Зачем нужна балансировка колес: причины дисбаланса, периодичность осмотра, способы балансировки
Зачем нужна? Балансировка колес – это процесс равномерного распределения веса вокруг колеса. Он помогает обеспечить плавность хода и улучшить эксплуатационные характеристики автомобиля. Дисбаланс веса может привести к более быстрому износу шин, вибрации рулевого колеса и даже к повреждению подвески.
Почему еще важна? Помимо продления срока службы шин и подвески, балансировка колес также улучшает экономию топлива. Шины легче катятся по дорожному покрытию, что снижает трение и повышает эффективность использования топлива. Наконец, регулярная балансировка колес помогает повысить безопасность на дороге, обеспечивая быстрое реагирование автомобиля на поворот или торможение.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что такое балансировка колес
Балансировка представляет собой манипуляцию по совмещению центр масс колеса с осью вращения, чтобы исключить биение, передающееся во время езды на рулевое колесо и корпус машины в виде вибраций.
Грузики как противовес фиксируют напротив наиболее тяжелой части автоколеса. Так как оно представляет собой трехмерный объект, важно, чтобы грузики располагались с двух сторон колесного диска.
Зачем нужна балансировка колес
При изготовлении автопокрышек масса изделия по ободу распределяется неравномерно.
Происходит это по множеству причин, к примеру наплывов резины, слоистости структуры. В результате вес сторон автопокрышки отличается на несколько граммов. Из-за этого во время движения возникают сильные вибрации.
С повышением скорости тряска заметно усиливается. Колебания не просто делают езду некомфортной, но и снижают устойчивость автомобиля на трассе. Это может привести к тому, что транспортное средство станет неуправляемым.
Сильные вибрации ощущаются, если сайлентблок не справляется с огромной амплитудой. Появляется резонанс, колебания начинают передаваться на все конструктивные элементы авто.
На скорости около 40 километров в час вибрации будут чувствоваться на рулевом колесе, а также на педалях.
По достижении 60-80 километров в час даже пассажирам станет некомфортно, поскольку начнут вибрировать кресла и весь салон автомобиля.
Причем сила колебаний постоянно меняется: можно ощутить их пик, когда будут трястись вещи в бардачке и багажнике. На повышенной скорости вибрации исчезают, и это значит, что колебания колеса не резонируют с кузовом авто. Как только вы сбросите скорость, тряска снова почувствуется.
Нельзя легкомысленно относиться к подобной проблеме. Из-за сильных колебаний страдает конструкция авто. Покрышки быстро и неравномерно стираются, в результате биение становится еще заметнее.
Из-за вибраций приходят в негодность амортизаторы, выходит из строя ходовая часть машины. Шарниры, включая резинометаллические, быстро ломаются. Если продолжить эксплуатацию авто в таком режиме, произойдет поломка руля, элементов мотора и коробки переключения передач. Колебания приводят к тому, что изнашиваются соприкасающиеся детали автомобиля. В результате могут повредиться даже патрубки охлаждающей системы ДВС.
Теперь вы знаете, зачем нужна балансировка колес автомобиля после замены шин. Если не выполнить эту процедуру, спустя пару месяцев растрескаются сайлентблоки, выйдут из строя ходовая часть авто и другие важные механизмы.
Нужна ли балансировка колес на грузовике
Зачем нужна балансировка колес на грузовых авто? В современных реалиях без этой процедуры не обойтись. Раньше качество дорожного полотна оставляло желать лучшего, и многие водители грузовиков не считали нужным тратить деньги и время на балансировку. Многие уверены, что из-за плохих дорог проводить данную манипуляцию нецелесообразно. После поездки по кочкам и выбоинам машину придется ремонтировать, в том числе залатать колеса, после чего автомобиль с можно будет эксплуатировать дальше. Однако сегодня все изменилось.
На современных трассах отличный асфальт, по которому могут на высокой скорости передвигаться не только легковые авто, коммерческий транспорт, но и грузовики. При необходимости на СТО можно выполнить все необходимые манипуляции по ремонту.
Некоторые ошибочно полагают, что грузовые автомобили весят слишком много, поэтому нет смысла бороться с дисбалансом колес. Дело в том, что даже небольшая выбоина на трассе при таком весе окажет сильное влияние на ходовую часть авто.
Чтобы разобраться с этим, выполним необходимые расчеты.
Общая масса грузовика распределяется на 6 или 8 колес. Таким образом, каждое из них испытывает статическую нагрузку в 1-2 тонны.
Если есть дисбаланс, дополнительное давление будет воздействовать на одну и ту же область. К примеру, дисбаланс в 0,5 % от веса колеса считается нормой. Но даже при минимальном значении на скорости 100 километров в час, на колесо и подвеску будет воздействовать давление в 50 кг.
То есть 8 раз в секунду одной из сторон колесо на 2-5 % будет сильнее биться о дорожное покрытие. В то же время на ходовую часть действует сила в 50 кг с частотой 8 Гц.
Частота данных колебаний с течением времени по своему значению приблизится к частоте вибраций подвески, в результате из-за резонанса возникнут повреждения конструкции авто.
Дисбаланс каждого колеса отличается, однако все они вращаются с одинаковой частотой. Это приводит к тому, что происходит разбалтывание ходовой части. На подвеску воздействует давление с четырех сторон с одинаковой частотой.
Выбоины и ямки на асфальте не так ухудшают ситуацию, поскольку покрышки стачиваются равномерно. При дисбалансе возникает точечный износ, в результате конструкция автомобиля изнашивается еще сильнее.
Важно проводить балансировку колес, чтобы автошины изнашивались равномерно и прослужили указанный эксплуатационный срок, так же как и другие элементы авто. Цена данной процедуры небольшая, выполняется она быстро, поэтому при необходимости следует заехать на СТО и отбалансировать колеса.
По всему миру балансировка является обязательной при прохождении ТО транспортного средства. Выполнение этой манипуляции позволит исключить возникновение неприятных ситуаций на дороге.
Когда нужно делать балансировку колес
В ряде случаев без балансировки не обойтись:
- после монтажа автошины на колесный диск;
- появилось биение рулевого колеса;
- пробег автомобиля 15 000 км;
- колесо попало в выбоину или вы наехали на препятствие на высокой скорости.
Что касается монтажа и биения, здесь вопросов к проведению этой процедуры не возникает.
Но зачем нужна балансировка колес при достижении указанного пробега?
Дело в том, что происходит истирание покрышек, на зимних колесах вылетают шипы, диски деформируются, особенно если они штампованные.
Также грузики, применяемые во время балансировки, могут отвалиться. Важно провести проверку колес, оплатив небольшую сумму за эту работу. Если с ними все хорошо, мастер вернет их обратно без внесения каких-либо изменений.
Если вы заметили вибрации и биение, следует провести осмотр дисков. Если они легкосплавные, вы сразу определите, что налипла грязь. Увидеть снег и грязь на штампованных моделях достаточно сложно.
Чтобы устранить данную проблему, следует отправиться на автомойку. Здесь же можно удалить застрявшие в резине мелкие камни.
Зачем нужна балансировка колес при смене резины, когда сезонный комплект установлен? Эта процедура необходима, поскольку покрышки могли износиться, а диски погнуться. Если вы достаточно активно эксплуатируете авто, следует проводить балансировку каждый раз при смене резины. Когда вы ездите на машине редко, эту манипуляции рекомендуется выполнять раз в два сезона.
Как понять, что пришло время отбалансировать колеса
Автомобилист с большим опытом сразу поймет, что требуется балансировка, поскольку изменится поведение машины во время езды.
Признаки того, что нужно отбалансировать колеса:
- рулевое колесо вибрирует и дрожит, особенно сильно на большой скорости;
- машина плохо управляется, уходит с нужной траектории;
- колеса шумят неравномерно во время езды по идеальному асфальту;
- вибрирует задняя часть авто при дисбалансе задней оси;
- резина износилась неравномерно, на покрышках есть залысины.
Подобные признаки появляются и при неправильной работе ходовой части и проблемах с рулем. Если после балансировки ничего не изменилось, следует продиагностировать машину.
Балансировка нужна также при возникновении дефектов покрышек и дисков, заметить их можно, если внимательно осмотреть автомобиль.
Виды и причины дисбаланса
Чтобы определить вид дисбаланса, обращайте внимание на особенности вибрации:
Продольные (динамические)
В этом случае колесо отклоняется из стороны в сторону, словно шатаясь. Чаще всего такой вид дисбаланса появляется на широких покрышках. Дело в том, что они достаточно тяжелые, поэтому сила инерции у них большая. Во время поворота машины происходит смещение направления инерции колеса с оси вращения, колесо гуляет, появляются вибрации на руле.
Вертикальные (статические)
Колесо отклоняется сверху вниз, подпрыгивает. Эта проблема возникает на всех колесах, когда по окружности неравномерно распределен вес. В результате возникают проблемы с ходовой частью авто.
Комбинированный дисбаланс
В этом случае колесо бросает по всем направлениям. Данную проблему легко можно устранить, посетив СТО.
Если в колесе распределение тяжести неравномерное, то это негативно скажется на состоянии авто. Дело в том, что даже новые, дорогостоящие автошины не обладают 100 % точным балансом. В определенной точке колеса будет наплыв, незаметный при визуальном осмотре. Балансировка – обязательная процедура при обслуживании машины. Чтобы сохранить рулевое управление и подвеску авто в идеальном состоянии, регулярно проводите балансировку.
Как делают балансировку колес
Есть четыре технологии проведения балансировки, в каждом из описанных случаев используется разное оборудование.
Статическая (ручная) балансировка
В этом случае колесо закрепляют на оси, чтобы оно свободно вращалось. Мастер определяет смещение массы. Чтобы найти статистический дисбаланс, колесо вращают в вертикальной плоскости, для определения динамического и комбинированного дисбаланса – в горизонтальной.
Если есть проблема, то раскрученное колесо будет останавливаться в одном положении, при котором самая тяжелая часть окажется внизу. Данный способ простой и доступный, однако недостаточно точный. Чтобы работа была выполнена качественно, мастер должен быть опытный. В современных автосервисах эту технологию не применяют, данная услуга обычно встречается в частных гаражных СТО.
Динамическая балансировка на стенде
Колесо фиксируют на оси специального стенда, затем его вращают. Во время этой манипуляции датчики выявляют и определяют дисбаланс. Затем мастер, учитывая полученную информацию, определяет места установки грузиков. Работа будет завершена, когда дисбаланс станет нулевым.
Автоматическая балансировка порошком
Колеса наполняют специальным порошком (это могут быть гранулы и бисер), который под действием центробежных сил распределяется по внутренней поверхности шины, таким образом колесо уравновешивается.
В результате воздействия статического электрозаряда, который возникает при трении, порошок прилипает к колесу и удерживается в определенных точках.
С помощью данной технологии можно быстро провести балансировку колес грузовых автомобилей. Однако стоимость гранул высока, их нужно правильно дозировать, учитывая габариты колеса и дисбаланс.
Финишная балансировка на автомобиле
Колесо машины поддомкрачивают, приставляя оборудование для балансировки с роликом и датчиками.
Ролик раскручивает колесо до скоростей порядка 90-100 км/ч, после чего датчики фиксируют появляющиеся колебания, определяя точки для грузиков и их массу.
Поскольку одновременно с колесом крутятся ступица, тормозной барабан или диск, а также полуось привода, данный способ балансировки обеспечивает высокую точность уравновешивания инерционных сил. Поэтому биение будет полностью устранено. Плюс этой технологии – повышенная точность, минусы – процедура дорогостоящая, встречается достаточно редко.
В нижеследующей таблице сравнены технологии балансировки. Изучив представленную информацию, вы сможете подобрать для своего авто наилучший вариант выполнения данной процедуры.
Вид балансировки |
Плюсы |
Минусы |
Специфика проведения |
Средняя стоимость на сезон* 21–22, руб. |
---|---|---|---|---|
Мастер самостоятельно устанавливает грузы. |
Невысокая цена. Применяется в гаражных условиях. |
Недостаточная точность. Важно, чтобы мастер был опытный. Риск перевеса по грузикам. Грузы отрываются во время езды. |
Поскольку точность небольшая, эта технология подходит для работы с маленькими колесами легковых автомобилей, которые передвигаются на низкой скорости до 100 км/ч. |
Бесплатно, нужно купить лишь грузы, если вы проводите процедуру сами. Данная технология не используется на СТО. |
В шину добавляется специальный порошок. |
Процедура выполняется быстро. Не требуется часто балансировать колеса. Подходит для грузовых автомобилей. |
Небольшая точность для маленьких колес (до 15 дюймов). Высокая цена, особенно если сравнивать с балансировкой грузиками. Ниппель засоряется порошком. |
Технология используется для больших колес с диаметром более 15 дюймов, поскольку точность балансировки небольшая. |
2–3 тыс. рублей –для легковой машины. 3–5 тыс. рублей – для джипа. От 5 тысяч рублей – для грузовых авто. |
Динамическая балансировка на специальном стенде |
Повышенная точность. Доступность. Средняя цена. |
Грузы могут отлететь при езде по грунтовой дороге, во время мойки, визуально колесо выглядит непривлекательно. |
Данная технология применяется чаще всего, подходит для любых машин. |
1–1,5 тыс. рублей – для легковой машины. 2–4 тыс. – для джипа, паркетника. От 3–5 тысяч – для грузового авто. |
Финишная балансировка колес на машине |
Сверхточность. Небольшое количество грузов. |
Большая цена. Технология применяется не во всех автосервисах. |
Подходит для спорткаров, но эта технология не используется для грузовиков, коммерческого транспорта. |
4–6 тыс. рублей – для легковой машины. 6–10 тыс. – для джипа. Для грузовиков не применяется. |
При выполнении балансировки следует придерживаться важных рекомендаций:
- Удаляем грузики, которые были установлены ранее.
- Диск очищаем от загрязнений изнутри и снаружи. В противном случае эффективность балансировки снижается, поскольку куски грязи изменяют приложение сил.
- Правильно устанавливаем шину на диск. Если этого не сделать, балансировка будет выполнена неверно.
- Пластиковые колпачки устанавливаем до проведения измерений, чтобы балансировка была проведена качественно.
Мнение автовладельцев о разбалансировке колес
- Сами проверяйте, как вам отбалансировали колесо
«6 месяцев назад поехал на балансировку, друг порекомендовал после работы мастера установить колесо на станок и прокрутить. Прислушался к его совету, и был неприятно удивлен.
После балансировки колеса показатели были нулевые, после того как мастер снял колесо, и я потребовал его установить снова, показатели оказались 10–50 г! Неопытный мастер так и не понял, для чего мы потребовали заново проверить колесо».
- Отсутствует биение в рулевом колесе
«Многие думают, что если бьет в руль, то нужно балансировать колеса. На моем авто установлены мягкие шины "Йокогама", 18-е диски, жесткая подвеска. Никакого биения даже на большой скорости нет, даже при дисбалансе 35 г. Только по одному признаку можно понять, что требуется балансировка: когда на скорости 100 км/ч плавно торможу, возникнет биение. Но на скорости 150 км/ч даже когда оттормаживаюсь, биения нет».
- Как определить, что нужна балансировка колес?
«Не нужно сразу устанавливать грузы. Прежде всего выставляем покрышки на дисках по биению. При вращении колеса вы увидите биение по высоте. Тогда проворачиваем резину на диске, чтобы уменьшить биение (но в этом случае мастеру придется использовать много грузиков, а им это невыгодно).
После балансировки нового колеса важно повторно выполнить эту процедуру через 1 тыс. км пробега, тогда резина ляжет на диск, и симптомы дисбаланса исчезнут».
- Балансировку нужно выполнять в проверенном месте
«На моем авто японские колеса прослужили два сезона. Не было никаких симптомов дисбаланса. Но как только мастер плохо выполнил балансировку, стало бить в руль. Поэтому не доверяйте неопытному шиномонтажнику дорогостоящие колеса».
Чтобы передвижение на машине было полностью безопасным и комфортным, важно своевременно выполнять балансировку колес.