Ремонт вариатора «Ауди А4»: когда требуется и как проводится
Из этого материала вы узнаете:
- Принцип работы вариатора
- Признаки проблем с вариатором
- Распространенные неисправности вариатора «Ауди А4»
- Самостоятельный ремонт вариаторной коробки «Ауди А4»
- От чего зависит стоимость ремонта вариатора в сервисе
- Замена масла в вариаторе
- Стоит ли покупать «Ауди» с вариатором: мнения автолюбителей
Ремонт вариатора «Ауди А4» – дело достаточно сложное. И хотя некоторые особо продвинутые автомобилисты могут с этим справиться самостоятельно, большинство все же предпочитает отогнать машину в сервис. Тем более что сейчас ремонт является разумной альтернативой покупке нового узла.
Но мало отдать транспортное средство в «починку». Нужно сделать это вовремя, то есть следует знать признаки возможного выхода механизма из строя. А еще обязательно надо уметь правильно обращаться с автомобилем, оснащенным подобного рода устройством, чтобы оно прослужило как можно дольше.
Принцип работы вариатора
Вариатор – это модификация автоматической коробки передач. Но она устроена иначе и работает по другим принципам, чем АКПП. Такая трансмиссия не имеет ступеней и включает в себя: сам вариатор; узел, который обеспечивает развязку двигателя с КПП; блок управления; механизм, позволяющий автомобилю двигаться задним ходом.
Основными элементами вариатора являются ведущий и ведомый раздвижные шкивы, которые соединяются ремнем из металла. Они могут автоматически изменять свой диаметр, благодаря чему осуществляется смена передаточного числа. Активация вариатора происходит с помощью рычага селектора. Режимы работы аналогичны тем, что предусмотрены в автомате.
К положительным сторонам вариатора можно отнести следующие: эффективное использование всей мощности двигателя, экономный расход топлива, удобство управления и передвижения, равномерный разгон и быстрое ускорение, уменьшение нагрузки на двигатель, высокий коэффициент полезного действия.
Если ваш выбор все же пал на вариатор, то имейте в виду, что он имеет и отрицательные стороны. К ним можно отнести сложность конструкции, а значит, и ремонт далеко не прост; езда по бездорожью приводит к быстрому износу; при работе издает характерные звуки; рассчитан только на краткосрочное использование; сложно найти сервисы, которые возьмутся за его ремонт.
Признаки проблем с вариатором
Анализируя опыт эксплуатации подобных агрегатов, можно заметить, что собственники, как правило, не обращают внимания на первые признаки неполадок, что приводит к тому, что проблема усугубляется. Приведем ряд примеров, которые говорят о неисправности этого узла.
- Посторонние звуки
В первую очередь стоит обратить внимание на нехарактерные звуки типа гула или скрежета, так как они сигнализируют о неисправности вариатора. Их можно услышать во время движения. Иногда они настолько тихие, что автолюбителям кажется, что причиной всему дорога или колеса.
Но такой шум характерен для подшипников, на которые опираются конусы вариатора. Не факт, что они изношенны, так как причиной может быть ненадежное крепление их в посадочных местах. Если упустить это момент и своевременно не устранить его, то металлическая стружка может засорить гидросистему, что приведет к поломке вариатора.
- Отсутствие стабильности
При работе может и не быть лишних звуков, но КПП при этом будет функционировать с перебоями. Заметить подобное можно во время ускорения. Разгон происходит не плавно, а как будто с провалами. Подобные дефекты говорят о том, что рабочая жидкость подается не постоянным потоком. Это может привести к тому, что ремень начнет проскальзывать и образуются задиры. Виной всему в данном случае служит редукционный клапан, закрытие которого происходит с задержками. Автовладелец является непосредственным виновником подобных поломок, так как нарушает сроки замены рабочей жидкости в гидросистеме.
- Постоянные рывки
В случаях, когда рывки становятся постоянными, то, вне всяких сомнений, начался износ конусов вариатора.
Рывки характерны для конусов, на которых имеются задиры и неровности, мешающие нормальному сцеплению ремня. Замена элементов, подвергнувшихся износу, наверняка избавит вас от этих неисправностей. Также не обойтись без устранения причины неровностей, а именно придется поменять подшипники и клапан.
- Проблемы с электроникой
С такими трудностями сталкиваются редко, но они и относятся к поломкам, устранение которых стоит недорого. Например, коробка передач может постоянно переключаться на аварийный режим. Чтобы удостовериться в том, что электроника всему виной, можно воспользоваться простым способом. Для этого необходимо выключить зажигание, затем снова запустить двигатель. Если в этот момент автомобиль начнет движение, то причина точно в электронике КПП. Устранение заключается только в замене блока управления, без разбора трансмиссии.
Собственно, на российском рынке вариатор встретишь редко, а значит, автовладельцы не умеют правильно его эксплуатировать.
Распространенные неисправности вариатора «Ауди А4»
Двигатели V6 с турбинами и развивающие момент до 380 Нм шли в комплектации с вариатором VL380 или AUDI 0AN. Эту коробку первое время хотели установить взамен 01J, но практически модификация VL380 тоже начинала сбоить раньше времени. Через некоторое время модель усовершенствовали до «8 ступеней» CVT и назвали VL381 0AW.
Основная причина, по которой возникает необходимость ремонта вариатора «Ауди A4», это нарушение норм и правил эксплуатации автомобиля. Капитальный ремонт VL380/ VL381 включается в себя замену всех расходных материалов, которые подходят и к предыдущей модели 01J. Сальники, прокладки, фильтры и эжекционный насос подлежат замене, когда перебирается CVT. В итоге частые дефекты возникают в следующих узлах:
- Соленоиды. В коробке VL380 они перестают функционировать по причине сильного загрязнения масла, из-за чего и падает давление смазки. Плавность хода теряется, появляются толчки и рывки во время движения.
- Электронный блок. Не выносит больших температур и загрязненного масла. КПП автоматически переключается на аварийный режим, и движение становится неравномерным.
- Барабан сцепления. Он просто сгорает. Основная причина – превышение оборотов, когда автомобиль трогается. Прокладки из тефлона, омыватели из пластмассы чаще всего меняются через 5 лет работы вариатора. Не стоит забывать и про замену ремня. Конусы стачиваются из-за перетертых упоров, а это приводит к более серьезным неисправностям CVT.
Самостоятельный ремонт вариаторной коробки «Ауди А4»
Процедура ремонта вариатора редко обходится без разбора КПП. Это несложно и под силу любому человеку.
Для удобства перед разборкой подберите несколько баночек, в которые будет удобно складывать детали. Чтобы сборка происходила быстрее, расположите их по порядку. Если вы сомневаетесь в том, что запомните все правильно, то зафиксируйте процесс на видеокамеру. Также вы можете нанести на детали маркировку. Весь процесс лучше проводить при хорошем освещении и вентиляции.
- В первую очередь выкручиваем болты, на которых держится крышка. Демонтируем ее.
- Снимаем вал в сборе с частью корпуса.
- Выкручиваем остальные болты. Демонтируем вторую часть крышки.
- Вынимаем шестеренки.
- Выкручиваем болты, осуществляющие крепление корпуса насоса.
- Вынимаем шестеренку.
- Убираем цепь насоса.
- Демонтируем крышку маслонасоса.
- Вынимаем вал.
- Переворачиваем КПП.
- С помощью отвертки демонтируем еще одну крышку.
- Вынимаем шкивы и ремень (цепь). Ремень убираем со шкивов.
Далее в разобранном состоянии осуществляем осмотр всех деталей этого агрегата.
Следует внимательно следить за подшипниками, проверяя величину люфта. Также осматривайте ремень и степень его натяжения.
Проведите осмотр шестерен, гидравлического блока и других деталей, так как любая из них может иметь следы износа. Чаще всего причиной посторонних звуков в вариаторе является сильный износ подшипников. Только замена может исправить эту проблему. Следует с ответственностью отнестись к подобным недочетам и своевременно их устранить. Это избавит вас от серьезных последствий, с которыми справиться будет в разы сложнее, да и обойдется такой ремонт дешевле.
От чего зависит стоимость ремонта вариатора на СТО
Сложно найти автомобилистов, которые взялись бы за ремонт вариатора самостоятельно, так как для работников сервисов такие работы привычны, и они гарантируют их надежность. Разумеется, ремонт вариатора «Ауди А4» является той процедурой, цена которой довольно высока.
Официальные сервисы всегда предпочтут заменить неисправный вариатор, чем заниматься его ремонтом. Но если гарантийный срок закончился, то подобный процесс обойдется дорого. Радует то, что оригинальных запчастей сейчас в избытке, следовательно, есть возможность качественно отремонтировать, не меняя всю трансмиссию, и этим обеспечить сохранность своего кошелька.
Цена на работы по ремонту вариатора зависит от типа неисправной детали и того, что необходимо сделать для ее замены. Процесс может включать в себя следующие пункты:
- Определение проблемы. Степень изношенности или место поломки можно вычислить, опираясь на косвенные признаки. Так, монотонный звук при работе указывает на износ подшипников. Но удостовериться в этом возможно только через диагностику и осмотр КПП. Также неисправность может свидетельствовать о том, что еще какая-то система в автомобиле работает неправильно. Большинство сервисов предоставляет бесплатную услугу диагностики при условии, что агрегат не придется снимать.
- Подшипники под замену. Когда в процессе работы ремень взаимодействует с поверхностью валов, появляется металлическая пыль, часть которой оседает в фильтрах и на магнитах. Если не соблюдать сроки замены масла, фильтрующие элементы не смогут полностью выполнить очистку, и металлическая пыль ускорит износ подшипников.
- Ремонт и промывка гидроблока вариатора. Синхронность конусных шкивов обеспечивает именно этот агрегат. Некоторые сбои в работе возникают из-за грязи, которая образуется в масле, и промывка гидроблока решает эти проблемы. Если долго не менять масло, то некоторые элементы могут прийти в негодность, и придется их заменить. Это обойдется в 10 000 рублей.
- Восстановление блока управления вариатором (ЭБУ). Этот элемент отвечает за правильную работу всей КПП, и его иногда называют «мозгом». Сигналы от датчиков обрабатываются в нем. Он же регулирует давление масла, осуществляет самодиагностику и благодаря ему вариатор функционирует в аварийном режиме.
- Замена ремня или цепи. Существует такое понятие, как естественный износ (выработка) ремня. Перегревы и задиры на валах также сокращают время его эксплуатации, а иногда даже приводят к обрыву. Как правило, срок службы ремня равен тому периоду, который способен проработать вариатор. У разных автомобилей он составляет от 100 000 до 250 000 км.
Мы описали лишь часть из всех работ. Весь список необходимых мероприятий и конечную цену вам озвучат, когда диагностика будет завершена. Но все равно, ремонт вариатора АКПП «Ауди А4» обойдется в десятки тысяч рублей.
Замена масла в вариаторе
Когда «мозг» отремонтирован, выполните замену масла в вариаторе. Рекомендуем применять только оригинал, не стоит прислушиваться к мнению специалистов с «Ютуба». В нашем случае подойдет масло с номером G05218A2. На полках магазинов присутствуют и аналоги, типа Liqui moly, но его качество совершенно иное. Применение подобных масел может стать причиной раннего износа механической части коробки «Мультитроник».
Фильтр менять не нужно (фильтрующая система состоит из двух элементов – первый расположен в самом корпусе коробки, и его невозможно заменить без разбора агрегата, а второй является частью трубки охлаждения, которая подходит к радиатору) – его меняют только по рекомендации.
Прежде чем менять жидкость, производитель советует промыть коробку, установить автомобиль на подъемник и запустить двигатель. Селектор устанавливается в режим Tiptronic, и постепенно выполняется переключение с первой до максимальной передачи с небольшим ускорением в каждом режиме. И в обратной последовательности. Скорость не выше 50 км/ч.
Далее выполнить торможение, селектор перевести в положение R и ускориться до 20 км/ч. Выполнить торможение, селектор в положение D. Таким образом прогнать 5 раз. И в завершение переключиться на P, отключить зажигание и слить жидкость.
В нижней части вариатора расположены две пробки под спецключ – его можно приобрести в магазинах инструментов. Он позволяет осуществлять слив (будьте осторожны с первой, так как на старых моделях ее изготавливали их алюминия, а этот металл легко можно сорвать), вторую можно открутить шестигранником (позволяет контролировать уровень).
Выкручиваем пробку для слива – осуществляем слив, устанавливаем ее на место. Чтобы залить правильный объем масла, выполняйте доливку, пока коробка еще теплая. Откручиваем пробку для залива, подбираем удобный шприц, лучше всего на 0,5 литра, и заливаем, пока масло не потечет обратно. Подобный шприц можно приобрести в магазинах запчастей. Его диаметр отлично подходит к заливному отверстию.
Как правило, в коробку входит от 4,5 до 5 литров. Далее запускаем двигатель и продолжаем доливку до тех пор, пока масло не потечет обратно. После переключаем селектор во все положения, устанавливаем в положение P, доливаем еще и проверяем уровень. Уровень контролировать нужно при температуре 30-40 градусов.
Уровень масла в «Мультитронике» можно проверить только через доливку. Коробка должна быть теплой, мотор заведен, а передача включена. Когда эти пункты соблюдены, необходимо выкрутить заливную пробку. При этом из-под нее выступит небольшое количество масла, которое накопилось в колодце, около 50 мл. Если этот объем оказался выше, значит, перед этим вы перелили масло. Следующим шагом доливаем масло, пока оно не потечет в обратную сторону. Это сигнализирует о том, что залито достаточное его количество.
Впрочем, редко встречаются ситуации, когда проблема «Мулититроника» заключается в недостатке масла. Но, как уже упоминалось ранее, масло должно быть оригинальным.
Если в коробке не хватает 1-2 литров масла, то это не повлияет на ее работу. Определенные симптомы появляются только в тех случаях, когда в коробку недолили более 3 литров.
Стоит ли покупать «Ауди» с вариатором: мнения автолюбителей
- Нареканий не было.
- Механика надежнее.
- Главное вовремя менять масло.
- Очень надежная коробка.
- Есть плюсы и минусы.
«Был владельцем А4 с вариатором. Коробка отличалась плавностью, без толчков. Слухи о том, что она не переваривает больших скоростей, до меня даже не дошли. А вот буксовать на ней точно не стоит. После 40 тыс. км по гарантии выполнили замену гидроблока, после 60 тыс. км заменили масло. Избавился от машины, когда на спидометре уже было 100 тыс. км, но все так же ездила без нареканий».
«Не верю я этим вариаторам. Часто слышу, что они нередко выходят из строя. А ведь стоимость ремонта вариатора «Ауди А4» довольно высока, как и его замена. Считаю, что лучше приобрести простую и надежную механику».
«Последние модели «Ауди» известны тем, что вариатор на них не приносил проблем. Если владелец нормально его эксплуатировал, то мог проехать более 200 тыс. без ремонта. Основной пункт – замена масла после 60 тыс. км – и не забывать. Отрицательный момент – толчки при включении заднего хода. Но это не так важно. Плавность хода подкупает».
«Давайте сравним. Вариатор, как правило, не создает проблем, так как у бренда «Ауди» этот агрегат существует давно и известен своей надежностью. С-троник привлекает своей динамикой, но сравнивать с другими коробками будет неверно, так как устанавливается он на двигатели различных моделей».
«По неисправностям не скажу, так как эксплуатировал эту машину только 5500 км, но коробка имеет свой специфический характер. Можно назвать как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательные включают в себя: толчки при быстром ускорении, а также после долгого простоя в пробках. Подобные недостатки выявил не только я. Также коробка долго «думает». Резко перестроиться из одной полосы в другую вряд ли получится, необходимо подстраиваться к ее «задумчивости».
Положительные включают в себя: городской цикл коробка поддерживает с оборотами не более 1700, что обеспечивает экономию топлива. Нет переключений, а значит, и нет толчков. Все происходит плавно».
Пара слов в заключение. Долгосрочная эксплуатация «Ауди А4» зависит от того, как вы ее обслуживаете. В первую очередь на этом автомобиле необходимо следить за трансмиссией. Лейте в коробку только оригинальные масла, рекомендованные производителем. Немаловажен и тот факт, каким образом водитель ведет себя на дороге. Коробку СVT рекомендуется прогревать перед началом движения. Особенно в зимние морозы. Также не стоит давить на газ более половины его хода, когда вариатор еще не прогрет. Если коробка эксплуатируется уже приличное время, то старайтесь ее не перегревать.
Подобные авто нельзя перемещать на буксире, а также перетаскивать другие автомобили на тросе. Не гоняйте на ней по трассе на максимальных скоростях. Выполняйте ремонт вариатора «Ауди А4» вовремя и меняйте изношенные детали при появлении первых звоночков, указывающих на неисправности.