Ремонт DSG: делать самому или доверить специалистам?
До недавних пор коробки передач подразделялись на два типа – механическая и автоматическая. Механика подразумевает переключение передач и управление сцеплением в ручном режиме. Автомат самостоятельно меняет передаточные числа, и машина плавно трогается за счет гидротрансформатора. Новая разновидность КПП изначально появилась в спорте. Классический гидроавтомат не подходил по причине своей медлительности. Сейчас роботизированные коробки передач прочно вошли и в гражданскую автомобильную жизнь, поэтому водителям интересно, как производить ремонт DSG.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как устроена коробка передач DSG
- В чем преимущества и недостатки коробки DSG
- Какие проблемы могут возникнуть с коробкой DSG
- Как отремонтировать коробку передач DSG
Устройство коробки передач DSG
Родоначальником роботизированной КПП стал глобальный автоконцерн «Фольксваген». Разработка агрегата велась несколько лет, пока готовый продукт не пошел на конвейер. В переводе с немецкого DSG означает «прямое переключение передач». Главной особенностью нового типа трансмиссии стало наличие двух сцеплений и соответствующих им двух первичных и вторичных валов. Каждое сцепление работает независимо от другого. Включаются они по очереди. Когда одно замкнуто, второе готовит нужную передачу, чтобы вступить в работу в подходящий момент.
Рассмотрим структуру DSG:
- корпус главной передачи, объединенный с дифференциалом;
- электронно-механический блок mechatronic;
- два сцепления;
- двухмассовый маховик;
- внешний первичный вал;
- второй первичный вал, проходящий внутри первого;
- два ведомых вала.
Изюминкой конструкции является двухконтурная конфигурация. По сути, DSG объединяет в себе две коробки передач, которые работают последовательно, отчего скорость становится очень высокой. Этого удалось добиться за счет особенного расположения двух рядов сцеплений и первичных валов. Сцепления находятся одно за другим на двухмассовом маховике. Каждое из них вращает свой первичный вал. Внешний вал отвечает за четные передачи. Внутренний вал, конструктивно расположенный в осевой полости первого, заведует нечетными передачами. Синхронизация осуществляется с помощью мехатроника. Сложная конструкция требует высокой квалификации мастера, выполняющего ремонт DSG.
Механизм работает по следующему алгоритму. Сначала оба сцепления отключены, автомобиль стоит на месте. Затем замыкается первое, которое вращает внутренний вал. В этот момент на нем подключены шестерни первой передачи. Автомобиль начинает движение. Наружный вал тем временем уже готов к включению второй передачи: зубчатые колеса вошли в зацепление, второе сцепление разомкнуто. По мере набора скорости первое сцепление размыкается, а второе, наоборот, включается. Это происходит синхронно. Таким образом, поток мощности от двигателя к колесам идет не прерываясь.
Двойная конструкция DSG действует существенно быстрее однодисковых аналогов. Даже профессиональный водитель, управляющий автомобилем с МКПП, не сможет обыграть по скорострельности роботизированную трансмиссию с двумя сцеплениями. На работе мотора это сказывается положительно. Меньше время работы мотора вхолостую в перерывах между переключениями передач – соответственно, лучше динамические характеристики автомобиля, меньше расход топлива.
Работу коробки координирует блок управления – мехатроник. В нем выделяют электронную плату и механическую (гидравлическую) часть. Идет постоянная обработка данных, поступающих с датчиков, которые отслеживают основные параметры: скорость вращения валов, зазор между дисками сцепления, положение вилок переключения передач, температуру масла и т. п. Мехатроник «общается» по CAN-шине с ЭБУ двигателя, чтобы получать информацию от датчика скорости и электронной педали акселератора. Обрабатывая эту информацию, он прогнозирует дальнейшее переключение на повышенную или пониженную передачу. Таким образом, DSG работает преселективно, то есть всегда стоит наготове следующая передача.
Существуют два типа DSG – шести- и семиступенчатая. Помимо разницы в количестве передач, они оснащены разными системами смазки. «Мокрая» конструкция применяется в первом варианте. Диски сцепления находятся в масляной ванне и благодаря «сырому» вращению работают до ремонта гораздо дольше. В такую коробку входит в три раза больше масла, и она имеет механический масляный насос.
Семиступенчатая DSG работает с «сухими дисками». Ей требуется гораздо меньше масла для эксплуатации. Вместо механического стоит более экономичный электрический масляный насос, снижающий энергозатраты. Конструкция проще и компактнее, но обладает меньшим ресурсом и чаще требует ремонта. Применяется на автомобилях с маломощными силовыми агрегатами.
Преимущества и недостатки коробки DSG
Отзывы по работе DSG диаметрально противоположные. Как правило, водители обращают внимание на следующие моменты:
- лучшее использование потенциала мотора;
- хорошая динамика без провалов;
- существенная экономия горючего по сравнению с механикой и гидроавтоматом;
- возможность управлять трансмиссией как в автоматическом, так и в ручном режиме (с помощью подрулевых лепестков или специального режима селектора КПП).
Недостатки:
- цена автомобиля становится выше;
- современные технологии сулят дорогой ремонт DSG;
- мехатроник чувствителен к перепадам температур и влажности, а детали сцеплений быстро изнашиваются в условиях городских пробок;
- перегрев коробки, связанный с постоянным нахождением одного из сцеплений в режиме ожидания, может привести к ремонту.
Долгая и беспроблемная работа DSG возможна при условии умеренной эксплуатации и соблюдения сроков регламентного обслуживания. Излишне говорить о том, что масло и запчасти должны быть только оригинальными или прямо рекомендованными производителем. Удобство управления автомобилем, оснащенным роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, отмечает большинство водителей. Быстрая и плавная смена передаточных чисел в автоматическом и ручном режиме на выбор автолюбителя, высокая топливная экономичность, отсутствие задержек и рывков – эталон современного автомобилестроения. За все это приходится платить больше и при покупке, и при обслуживании в дальнейшей эксплуатации. Сложность конструкции обещает дорогой ремонт DSG, а в некоторых случаях и ее замену.
Благодаря современной конструкции, обеспечивающей комфорт и экономичность, DSG завоевала хорошую репутацию у водителей. Крупнейшие производители поставили роботизированную КПП на конвейер. «Фольксваген», «Ауди», «Порше», «Шкода», «Сеат» и другие используют ее в своих автомобилях.
Какие проблемы могут возникнуть с коробкой DSG
Первой на рынок вышла шестиступенчатая DSG с «мокрым» сцеплением (диски сцепления погружены в масляную ванну). Такая конфигурация оказалась очень надежной. Ремонт мехатроника и сцепления DSG требовался редко и на больших пробегах.
В дальнейшем DSG обзавелась седьмой передачей и получила сухое сцепление. Увеличение количества ступеней положительно сказалось на динамике автомобиля, а конструкция сцепления без масляной ванны была гораздо дешевле. Однако проблемы подстерегали автолюбителей на небольших пробегах 50–60 тыс. км. Диски изнашивались существенно быстрее. Вследствие этого появлялись рывки при переключении передач и вибрации двигателя. Дефект проявлялся особенно сильно в условиях городских пробок. Требовался ремонт сцепления DSG.
Инженеры учли эти недостатки и вскоре предложили DSG-7 с «мокрым» сцеплением. Проблема была решена, но несмотря на это, самым массовым и дешевым остается аналогичный «сухой» агрегат DQ200. Фирменные и профильные автосервисы уже наработали опыт ремонта мехатроника и сцепления DSG. Рассмотрим основные неполадки.
Какие проблемы вставали перед владельцем? Первые признаки надвигающейся поломки были достаточно безобидными: металлический звук во время переключений, скрежет и т. п. Официальные дилеры признавали случай гарантийным только после того, как появлялись вибрации и удары. В остальных ситуациях они ссылались на конструкцию коробки, которая допускает повышенный шум по сравнению с механикой или АКПП.
Рывки при трогании, неполноценный разгон, удары во время переключения передач – весьма неприятные дефекты, нарушающие комфортную езду. В 90 % случаев дело было в блоке сцеплений. Пробуксовка дисков прогрессировала и приводила к ремонту сцепления DSG. Вибрации проявлялись, как правило, на второй передаче при сбросе газа и возобновлении разгона на небольших скоростях, например, при объезде препятствия.
Самые сложные поломки связаны с мехатроником. Передачи перестают переключаться во время запуска двигателя, а в некоторых случаях даже на ходу. Перезапуск двигателя может «вылечить» коробку, но ненадолго. Скорее всего, потребуется ремонт мехатроника DSG. Это самый дорогой узел агрегата.
Ремонт DSG своими руками
Блоки управления, вышедшие из строя в процессе эксплуатации, могут быть восстановлены автолюбителем самостоятельно, без обращения в автосервис.
Последовательность ремонта DSG выглядит следующим образом:
- Запасаемся необходимым инструментом. Опытный водитель, как правило, имеет в своем арсенале комплект гаечных ключей и торцевых головок. Дополнительно понадобится набор специальных отверток под Torx (шестигранные звездочки) и под обычные шестигранники.
- Перед началом ремонта отключаем клеммы аккумулятора и заодно проверяем их чистоту. Затем с помощью шестигранника откручиваем пробку для слива масла в картере коробки передач. Уплотнительное кольцо пробки одноразовое, поэтому заранее готовим новое! После этого сливаем масло.
- Далее откручиваем левый и правый приводы ШРУС. Отсоединяем все разъемы датчиков и жгутов управления электронными блоками.
- Выкручиваем все болты крепления колокола коробки к двигателю и аккуратно отсоединяем агрегат. Для дальнейшей разборки располагаем его на верстаке или на специальной стойке для удобства работы.
- Снимаем защитную крышку мехатроника и демонтируем масляный насос. Теперь можно открутить сам блок управления гидромеханического привода переключения передач. Особое внимание следует обратить на электромагнитные клапаны (соленоиды), которые чаще всего выходят из строя. Они расположены внутри корпуса мехатроника, чтобы добраться к ним, нужно совершить еще несколько действий.
- Разбираем корпус мехатроника: видим перед собой гидроаккумулятор с помпой высокого давления, муфту и карданное соединение. Поочередно отсоединяем все эти детали, кроме гидравлического аккумулятора, пока не получим доступ к гидравлическому цилиндру привода сцепления. Его также демонтируем. После этого надо открутить болты гидроаккумулятора и снять его, обеспечив доступ к внутренней части мехатроника. На ее обратной стороне смонтирован блок соленоидов. Он неразборный, поэтому в случае неисправности меняется в сборе.
Ремонт мехатроника DSG ограничивается вышеперечисленными операциями. Помимо дефектных деталей, необходимо полностью заменить все прокладки и уплотнительные кольца, которые были затронуты в процессе разборки. Их надо купить заранее в составе ремкомплекта.
Механическая часть робота является близким аналогом МКПП, поэтому алгоритм дальнейшего ремонта такой же. Снимаем последовательно валы коробки: первичные, вторичные и промежуточные. Зубчатые колеса напрессованы на валы и зафиксированы стопорными кольцами, сжимаем их специальными пассатижами и вынимаем шестеренки. Проводим дефектовку разобранной коробки и заменяем изношенные детали новыми. Собираем коробку в обратном порядке и монтируем ее на автомобиль. Все, проведен полный ремонт мехатроника и механической части DSG.
Разборка и сборка DSG 7 0AM своими руками видео:
От чего зависит стоимость ремонта коробки передач DSG
Для восстановления работы РКПП необходимо наличие как стандартного слесарного инструмента, так и специфических приспособлений, диагностического сканера. Не имея подобного оснащения, не стоит браться за ремонт, чтобы не усугубить ситуацию. Для разового ремонта DSG проще обратиться в автосервис.
Диагностика DSG проводится с помощью методов, описанных в начале статьи, а также с применением сканера ошибок. После определения неисправностей мастера приступают к ремонту. Он выполняется в следующей последовательности:
- отсоединение коробки от двигателя;
- разборка, чистка и дефектовка разобранного агрегата;
- покупка и замена изношенных деталей;
- переборка мехатроника и восстановление заводских программных настроек;
- сборка в обратной последовательности;
- контроль настроек и электронных функций;
- оценка работоспособности коробки на автомобиле.
После ремонта коробки обязательно проверяется сход-развал колес.
Некоторые дефекты можно устранить перепрограммированием и коррекцией заводских настроек с учетом износа сцепления либо заменой вышедших из строя датчиков. Если это не помогает, то необходима общая проверка и капитальный ремонт мехатроника и сцепления DSG. Чтобы предварительно скалькулировать стоимость работ, оценивают следующее:
- источник проблемы и методы его устранения;
- количество предполагаемых операций;
- перечень неисправных деталей и их наличие в продаже;
- дополнительный ремонт, возникающий в процессе разборки.
Если предстоит ремонт DSG, цена его будет точно сформирована только после разборки и составления списка работ.
Исходя из накопленного опыта можно прикинуть, во сколько обойдется ремонт DSG в случае типичных неисправностей. Забарахливший мехатроник облегчит ваш кошелек на сумму от 20 000 рублей. Ремонт сцепления DSG вместе с запчастями выйдет дороже – от 45 000 руб. Ремонт механики (валы, шестеренки, синхронизаторы) зависит от степени изношенности, но в любом случае, приступая к ремонту, надо готовить сумму более 40 000 рублей. Самым низкобюджетным станет перепрограммирование электронного блока управления и калибровка датчиков сцепления – около 5 000 руб. Это усредненные цены, которые могут меняться как в плюс, так и в минус в зависимости от региона и автосервиса.
Стоит ли брать машину с DSG: мнения автовладельцев
- Выбор между комфортом и дешевизной
«Выбрал себе робота с двумя сцеплениями. Очень доволен. До этого была АКПП с гидротрансформатором. Когда полетел гидроблок, за ремонт вышло 70 тыс. руб. на круг. С роботом ситуация примерно похожая. Если берешь новую машину, то не стоит париться – гарантия 5 лет. У б/у автомобиля надо смотреть историю и проверять заказы-наряды на своевременное обслуживание коробки и замену масла. В любом случае простая механика выйдет бюджетней. Выбор за вами – комфорт или дешевизна».
- Только с «мокрым» сцеплением!
«DSG, однозначно. Главное – не брать с «сухим сцеплением», износ очень быстрый. 80–90 тыс. км – и ремонт сцепления DSG. У соседа по гаражу «Пассат» сжег сцепление на 75 000 км. Сцепление в масляной ванне в разы долговечнее».
- Сам не пойму…
«Долго выбирал робот с двумя сцеплениями или гидроавтомат. Остановился на АКПП. До сих пор не понял, ошибся или нет. Робот не требует долгого прогрева, а гидротрансформатор, наоборот, любит, чтобы масло было горячим. Зима покажет».
- Главное – потом вовремя продать
«Выбор КПП зависит от целей и желаний водителя. Везде есть свои плюсы и минусы. Робот требует более тщательного обслуживания. Если новый на гарантии, то можно брать без проблем. Главное – его потом вовремя продать, пока он еще свежий».
- Если надолго – то механику…
«Если автомобиль надолго, больше 5 лет, то надо брать механику. Ремонт мехатроника или сцепления DSG за это время понадобится обязательно. Хорошо, если успеете по гарантии. Официалы не любят заниматься ремонтом, они сразу меняют коробку целиком. Отремонтировать, конечно, тоже можно, но сумма получится в районе 100 000 руб.».
- Исключительно вопрос финансов
«Если хотите комфорта, то новую машину берите только на DSG. Механика и гидроавтомат рядом не стояли. Поломок во время гарантии можно не бояться, сейчас коробку существенно доработали. Если финансы позволяют, покупайте робота с двумя сцеплениями».