Компьютерная диагностика автомобиля: когда нужна, как проводится
Что включает в себя? Компьютерная диагностика автомобиля анализирует три основных узла, подлежащих проверке: двигатель, подвеску, АКПП. Дополнительно проверяют работу бортовой сети, систем кондиционирования и безопасности.
Сколько стоит? Есть два пути – обратиться в сервисный центр за профессиональной услугой или купить любительский диагностический сканер. Не всегда самостоятельная проверка оказывается выгоднее по деньгам, не говоря уже о качестве диагностики. На СТО стоимость диагностики стартует от 600 рублей. Если так мало, то зачем покупать собственный сканер?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что собой представляет компьютерная диагностика автомобиля
- Разница между любительской и профессиональной компьютерной диагностикой
- Компьютерная диагностика ходовой части автомобиля
- Компьютерная диагностика двигателя автомобиля
- Компьютерная диагностика коробки-автомата
- Отзывы автовладельцев о компьютерной диагностике
Что собой представляет компьютерная диагностика автомобиля
Компьютерная диагностика представляет собой процесс, в ходе которого к машине подключают специальный сканер с программой, выявляющей поломки электронных систем, ошибки, а также другие данные, свидетельствующие о том, как работает машина в данный момент.
ЭБУ стали внедрять в автомобили намного раньше, чем инжекторную систему подачи топлива. Так, на большинстве карбюраторов и топливных систем Jetronic стояли самые простые электронные блоки управления. В них были заложены таблицы топливной карты с необходимыми пропорциями топливной смеси.
Такое решение сделало эксплуатацию автомобиля более комфортной, поскольку не нужно было заниматься регулировкой карбюратора, а также подбором жиклеров. Затем начали проводить электродиагностику топливной системы.
Позднее стали использовать моноинжектор, оснащенный настоящим БУ. Он имел простейшую конструкцию, поэтому электронный блок управления передавал минимальное количество данных о работе силового агрегата, топливной системы. Дело в том, что в нем не было датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), а также кислородного датчика, кроме того, применялся трамблер, а не модуль зажигания.
В итоге был разработан инжектор. Такая система впрыска горючего позволила легко менять характеристики топливной смеси относительно режимов работы ДВС.
Сегодня электронный блок управления перед запуском двигателя автоматически диагностирует электронные системы автомобиля. Если есть какие-либо проблемы, на панели приборов высвечивается надпись Check, указывающая на то, что необходимо устранить неполадку.
Усовершенствованные ЭБУ сами удаляют ошибки из памяти. Поэтому при необходимости вы всегда сможете продиагностировать состояние и качество ремонта ДВС.
Компьютерная диагностика автомобиля выполняется на всех узлах, которыми управляет электронный блок. К ним относятся климат-контроль, электроусилитель руля, активная подвеска, коробка-автомат, преселективная трансмиссия, мультимедийные устройства, система управления комфортом.
С помощью компьютерной диагностики автомобиля со 100%-ной точностью удастся выявить поломку электронной системы. В результате вы:
- поймете, исправны ли все системы и узлы автомобиля;
- сбросите ошибки и устраните поломку;
- отследите работу мотора в настоящий момент;
- сможете внести корректировки в ряд характеристик авто.
Разница между любительской и профессиональной компьютерной диагностикой
По сравнению с мотор-тестером, автосканер не является измерительным прибором. Он всего лишь считывает данные, которые передает ЭБУ. Цель этого прибора – расшифровка собранной информации.
Используя полученные после компьютерной диагностики автомобиля сведения, зная код ошибки и особенности поломки, можно быстро отремонтировать машину. В ряде ситуаций бывает сложно определить причину неисправности, однако сканер покажет, какие датчики и элементы электронной схемы могли выйти из строя.
Дилеры используют профессиональные автосканеры, предназначенные для конкретной марки автомобиля. Такая компьютерная диагностика автомобиля поможет:
- определить коды ошибок и расшифровать их;
- зафиксировать информацию и проанализировать ее;
- выполнить перепрограммирование, адаптацию и кодировку ЭБУ;
- убрать ошибки;
- провести активацию работы всевозможных реле и устройств;
- изучить все характеристики электронного узла, получить данные с датчиков.
С помощью такого автосканера удастся понять, нормально ли работают ДВС и трансмиссия, продиагностировать остальные узлы с электронной схемой, к примеру:
- электроусилитель рулевого колеса;
- тормоза с ABS;
- пневматическую подвеску;
- мультимедийный центр;
- сигнализационную систему.
Если вы планируете сделать самостоятельно компьютерную диагностику автомобиля, помните, что цена дилерского сканера 40 000-50 000 руб. Для тех, кто не занимается профессионально автодиагностикой, покупать такой сканер нецелесообразно.
Если вы не умеете обращаться с таким оборудованием, можно случайно перепрошить машину, выбрать неправильные настройки, в результате возникнут серьезные проблемы, поскольку электроника не будет работать нормально.
Чтобы своими руками выполнить компьютерную диагностику автомобиля, следует приобрести бюджетный сканер, подходящий для всех моделей машин (либо марочный – для определенного бренда авто).
Стоимость подобных приборов невелика, они подходят для всех моделей авто. Оптимальное решение – приобрести мультимарочный сканер, разработанный на базе чипа ELM327.
Используя его, вы сможете разобраться, о чем говорят мигающие индикаторы на приборной панели, к примеру, Check, определить код ошибки.
С помощью такого сканера получится выяснить, какие есть ошибки в работе электроники, даже если на панели проборов не мигают индикаторы.
Компьютерная диагностика ходовой части автомобиля
Проверять ходовую часть необходимо, если вы обнаружили симптомы поломки. К примеру, переднюю или заднюю часть машины заносит, шины износились неравномерно, появились посторонние звуки во время движения и на поворотах. Если система ABS срабатывает ложно, наблюдается большой люфт рулевого колеса, скорее всего, есть проблемы с подвеской.
Компьютерную диагностику автомобиля следует провести, если на приборной панели высветился индикатор о какой-либо неисправности.
В каких случаях нужно продиагностировать ходовую часть:
- при совершении маневров вы слышите стук;
- покрышки изношены неравномерно;
- посторонние шумы возникают во время езды по плохой дороге;
- машину заносит;
- автомобиль сильно трясет во время езды;
- срабатывание ABS происходит неправильно.
Первое, что нужно сделать, – это проверить подвеску самостоятельно. При обнаружении зазоров между элементами следует обязательно провести КД.
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля
Проверить силовой агрегат с помощью сканера необходимо в том случае, если двигатель долго не может прогреться, а потребление топлива увеличилось, машина разгоняется с трудом.
Нельзя откладывать с компьютерной диагностикой автомобиля, если вы не можете завести двигатель или, когда цвет выхлопа сизый или черный.
При проведении КД можно также измерить компрессию.
Если на приборной панели загорелся индикатор Cheсk, нужно обязательно продиагностировать автомобиль, чтобы выявить причину неисправности.
Почему требуется компьютерная диагностика мотора:
- на «приборке» высветился индикатор, указывающий на одну из двухсот возможных ошибок в работе ДВС;
- машина стала больше потреблять топлива, возможные причины – засорился воздушный фильтр, вышли из строя датчик расхода воздуха, лямбда-зонд либо иные элементы топливной системы, поэтому сгорание топлива происходит слишком быстро.
Суть компьютерной диагностики любых двигателей заключается в том, что расшифровываются коды, которые показывают, правильно ли функционирует электронная система. Эти коды отражаются на экране автосканера в виде символов.
Диагност умеет выполнять расшифровку полученной информации. Специалист оформит отчет, опишет поломки, продумает возможные варианты решения проблемы.
Компьютерная диагностика коробки-автомата
Тестировать трансмиссию необходимо в тех случаях, когда включение автомата происходит рывками, возникают посторонние звуки, пробуксовки, машина потребляет больше горючего и масла. С помощью автосканера получится определить ошибки БУ АКПП, вывести показания датчиков и регуляторов.
В каких еще ситуациях потребуется диагностировать АКПП:
- на приборной панели мигает индикатор;
- вы планируете приобрести подержанный автомобиль;
- ежегодно в профилактических целях.
Важно регулярно диагностировать трансмиссию, чтобы своевременно выполнить ремонт коробки. Так вы обезопасите себя от затрат на дорогостоящий капремонт.
Когда пробег у машины достаточно большой, рекомендуется сделать КД. Учитывайте эксплуатационный режим: если вы регулярно перевозите на машине тяжелый прицеп, из-за повышенных нагрузок АКПП быстрее выйдет из строя.
С помощью правильно проведенной диагностики вы сможете понять, когда придет время менять трансмиссионную жидкость, промывать гидроблок, чистить соленоид.
Во многих автосервисах данные услуги специально навязывают, даже если они не нужны. Обычно автовладельцы жалуются на толчки во время торможения, когда происходит переключение с третьей на первую передачу.
С помощью сканера получится определить, что причина – в устаревшей прошивки ЭБУ, и АКПП необходимо перенастроить. Когда будет установлено новое ПО, толчки пропадут.
Отзывы автовладельцев о компьютерной диагностике
Хороший сканер всё покажет
«Если автосканер профессиональный, он не просто покажет, какая лампочка не работает, но и построит график по типу осциллографа. Например, мне важно понять, что с лямбдой, но диагностический разъем показывает лишь то, есть сигнал или нет.
Но какой именно сигнал – чтобы это понять, нужен осциллограф (его время, фронты сигнала, как работают форсунки). Такую работу выполнит только профессионал с дилерским сканером».
Компьютерная диагностика решила проблему
«На моем автомобиле сделали компьютерную диагностику мотора. На холостом ходу прыгали обороты, машина потребляла топливо сверх нормы. В результате сделали промывку блока дроссельной заслонки, сняв ее предварительно.
Прошлый раз горе-мастера выполнили эту процедуру без снятия, в итоге грязь попала на шарнир, он практически не двигался.
Просканировали авто до и после ремонта, результаты распечатали и мне отдали. Диагност все подробно рассказал, в чем была проблема, но я сам в этих бумагах ничего не понимаю. Подытоживая, скажу, что поломку удалось устранить. Не знаю, помог ли сканер, или просто механик опытный, но считаю, что от КД есть реальная польза».
Результаты компьютерной диагностики подвески
«Попал в небольшую аварию на своей машине. Где сделать компьютерную диагностику автомобиля, вопрос не стоял – сразу поехал в надежный автосервис. Удар пришелся на заднюю часть авто. Чтобы понять, повело подвеску или нет, обратится в сервис. Диагност все сделал быстро и качественно, "ходовка" оказалась в полном порядке.
Проверили тормоза, компрессию, расположение колес. На руки мне отдали распечатки, где сказано, какие запчасти стоит восстановить, а именно правый амортизатор и левый рулевой наконечник. Симметрия колес была нормальной».
Компьютерная диагностика автомобиля предоставляет возможность быстро и со 100%-ной точностью определить, какие проблемы есть в двигателе, подвеске или трансмиссии. Многие автовладельцы на своем опыте доказали, что с помощью этой простой процедуры можно исключить риск капитального ремонта машины.