаки разбалансированного колеса и их устранение
О чем речь? Одним из ключевых признаков разбалансированного колеса является биение рулевой рейки. Особенно ярко оно проявляется при высоких скоростях или быстром разгоне. Управлять автомобилем в таких условиях фактически невозможно и даже опасно.
Чем грозит? Но даже если вероятность ДТП вас не пугает, стоит помнить, что разбалансировка колес чревата преждевременным износом подвески, кардана и рулевой рейки. А если учесть, что к подобной проблеме может привести как некачественная шина, так и нарушение правил монтажа, итоговый ремонт вообще выйдет в копеечку. Как же этого избежать?
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что можно считать разбалансировкой колес
Для начала рассмотрим, что означают такие понятия, как разбалансировка или дисбаланс. Данные термины относятся к вращающимся элементам машины, то есть колесам. У колеса есть:
- ось симметрии;
- центр тяжести, находящийся на оси вращения колеса;
- множество точек окружности, которые равноудалены от центра тяжести.
Когда вращающиеся массы не уравновешены, появляется дисбаланс. Но необходимо понимать, что происходит вращение не только колесного диска, но и шины, которая также может способствовать тому, что возникает неуравновешенность узла.
Колесо будет отбалансированным, когда его ось вращения совпадает с главной центральной осью инерции. Допустима минимальная погрешность, поскольку у всех колес есть дисбаланс. Однако он должен быть небольшим, когда дисбаланс превышен, возникает поломка.
Дисбаланс подразделяется на два вида:
- статический;
- динамический.
Статический дисбаланс свидетельствует о том, что массы вдоль оси вращения распределены неравномерно. Когда перекос достаточно большой, неуравновешенные массы начнут создавать собственную центробежную силу в стремлении переместить колесо в вертикальной плоскости.
Это приведет к тому, что выйдет из строя подвеска, на которую оказывают пагубное воздействие подобные перемещения.
Когда есть динамический дисбаланс, значит, массы в плоскости колеса распределяются неравномерно.
Что касается статистического дисбаланса, то центробежная сила непрерывно создает переменные по направлению моменты, в случае с динамической разбалансировкой силы разнонаправленны. Ликвидировать подобный дисбаланс получится только на специальном стенде.
Признаки и причины разбалансированного колеса автомобиля
Признаки разбалансированного колеса при торможении или движении выглядят следующим образом:
- рулевое колесо вибрирует;
- кузов подергивается, когда машина набирает скорость;
- автомобиль с трудом маневрирует;
- ездить на нем некомфортно;
- появляются посторонние звуки;
- покрышки изнашиваются неравномерно.
Еще один признак разбалансированного колеса – появление радиальных или поперечных биений.
Проблема возникает из-за того, что оплетка на ободе неправильно посажена либо неравномерно расположены другие компоненты, из которых сделана покрышка. Это приводит к тому, что колесо движется вверх-вниз при вращении.
Неравномерность распределения массы шины приводит к тому, что появляется боковое биение, оно возникает, когда колесо поворачивается влево-вправо. Дисбаланс может возникнуть на стороне шасси.
В ряде случаев колесо начинается неправильно двигаться во время езды потому, что поврежден алюминиевый обод. Такое происходит чаще всего при езде по плохим дорогам, когда обод ломается или гнется после того, как машины наедет на глубокую выбоину.
Когда такая неисправность небольшая, при проведении вулканизации и во время осмотра авто специалист может упустить ее из виду. Но даже минимальная деформация обода приведет к тому, что со временем появятся признаки разбалансировки колеса.
Передвижение по дорожному полотну низкого качества способствует возникновению дисбаланса колес. Особенно если вы на большой скорости попадете в яму или наедете на бордюр.
Это приведет к тому, что автошины будут тереться об обод, передавая вибрации на рулевое колесо и кузов автомобиля при езде. Профессионалы рекомендуют после такого наезда на препятствие проверить баланс колес, чтобы не допустить возникновения поломок в будущем.
5 основных последствий игнорирования разбалансировки колес
Многие автовладельцы не считают нужным проверять, правильно ли отбалансированы колеса. Однако, если вовремя не заметить данную проблему, последствия могут быть непредвиденными:
- Выйдет из строя руль. Поскольку грузы распределены неравномерно, машина станет неуправляемой.
- Протектор покрышек начнет стираться быстро и неравномерно. Поскольку колеса разбалансированы, тормозной путь станет больше, резина сотрется неравномерно, придется покупать новые автопокрышки.
- Разрушатся подшипники. Поскольку нагрузки увеличены, подшипники быстро выйдут из строя. Если это произойдет, колеса также придут в негодность.
- Повредится подвеска. Из-за разбалансированного колеса нагрузка на ходовую часть увеличится, в результате подвеска быстро износится.
- Ездить будет некомфортно, водитель станет быстро уставать. Поскольку стабилизация нарушена, машина плохо маневрирует, автовладельцу придется затрачивать много усилий во время езды.
Чтобы не допустить возникновения негативных последствий, при первый признаках разбалансированного колеса необходимо обратиться к специалистам.
Частота проведения процедуры балансировки зависит от того, насколько активно вы эксплуатируете авто, однако в обязательном порядке нужно выполнять сход-развал после сезонной замены автошин. Если у вас всесезонная резина, балансировку следует проводить каждый год.
Если вы водите агрессивно, через каждые 5 000-6 000 км нужно отправляться на стенд, где специалист отбалансирует колеса. Данная услуга потребуется после наезда на выбоину или бордюр.
Обратите внимание! Признаки разбалансированного колеса могут возникнуть после мойки авто под высоким давлением.
Как проводится балансировка колес
Прежде всего мастер снимет диски с автомобиля. Принцип действий следующий: снимаем колесо, выполняем балансировку, устанавливаем на место, приступаем к следующему колесу. В такой последовательности специалист выполняет балансировку всех колес.
Качество выполненной работы зависит от опытности специалиста, а также от используемого оборудования. Когда устройство современное, мастер просто отслеживает состояние резины, а также правильность выполнения балансировки.
Когда покрышка будет очищена от загрязнений и камней, специалист подберет пластинку, учитывая количество отверстий в диске. Затем он наденет на диск пластинку, прочно закрутит гайки. Затем мастер приступит к работе со станком.
Когда проблемное место будет выявлено, мастер установит грузики. Затем он вернется к оборудованию и снова проветрит геометрию колеса. При успешном выполнении работы специалист установит колеса обратно и приступит ко второму. Если обнаружатся дефекты, мастер повторит процедуру заново.
В некоторых случаях мастера могут допустить ошибку, неправильно выполнив процедуру:
- Специалист не очистил колеса от камней, загрязнений. Из-за этого невозможно отбалансировать колесо правильно.
- Мастер провел балансировку на колесе, которое повреждено.
- Установил грузики поверх старых.
- С недостаточным усилием закрутил гайки и болты на колесе.
Рекомендуется проверять работу мастеров, поскольку даже специалисты с большим стажем работы могут ошибиться. Лично убедившись, что процедура проведена правильно, вы будете уверены в своем автомобиле.
Проверка балансировки колес в домашних условиях
Лучше всего проверить балансировку колес при смене сезона. Если вы храните сезонные покрышки, скорее всего, меняете их самостоятельно. Поэтому вы сможете проверить колеса сами. Главное, чтобы покрышки были очищены от грязи.
Проверка балансировки колес в домашних условиях выполняется с помощью мела:
- Прокручиваем колесо.
- Ждем пока оно полностью остановится, делаем мелом отметку в выбранном месте, к примеру в средней части колеса.
- Повторяем 5-10 раз вышеописанные действия.
- Проверяем, где находятся отметки. Если они расположены рядом друг с другом, без балансировки не обойтись.
- Если они находятся далеко друг от друга, значит, признаков разбалансированного колеса нет.
Если выполнить балансировку передних колес, вибрации рулевого колеса исчезают. По этой причине некоторые автовладельцы уверены, что не нужно проводить эту процедуру с задними колесами. Однако такой подход неправильный. На задние колеса также воздействует механическая нагрузка, когда машина движется по плохой дороге, их необходимо балансировать.
Конечно, если сделать балансировку только передних колес, комфортность езды на автомобиле повысится, однако поломка все равно может произойти из-за сильного износа ходовой части.
Опытные автолюбители о езде на разбалансированных колесах
- Иногда причиной может быть банальная грязь
- Если дисбаланс сохранился после шиномонтажки
- Если не хочешь проблем с дисбалансом колес летом, следи за мойщиками
- Цена балансировки колес выгоднее, чем ремонт
- Меняй покрышки вовремя
«Недавно наблюдал такую картину: на переднее и заднее колесо налипла грязь, в результате появилась сильная вибрация. Причем эти куски грязи было не видно из-за диска, и они не отпали даже при езде на высокой скорости».
«Все просто устроено: прокатали диск, проверили после прокатки, но покрышка новая и целая, тогда после балансировки не будет дисбаланса. Допустимые значения для колес легкового авто 50-60 грамм. Когда автоколесо разбалансировано сильно, проблема в том, что нарушилась геометрия диска или же покрышка низкого качества, возможно, произошла фиксация диска на балансировочном станке. Конечно, могут быть и другие причины неисправности, но я перечислил основные».
«Проблемы с балансировкой могут возникнуть у каждого. Хочу рассказать про свой опыт, а именно мойку колес, после которой возникают признаки разбалансировки. Осенью после переобувки на авто стало бить колесо. На внутренней стороне диска налипла грязь. Решил поехать на мойку, однако после данной процедуры ничего не изменилось. Как потом выяснилось, после мойки, когда авто протирали, грязь на дисках стекла вниз и застыла. После того как еще раз помыл машину, признаки разбалансировки ушли».
«На трассе при скорости более 80 км/ч зачастую возникает биение колеса по подвеске. Все знают цену замены подшипников, а также стоимость самого расходника. Выполнить балансировку не так дорого.
Камни в протекторе остаются только при езде на низкой скорости, на трассе они быстро вылетают. Поэтому это не аргумент против балансировки. То же самое касается и шипов, они вылетают равномерно со всех сторон, весит шип всего 5 г, поэтому ничего страшного не случится, если вылетит один, не стоит сразу отправляться на балансировку.
Если не отбалансирована резина, возникнет биение, протектор износится неравномерно, появятся грыжи, в результате придется покупать новые шины.
Это же относится к колпакам, распределение их веса происходит равномерно, поэтому дисбаланса не возникнет.
Грязь с внутренней стороны необходимо регулярно вымывать, особенно если планируете поездку по трассе.
Цена балансировки небольшая, поэтому по возможности нужно выполнить эту процедуру, чтобы исключить возникновение серьезных неприятностей. Кроме того, когда нет признаков разбалансированного колеса, ездить на авто приятнее.
«Заметили, что во время быстрой езды бьет в рулевое колесо, – причина в том, что деформировалась покрышка и лезет металлокорд.
Во время оттормаживания руль бьет из-за сверхчувствительности рулевого управления на неровности дороги. Когда покрышки новые и отбалансированы, значит, причина неисправности – диски».
Важно обращать внимание на признаки разбалансированного колеса как при торможении, так и при езде, чтобы сразу устранить данную проблему. Такой подход позволит вам сохранить подвеску в идеальном состоянии.