Бьет колесо при повороте: как решить проблему
О чем речь? Проблема, когда бьет колесо при повороте, является достаточно серьезной. Если вовремя ее не заметить и не принять соответствующие меры, то дело может закончиться весьма дорогостоящим ремонтом.
На что обратить внимание? Есть разные причины того, что колесо начинает стучать. И если с какими-то можно справиться самостоятельно, то другие требуют немедленного обращения к специалистам станции техобслуживания.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Типы биения колеса
- Взаимосвязь скорости и усиления биения
- Последствия биения колеса
- Причины биения колеса при повороте
- Проверка колеса на биение
- Необходимые действия для самостоятельного устранения проблемы
- Мнение автовладельцев о биении колеса при повороте
Типы биения колеса
Под биением колеса понимается периодическое смещение плоскости вращения диска при движении. Биение может быть:
- радиальным;
- осевым (или горизонтальным).
В обоих случаях при движении будут чувствоваться удары или вибрация, причем чем больше скорость, тем значительнее эти неприятные эффекты. Разберем проблему детальнее.
Осевое биение происходит из-за смещения диска колеса вдоль оси. Эту ситуацию называют «восьмеркой». Причиной «восьмерения» является дисбаланс распределения массы в колесе.
В случае радиального биения имеет место статический дисбаланс. Здесь деформации подвержен сам диск, который принимает яйцеобразную форму. Колебания происходят в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Как правило, вибрация здесь сопровождается переменным вращающимся моментом.
Взаимосвязь скорости и усиления биения
Наличие такой проблемы становится очевидным, когда на корпусе образуется необъяснимая на первый взгляд вибрация на ровной дороге при равномерном движении. Причем с увеличением скорости интенсивность ударов нарастает. Дрожит при этом все: и руль, и металлические детали корпуса, и даже торпедо. Управляемость автомобиля, разумеется, снижается.
Дисбаланс всегда имеет периодичность проявлений – обычно она составляет длину окружности колеса (к примеру, 2 метра). Соответственно, чем больше скорость, тем чаще будут чувствоваться удары, а при высоких скоростях они вообще перейдут сначала в дрожь, а затем в сильную вибрацию. Конечно же, на результирующий эффект влияет и абсолютная величина разбалансировки колеса.
Биение может усиливаться при торможении. В этом случае речь, как правило, идет о статической разбалансировке. Особенностью здесь является то, что вибрация становится более интенсивной именно при нажатии на педаль тормоза.
Последствия биения колеса
Первое, что подвергается сильному и быстрому износу в случае биения, это покрышки. Их истирание происходит неравномерно, что ускоряет темп процесса едва ли не на порядок.
Также «летит» ходовая (то есть подвеска бьющего колеса), а также выходят из строя узлы и детали рулевого управления.
Причины биения колеса при повороте
Колесо (то есть и диск, и покрышка с баллоном) должны быть ровными, сбалансированными и иметь четкую центровку на ступице. Какие же существуют причины возникновения биения:
Общий дисбаланс колеса
Балансировка производится, когда колесо находится в сборе (отдельно диск никто не балансирует). Многие также думают, что она нужна для того, чтобы предотвратить неравномерность истирания покрышек. Да, но главным образом, балансировка требуется именно для того, чтобы при быстром вращении у колеса не создавалось «внутренних противоречий» – центробежных усилий, которые будут вынуждать колесо менять свое положение на ступице.
Обычно дисбаланс проявляется на скоростях 80-120 км/ч. При скорости движения в 100 км/ч машина проезжает примерно 30 метров за секунду. Это означает, что при длине окружности колеса в 2 метра оно делает в секунду 15 оборотов. Для его массы это весьма высокая частота вращения. И здесь достаточно бывает 10-15 граммов дисбаланса, чтобы это отразилось на подвеске – она станет вибрировать, передавая свою дрожь на корпус.
Впрочем, многое зависит и от конструкции самого авто – в иных случаях и 100-граммовая разбалансировка оказывается нечувствительной. Проблема может начаться даже в том случае, если изначально колесо вполне отцентровано. Причиной этого может быть:
- замена шины без последующей балансировки;
- попадание колеса в большую яму на значительной скорости, в результате чего могут слететь грузы-противовесы;
- некорректное использование шин, после чего в них могут появиться пластические деформации;
- длительная стоянка автомобиля без движения;
- смытие грузиков во время автомойки и т. д.
Выход здесь один – повторная балансировка.
Обледенение колеса
Налипание большого количества грязи и замерзшего снега, которые не стряхиваются при качении. В сущности, налипание грязи и снега равносильны обычной разбалансировке. Однако в связи с тем, что масса загрязнения может быть намного выше, вибрации тоже будут сильнее. Особенно часто подобное биение наблюдается при езде по бездорожью (ну или в городских условиях – при езде по сугробам).
Иные удивляются: как может снег или грязь привести к тому, что колесо начинает «восьмерить». А все просто: ведь грузики, используемые для балансировки, имеют вес от 20 до 100 граммов. Попробуйте как-нибудь отколоть кусок льда, налипший на диск колеса и взвесить его. Он может потянуть и на килограмм, и на полтора.
Получить разбалансировку можно и после посещения мойки. К примеру, если грязь налипла на колесе более или менее равномерным слоем, а после этого автомобиль заезжает на автоматическую мойку (где выбирается быстрый режим), то колеса качественно могут и не промыться.
В итоге с части колеса грязь смывается, а с другой его части – нет. Образуется дисбаланс, который в итоге приводит к биению. Вывод здесь один – мойке колес нужно уделять повышенное внимание. Жаль, что не всегда тщательно промыть колесо возможно без его демонтажа.
Нарушение геометрии покрышки
Резина (особенно с высоким профилем) может изменять свою геометрию. Причин этого несколько:
- либо шина изначально была некачественной;
- либо шину неправильно эксплуатировали: длительная стоянка, простой на спущенном колесе, повышенное или пониженное относительно нормы давление в баллоне, регулярная перегрузка, неаккуратное вождение по ямам и кочкам, использование несезонной резины.
В случае стоянки на спущенном колесе есть шанс, что шина примет первоначальную форму, но вот если машина долгое время пробыла на стоянке, то это чревато возникновением пластических изменений (то есть не поддающихся исправлению). Можно будет лишь побороться с последствиями – провести дополнительную балансировку.
Есть еще один визуально определяемый дефект – так называемая грыжа (радиальная). Она выглядит как шишка на протекторе. Разумеется, это место быстро истирается и образуется пролысина – дыра. Исправить данный дефект не получится даже с помощью наваривания – резину нужно полностью менять.
Деформация диска
Если попасть на высокой скорости в яму или в ДТП, то в зависимости от силы удара в дальнейшем могут образоваться вибрации. Разумеется, эффект будет наблюдаться и на кузове, и на руле.
Удар по колесу способен не только деформировать его, но и усилить дисбаланс. Если деформация незначительная (1-2 мм в осевом или радиальном направлении), то все можно исправить с помощью качественной балансировки. Но иногда яйцеобразное колесо можно только заменить, или же придется осуществлять его правку на специальных стендах, чтобы нормализовать геометрию.
Сбой центровки ступицы
Вибрация тогда бывает сильнее, чем в случае разбалансировки, и проявляется эта дрожь на существенно меньших скоростях (например, 40 км/ч и менее). Такой эффект чаще всего можно встретить в случае установки неоригинальных дисков, когда ступичное отверстие на диске имеет больший диаметр, чем диаметр самой ступицы. Чтобы определить эту причину, нужно вывесить колесо, открутить болты крепления и вручную выявить наличие люфта. Но если диск сидит плотно, значит, причину стоит поискать в другой сфере.
Проблему люфта можно устранить с помощью установки центрующих колец либо просто заменив диски.
Наличие коррозии и грязи на привалочной плоскости диска
Эта плоскость непосредственно прилегает к ступице и тормозному диску. Здесь возможны два варианта:
- диск чистый и имеет корректную центровку и балансировку, а поверхность ступицы грязная, в результате чего диск садится на нее неидеально ровно (в итоге будет наблюдаться биение);
- ступица чистая, а вот поверхность на диске имеет загрязнения и следы коррозии (в таком случае диск никогда не сядет на ступицу ровно, ведь там достаточно доли секунды уклона).
При обеих причинах нужно зачищать поверхность (диска или ступицы). Во втором случае нужно будет еще раз балансировать диск.
Иные причины
Не всегда виновниками биения выступают проблемы на колесах. Вот иные возможные причины:
- Вибрации из-за неисправности приводных валов и ШРУС.
- Дефект на карданном валу (к примеру, изношенные крестовины).
- Биение тормозных дисков (из-за неравномерного истирания).
- Износ резиновых соединений ходовой.
- Переклинивание тормозных механизмов.
- Проблемы с коробкой передач.
В случае если колесо начинает бить при повороте руля, то это значит, что из строя вышли либо ШТРУС (шарниры равных угловых скоростей – тогда при повороте будет слышен характерный хруст), или же сайленты.
Конечно же, нельзя забывать и о подшипниках – их также нужно проверять во время любого ремонта ходовой. Вообще, все детали подвески следует осматривать при проведении каждого планово-предупредительного ремонта.
Самый первый тревожный звонок – это проблемы с пыльниками. Они могут растрескаться, в результате чего в шарнирное сочленение начнет попадать абразив и вода. Дефектные пыльники нужно менять как можно скорее. Также причиной легкого потрескивания станет попадание песчинок (абразива – оксида кремния) в смазку.
Проверка колеса на биение
Очень важно вовремя обнаружить проблему. Зачастую биение колес выявить крайне сложно. Заметным и некомфортным для водителя и пассажиров авто вибрация становится уже при весьма запущенном дисбалансе. Так что проводить диагностику балансировки всех колес рекомендуется регулярно. А если вы меняете шины, то делать это надо в обязательном порядке, особенно если на руле появляется какая-то вибрация.
При подозрении на биение колеса в первую очередь выявляют геометрические дефекты: колесо вывешивается на домкрате, и с помощью специального оборудования определяется уровень биения. Устройство способно определить геометрическое нарушение до 0,5 мм (к слову, такой дисбаланс исправляется с помощью грузиков – для этого колесо требуется снять).
Необходимые действия для самостоятельного устранения проблемы
Здесь все достаточно просто и логично:
- Сначала нужно убедиться, что вибрация присутствует на различных типах покрытий, а не только на бездорожье.
- Все колеса нужно тщательно очистить от всевозможных загрязнений (в том числе с внутренней стороны). Затем исследуют диски на наличие деформаций. Из протектора покрышек удаляют все посторонние предметы (типа мелких камней).
- Следует проверить уровень затяжки болтов на колесах. Подтяжку крепежей также необходимо производить на свободно вывешенном колесе.
- Далее следует проверить, все ли балансировочные грузики находятся на своем месте. То есть для этого вы должны знать об их изначальном расположении на колесах (лучше сделать снимки каждого колеса на смартфон). Если какого-то груза нет (слетел), то это серьезная причина пройти балансировку данного колеса заново.
- Проверяем давление в баллонах. Делать это нужно только на холодных колесах: машина не должна перед этим стоять на солнце, и после последней поездки следует выдержать паузу не менее 2 часов. Нормой считается давление, соответствующее рекомендациям производителя – информация помещается на заводской информационный жетон (наклейку или стикер).
- Ну и если все указанные проверочные мероприятия не прояснили ситуацию, то нужно обращаться на СТО (вообще, самым правильным будет поехать туда сразу же).
После проведения шиномонтажных работ в течение как минимум 1 недели следует исключить приемистые старты и резкие торможения. Это необходимо для того, чтобы не допустить проворачивания покрышки на диске.
Мнение автовладельцев о биении колеса при повороте
- Все оказалось просто
- Виновата грыжа
- Редко, но бывает
- Это все дороги…
- Просто смена колес
- Проблема оказалась в шинах
«После замены летней резины на зимнюю при левом повороте на скорости в 90-100 км/ч стало бить правое колесо. Причем так, что за руль трудно держаться. Но стоило притормозить, как эффект пропадал. Что интересно: при движении прямо или повороте направо ничего подобного не наблюдалось. Также вибраций не было и на летней резине. Проверял все тщательно и долго: люфтов не выявил, нигде ничего не болтается, шарниры все целы. Проблема оказалась простой, как оглобля, – затяг болтов был некачественным. Выяснилось это на сервисе. В общем, ларчик просто открывался».
«Ездил в Рязань: туда-обратно – 6 сотен км, там – 2 сотни. Итого 800 км. Все было спокойно, а как вернулся, началось биение. Дрожь возникала на скорости от 60 км/ч и выше.
После того как внимательно осмотрел колесо, то увидел едва заметную грыжу на протекторе (хорошо, что по центру, а не с краю, а то было бы намного сложнее заметить)».
«Бывает, что сайлентблоки разбиваются вусмерть. В итоге колесо начнет болтаться на ходу, после чего, разумеется, дисбаланс наступит сам собой. Центральная втулка будет раздолбана, и все резиновые прокладки однозначно окажутся изношены. Впрочем, это бывает достаточно редко».
«Зимняя резина при оттаивании дорог получает "по зубам" от некачественного асфальта. После замены зимние покрышки отлеживаются летом в гараже. При этом если удары от попадания в ямы были значительными, то корд с повреждениями планомерно расползается, и при следующей замене осенью образуется грыжа. Это может быть к тому же усилено некорректным хранением покрышек».
«Било у меня как-то колесо при повороте налево. Полностью поменял подвеску, несколько раз делал балансировку и пр. Но, к сожалению, только на передней оси. А вот проблема была на задней – одно из колес было откровенно кривым, а потому и било. Заменил колеса – все прошло. А вибрация была такой, что руль в руках трудно удержать было, особенно на скорости от 90 км/ч и выше».
«В левом повороте на скорости в 95 км/ч решил притормозить двигателем, так словил такой глюк! Колесо начало бить при левом повороте в движении. Самостоятельно проверил все, что мог, (перебрал подвеску, внимательно осмотрел шины). В сущности, проблема оказалась именно в шинах (после замены летних покрышек на зимние)».
В современных условиях для очень большого числа граждан автомобиль является неотъемлемым атрибутом нормальной жизни, с помощью которого выполняются дела по работе и организуется досуг. Однако, эксплуатируя нашего железного коня, мы зачастую остаемся глухи к звукам, вибрациям и другим сигналам, которые свидетельствуют о приближении крупных неисправностей.
Да, небольшие вибрации часто ни о чем серьезном не свидетельствуют, но иные (особенно возникающие регулярно) могут быть весьма опасны. Биение колеса при повороте – это даже не сигнал, а маркер наличия дефекта, который нужно исправлять без промедления.