Ржавчина на кузове: лечим, пока не стала «хронической»
В чем причина?К сожалению, ржавчина на кузове – примета не только десятилетних машин. Такая беда может быть делом рук недобросовестного автодилера или же самого владельца. Огрехи ЛКП, неправильное хранение и эксплуатация – основные причины коррозии.
Как исправить?Но пятна ржавчины – вовсе не повод паниковать и в срочном порядке просматривать каталоги новых авто (хотя, признаться, такой вариант тоже возможен). Устранить коррозию можно самостоятельно и без особых затрат.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Чем опасна ржавчина на кузове машины
- Детали кузова авто, чаще всего подверженные ржавчине
- Как производители защищают кузов от ржавчины
- 2 способа убрать ржавчину на кузове своими руками
- Лайфхаки, которые помогут продлить жизнь кузову
- Что делать, если появилась ржавчина на кузове: советы бывалых
Чем опасна ржавчина на кузове машины
Ржавчина на кузове – это результат процессов, возникающих в результате воздействия на металл негативных факторов внешней среды. Они способны постепенно разрушить сталь, алюминий, медь. Противостоять коррозии могут лишь специальные нержавеющие сплавы. Но стоимость таких материалов довольно высока, поэтому производить машины с кузовом, полностью сделанным из нержавейки, было бы чрезвычайно дорого.
Ржавчина не только портит внешний вид автомобиля. Ее появление характеризуется изменением структуры металла. Он теряет свою твердость и становится очень хрупким и ломким. Такие последствия коррозии несут в себе определенную опасность, ведь в случае аварии конструкция кузова уже не будет жестко противостоять встречной энергии, и он начнет сминаться.
Ущерб от ржавчины, нанесенный внешнему виду автомобиля, также велик. Бугристая поверхность, вздувшаяся краска и рыжие пятна на машине смотрятся не лучшим образом. Если вовремя не остановить развитие коррозионных процессов, на пораженном участке может образоваться сквозная дыра. Поэтому даже небольшая ржавчина на кузове не должна оставаться без внимания.
Основные причины коррозии
- Реагенты, в составе которых содержится разъедающая металл соль.
- Эксплуатация автомобиля в условиях высокой влажность воздуха.
- Отсутствие должного ухода: несвоевременное устранение сколов, редкое посещение автомойки, уличная парковка. Грязь, соль и реагенты, оседающие на кузове, создают благоприятную среду для развития коррозионных процессов.
- Отказ от дополнительной антикоррозионной обработки.
Самыми уязвимыми участками кузова являются пороги, колесные арки, нижняя часть дверей, крышка багажника и днище. Нередко из-за попадания сухой листвы, грязи и песка ржавчина начинает разрастаться в щелях и дренажных каналах. Попавшая туда влага сохнет очень медленно, что способствует развитию коррозии.
Детали кузова авто, чаще всего подверженные ржавчине
Сколы и последствия «пескоструя» также могут стать причиной развития коррозионных процессов.
Чаще всего страдает лакокрасочное покрытие на следующих элементах:
- крылья;
- капот;
- стойки лобового стекла;
- кромка крыши.
У крышки багажника риск появления сколов и царапин на ЛКП связан с механическими повреждениями во время погрузки и разгрузки. Ржавчина на этих деталях кузова всегда бросается в глаза и хорошо видна при поверхностном осмотре.
Колесные арки, пороги и нижние кромки дверей не так заметны, но разрушаться они начинают гораздо раньше, чем перечисленные выше элементы. Поэтому следить за появлением ржавчины на этих деталях кузова и проводить их регулярную обработку надо особенно тщательно.
Быстро может появиться ржавчина и на кузове автомобиля, недавно вернувшегося из ремонта. При приемке особое внимание нужно обратить на качество работы автомаляра.
Некоторые недобросовестные работники не считают нужным полностью удалять налет ржавчины с металла и пытаются скрыть коррозию под толстым слоем шпатлевки. Она маскирует очаги коррозии, но остановить развитие ржавчины не может. Поэтому через некоторое время краска начнет пузыриться, и «рыжики» выйдут на поверхность, разрушив лакокрасочное покрытие.
Как производители защищают кузов от ржавчины
Защитить поверхность металла от коррозии можно с помощью специальной пленки, через которую не сможет проникнуть электролит. Особенно эффективным этот способ обработки является для автомобилей, кузов которых изготовлен из сплавов с низким содержанием серы и других примесей, способствующих развитию коррозии.
Защитная пленка создается из фосфатов металла. В этом случае кузов обрабатывается специальным фосфатирующим раствором. При этом содержащиеся в нем кислоты на основе фосфора окисляют верхний слой металла, в результате чего образуется очень прочная и тонкая пленка, поверх которой накладывается грунтовка.
Затем кузов покрывают краской и лаком. Обработанный таким образом металл может длительное время успешно противостоять агрессивным вызовам внешней среды и сохранять свои первоначальные свойства. Именно так защищали от коррозии автомобили, созданные в середине прошлого века. Об успешности технологии можно судить исходя из того, что некоторые из этих машин смогли сохраниться до наших дней.
Однако при наличии трещин на краске рассчитывать на сохранность кузова не приходится. Вслед за краской трещинами покрывается фосфатная пленка, и препятствие для развития коррозии исчезает. Ржавчина поражает металл и в том случае, если после ремонта защитный слой нанесли на некачественно обработанную поверхность. Влага может содержаться даже в маленьких точках коррозии. Именно они и становятся центром нового очага разрушения.
Использование эластичных красок и пластика существенно повышает защитные свойства. Но самой эффективной технологией является покрытие стального кузова слоем металла с более стойкой оксидной пленкой.
Этот прием используется при обработке листовой стали, из которой изготавливают емкости для консервации продуктов. Ее покрывают тонким слоем олова, получая так называемую белую жесть, способную противостоять воздействию кислот и других агрессивных жидкостей.
Конечно, оловом сегодня кузова не обрабатывают. Метод ручного лужения применялся в свое время для того, чтобы устранить неровности, возникшие при штамповке горячими припоями. Проблемные части кузова в этом случае действительно покрывались оловом. Это не только позволяло выровнять поверхность, но и создавало прекрасную защиту данного участка от коррозии.
Сегодня для антикоррозийной обработки используют алюминий и цинк. Ими покрывают сталь еще до того, как начнется процесс штамповки. Эти металлы препятствуют появлению ржавчины на кузове автомобиля не только по причине наличия оксидной пленки, но и благодаря более низкому показателю электроотрицательности. Если пленка краски по какой-то причине теряет свою целостность, они принимают защитную функцию на себя.
Поскольку в гальванической паре со сталью цинку и алюминию принадлежит роль анода, защищать кузов они будут до тех пор, пока сами полностью не разрушатся. Повлиять на срок сохранности кузова можно, также добавив порошок одного из этих металлов в грунт, которым покрывают кузов перед покраской.
Свойства, которыми обладают алюминий и цинк, очень широко применяются в промышленности. В целях защиты металлоконструкций от коррозии на них могут установить сменные пластины-протекторы или подключить систему электрохимической защиты. В автомобилестроении такие технологии не используются.
Предотвратить появление ржавчины на кузове автомобиля можно, если сделать несколько защитных слоев. Сталь покрывается фосфатами или цинком, либо алюминием. Затем следует обработка антикоррозийным грунтом с цинком, после чего покрывают подготовленную поверхность несколькими слоями краски и лака.
Соблюдение данной технологии позволит вам лет десять не вспоминать о проблеме появления ржавчины на кузове автомобиля и не думать о том, как остановить его постепенное разрушение.
Там, где применение краски нецелесообразно, обработку проводят другими составами. Так, днище покрывают так называемым антикором – специальной мастикой и герметиком. Внутренние полости, в которые может попасть влага, заполняются составом из парафина и масел.
Если антикоррозийная обработка проводится регулярно и комплексно, сквозная ржавчина на кузове вашему автомобилю не грозит.
2 способа убрать ржавчину на кузове своими руками
Если вы заметили ржавчину на кузове своего автомобиля и думаете, как ее убрать, обратитесь к одному из возможных вариантов.
Механический способ борьбы со ржавчиной
Данный способ применяется в том случае, если очаг поражения распространяется в ширину, но ржавчина еще не очень глубоко въелась в металл. Он предполагает тщательную зачистку участка, подверженного коррозионным изменениям, и его последующую обработку защитным составом и краской.
При глубоком поражении металла или наличии сквозной коррозии проблемный участок вырезают. На его место приваривают заплатку. Этот вариант обычно используют в том случае, если замена детали затруднена или невозможна. Часто такой обработке подвергаются задние крылья машины.
Механическая обработка имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства |
Недостатки |
Ограниченный набор инструментов, необходимых для выполнения процедуры |
Риск повреждения лакокрасочного покрытия на других частях кузова |
Отсутствие требований к температурному режиму |
Необходимость контролировать толщину металла и возможность образования сквозных отверстий |
Возможность восстановления защиты металла после выполнения работ |
Сложность механической обработки труднодоступных участков кузова |
Химический способ борьбы со ржавчиной
Ржавчина с поверхности металла убирается с помощью агрессивных химических составов. Обычно для этого используют разбавленную водой ортофосфорную кислоту. Она способствует частичному растворению ржавчины и нейтрализует оставшиеся на поверхности соединения, которые уже не представляют угрозы для кузова.
Также для борьбы со ржавчиной используются препараты на основе танина. Они стабилизируют окислы, в результате чего дальнейшее распространение коррозии становится невозможным.
Данный способ также имеет свои положительные и отрицательные черты.
Достоинства |
Недостатки |
Есть возможность обработки труднодоступных мест |
Материалы токсичны, поэтому в помещении должна быть хорошая вентиляция |
Доступ обеспечен ко всем очагам коррозии |
Эффективность и скорость химической реакции снижается при низких температурах |
Некоторые составы не проявляют агрессию к лакокрасочному покрытию |
После обработки поверхности большинство составов нужно будет смыть специальным раствором. Также вам потребуется дополнительное время для просушки. |
Лайфхаки, которые помогут продлить жизнь кузову
Даже если ваш автомобиль «решил», что настало время изменений, начал активно рыжеть или обзавелся черной ржавчиной на кузове – не отчаивайтесь. Неразрешимых проблем не бывает. Ржавчина на кузове автомобиля – не приговор. Удаление ее пройдет быстро и безболезненно, если вы:
- не забывали, что обнаруженное на ТО повреждение ЛКП нужно незамедлительно устранять, а любой восстановительный ремонт следует осуществлять только в салонах официальных дилеров;
- регулярно проводили дополнительную антикоррозийную обработку и обновляли пришедшие в негодность масляные и парафиновые пленки, заполняющие труднодоступные места и углубления;
- содержали свое транспортное средство в чистоте и не позволяли влаге из дорожной грязи медленно, но верно вести свою разрушительную работу;
- не надеялись, что ржавчина не посмеет посягнуть на оцинкованный кузов вашего автомобиля, и внимательно следили за целостностью его ЛКП. Открытый металл не ржавеет до тех пор, пока коррозия не съест защитный металл, слой которого не так уж велик. Об этом стоит помнить;
- не соглашались на дешевый ремонт, когда восстановить поверхность вам предлагали путем наложения толстого слоя краски, а обращались к специалистам сертифицированных сервисов.
Что делать, если появилась ржавчина на кузове: советы бывалых
Даже автоледи справится
«Допускаю, что не у каждого водителя под рукой косметичка. Но в ней можно хранить лак не только для ногтей, но и для любимого авто. С его помощью справиться с пятнышком ржавчины в несколько миллиметров можно быстро и без особого труда. Для этого вам дополнительно понадобится только кисточка. Всего пара минут – и проблема решена. И не надо ничего перекрашивать, волноваться, что не попадут в цвет, неаккуратно соберут и т. д. Не стоит терять время и наживать себе лишние проблемы».
Главное знать, чем обрабатывать ржавчину
«Для тех, кто увидел ржавчину на кузове и не знает, как ее удалить, рассказываю пошагово, как я обрабатывал днище:
- Шаг 1. Провел зачистку.
- Шаг 2. Нанес преобразователь ржавчины Permatex Rust Treatment.
- Шаг 3. Использовал спрей Body Safe ML с цинком.
- Шаг 4. Обработал внутренние полости спреем Tectyl Zinc ML.
- Шаг 5. Промазал все мастикой Body 930.
Подчеркну, что перматековский преобразователь ржавчины зарекомендовал себя отлично!»
Технический вазелин и «немцу» подходит
«Обработал ржавчину на Volkswagen Passat разогретым техническим вазелином. Защиты хватит года на два. Правда, эта смесь вообще не сохнет и очень глубоко проникает в ржавчину. Поэтому при обращении в сервис приготовьтесь выслушать от мастера вполне обоснованные претензии».
Сколы – предвестники «рыжиков»
«Закрашивать сколы почти бесполезно. Долго такая защита не продержится. Например, специальная помадка гарантированно смоется уже после второй мойки. Можно, конечно, попробовать купить флакончик краски на рынке. Заплатите вы за него примерно 6 тысяч, но оттенок придется выбирать самому. Надежнее потратить 10 тысяч, взять 50 грамм нужного цвета на подборе и заполнить сколы краской с помощью шприца. Внешний вид своего авто таким способом вы улучшите, но дальнейшее развитие коррозии не остановите. Поэтому самым лучшим вариантом устранения сколов будет полный окрас детали».
Доверяй, но проверяй даже оцинковку
«Некоторые автомобилисты считают, что оцинкованный кузов избавит их от проблем с коррозией.На самом деле цинковая защита держится до определенного времени. Дело в том, что в гальванической паре "цинк – железо" он выполняет роль активного металла и предотвращает окисление железа, отдавая ему свои электроны. При этом протекает процесс окисления самого цинка, и коррозия его постепенно съедает. Скорость разрушения составляет примерно 0.02 мкм в год. При средней толщине цинкового слоя равной 0.08 мкм, он полностью разрушается в течение 4 лет.
Слой краски, конечно, замедляет процесс разрушения, но неизбежно появляющиеся на ЛКП микротрещины способствуют доступу кислорода и запуску коррозионных процессов.
К тому же даже на дорогих автомобилях оцинковку используют не более чем на трети поверхности кузова».
Не забываем о «косметике» даже после мойки
«На личном опыте убедился, что одной химией от ржавчины не спастись. Поэтому осматриваю кузов после каждой мойки и подкрашиваю сколы самостоятельно. Для этого всегда имею в запасе флакончик краски и кисточку.
Если оставить сколы без внимания, на их месте очень быстро появятся "рыжики", и тогда придется зачищать всю поверхность. Металл после обработки должен быть белым. Если поражение ржавчиной окажется глубоким, на месте "рыжиков" образуются сквозные дыры. Такой участок придется вырезать, а на его месть приваривать заплатку.
Если до белого металла поленились полностью вычистить, то такого ремонта хватит только на один зимний сезон. Химия, кислотные и эпоксидные грунты перед покраской на результат особенно не повлияют. Если после зачистки какие-то "рыжики" останутся, после зимы коррозия снова выйдет на поверхность. Химия, кислотные и эпоксидные грунты от нее не защитят».
Ржавчина на кузове автомобиля – явление неприятное. О том, как можно ее удалить, мы рассказали. Остается лишь напомнить, что запущенные болезни лечатся с трудом, поэтому залогом успешного «выздоровления» вашей машины может стать только своевременное обращение к специалистам.