Почему греется переднее колесо: поиск неисправности
О чем речь? Бывает, что даже после кратковременной поездки греется переднее колесо настолько сильно, что к нему невозможно притронуться. Очевидно, что причина нагрева – неисправность, но как понять, какая?
В чем причина? Чаще всего чрезмерный нагрев колеса происходит из-за изношенных колодок, тормозного диска, заклинивания тормозных суппортов. Менее очевидные причины – интенсивное торможение, езда на поднятом ручнике. Но это далеко не полный список.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Основные причины, почему греется переднее колесо
Как правило, поиск причин нагрева передних колес начинается лишь после того, как появляются более неприятные симптомы. В частности, когда в салоне запахло горелым металлом, слышны звуки (типа потрескиваний), а кроме того, процесс торможения сопровождается уводом машины в сторону. Водитель пытается найти источник неполадок и довольно быстро обнаруживает, что колесо стало горячим.
Почему же греются передние колеса:
Агрессивная езда, связанная с интенсивным торможением
Процесс торможения – это переход кинетической энергии движения машины в тепловую посредством трения. Можно прикинуть, сколько бензина сгорело в цилиндрах за последнюю поездку, умножьте этот показатель на КПД мотора и дополнительно умножьте полученное значение на 0,8 (так как около 20 % уходит на всевозможные взаимодействия с окружающей средой).
Весь получившийся объем энергии переходит в нагревание тормозных колодок, дисков и барабанов. Часть энергии уходит в воздух, но кое-что передается и на сами колеса. Получается не так уж и мало. Это можно определить сразу же после остановки машины. Само по себе это вполне нормальная ситуация, вопрос в степени нагрева. Вот перечень факторов, которые влияют на данный результат:
- Окружающая температура. В теплое время года, в солнечную погоду, при движении по незатененной дороге колеса могут получить даже больше тепловой энергии от солнечного излучения, чем от процесса торможения.
- Активность торможения. Как часто водитель пользуется тормозами? Как сильно он разгоняется и насколько резко тормозит? Чем резче и интенсивнее этот процесс, тем быстрее кинетическая энергия переходит в тепловую. Колеса просто не успевают остывать.
- Максимальная скорость движения. Как это ни парадоксально, но чем быстрее движется автомобиль (в среднем), тем меньше нагрев тормозной системы (и колес в частности). Дело в том, что на высокой скорости колеса эффективнее обдуваются, и в итоге в потоке набегающего воздуха активнее охлаждаются детали. При этом, стоя в пробке, можно получить даже перегрев колес, потому что в данном случае обдув отсутствует, а значит, металл вполне может раскалиться «до красна».
Чтобы предотвратить взрыв баллонов и расплавление покрышек, следует хотя бы раз внимательно проследить за температурным режимом колес в различные времена года. Кроме того, наблюдать нужно при различных режимах использования тормозов. Следует помнить, что если погода не знойная, а движение осуществляется без частых и сильных торможений, то диски после остановки будут чуть теплыми.
Техническое состояние дисков
Бывает, что и уровень тормозной жидкости в машине находится в норме, и задние барабаны отрегулированы, но при этом все равно наблюдается перегрев тормозной системы. Почему греются передние диски колес? Как правило, дело здесь в самих дисках. Их толщина не должна быть менее 20 мм. Если же она становится меньше, то необходимо устанавливать новый комплект дисков, а заодно и колодок. (К слову, менять их нужно попарно – это значит, что состояние соседнего диска не учитывается).
При расчете срока замены разумнее всего ориентироваться на нормативные рекомендации производителя. В соответствии с регламентом замена дисков должна осуществляться через 150 тыс. км пробега. Колодки меняются намного чаще – каждые 15-20 тыс. км (но и принимать в расчет стиль собственной езды тоже нужно).
Если толщина диска больше 20 мм, а он все равно перегревается, то следует внимательно осмотреть его рабочую поверхность. Плоскость диска должна быть идеально ровной. Если на поверхности образуется волна (не важно, какой высоты), то говорят, что диск «поплыл» – в данном случае контакт с колодками будет хуже в несколько раз. Площадь контакта сократится, а значит, при том же прикладывающемся усилии давление увеличится пропорционально снижению площади.
Обследуя диск, нужно выискивать скрытые проблемы и дефекты, ведь если на нем будут явные трещины, то такой диск точно нужно менять. Если целостность диска не вызывает сомнений, то эффективным способом исправления положения является его проточка (ориентировочная цена – 1500 р. за оба). В некоторых сервисных центрах проточку могут выполнить даже без снятия самого диска.
Степень нагрева металла можно определить по цвету:
- если рабочая поверхность отсвечивает желтым оттенком, то это значит, что максимальная температура доходила до 280 градусов;
- если цвет синий, значит, диск нагревался до 400 градусов;
- если же тормозной механизм разогревался до 500 градусов и более (бывает и такое), то при остывании металл диска неизменно почернеет.
Но, разумеется, не стоит доводить дело до крайностей.
«Полеты» на ручнике
Забыть снять машину с ручника могут не только новички, но и вполне опытные водители со стажем. Надо отметить, что называть это невнимательностью неправильно – скорее, это просто безалаберное отношение к машине и к езде в принципе. А это уже может повлечь большое количество гораздо более серьезных проблем, и избыточный нагрев дисков и барабанов будет далеко не самой большой. Многие эксперты отмечают, что термическая деформация колодок, дисков и барабанов чаще всего является следствием именно забытой «ручки».
Переклинивание поршней тормозной системы
Колодки прижимаются к дискам или барабанам под давлением тормозной жидкости. Это давление образуется при нажатии на педаль тормоза. Жидкость давит на поршень, и последний воздействует на колодки. В итоге машина снижает скорость.
Тормозные цилиндры эксплуатируются в весьма агрессивных условиях, в результате чего внутрь просачиваются дисперсные загрязнения и даже вода. Если придавливаются колодки под относительно сильным давлением тормозной жидкости, то отходят они уже под воздействием слабенькой пружины.
Но если внутрь поршня попадет сравнительно большое количество абразивных загрязнений, плюс шток будет разъеден коррозией, то отход тормозного поршня в исходное положение затрудняется. Как следствие, не смогут отойти от диска и колодки. Да, прижима с усилием, возможно, не будет, но для возникновения перегрева достаточно простого соприкосновения колодок с фрикционным материалом диска (или барабана). Температура во время движения станет неизменно нарастать.
Чтобы произвести диагностику системы, необходимо разобрать тормозной узел и исследовать его на предмет наличия дефектов тормозных цилиндров. Если шток цилиндра не поврежден, то после прочистки его смазывают, герметизируют и устанавливают обратно.
Неочевидные причины, почему греется переднее колесо
- Наличие воздуха в тормозной системе
- Во-первых, воздух будет амортизировать нажатие. Усилие уже не станет передаваться на все 100 %, так как если жидкость не может поменять свой объем, то газ (воздух) на это вполне способен. Сила нажатия колодок на диски и барабаны уменьшится.
- А во-вторых, колодки не смогут отходить от дисков и барабанов, потому что сжатый при надавливании на педаль тормоза воздух при отпуске педали расширится максимально, понизив свое давление вплоть до атмосферного. В итоге на поршень будет оказываться давление, хотя и незначительное, но оно прижмет колодки к дискам и барабанам, обеспечивая то самое касание, которое вполне может привести к перегреву металла колес.
- Прикисшая колодка
- Перетянутый ступичный подшипник
- Отсутствие смазки в подшипнике ступицы
- смазывающий материал выгорает из-за нагрева, образовавшегося в результате трения при излишне сильной затяжке подшипника;
- из-за поврежденных пыльников смазка может быть вымыта водой;
- смазка имеет тенденцию к выработке при длительной эксплуатации без обслуживания.
- Износ подшипника ступицы
- Направляющие суппорта подклиниваются
Почему же от воздуха в магистрали может греться переднееколесо в машине? Тормозная жидкость передает усилие от, по сути, мускульной силы человека (при нажатии на педаль) на шток поршня, который непосредственно связан с тормозными колодками. Гидравлика успешно справляется с этим – она на 100 % передает всю полноту усилия, а состав тормозной жидкости подобран так, чтобы она не замерзала даже в самый лютый мороз. Но вот если в гидравлическую тормозную систему попадет воздух, то это приведет к таким неисправностям:

Обычно дефект «пузыря» проявляет себя после проведения проверки и ремонта тормозной системы. Во время ремонта, как правило, происходит сначала слив, а потом наполнение системы тормозной жидкостью, при которой в магистраль (при неаккуратном наполнении) просачивается воздух. Поэтому после осуществления такого ремонта необходимо обязательно проводить прокачку, направленную на удаление всех возможных газовых включений в системе.
Основная проблема заключается в том, что никаких сенсоров и датчиков, определяющих наличие воздуха в системе, нет. Выявить его присутствие можно, фактически, только по негативному эффекту, когда греется переднее колесо при движении. И после того, как вы обнаружили эту проблему, выставляйте машину на яму, сливайте тормозную жидкость и заливайте заново. А после этого производите прокачку по всем правилам.
Как ни удивительно, но это одна из весьма часто встречающихся неисправностей и причин перегрева тормозных дисков и барабанов. Тормозные колодки обычно прикисают в связи с плохим качеством металла, а также просто из-за несоответствия их размеров штатным показателям, что приводит к неравномерному износу, попаданию грязи и пр.
Выявить данную проблему просто: вывешиваем машину на домкрате и проворачиваем каждое колесо вручную. Если к какому-то из них прилипла колодка, то вращаться по инерции оно не будет даже на четверть оборота. Эту колодку и нужно ремонтировать.
Это уже причина, никак не связанная с дефектом тормозной системы. Зачастую эта проблема при диагностике стоит в самом конце списка. Почему же вообще может греться ступица переднего колеса? Если подшипник ступицы перетянуть (затянуть с чрезмерным усилием), то это давление будет генерировать повышенное трение, которое, в свою очередь, приведет к нагреву всего узла даже при относительно небыстром движении. Обычно следствием этого становится то, что благодаря нагреву в подшипнике выгорает или испаряется вся смазка, и трение дополнительно усиливается в разы.
И здесь достаточно буквально пары километров езды, чтобы остаться вообще без подшипника и с перегретыми колесами.
Диагностика осуществляется так же просто, как и в предыдущем случае: машина вывешивается на подъемнике, затем каждое колесо раскручивается и производится оценка того, как оно вращается по инерции. Если тормозная система работает четко, то быстрая остановка колеса говорит либо о перетяге, либо о состоявшемся износе подшипника ступицы. В любом случае нужно будет нормализовать натяг (просто в случае «перемола» подшипник требует замены, а гнездо для него растачивается).
Смазки в подшипнике может не оказаться сразу по нескольким причинам:
При выявлении отсутствия смазки в подшипнике единственное, что можно предпринять, это полностью заменить сам подшипник на аналогичный, но со смазкой (помните – подшипник без смазки уже поврежден).
Стоит только подшипнику остаться без смазки, как сила трения в нем повышается кратно. Весь узел, во-первых, перегружается, а во-вторых, начинает генерироваться избыточное тепло. Выявить износ можно по характерному гулу от данного узла, вывешенное колесо будет давать люфт поперек оси вращения, а кроме того, следует оценить его температуру. Только не делайте это путем обхватывания ступицы оголенной ладонью. Нагрев обычно происходит не на десяток градусов, а на сотню-другую. Вы можете получить экстремальные ожоги.

И наконец, еще одна причина перегрева колес авто – это переклинивание суппорта. Происходит это из-за грязи, коррозии или же механических повреждений при преодолении препятствий на дороге (ям, бордюров и пр.). Продиагностировать данный дефект просто – достаточно вывесить колесо автомобиля и снять диск. Исправить ситуацию можно с помощью простой промывки (водой или же керосином).
Мнения автовладельцев о причинах нагрева переднего колеса
- Все перебрал – не помогло
- Чек-лист по проверке колеса
- Накачать колеса с утра (когда холодно) до давления, рекомендованного производителем авто.
- Корректно осуществить развал/схождение.
- Выбрать ровный, асфальтированный, безъямный тестовый участок дороги.
- Также выбег должен проверяться в безветренный день.
- Мотор должен быть прогрет, а перед этим проверить, что уровень масла и тормозной жидкости в норме, в бак залито достаточно топлива.
- В салоне остается только водитель.
- Теперь нужно разогнаться до 50 км/ч и на тестовом участке дороге выключить передачу (перевести на нейтралку). Так следует двигаться до полной остановки, не пользуясь тормозами. После остановки сделайте еще один заезд (например, в обратную сторону). Нормальный выбег до полной остановки составляет примерно 500 метров.
- Как только машина остановится, следует замерить температуры ступиц. В нормальном варианте они должны быть слегка теплыми. Но если ступицы реально горячие, значит, нужно не медля ехать в сервис. Заодно там стоит проверить и тормозную систему».
«Внимательно отнесся к замене пальцев: подобрал высокотемпературную смазку (которая до 1000 градусов держит), тщательно проверил целостность пыльников. Но колеса греться не перестали. Далее обследовал тормозные цилиндры – из-за попадающей под манжеты воды они подкисали. Кроме того, тормозная жидкость при долгой эксплуатации избавляется от летучих водородных соединений – спиртовых фракций. Как следствие, в ней остается больше воды, которая начинает взаимодействовать с металлами (корродировать). Сменил манжеты, пыльники и тормозную жидкость.
Но тормоза продолжали греться, а педаль словно подклинивалась. В результате выяснилось, что из-за нагрева портились шланги гидравлической системы – заменил и их. Но на этом не остановился: зачистил наждаком торцы колодок и суппорты, кроме того, напильником убрал ржавчину с внутреннего и внешнего кругов дисков. Вроде, все проблемы ушли».
«Не стоит удивляться, что колодки, диски, барабаны, да и все колесо в целом могут быть горячими, если вы только что приехали. Чтобы продиагностировать работоспособность ступиц и влияние колодок на нагрев, надо проверить выбег машины. Для этого нужно:
Итак, причин, почему может греться диск переднего колеса автомобиля, несколько (равно как и барабанов задних колес). Но в любом случае начинать диагностику нужно с проверки элементов тормозной системы. После этого уже проверяйте узлы ходовой.