Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что говорит ГОСТ о ямах на дороге
- Что проверять после попадания колесом в яму
- Что делать, чтобы получить компенсацию за попадание в яму на дороге
«Попал колесом в яму, что делать?», – такой вопрос часто задают автовладельцы на всевозможных форумах, сайтах или представителям ГИБДД. Статистика неутешительна, только за один месяц в России совершается более 3 500 ДТП, в которых отмечены серьезные нарушения в качестве дорожного покрытия.
Что же делать водителю, попавшему в такую ситуацию? В первую очередь необходимо помнить, что, попав в яму, нужно остановиться и осмотреть свое авто. Если обнаружатся повреждения, то это ДТП, в котором может (и должен!) быть определен виновник. О том, где искать повреждения в авто и что делать дальше, расскажет наш материал.
Что говорит ГОСТ о ямах на дороге
Размеры допустимых ям и повреждений для автомобильных дорог общего пользования можно узнать в специальных нормативных документах. К примеру, в ГОСТ Р 50597-93. Исходя из этого стандарта ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров, будут являться нарушением:
- длина – 15 см;
- ширина – до 60 см;
- глубина – до 5 см.
На устранение подобных повреждений дорожного полотна дается 5–10 дней. Сроки в первую очередь зависят от загруженности дороги, ее значения и т. д. Такую проблему, как гололедица, к примеру, дорожные службы обязаны устранить в течение 4–6 ч.
Также ГОСТ устанавливает нормы и в отношении железнодорожных рельсов или трамвайного полотна. Металлические конструкции трамвайного или железнодорожного пути не должны превышать над дорогой 2 см. В ином случае на устранение нарушений дорожникам дается не более двух дней.
Самое пристальное внимание уделяется крышкам от канализационных люков. Ведь если попасть в такую яму колесом, то можно полностью лишиться последнего. Норматив по замене поврежденных люков – 3 часа, в случае ненормированного подъема – 1 день. Зачастую автомобилисты подмечают, что во время таяния снега пропадают крышки канализационных ям с дорожного полотна. В большинстве своем (90 % случаев) это не хищение, а сознательный шаг коммунальных служб. Люки убирают для того, чтобы быстрее избавиться от талой воды с дорожного полотна, однако никто не думает, что в яму может попасть автомобиль. Именно поэтому делать это нежелательно, но если выхода нет, обязательно соблюдение всех правил ограждения.
Что проверять после попадания колесом в яму
Что делать в первую очередь, если попал в выбоину на дороге? Попадание на значительные неровности, прежде всего, влияет на состояние колес авто. Именно по этой причине не нужно продолжать движение, если ваш автомобиль попал колесом в глубокую яму на дороге. Что делать при таких обстоятельствах? Необходимо остановиться, выйти из авто и удостовериться в том, что нет визуальных повреждений, после того как вы попали в яму. Снаружи вполне возможно произвести оценку состояния резины и металлических дисков. Удостоверьтесь в том, что нет таких повреждений, как:
- Прорезанная резина в месте удара, спущенное колесо визуально выглядит так, будто делать что-либо не имеет смысла. В данной ситуации необходимо поставить запасное колесо и продолжить движение за новой парой.
- Шишка на боковой части колеса (резина кажется целой). Достаточно частое явление для некачественных покрышек со слабой боковиной.
- Спущенное колесо при отсутствии визуальных повреждений на резине. Во время накачивания давления все равно нет – необходимо обратится к специалистам, они попробуют «реанимировать» колесо после повреждения, возможно, больше ничего делать не придется.
- В месте удара диск деформирован – продолжать движение на таком колесе нужно крайне осторожно, при возможности лучше произвести замену на запасное. Делать это можно как самостоятельно, так и на СТО.
- Лопнутая металлическая часть диска – на таком колесе не желательно продолжать движение, если так делать, то могут возникнуть неприятные последствия (возможно, даже трагические).
Если угодить в глубокую яму на большой скорости, в дальнейшем можно столкнуться с неприятными последствиями в системах авто. Зачастую повреждение получает рулевое управление. Также четкость крепления теряют наконечники. При сильных ударах гнутся тяги и выходит из строя рейка. Плохие дороги могут вывести из строя даже рулевые колонки – их придется полностью заменить или же подвергнуть капремонту.
Что делать, если попал колесом в яму? Необходимо обязательно обследовать такие детали рулевого управления, как:
- Рулевые тяги и наконечники – делать их нужно исключительно в сервисном центре, т. к. самому выяснить возможные проблемы будет крайне нелегко, а порой и вовсе невозможно.
- Крепления системы рулевого управления (легко выбиваются из нормального состояния, даже при минимальных негативных воздействиях неровных дорог).
- Рулевая рейка – достаточно покрутить рулем на заведенном автомобиле и на заглушенном. Таким образом можно без труда почувствовать стуки и неприятные ощущения в рулевом колесе, которых быть не должно.
- Стабилизационная система (напрямую связана с рулевой), зачастую страдает при ударах во время движения. Ее тестирование неизбежно потребуется, если машина попала колесом в яму, и делать это нужно обязательно.
- Места главных соединений рулевой системы с колесами, с рейкой, с колонной, а также с рулевым колесом. Делать это нужно для того, чтобы удостовериться в отсутствии проблем и неприятных воздействий.
В России ямы и горбы на дорожном полотне уже давно никого не удивляют. Они по сей день делают наши дороги «особенными». При движении по такому дорожному полотну существует много рисков для подвески. У ходовой части каждого авто есть свои особенности (качество, вид подвески), крайне важно все это учитывать. Традиционные варианты страдают однотипно, поэтому в сервисном центре специалисты быстро определят, насколько печальна ситуация, и посоветуют, что делать. Если же есть желание самостоятельно разобраться в проблеме, то рекомендуем начать с тщательного осмотра следующих узлов автомобиля:
- Опоры стоек – в процессе эксплуатации на них приходится значительное количество неприятностей. Не знаете, что делать, если вы попали колесом в яму? Нужно провести диагностику опор в первую очередь. Если появилась хотя бы малая доля сомнения, что, попав в яму колесом, опора стоек повредилась, лучше всего сразу произвести замену.
- Стойки и пружины – еще один узел, следить за состоянием которого необходимо обязательно, особенно если автомобиль недавно попал в яму колесом, ведь на него происходит прямое воздействие в такой ситуации.
- Сайлентблоки, число и вид которых находится в прямой зависимости от конструкции подвески, в особенности заострите внимание на сайлентблоках передних рычагов в подвеске McPherson, так как при попадании колеса машины в выбоину, они могут сильно пострадать.
- Стабилизаторы, стойки стабилизаторов и сайлентблоки данной системы. Они легко повреждаются, при попадании колеса в яму.
- Полуоси, шрусы и другие детали привода, которые тоже подвергаются деформации, если попасть колесом в яму.
Однако провести осмотр всех перечисленных деталей самому невозможно. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии ходовой части авто, необходим гараж со смотровой ямой. Делать это на месте происшествия не имеет смысла, вы все равно не сможете увидеть реальную картину при таких условиях. А делать это необходимо своевременно. Именно по этой причине, если попал колесом в яму, то лучше всего обратиться на ближайшую СТО и провести недорогую диагностику ходовой части хотя бы поверхностно. Так вы удостоверитесь, что продолжать движение неопасно.
Что делать, чтобы получить компенсацию за попадание в яму на дороге
Для начала обозначим, что дорожно-транспортное происшествие совсем необязательно предполагает участие двух и более транспортных средств. Каждое повреждение авто в процессе его движения – это ДТП. А значит, старайтесь всегда вызывать ГИБДД на место происшествия. Случаи попадания в ямы не исключение. Конечно, не все сотрудники хотят ехать ради такого «небольшого» события, но что делать, нужно заставить – вам необходима от них справка о ДТП для дальнейшего разбирательства.
Итак, представим, что вы попали колесом в яму, автомобиль получил повреждения, инспектор ГИБДД этот факт зафиксировал – все условия соблюдены. В случае если яма, в которую вы попали, превышает параметры из ГОСТа, вы вполне можете требовать возмещения ущерба либо у собственника дорожного полотна, либо у лица, его обслуживающего.
Как понять, что делать и к кому обращаться? Вариантов несколько:
- Заказать выписку из реестра автодорог. Делать это можно с помощью сайта Госуслуг – услуга предоставляется Федеральным дорожным агентством и называется «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре автомобильных дорог». В выписке будет указан собственник дороги. Но главная проблема в том, что большая часть сведений по какой-то причине не внесена в этот реестр. По этой причине этот способ может не помочь, если попал в выбоину на дороге.
- Написать претензию в местную администрацию или в местный комитет по благоустройству. Даже если они ответят отрицательно на саму претензию, то из официального ответа вполне можно узнать ответственных за содержание дорожного полотна (обычно на содержание и ремонт дорог заключают государственные контракты). Это займет немало времени, зато вы точно узнаете, кому предъявлять требования о возмещении ущерба.
Что делать далее? После выяснения, кому именно подавать претензию, приложите к ней копии всех документов, относящихся к ДТП и подтверждающих сумму, возмещаемого ущерба. К таким документам относятся:
- справка о ДТП;
- схема места происшествия ДТП;
- квитанции об оплате услуг эвакуатора, если пришлось воспользоваться;
- заключение экспертизы (делать желательно), договор на проведение экспертизы;
- квитанции на оплату экспертизы;
- любые документы, подтверждающие вашу позицию.
Претензию можно подать лично либо отправить почтой с описью вложения. При личной подаче на одном экземпляре претензии вам поставят входящий номер вашего обращения.
Внимание! Обязательно сохраните документ с входящим номером или квитанцию об отправке с описью вложения.
На ответ дорожной службы дается 30 дней. Увы, многие автовладельцы так и не обращаются в суд после получения отрицательного ответа от дорожников. Этот факт только на руку дорожникам, именно поэтому на этапе предъявления претензии они почти автоматически отказывают в возмещении ущерба, если автовладелец попал колесом в яму. В этом, даже не стесняясь, они признаются в частных беседах за пределами зала судебных заседаний.
Что делать, если попал в выбоину на дороге, а дорожная служба отписалась? Итак, если вам пришел отрицательный ответ от дорожников, лучше всего обратиться в суд. Если ваши требования не превышают 50 тыс. рублей, то обращайтесь в мировой суд по месту нахождения ответчика (юридический адрес дорожной службы). Если выше – в районный (тоже по месту нахождения дорожной службы). Также действуем и в случае со страховой компанией.
Важно знать! Страховые компании или дорожники вполне могут иметь несколько зданий по разным адресам. Будьте внимательны, вам нужен именно юридический адрес.
Какие документы прикладывать к исковому заявлению? Все те же, что и к претензии, плюс:
- саму претензию с входящим номером;
- оригинал квитанции на оплату госпошлины;
- какой-либо документ от администрации или комитета по благоустройству с указанием ответственных лиц за обслуживание данной дороги (при наличии);
- ответ дорожников на вашу претензию.
Документы можно подавать либо сразу в виде оригиналов, либо в виде копий. Все зависит от требований конкретного судебного органа. На судебном заседании судья попросит вас представить оригиналы всех документов. Квитанцию об оплате госпошлины необходимо предоставлять сразу в ОРИГИНАЛЕ!
В суд нужно подавать два комплекта документов – для суда и для ответной стороны. Оригинал госпошлины и все остальные подлинные документы вкладывают в комплект для суда. В комплект для ответной стороны вкладывают исковое заявление и те бумаги, которых у нее нет.
На какие законы опираться в судебном заседании, если вы попали в яму по вине дорожников:
- Обоснование 1. Согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
- Обоснование 2. Согласно ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, нанесшим ущерб.
- Обоснование 3. Истец осуществлял движение по асфальтированной дороге и не обязан был предполагать, что может попасть в какое-либо повреждение дорожного полотна, при отсутствии соответствующих дорожных знаков, предупреждающих водителей об осуществлении ремонтных работ согласно требованиям п. 4.1.1, п. 4.1.6 ГОСТа Р 50597-93.
В теории существует возможность возмещения морального вреда в вашу пользу, однако российские суды в большинстве случаев по таким делам моральный вред не возмещают.
Судебная практика показывает, что в случае если ДТП и претензия оформлены правильно – шанс получить компенсацию весьма высок. Но если суд принял решение не в вашу пользу, знайте – все можно обжаловать в вышестоящей инстанции. Для мирового суда – районный, для районного – городской.
Что делают автолюбители, попав колесом в яму
1. Яма и углы колес
«Если вы попали колесом в яму, у вас однозначно нарушились УУК (углы установки колес). Могли нарушиться все три контролируемых угла (сход, развал и кастер). Незначительные изменения геометрии можно подправить обычной регулировкой УУК (делать на стенде схода-развала).
Перед регулировкой УУК нужно осмотреть ходовку:
- Не погнулась ли рулевая тяга (делаем визуальную оценку).
- Не погнулся ли шток амортизационной стойки (можно ослабить гайку штока в опоре и покрутить шток вокруг оси). Если шток погнулся, то при его вращении будет меняться развал на этом колесе.
- Не разогнулась ли растяжка (нужно измерить длину подозреваемой растяжки рулеткой и сравнить с длиной другой растяжки)».
2. Как я попал в яму колесом. Личный опыт
«Я тоже попал колесом в яму 1,5 года назад, выбоина не с колодец, конечно, но большая... Только скорость моя тогда была около 170 по спидометру...
Думал, что делать? Диски литье Alesio Sport, резина Continental Sportcontact, долетел тогда домой нормально, даже без остановок, просто шел дальше и все... (молод был, зелен...). Утром в гараже увидел большую грыжу и погнутый диск с внутренней стороны. Стойку особо не разглядывал и ничего с ней не делал, диск тогда немного отбалансировали, натянули новую резину да назад. Через пару-тройку месяцев эта стойка начала стучать на каждой кочке, такие удары были, что поехал и заменил по гарантии всю стойку – больше тьфу-тьфу в такие ямы не попадал, хотя за это время уже успел пару дисков погнуть (дороги у нас отвратительные, и никто их не делает вовремя)».
3. Что делать, если попал в выбоину на дороге? Главное – осмотреть опору после удара
«Если попал колесом в яму, то первое, что необходимо сделать – осмотреть все тщательно. Особенно нужно обратить внимание на опору и чашку... На отбортовке отверстия чашки под опору точно отошла бы краска... Болты опоры могут разойтись наружу веером... На чашке под определенными углами видны очаги деформации в форме фланца опоры...».
4. Кто платит за ремонт, если автовладелец попал колесом в яму?
«Возмещает ущерб автовладельцу, если последний попал в яму, не ответственный за содержание дорог начальник МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства», а Казначейство РФ, т. е. мы сами! И пока не будет усовершенствовано законодательство, согласно которому будет назначен человек, который заплатит за аварию из собственного кармана, отношение к дорогам не изменится».
5. Можно ли отсудить у дорожников деньги за ремонт, если попал колесом в яму?
«3 года назад попал я колесом в яму, повредил тогда диск и резина была на выстрел. Что делать – знал. Отправился судиться с дорожниками – выиграл 27 000 рублей. На самом деле здесь нет ничего сложного, правда, потратил на это около 6 месяцев».