Сварка кузова автомобиля: технология работ, оборудование
Какие могут быть проблемы? В процессе эксплуатации на кузов автомобиля действуют различные разрушающие факторы. В результате появляются вмятины, трещины, ржавчина и другие виды повреждений металла.
На что обратить внимание? При помощи сварочного аппарата можно заменить отдельные элементы кузова или поставить заплатку даже при толщине металла 0,8 мм. Выбор правильного оборудования, прямые руки и опыт в деле сварки кузова автомобиля позволят вернуть машине прежний вид.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Типы сварочных соединений в кузовном ремонте
- Фиксация элементов при сварке кузова автомобиля
- Выбор оборудования для сварки
- Углекислотный полуавтомат
- Технология сварки кузова полуавтоматом
- Рекомендации по сварке кузова
- Обработка сварного шва от коррозии
- Мнения автовладельцев о сварке кузова автомобиля
Типы сварочных соединений в кузовном ремонте
Существует несколько категорий сварочных соединений в кузове автомобиля: внахлест, внахлест с пазом, а также встык.
Самым сложным для неопытных специалистов в кузовном ремонте является сварное соединение встык. Однако, используя качественные сварочные аппараты (MIG/MAG или TIG), вполне реально научиться делать приличное соединение после нескольких попыток.
При таком способе листы металла состыковываются краями лишь с небольшим компенсаторным зазором между ними. Он необходим для того, чтобы дать металлу место для расширения при нагревании.
Внахлест листы соединяются с небольшим наложением друг на друга. При этом край одного листа приваривается к перекрываемой части другого с одной или же с двух сторон (то есть с образованием одного или двух швов соответственно). В местах соприкосновения листов мы имеем металл двойной толщины.
Если же речь идет о соединении внахлест с пазом, то для этого потребуются специальные инструменты. Нужно будет определенным образом подготовить край одного листа. Затем этот край подсовывается под фланец другого и приваривается.
Особенностью такого соединения является то, что со стороны создается впечатление, будто это непрерывный лист, а все выпуклости остаются на внутренней стороне. Для герметизации стыка края листов иногда свариваются с обеих сторон.
Чем сложнее стык, тем труднее с ним работать. Так, при соединении внахлест и с пазом обычно возникает несколько проблем:
- Для обеспечения герметичности соединения необходимо делать 2 сварочных шва, что усложняет работу.
- Двойной объем сварочных работ приводит к выделению избыточного количества тепла, которое может повлиять на структуру металла и форму листа.
Чтобы избежать возможных деформаций, сварку нужно будет осуществлять очень медленно, по специально разработанной для этого случая технологии и с применением особого оборудования. В итоге трудоемкость соединения внахлест сильно превысит объем работы при других методиках, поэтому можно сказать, что преимуществ здесь никаких, кроме простоты его выполнения для неопытных новичков.
Опытные слесари стараются избегать таких соединений, за исключением случаев, когда требуется воссоздать заводскую схему или же просто нет возможности сделать сварку встык.
К слову, последнее обычно применяют даже в случаях, когда нужно наложить металлическую заплату или же ремонтную вставку.
Фиксация элементов при сварке кузова автомобиля
Крайне сложно выполнять сварку, если деталь, которая приваривается, находится в свободном состоянии, то есть не закреплена. Всегда перед сваркой нужно позаботиться о фиксации листов/деталей – тогда можно будет выдержать нужный зазор между ними.
Для закрепления листов при подготовке их к сварке существует несколько способов. Например, можно использовать магнитную фиксацию: этот метод лучше всего подходит для установки заплаток, но вот для того, чтобы приварить крыло, потребуются иные приспособления, а магнит здесь будет бесполезен.
Гораздо чаще для фиксации применяются классические приспособления, а именно зажимные щипцы, струбцины, а также сварочные зажимы для стыковых соединений (edge clips). Такие специализированные инструменты производятся для различных случаев, всевозможных форм и размеров. Более того, фиксирующие приспособления разработаны специально для осуществления соединения листов внахлест, внахлест со смещением и встык.
Чаще всего при кузовном ремонте используются зажимные щипцы. Их главный минус в том, что точка, которую требуется зафиксировать, не должна располагаться дальше 40 см от места установки самих щипцов. Также минусом является то, что это весьма громоздкое приспособление, с которым трудно работать.
При соединении встык сварочными зажимами обычно фиксируют ремонтные вставки. Эти приспособления применяются в тех случаях, если присутствует доступ к обратным сторонам соединяемых деталей. Из плюсов – легкость установки и снятия, а также то, что щипцы совсем не мешают при сварке.
С помощью сварочных зажимов можно осуществить точную, аккуратную стыковку листов с требуемыми зазорами. Поверхности при этом можно выравнивать по одной линии. Но следует иметь в виду, что щипцы лучше не использовать на панелях, которые имеют сильный изгиб, – выдержать зазор требуемых размеров, скорей всего, не удастся.
Выбор оборудования для сварки
Специалисты сварочного дела высказывают мнение, что сварку кузова предпочтительнее всего осуществлять с помощью углекислотного полуавтомата с использованием проволоки в качестве расходного материала. И поскольку кузовные детали авто выполняются из тонкого листового проката, то для сварки лучше применять инвертор.
А вот электродную сварку в данном случае использовать не рекомендуется.И вот почему:
- качественный шов на тонком листе с помощью электрода не создать;
- держатель (с электродом) имеет достаточно большие габаритные размеры, что существенно усложняет или даже делает невозможным сварку в труднодоступных местах;
- сварочный аппарат переменного тока выдает слишком большую мощность, а потому вероятность прожечь электродом металл насквозь весьма высока.
Для сварки с помощью электродов критичным фактором является толщина свариваемых деталей (или листовых элементов). Так что для ремонта кузова автомобиля (где листы меньше 1 мм толщиной) электродная сварка не подходит. Но ее вполне можно использовать для починки более массивных деталей, например треснувшей рамы.
Углекислотный полуавтомат, а также инвертор имеют характерные специфические особенности, которые нужно учитывать при сварке кузовных деталей. Однако многие затруднения и проблемы в этом деле могут компенсироваться уровнем профессионализма и навыков оператора.
Также имеет значение правильная организация труда и, в частности, рабочего места, а именно эргономичность расположения оборудования и инструментов, а также качество освещения. Кроме того, осуществлять сварочные работы будет намного сподручнее, если у вас есть помощник.
Углекислотный полуавтомат
Считается, что это самое доступное сварочное оборудование, отличающееся к тому же универсальностью применения. С его помощью можно осуществлять сварку листовых деталей, имеющих толщину от 0,8 мм до 6 мм.
- осуществление переварки лонжеронов и порогов;
- заваривание образовавшихся дыр с помощью заплат;
- выправление вмятин.
Чаще всего полуавтомат задействуют для исправления дефектов не особо качественных машин, к которым относятся автомобили семейства ВАЗ.
Особенностью углекислотного сварочного полуавтомата является то, что он подает в зону сварки углекислый газ под давлением. Обычная воздушная среда (со смесью азота и кислорода) при этом вытесняется, и процесс сварки осуществляется в условиях, которые эффективно препятствуют окислению раскаленного металла.
Общий же принцип сварки у полуавтомата классический: металл на свариваемых деталях плавится, спаивается и накрепко соединяет их между собой.
Отличительной чертой углекислотного полуавтомата, выгодно отличающей его от иного сварочного оборудования, является тот факт, что с помощью полуавтомата можно сваривать между собой детали из любых однородных металлов и сплавов, например из меди или из нержавеющей стали. Нужно лишь заменить углекислый газ на аргон. (Однако сварка деталей из разнородных металлов не всегда возможна).
Очень важно соблюдать технологию!
Сварочные стежки должны быть длиной не более 2 см, а наносить их нужно через каждые 5 см.
В противном случае возможно появление сильных термических деформаций деталей. Из недостатков углекислотного полуавтомата нужно выделить его громоздкость, неповоротливость и большой вес. Перемещать такой сварочный аппарат крайне затруднительно, впрочем, для станций технического обслуживания или сервисных центров этого, возможно, и не требуется.
Технология сварки кузова полуавтоматом
Перед началом сварочных работ с помощью углекислотного полуавтомата, следует проверить его техническую исправность. Кроме того, следует позаботиться о том, чтобы помещение, где планируется производить сварку, не было запыленным и в нем не было избыточной влажности.
Какие расходные материалы следует подготовить? В первую очередь это проволока с медным покрытием, которая лучше всего подходит для кузовных работ. Также потребуется баллон с углекислым газом объемом не менее 20 литров и редуктор, понижающий давление газа. Еще понадобится наждачная бумага крупной зернистости для того случая, когда сваренный участок надо будет отполировать.
Последовательность действий при проведении сварочных работ
- Очистка сварочного участка от любых загрязнений и коррозии (в том числе от старой краски).
- Фиксация свариваемых деталей, чтобы место соединения было неподвижным.
- Настройка сварочного аппарата, а именно регулирование подачи проволоки и мощности электропитания.
- Снаряжение газового баллона – подключение понижающего редуктора.
- Закрепления проволоки.
- Регулировка полярности аппарата: плюс следует выставить на электродержателе, минус – на горелке.
- Подключение полуавтомата к электросети.
- Проведение сварочных работ на определенном участке.
- Отключение аппарата после проведения работ.
Рекомендации по сварке кузова
Сварочные работы обычно проводят со всеми частями кузова автомобиля, кроме передней, потому что на нее ложатся наименьшие нагрузки. Также не варят крылья и капот. Если же это не так, то в данном случае переваривают места крепления передних лап к поперечной балке. Чаще всего сварке подвергают:
- швы поддона;
- стойки;
- заднюю часть кузова автомобиля.
И наконец, при помощи сварки ликвидируют повреждения, вызванные коррозией.
Для днища важна герметичность, поэтому его сваривают с обеих сторон, аккуратно соблюдая температурный режим. Здесь важно не допустить температурной деформации листового металла и сохранить гомогенность швов.
Заплаты для днища обычно вырезают из листовой стали толщиной 1,5-2 мм. Это оптимальное значение, так как более толстый или тонкий металл создает проблемы при сваривании.
Производить резку полуавтоматом можно, но при соблюдении оптимальных режимов, так как в противном случае (например, при перегревании) у металла могут измениться физические характеристики. Чем габаритнее свариваемые детали, тем сложнее с ними работать.
Поэтому ремонтировать, к примеру, днище кузова лучше, если у вас есть помощник. После окончания сварки следует обточить края сваренного элемента, прогрунтовать их и загерметизировать эпоксидкой. На швы также нужно нанести грунтовку.
Осуществляя сварочные работы, придерживайтесь изложенных ниже правил:
- Если на заводе (то есть в оригинале) сварка кузова легкового автомобиля производилась точечно, то и переварку нужно осуществлять таким же методом. Точки при этом должны отстоять друг от друга не менее чем на 30 мм, иначе возможны термические коробления формы детали.
- Перед тем как начинать точечную сварку, испытайте образец листового металла, из которого выполнена деталь, на расслоение. Важно при этом использовать то же самое оборудование, с помощью которого вы собираетесь проводить сварочные работы. Альтернативой точечной сварке является пробочный шов.
- Если выбор сделан в пользу точечной сварки, то длина электродов не должна быть больше 300 мм.
- Точечная сварка деталей кузова автомобиля всегда должна быть двусторонней.
- Недопустимыми при кузовных работах являются сварка методом твердого припоя, а также газовая. Исключениями здесь являются случаи, когда такие виды сварки осуществлялись в оригинале (при производстве кузова автомобиля).
- Для обеспечения прочности соединения при сваривании трех и более металлических листов нужно применять пробочную сварку в инертном газе.
- Пробочная сварка деталей кузова автомобиля в инертном газе обычно применяется в тех случаях, когда в связи с затруднениями доступа к месту соединения невозможно задействовать точечный метод. Если же при переварке происходит замена шва (с заводского точечного на пробочный), то нужно сначала высверлить 8-миллиметровые отверстия (иногда их называют отверстиями разметки) и только потом выполнять сварочные работы в инертном газе. Количество высверленных точек должно точно соответствовать количеству точек заводского шва.
- Делая пробочный шов, недопустимо оставлять новые высверленные отверстия незаполненными.
Углекислотный полуавтомат прекрасно справляется не только с кузовным ремонтом. С его помощью можно чинить и глушитель, и даже двигатель авто. Правда, для сварочных работ на двигателе нужно использовать аргон, так как большинство деталей силового агрегата выполнены из чугуна, нержавейки, алюминиевого сплава и обычной углеродистой стали. Глушитель же ремонтируется путем наложения заплат.
Обработка сварного шва от коррозии
Готовые сварочные швы обязательно должны быть зачищены болгаркой для того, чтобы удалить все неровности. Кроме того, после зачистки станет более очевидно, качественно ли выполнен шов и нет ли непроваренных участков.
Далее готовим кузов к пескоструйной обработке и дальнейшему окрашиванию. Все элементы кузова шпаклюются. Это необходимо потому, что необработанный шов очень быстро подвергнется воздействию коррозии, ведь на него будут влиять не только атмосферная сырость, но и химические реагенты, которыми щедро посыпаются/поливаются улицы городов в зимний период.
Непосредственно швы нужно покрывать вручную и особенно тщательно.
Обрабатывать кузов грунтовкой и шпаклевкой можно при помощи специальных валиков либо распылителя. Последнее предпочтительнее, так как это дает возможность, во-первых, равномернее наложить слой грунта, а во-вторых, обработать такие места, к которым сложно подобраться. После обработки герметиком наносится краска. Покраска обязательна, так как именно слой краски является первым барьером, препятствующим воздействию агрессивных факторов.
Мнения автовладельцев о сварке кузова автомобиля
Полуавтомат как лучшее решение проблемы
«Очень эффективно проводить сварку с помощью полуавтомата. Если кузовные элементы выполнены из стали, то применять здесь дорогостоящий аргон необязательно, но сварочный шов получается качественнее. Но можно использовать и обычный углекислый газ. Вообще, варить полуавтоматом в 100 раз проще, чем обычной электродной сваркой.
Главное избежать искушения делать сплошной шов. По 5 мм через каждые 5 см. И нужно помнить, что главное в кузовной сварке – это качественно зафиксировать детали перед процессом. Можно наживить их на саморезы, чтобы не придерживать "третьей рукой"».
Обдуманный выбор инструмента
«На заводах обычно применяется контактная сварка. Но для нее требуется большое количество разнообразных электродов. На станциях технического обслуживания, а также на автосервисах поменьше обычно используются полуавтоматы.
Однако это требует усилий по предварительной подготовке поверхностей, а потому разумнее всего применять так называемую сварочную смесь.
Полуавтомат широко используется в быту; ММА, как правило, непригоден. ТИГом пользоваться можно, но это дороже. Кроме того, для ТИГа нужно место, чтобы просунуть горелку. Так что выбирать аппаратуру для сварки стоит, предварительно задумавшись обо всех указанных факторах».
Желание – тысяча возможностей
«Своими силами переварил всю машину: пороги, арки для крыльев, стойки. Все ржавое, прогнившее удалял нещадно, заплаток наложил бессчетное количество. Главное здесь – это не жадничать и удалять сколько-нибудь тронутый коррозией металл. Не "укрепляйте" сталь – не формируйте «слоеных пирогов» из гнилья и свежего железа. Это будут очаги распространения будущей ржавчины».
Сварочные кузовные работы – дело непростое, требующее предварительной подготовки как свариваемых деталей, так и рабочего места. Однако это самый верный способ избавиться от коррозии и подарить автомобилю новую жизнь.