Свист из под капота: когда нужна замена ремня навесного оборудования
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что представляет собой ремень навесного оборудования
- Почему поликлиновые ремни выходят из строя
- Как подтянуть ремень самостоятельно
- Можно ли заменить ремень навесного оборудования своими силами
Генератор – основной элемент системы, снабжающей электричеством приборы автомобиля. Он приводится в действие ремнем, который при помощи шкивов связывает коленчатый вал и якорь генератора. Несмотря на многообразие двигателей внутреннего сгорания, общие принципы работы электроснабжения остаются неизменными. Соответственно, проблемы, связанные с бортовой сетью, будут примерно одинаковыми для разных машин. Наиболее распространенная сервисная процедура – замена ремня навесного оборудования. Ее можно выполнить своими силами, не прибегая к услугам сервиса.
Разновидности поликлиновых ремней и принцип их работы

Привод должен обеспечить жесткую связь между рабочими шкивами. Такое соединение позволяет передавать необходимую часть крутящего момента от двигателя к агрегатам навесного оборудования. Первым в этом списке (и по значимости, и по потребляемой мощности) значится генератор электрического тока. На современных автомобилях он приводится в движение поликлиновым ремнем, способным выдерживать высокие нагрузки и при этом обеспечивать КПД, стремящийся к 100%.
В условиях тесной компоновки деталей в подкапотном пространстве используются высокотехнологичные двухсторонние ремни. Их особенность заключается в огибании шкивов и роликов обеими поверхностями: и внутренней, и наружной. Платой за такое решение будет сложная замена ремня привода навесного оборудования.
Чем современней автомобиль, тем больше в нем электрооборудования. Это требует установки генератора повышенной мощности. Он работает в сложных условиях, и обязан сохранять свои свойства от замены до замены.
Учитывая большие перепады температуры и высокие механические нагрузки, инженеры пришли к многослойной конструкции детали. Укрупненно выделяют три составляющих. Во-первых, это износостойкий внешний слой, который непосредственно контактирует с поверхностью шкива. Во-вторых, внутренний слой сжатия, обеспечивающий необходимую эластичность. И, в-третьих, тягово-волоконный корд, служащий силовым каркасом.
В зависимости от мощности и сложности бортовой системы существует три разновидности ремня, отличающихся исполнением рабочей кромки:
- Зубчатые ремни отличаются постоянным зацеплением и работают со шкивами с зубчатым венцом.
- Ручейковые или поликлиновые ремни имеют на профиле поперечного среза несколько дорожек прямоугольной, треугольной или трапециевидной формы.
- Клиновые ремни отличаются рабочей дорожкой в виде клина, который создает максимальную площадь контакта со шкивом.
Замена ремня привода навесного оборудования должна производиться только на деталь соответствующего типоразмера.
Замена ремня привода навесного оборудования выполняется при помощи гидравлических или механических устройств, создающих преднатяг, требуемый для эффективной передачи механической энергии от шкива коленчатого вала к навесным агрегатам. Для оптимизации траектории и создания максимальной площади контакта между ремнем и шкивами используются обводные ролики. Благодаря современной конструкции ремня и просчитанной кинематике системы, удается достичь передачу крутящего момента до 350 Н*м.
Назначение системы с приводным ремнем
К навесному оборудованию, использующему механическую энергию вращения, помимо генератора, относят следующие элементы:
- насос водяного охлаждения;
- гидроусилитель руля;
- компрессор кондиционера;
- крыльчатку вентилятора;
- ротор механического нагнетателя и т.д.
Перечень агрегатов, объединенных ременной передачей индивидуален для каждого автомобильного мотора. Поэтому, несмотря на общую принципиальную схему, есть нюансы при замене ремня привода навесного оборудования на разных машинах.
Что делать при свисте ремня генератора
Привод навесного оборудования часто обнаруживает свою неисправность характерным свистом, возникающим при проскальзывании привода относительно шкива. Звук возникает в момент пуска холодного мотора и усиливается при увеличении оборотов коленвала. По мере прогрева звук стихает, но может возобновиться при включении дополнительных электроприборов, например: фары головного света, электрообогрев заднего стекла, подогрев сидений и т.п. Если вовремя не устранить посторонний шум, то через несколько дней можно не завести машину из-за севшего аккумулятора, который перестал получать достаточный заряд от генератора.
Помимо свиста ремня навесного оборудования важно контролировать бортовое напряжение. Если у вас не установлен штатный вольтметр, то, возможно, стоит поставить дополнительный. Это позволит оперативно реагировать на отказы электросети.
При первых признаках неисправности надо провести осмотр ременной передачи. Если видны следы растрескивания, потертости, разлохмачивание, то, скорее всего, предстоит замена ремня привода навесного оборудования. Ведь в случае обрыва вы можете остаться без ГУРа, а это – аварийная ситуация на дороге.
Последовательность осмотра:
- Ослабший ремень надо подтянуть. Это делается вручную или с помощью автоматического натяжителя. Если износ не позволяет добиться нужного натяжения, то требуется замена ремня навесного оборудования.
- Новый деталь должна быть соответствующего типоразмера и от надежного производителя.
- Необходимо проверить рабочую поверхность, шкивы навесного оборудования и прилегающее пространство на предмет наличия посторонних загрязнений и жидкостей (масло, вода, тосол, бензин и т.п.), а затем устранить причину их появления.
- Если свист продолжается после натяжки, надо проверить работу подшипника генератора.
Если свист слышно на холодном моторе, а по мере прогрева звук пропадает, то, скорее всего, вы столкнулись с некачественной деталью. Материал дубеет на холоде (особенно в зимний период) и проскальзывает. Теплый мотор перестает издавать звуки. Кроме свиста от бракованной запчасти можно ждать и других проблем, вплоть до обрыва. В этом случае не избежать замены ремня привода навесного оборудования.
Этапы диагностики:
- Оценка внешнего вида на наличие потертостей, трещин и общего состояния.
- Оценка натяжения вручную или с помощью автоматического натяжителя.
- Очистка поверхности ремня и шкивов при обнаружении посторонних жидкостей. Устранение причины их появления.
- Проверка шкивов навесного оборудования на смещение.
- Проверка подшипников агрегатов и обводных роликов.
Замена ремня навесного оборудования требуется немедленно в случае обнаружения изношенности или загрязнения маслом. Плановое обслуживание должно выполняться согласно требованиям сервисной книжки.
Контроль величины натяжения
Замена ремня навесного оборудования требуется после того, как старая деталь перестала обеспечивать нужное натяжение. При работе не должно быть посторонних звуков на разных оборотах мотора. Слабый натяг дает свист. Перетяжка грозит гудением и выходом из строя подшипников.
Оптимальный преднатяг создает натяжитель. Контроль осуществляется косвенным методом. Определяется величина прогиба самой длинной ветки от шкива одного агрегата навесного оборудования до другого. Она должна составлять 2 мм. Максимальное значение, при котором регулировка еще не требуется до 5 мм. Чтобы оценить прогиб надо приложить линейку к прямой части и надавить ножкой штангенциркуля с делениями на резину.
Зубчатый ременной привод отличается способом проверки. Исправная деталь должна обеспечивать изгиб на кручение самой длинной ветки не более 90 градусов, в противном случае требуется замена ремня привода навесного оборудования.
Осмотр и регулировку необходимо проводить раз в 20-30 тысяч километров или совмещать с проведением планового технического осмотра.
Как подтянуть ремень генератора
Если не требуется замена ремня привода навесного оборудования, то рассмотрим подробнее процедуру регулировки привода навесного оборудования. Она необходима в том случае, если двигатель снабжен полуавтоматическим или ручным механизмом подтяжки. Автоматы не требуют постороннего вмешательства, также как и необслуживаемые ремни.
Простейший натяжитель представляет собой эксцентрик, расположенный на оси обводного ролика. В штатном положении он зафиксирован стопорным болтом. Во время регулировки он ослабляется, эксцентрик переводится в новое положение и затем снова фиксируется. Более сложные натяжители представляют собой пружинные или гидравлические механизмы, которые фиксируются либо стопорным болтом, либо храповым механизмом. В последнем случае регулировка производится автоматически во время движения.
Если на вашем двигателе предусмотрена планка для регулировки привода навесного оборудования, то задача существенно упрощается:
- Ослабляется стопорная гайка на планке.
- С помощью монтировки или отрезка трубы корректируется положение генератора в сторону натяжения привода навесного оборудования.
- Стопорная гайка затягивается, чтобы предотвратить самопроизвольное движение генератора по планке.
При наличии регулировочного болта предполагается следующий порядок действий:
- Откручивается на пол-оборота верхнее и нижнее крепление генератора.
- Регулировочный болт крутится в сторону натяжения привода навесного оборудования.
- Генератор смещается по направлению от блока цилиндров.
- Гайки крепления генератора фиксируются.
Если после регулировки свист не пропал, надо проверить подшипники генератора.
Когда требуется полная проверка
Иногда замена ремня привода навесного оборудования делается еще до появления признаков износа. Как и любое резинотехническое изделие, он имеет свой срок службы. По истечении этого срока, указанного в руководстве по эксплуатации, его необходимо заменить. Демонтаж, замер толщины и длины, внешний осмотр могут показать его пригодность. Однако, внутренняя усталость материалов и старение резины не диагностируются визуально, поэтому замена дешевле, чем проводить дополнительную экспертизу.
Замена ремня привода навесного оборудования требуется в следующих случаях:
- Имеются механические повреждения, потертости, трещины, разлохмачивание краев, срыв зубьев или фрагментов клиньев.
- Уменьшение толщины по всей длине или фрагментами.
- Увеличение длины по сравнению с номинальной.
При осмотре снятой детали необходимо тщательно рассмотреть ее со всех сторон, изгибая в разных направлениях. Длину и толщину надо сравнить с новым исправным ремнем.
Замена ремня навесного оборудования своими руками
Никуда не деться от замены привода навесного оборудования в случае его обрыва. Сделать это вполне под силу человеку с элементарными навыками работы гаечным ключом. Прежде чем монтировать новый, надо найти схему его прокладки. Загляните под капот, иногда инструкция приклеена в виде краткой схемы или картинки. Если нет, то обратитесь к мануалу вашего автомобиля или подсказкам сети на соответствующем форуме. Если нет каталожного номера или артикула, то в магазин лучше взять с собой обрывки старой детали привода навесного оборудования.
Выбор также зависит от модификации двигателя. Под капотом одной и той же модели автомобиля могут стоять разные моторы, которым требуются разные ремни.
Если он не порвался, а только разлохматился, то его надо предварительно демонтировать. Для этого ослабляем стопорный болт натяжителя, а затем в зависимости от типа последнего отводим в сторону эксцентрик ролика, или проворачиваем генератор на оси, или вкручиваем регулировочный винт.
Перед заменой новой детали тщательно проверяем люфт и свободу хода подшипника генератора и обводных роликов. Очищаем все рабочие поверхности шкивов от продуктов износа. Проверяем отклонение шкивов от плоскости вращения. Все негодные элементы ремонтируем или заменяем новыми.
Если помимо генератора ременной привод приводит в движение другое навесное оборудование, то стоит обратить внимание на состояние и легкость вращения его подшипников.
Иногда привод генератора прикрыт пластиковой крышкой, которая защищает его от механических повреждений и загрязнения. Подобную защиту можно сделать самостоятельно, если позволяет компоновка мотора в подкапотном пространстве. Она существенно повышает срок его службы и замена отодвигается.
Соблюдайте меры предосторожности:
- Замена ремня привода навесного оборудования осуществляется только на деталь, предназначенную для данного двигателя, а не для данной модели автомобиля!
- Ввиду сложности и ответственности элемента используйте только оригинальные или рекомендованные производителем изделия.
- Работу необходимо выполнять в перчатках и спецодежде с длинными рукавами.
- Замена может потребовать помощи ассистента.
Справиться с заменой под силу даже начинающему автолюбителю. Главное, ответственный подход к выбору новой детали, изучение инструкции и рекомендаций по установке, а также соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.
Что думают автолюбители о замене ремня навесного оборудования
- Запоминаешь, а лучше фотографируешь, как проходит траектория
«Поддомкрачиваешь правую переднюю сторону автомобиля, снимаешь подкрылок и видишь перед собой пластиковую накладку. Скидываешь кожух и вставляешь четырехгранный вороток из любого набора ключей в отверстие кронштейна. Одной рукой отводишь генератор назад по ходу движения автомобиля, другой рукой скидываешь деталь. Вся замена привода ремня навесного оборудования занимает двадцать-тридцать минут с перекурами. Когда он снят, рекомендую открутить ключом на 13 натяжной ролик вместе с кронштейном. Проверить его на легкость вращения и при необходимости набить литолом. После замены внимательно смотрим на правильность прокладки».
- Оооо… это сложно неимоверно!!!
«Самая сложная операция, которую я встречал на автомобиле. Лучше собрать консилиум и все тщательно обсудить и обкурить. Совет специалиста нужен обязательно. Перед тем как все разойдутся за 5 секунд скидываешь кожух, вставляешь четырехгранник в отверстие натяжителя и за 20 секунд снимаешь старый и надеваешь новый. Вот и вся замена ремня навесного оборудования. Вообще-то, рекомендуют менять обводные ролики вместе с ремнем, но стоят они не три копейки, поэтому можно просто их снять и отдефектовать. При отсутствии закусываний и люфта подшипников можно смазать и оставить старые. Но решать вам, машина-то ваша».
- Для меня ремни навесного оборудования - это абсолютно не значащие расходники
«Не вижу проблемы в порванном ремне генератора, кондиционера, гура. Без двух последних можно ездить очень долго даже вдали от цивилизации. Без генератора на хорошем аккумуляторе отмотаешь километров 300. За это время обязательно встретится магазин или заправка, где можно за 2-3 тысячи купить новый аккумулятор и проехать еще 300 километров. Главное, чтобы это произошло не ночью в дождь, а то фары, дворники и печка высосут аккумулятор за 100 километров или быстрее. Если беда приключилась в городе, то без проблем доезжаешь до ближайшего магазина, покупаешь новый и занимаешься заменой ремня привода навесного оборудования. Инструмент всегда с собой. Или, если не хочешь пачкаться, едешь в гараж».
- Вообще полезно возить с собой запасную деталь
«Неисправная деталь всегда покажет или подскажет наблюдательному водителю о своих проблемах (помпа, масло, подшипники). Надо просто прислушиваться, приглядываться и принюхиваться к своей машине, тогда замена будет своевременной».
- Будьте внимательнее при прокладке ремня вокруг шкива коленвала
«Предыдущая замена была в сервисе. Новый отходил 30 тысяч. Заглянул под капот, а он весь в трещинах, в лопинах. Назрела замена ремня привода навесного оборудования. Поехал покупать другой. У меня турбо 2000 года, мне нужен артикул 1755. Но продавец в магазине пробил по всем базам, по вин-коду и у него вышло 1715 оригинал или аналог под замену 1710. Взял у него с условием, что верну если не подойдет. Когда снял старый, сразу увидел, что новый короче, но может, думаю, растянулся. Проложил новый через все шкивы, но до конца так и не натянул. С матами снял и поставил тот, который остался от замены в сервисе, потому что он выглядел получше. Натянул, завожу – свистит. После прогрева мотора свист пропал, и я поставил машину на ночь в гараж. С утра опять свист. Уже по дороге почувствовал запах паленой резины, и загорелась лампочка заряда аккумулятора. Остановился, смотрю его вообще нет, остатки ниток и резины на шкивах. Достаю свой старый, начал его устанавливать и только тогда заметил в чем причина. Слева от шкива коленвала стоит металлическая пластина. Видно ее очень плохо, рукой не нащупаешь, а продеть надо между ней и шкивом. Когда вечером была замена, то продел его не под пластиной, а над ней. Это стало причиной его быстрой кончины. Тогда я сообразил, что новый мог не натянуться по той же причине. Короче скинул я старый и попробовал еще раз продеть новый 1710, помучился изрядно, но все же одолел его. После этого мотор заработал как часики. Когда была замена ремня привода навесного оборудования в сервисе, то они эту хитрость знали, но деталь мне подсунули плохого качества. Посмотрю сколько проходить новый».