Попал колесом в яму: что делать и с кого и как требовать компенсацию
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Считается ли дорожно-транспортным происшествием наезд на яму
- Как правильно оформлять ДТП, когда попал колесом в яму
- Какие поломки могут возникнуть у авто после попадания в яму
- С кого и как требовать компенсацию, если попал колесом в яму на дороге
Сегодня состояние российских дорог таково, что получить повреждения машины можно не только из-за ДТП. Довольно часто поломка возникает по причине плохого состояния дорожного полотна, на котором присутствуют повреждения. Ваш автомобиль попало колесом в яму, что делать в этом случае, как грамотно с точки зрения закона оформить происшествие, кто ответственный в покрытии ущерба? Подробнее об этих аспектах поговорим в нашей статье.
Считается ли попадание в яму ДТП
Конечно, вы должны быть предельно внимательным на дороге, но любой водитель не робот. Даже если вы отвлечетесь на одну секунду, ваша машина может попасть колесом в яму. В этом случае вас ожидает довольно неприятный исход – погнувшийся или поврежденный обод, разбитая подвеска, порванная резина на колесе и другие неприятности.
Первое, что нужно сделать, когда вы попали колесом в яму, установить виновных, и тогда вы поймете, как поступать дальше.
Пункт 1.2 Правил дорожного движения говорит о том, что вы попали в ДТП, если машина попала в яму, раскололся литой диск, повредилась покрышка, подвеска, колесо, то есть вы понесли материальные потери.
Выдержка из закона: «ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен ущерб».
Что делать, когда машина двигалась по дороге (определение дороги трактуется как поверхность, оборудованная для движения ТС) и случилась поломка, повлекшая нанесение материального ущерба. Такое происшествие относится к дорожно-транспортным. Важно знать обязанности владельца авто в случае наступления аварии, ответственность за их несоблюдение.
Согласно нормам законодательства, вы обязаны вызвать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия, ведь имеются повреждения автомобиля от того, что вы попали в яму. Так необходимо поступить в любом случае, пусть вы и не собираетесь впоследствии предъявлять претензии к дорожникам.
Если этого не сделать, то в худшем варианте исхода событий (посторонний человек доложит об аварии за вас и затем факт совершения ДТП будет доказан) вы можете попасть под действие статьи 12.27, ч. 2 «Оставление места ДТП», а это прямое нарушение правил ПДД. Наказание для владельца ТС: лишение водительского удостоверения на длительное время.
Однако если вы думаете о том, что сделать, чтобы возместить убытки от того, что попали колесом в яму на дороге, и что делать в такой ситуации, то запомните, в первую очередь нужно вызвать сотрудников ГИБДД.
Согласно действию ст. 11 и 12 Закона «О Безопасности дорожного движения», фирма, обслуживающая дорогу, ответственна за соблюдение норм безопасности на определенном отрезке дороги.
Состояние дорог попадает под нормы в отношении разрешенного разрушения (по-другому оно трактуется как яма). Существует специальный ГОСТ 50597/93, содержащий законодательно закрепленные данные в отношении размеров ямы:
- длина до 15 см;
- ширина до 60 см;
- глубина до 5 см.
Если яма, расположенная на дороге, превышает указанные габариты, значит, ее обязаны заделать в срок до 10 дней. Дорожники в определении временных сроков ремонта ориентируются на загруженность данного участка дороги, его важность и иные критерии. Если на улице гололедица, то яма должна быть ликвидирована в течение 6 часов.
Под требования ГОСТа попадают рельсы железнодорожных путей, трамвайное полотно. Возвышение металлических конструкций (например, крышки люков) над дорогой допускается только в пределах, не превышающих 2 см. Если эти стандарты нарушены, дорожники должны произвести ремонт в течение двух дней.
Особое внимание отводится крышкам канализационных люков. Ремонт их повреждений должен производиться в течение трех часов, а ненормированный подъем – за сутки. Зачастую водители наблюдают, что после таяния снега на дорогах пропадают крышки с канализационных люков, расположенных на проезжей части. Обычно причиной такого явления является не кража, а осознанные действия городских коммунальных служб. Крышки с люков убираются специально, чтобы снег с дороги быстрее попал в канализационный слив.
Знание ГОСТа 50597/93 очень пригодится для отстаивания собственных интересов в спорной ситуации. Необходимо подавать иск в суд, если:
- колесо вашего авто попало в яму на дороге в повреждение, габариты которой превышают размеры, описанные в ГОСТе;
- попали колесом на выпирающую на 2 см и выше над дорогой рельсу;
- нет возможности проехать по дороге по прошествии 6 часов после снегопада.
Обязанность возмещения ущерба, нанесенного плохим качеством дороги, не соответствующей требованиям ГОСТа, указана в ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 28.
Попал колесом в яму: что делать в первую очередь
Если машина пострадала из-за того, что попала колесом в яму, и вы намерены требовать материальной компенсации за восстановление авто у ответственной фирмы, то необходимо знать, как грамотно оформить ДТП. Ведь доказательная база, полученная непосредственно после аварии на дороге, будет играть значительную роль в положительном исходе дела.
В данном случае оформить ДТП без присутствия инспекторов ГИБДД нельзя, потому что в аварии участвует одна машина, которая попала колесом в яму. Первое, что нужно сделать: вызвать уполномоченных лиц, позвонив с мобильного телефона на номер 102.
Если вы попали колесом в яму, что делать пока не приехала патрульная машина? Есть время на сбор доказательств:
- Если имеются свидетели аварии, необходимо записать их телефон, Ф. И. О. Часто люди, что-либо видевшие, быстро расходятся, и спустя несколько минут вы их уже не сможете найти.
- Сделайте снимки места происшествия с разных ракурсов. На фото должны попасть:
- адрес места аварии (авто с указателем улицы, номером здания);
- машина с четко просматривающимся госномером;
- повреждения колеса и другие, видные глазу;
- яма на дороге, явившаяся причиной ДТП, в которую попало авто;
- отсутствие рядом знаков, специальных ограждений, говорящих о том, что присутствует яма или препятствие, в которое попал колесом автомобиль.
Наберите телефон друзей, родных и попросите их как можно быстрее прибыть к месту аварии, прихватив смартфон с камерой или фотоаппарат. Чем более детально будет зафиксировано то, что авто попало в яму, тем легче будет доказать вину дорожников.
Суд принимает фото- и видеодоказательства, которые вы сделали на смартфон либо фотоаппарат. Исходя из вынесенных судебных решений, видно, что если есть информативные фотографии, то у пострадавшей стороны значительно повышается шанс выиграть судебное разбирательство. Причем лучше сделать фото причиненного ущерба колесу или авто с различных ракурсов и мест. Это необходимо, чтобы показать местонахождение машины в определенном месте и доказать, что она могла попасть в яму именно там, где вы утверждаете.
Лучше также сделать несколько фото с расстояния средней длины, это даст сведения о расстоянии тормозного пути, присутствии рядом дорожных знаков. Делать фото с ближнего расстояния стоит, чтобы показать общее состоянии дороги, на которой вы попали в яму, размер причиненных повреждений. До того, как начнете делать фотографии, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить специальный сигнал на авто, чтобы не попасть еще в одно ДТП. После этого дождитесь сотрудников ГИБДД.
При заполнении документов проконтролируйте, чтобы сотрудник указал на схеме, где находится яма, в которую вы попали, ее габариты, а также сделал отметку об отсутствии знаков, специальных ограждений.
Учтите, что до составления схемы покидать место аварии нельзя. Делать план ДТП нужно в присутствии инспекторов, а затем попросить подписать его имеющихся свидетелей или очевидцев. Проследите, чтобы инспектор не написал фразу о том, что вы невнимательно следили за дорогой, попали колесом в яму из-за превышения скорости. Объяснение должно быть таким, чтобы, читая его, судья понял, что яма (или иное препятствие) появилось совершенно внезапно, и вы были не в состоянии ничего предпринять, чтобы не попасть в нее.
Бывает так, что инспектор сам пишет в справке, что водитель не соблюдал требования правил и двигался с превышением скорости. Тогда составляйте жалобу на имя начальника ГИБДД. В ней сообщите, что вменяемые вам нарушения несостоятельны, а для подтверждения написанного приведите собранные вами доказательства.
Диагностика авто после попадания в яму: что проверять
Вы попали колесом в яму на дороге. Что делать при выявлении у авто проблем, которые появились после ДТП? Например, у вас долгое время гудел подшипник ступицы, однако вы не устранили сразу неисправность, а после того, как авто попало в яму, подшипник разломился на части и колесо заклинило. Этот пример показывает, что нужно следить за техническим состоянием машины, регулярно делать техосмотр, во время которого будет произведена диагностика ходовой части, других деталей, отвечающих за безопасность и комфорт во время езды по дороге.
1. Резина и диски – оцениваем визуальный ущерб.
Крупная яма на дороге обязательно отразится на колесе машины. Не нужно ехать дальше, если вы попали в глубокое препятствие на пути, не сбавляя скорость. Правильно будет сделать следующее: прекратить движение, выйти из машины и проверить отсутствие видимых повреждений вашего колеса. Вы можете визуально осмотреть состояние резины и дисков. Нужно удостовериться, что нет повреждений колеса. Ваши действия, если:
- Есть порезы на резине колеса в месте столкновения, колесо спущено и не подлежит восстановлению. Вам нужно поставить запасное колесо, а на поврежденном заменить резину.
- Резина не повреждена, но сбоку колеса вылезла грыжа. Такое встречается довольно часто у колес со слабой боковой частью и не самого хорошего качества. На колесе с грыжей ездить нельзя, нужно заменить резину.
- Резина внешне не имеет повреждений, но колесо при этом спускает, а если попытаться его накачать, то не держит давление. Посетите шиномонтажный сервис и попытайтесь восстановить колесо после того, как оно попало в яму.
- Диск согнулся в области удара. Можно продолжать езду на поврежденном колесе, однако нужно соблюдать осторожность, желательно поменять его на запасное колесо в ближайшем автосервисе.
- Литой диск треснул. В такой ситуации движение продолжать нельзя, ведь можно попасть в аварию в любой момент. Замените колесо на запасное.
Грыжи, порезы на резине после попадания колесом в яму – довольно частое явление. Изготовители покрышек с недавних пор стали делать специальные серии изделий для российских дорог. Данный вид резины для колес представляет собой покрышку с усиленной боковой частью, у которой уровень комфорта ниже, но оно не подвержено появлению грыж и прочих проблем, если вы попали в яму.
Диски тоже нужно выбирать тщательно. Если вам приходится ежедневно ездить по дорогам с плохим покрытием, желательно обойтись штампованными дисками, а не литыми. И лучше не приобретать бюджетные легкосплавные диски китайского производства.
2. Рулевое управление и углы установки колес.
Если попасть в яму на дороге, то в будущем могут возникнуть неисправности в различных системах транспортного средства, например, в рулевом управлении. Возможно, наконечники утратили целостность крепления, тяги свободно гнутся при сильных ударах, рейка стала неисправна.
На практике встречались примеры, когда из-за плохого состояния дорог повреждались не только колеса, но и рулевые колонки, которым затем был необходим капремонт или полная замена. После того, как вы попали колесом в яму, проверьте:
- Рулевую тягу, наконечники и лучше сделать это в автосервисе.
- Крепления системы управления руля: они часто выходят из строя после попадания даже в небольшую яму.
- Основные соединения системы руления с колонной, рейкой, колесами, чтобы точно удостовериться в отсутствии неисправностей.
- Рулевая рейку – достаточно покрутить руль в заведенной машине и в выключенной. Если есть неисправность, вы услышите стук и заметите непривычное поведение рулевого колеса, которое раньше не наблюдалось.
- Систему стабилизации – поскольку она связана с рулевой, то также может повредиться от удара. Глубокая яма на дороге тоже может явиться причиной ее поломки.
Проверку всех систем автомобиля нужно проводить во время прохождения ежегодного ТО. Опасность скрытых поломок в том, что постоянные, пусть даже с виду и небольшие неровности на дорожном покрытии способны привести к более серьезным неисправностям машины. Если вы часто попадаете в ямы на дороге, то полное тестирование авто нужно делать регулярно. Периодическая проверка – гарантия надежной работы автомобиля без неприятных последствий.
3. Ходовая часть – что ломается чаще всего на ямах.
На российских дорогах, покрытых ямами и неровностями, чаще всего вы рискуете повредить колеса и подвеску. Ходовая часть любого транспортного средства имеет определенные особенности, поэтому необходимо принимать во внимание качество и вид последней. Традиционные варианты имеют однотипные проблемы, в автосервисе быстро выявят проблемы и смогут начать ремонт.
Внимательно проверьте:
- Опоры стоек: это самые часто страдающие детали авто в случае, если вы попали колесом в яму. С ними связана большая доля неисправностей, выявляемых в процессе эксплуатации машины, поэтому опоры ремонтировать нужно в первую очередь. Если вы сомневаетесь в их исправности – замените.
- Пружины, стойки: на них оказывается прямое воздействие, если попасть колесом в яму, поэтому их проверка и регулярная диагностика очень важна.
- Многочисленные сайлентблоки (в зависимости от конструкции подвески их число и виды могут быть различными). Самое пристальное внимание обращайте на сайлентблоки передних рычагов подвески McPherson.
- Стабилизаторы, их стойки, сайлентблоки – они способны легко сломаться, если попасть колесом в яму.
- Полуоси, шрусы, которые способны искривляться, выпадать, становиться неработоспособными. Если они оказались повреждены после того, как вы попали колесом в яму на дороге, дальнейшая езда на машине будет невозможной.
Самостоятельно невозможно сделать качественную проверку всех узлов и деталей автомобиля. Если вы все же решили справиться своими силами, то вам нужен гаражный бокс, в котором есть смотровая яма, чтобы детально рассмотреть состояние ходовой части автомобиля. Если поломка случилась в дороге, советуем как можно скорее проверить ходовую часть в автосервисе. После этого станет ясно, можете ли вы продолжать дальнейшую езду или нет.
С кого спрашивать за причиненный ущерб
Итак, давайте перейдем к порядку ваших действий после того, как вы попали колесом в яму на дороге. Что делать в таком случае? Во-первых, вам нужно узнать, какая дорожная фирма обслуживает этот отрезок дороги. Спросите об этом у инспектора ГИБДД. Он обязан выписать компании, которая несет ответственность за содержание этой дороги, протокол по ч. 1 ст. 12.34 КоАП, а судья на основании этого документа наложит штраф. Конечно, вам важен не факт получения штрафа дорожной службой, а указанные в нем реквизиты этого предприятия.
Ваши следующие шаги зависят от вида имеющейся страховки и повреждений авто. При наличии полиса КАСКО необходимо взять справку о дорожно-транспортном происшествии сразу на месте у инспектора или в отделе ГИБДД и показать машину в страховой фирме. Транспортное средство проверят на предмет видимых и скрытых поломок. Если КАСКО отсутствует, необходимо сделать независимую техническую экспертизу – нельзя ремонтировать автомобиль до ее проведения.
- Проведение независимой экспертизы.
Для получения стоимости проведенных ремонтных работ с дорожных служб нужно сделать независимую техническую экспертизу на предмет наличия повреждений у машины. Заключение экспертизы будет содержать стоимость ремонта.
Для проведения экспертизы требуется присутствие представителя ответчика.
Уведомить об этом вторую сторону нужно в письменной форме (как вариант – направить заказное письмо по почте). Причем, не имеет значения, будет ли присутствовать вторая сторона на экспертизе либо нет, главное – уведомить о ней.
- Добровольное возмещение ущерба.
Как только сделают экспертизу и придут результаты, направляйте ответчику досудебную претензию, содержащую требования о добровольном возмещении стоимости ремонта.
К претензии приложите копии документов о ДТП, копию результата независимой экспертизы. Не забудьте в требовании указать, что, кроме того, что вам нужно возместить ремонт, нужно также вернуть стоимость оплаченной вами экспертизы.
Как показывает судебная практика, дорожные службы не возмещают ущерб в добровольном порядке.
- Взыскание стоимости ремонта через суд.
При подаче заявления в суд собственник машины обязан заплатить госпошлину, которая может составлять 400–60 000 руб., в зависимости от суммы иска.
Данные затраты впоследствии взыщут с ответчика, если вы выиграете дело. Но при обращении в суд оплачивать пошлину должен истец.
Для получения понесенных денежных затрат на ремонт ТС из-за плохого состояния дорог в суд требуется направить документы о ДТП, итоги независимой экспертизы.
Обычно водители, оформившие ДТП по всем правилам, а затем решившие в судебном порядке взыскать ущерб, выигрывают процесс. Поэтому если вы попали колесом в яму на дороге, и не знаете, что делать – смело подавайте в суд!
Стоит учитывать, что судебная тяжба может затянуться на долгое время и вам придется посетить множество различных инстанций. В случае, если поломки небольшие и ремонт оказался не слишком затратным, нет смысла тратить время и нервы на судебные разбирательства.
Как обойти все ямы стороной: 5 советов от экспертов
В первую очередь научитесь избегать неровностей дороги, чтобы не попасть колесом в яму. Легче всего выбирать путь, который вы хорошо знаете. Конечно, этот способ не дает 100%-ной уверенности. В нашей стране нет дороги, на которой бы не встретилась ни одна яма. Однако намного безопаснее ехать там, где вы проезжаете ежедневно или несколько раз в неделю, чем рисковать на малознакомом пути.
Дадим еще несколько советов о том, как не попасть в яму на дороге:
- Изучите отзывы о дороге до начала путешествия: есть масса специальных приложений и форумов, где водители делятся сведениями о состоянии дорог, предупреждают о местах, где есть ямы, неровности.
- Двигайтесь на безопасной скорости: на неизвестной дороге не нужно жать на педаль газа, важно, чтобы вы успели среагировать на яму, расположенную на вашем пути.
- Снижайте скорость перед любыми повреждениями дороги, ведь на большой скорости вы не успеете ничего сделать, а яма может привести к ДТП.
- Всегда будьте внимательны на дороге, не отвлекайтесь от управления машиной, полностью сконцентрируйтесь на дороге, старайтесь заранее находить объезды неровностей, к примеру, таких, как яма.
- Регулярно делайте ТО и проверяйте состояние подвески: авто должно быть исправно. Содержание машины в порядке – залог вашей безопасности.