Провал педали газа: причины и ремонт
Что это такое? Провал педали газа чаще всего ощущается как падение оборотов двигателя при нажатии. Также бывают ситуации, когда продавливание «газульки» не приводит к ускорению. Причинами такого поведения могут быть несколько неисправностей.
Как исправить? Механики проверяют в первую очередь свечи, провода, бензонасос и ряд других узлов. Однако, как показывает практика, далеко не всегда причина кроется в этих деталях, и тогда придется приложить значительные усилия и диагностировать чуть ли не весь автомобиль.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Причины провала педали газа
- Провал педали газа в различных ситуациях
- Механический провал педали газа
- Мнение автолюбителей о провале педали газа
Причины провала педали газа
Провал педали — серьезная техническая неисправность автомобиля, причин для которой может быть несколько. Детально рассмотрим каждый случай.
Вся проблема в работе бензонасоса
Бензонасосы, расположенные на двигателе, имеющие механический привод, можно встретить только на «древних» моделях автомобилей времен конца XX века. В современных машинах бензонасос располагается в непосредственной близости от топливного бака и имеет электрический привод, а кроме того, все параметры его работы контролирует электронный блок управления двигателем.
Некоторые топливные насосы старой конструкции по своей сути являются помпами; в современных же насосах давление повышается благодаря лопастям крыльчатки. Такие насосы могут быть шестеренчатыми, роторно-роликовыми или же центробежными. Самыми популярными среди автопроизводителей являются именно последние конструкции.
Большая часть выходов топливных насосов из строя связана с загрязнением предшествующего насосу фильтра (если смотреть по току топлива по магистрали). Такое случается из-за попадания в бак загрязняющих элементов, при заливке горючего сомнительного качества, а также из-за недостаточного внимания, уделяемого топливной системе вообще.
Однако насос может выйти из строя и в иных случаях, например при недостаточном заливе топлива в бак. Горючее здесь одновременно играет роль охладителя и при его недостатке насос просто перегревается.
Дефекты высоковольтных проводов или свечей
Вообще, некачественный бензин деструктивно влияет на множество систем двигателя. Например, при воспламенении такого горючего на головках свечей образуется нагар, что ухудшает дальнейший поджиг топливно-воздушной смеси. Как следствие, результат после надавливания на педаль акселератора становится слабо предсказуемым. Кроме того, в работе мотора появляются ясно различимые пропуски рабочих тактов.
Точно такой же эффект наблюдается в случае перелома проводов подачи питания на свечи. Нет, питание совсем не обрывается, однако могут появиться дефекты в контактах, и напряжение в некоторых случаях просто не подается на конкретную свечу.
Провал педали газа при некорректно работающем инжекторе
Форсунки – это самые тонкие устройства, работающие при колоссальных температурах и давлении в двигателе. Это они формируют топливно-воздушную взвесь, которая распыляется в камере сгорания. От того, насколько качественно будет произведено это распыление, зависит эффективность работы всего силового агрегата. Форсунки бывают:
- электромагнитные;
- электрогидравлические;
- пьезоэлектрические.
Бензиновые моторы оснащаются электромагнитными форсунками, которые состоят из корпуса и иглы, приводящейся в движение электромагнитным полем. Сопло имеет размеры, измеряемые десятыми и сотыми долями миллиметра. Разумеется, работа этих элементов будет нарушена при любом загрязнении.
Дизеля оснащаются электрогидравлическими форсунками, в которых игла приводится в движение давлением самого топлива. Разумеется, этот процесс находится под бдительным контролем электронного блока управления двигателем.
Но самыми экономичными, простыми, а потому надежными на сегодняшний день являются пьезофорсунки. (К примеру, такими комплектуются дизельные моторы с системами Common Rail). Эти форсунки быстрее срабатывают, что позволяет качественнее дозировать топливо и даже производить многократный впрыск за один такт.
Когда обороты двигателя как раз в момент набора скорости вдруг начинают резко падать, это повод для того, чтобы проверить форсунки. Данная процедура весьма высокотехнологична, для нее требуются электронные стенды и специальное компьютерное оборудование. Тестирование осуществляется с разными нагрузками, а количество точек контроля находится в диапазоне от 5 до 160! Главным определяемым параметром является бесперебойность обратной подачи топлива.
Загрязнение дросселя
Дроссель пропускает окислитель (воздух) к фильтрам и форсункам. Но если на заслонке скопятся загрязнения, то дроссель начнет заедать. Вроде и давит водитель на педаль газа, а двигатель не реагирует. Акселератор непосредственно связан именно с дроссельной заслонкой, а если она «живет своей жизнью», то обороты станут увеличиваться неравномерно, а в работе мотора будут ощущаться провалы.
Понимая это, конструкторы оборудовали дроссель специальным датчиком, который контролирует его нормальную работу. (При прохождении ТО обязательно нужно уделять внимание этому прибору). Датчик может быть бесконтактным или пленочно-резистивным. Но не только он может свидетельствовать о скоплении грязи на заслонке. Красноречиво об этом свидетельствуют и другие эффекты:
- плавное сведение оборотов до критического минимума на холостом ходу;
- изменение (в худшую сторону) динамики разгона;
- не обоснованное объективными факторами увеличение расхода топлива.
Сбой настроек зажигания
Просто так (от тряски) система зажигания не сбивается. Для этого есть четкие причины. Например, это может быть перескакивание ремня подачи вращательного момента на распределительный вал. Это влияет не только на подачу электропитания на свечи, но и может привести к сбою тактового регулирования двигателя, а это уже чревато его капитальным ремонтом.
В общем, при провалах оборотов при нажатии на педаль газа нужно немедленно отправляться на станцию технического обслуживания. Медлить с диагностикой здесь нельзя.
Провал педали газа в различных ситуациях
Провал педали газа означает, что мотор временно перестает выдавать тягу на требуемом для водителя уровне. То есть двигатель на короткий период перестает реагировать на водительские манипуляции. На первых порах эта проблема представляется не слишком-то значимой. Но стоит только попасть в дорожную ситуацию, когда газу нужно прибавить, а мотор начинает капризничать, и это приводит к потере дорогостоящих десятых долей секунды и возникновению аварийной ситуации. И вы сразу же начинаете оценивать угрозу по достоинству.
А если после этого несведущему водителю сообщат, что дело может быть в неисправности форсунок и есть угроза необходимости капитального ремонта двигателя, то эта проблема вообще становится для него ключевой. Однако для начала нужно определить тип провалов:
- 2-секундные (или короткие), возникающие при резком утоплении педали газа;
- серии подергиваний;
- длительностью до 10 секунд (так называемые глубокие);
- «серийность» провалов и рывков, при этом скорость автомобиля меняется произвольно, словно педали акселератора и не существует вовсе.
Разберем подробнее каждую ситуацию.
Провалы педали газа при разгоне
Это означает, что отказ слушаться педали газа проявляется лишь при увеличении оборотов. Если дело обстоит именно так, то следует выполнить ряд диагностирующих действий:
- Надо выкрутить и осмотреть свечи зажигания. Также убедитесь в том, что не сломаны высоковольтные провода.
- Далее проверьте дроссельную заслонку на предмет ее засорения.
- Не забудьте осмотреть воздушный фильтр – вполне возможно его уже давно пора поменять (вообще, его меняют каждые 10 тыс. км).
- Отсоедините и визуально проверьте качество топливного фильтра. Если он уже загрязнен, то замените его.
- Заведите автомобиль на стенд (на станции техобслуживания) и проверьте форсунки.
В случае если диагностировать неисправность все равно не удалось, то, скорей всего, дело в дефекте программного обеспечения электронного блока. Здесь уже потребуются спецы высшей категории.
Провалы педали газа на холостом ходу
Следующий этап – выявление проблем в бензонасосе. Следует осмотреть датчик дросселя. Если обнаружен дефект хотя бы в одной свече зажигания, менять нужно целый комплект. И конечно же, следует подбирать компоненты, созданные для вашей модели автомобиля (во избежание эффекта несовместимости).
Корень проблемы может заключаться и в датчике расхода топлива по массе. Он редко ломается, но если выходит из строя, то провоцирует провалы в оборотах двигателя. Этот датчик и еще датчик дросселя контролируют объем поступающего в цилиндры воздуха. Попробуйте прочистить их и завести мотор – возможно, проблема будет решена.
Троение мотора
Троение означает отказ в работе одного или даже нескольких цилиндров. На общем состоянии мотора это отражается крайне негативно – все участвующие в создании крутящего момента детали подвергаются неравномерному, агрессивному износу. Троение – это типичная причина провала педали газа при начале движения с места. На слух троение вполне четко различимо, но, кроме звуковых, существуют еще и другие малоприятные эффекты:
- Автомобиль крайне неохотно разгоняется, даже будучи на больших оборотах.
- Мотор несильно и не в такт потряхивает.
- Вырастает расход горючего.
- На некоторых свечах начинает интенсивно образовываться нагар (а на других – нет).
Определение вышедшего из строя цилиндра производится путем последовательного отключения питающих высоковольтных проводов. Во избежание удара током работайте в длинных резиновых перчатках. Включите троящий мотор на холостые обороты, привыкните к его звуку. Далее выключите его и отсоедините один из питающих свечи проводов.
Снова заведите двигатель. Если он, во-первых, завелся, а во-вторых, не изменил звучания и тактовой частоты, то это значит, что вы угадали – именно этот цилиндр является нерабочим. Ну, а если мотор еле-еле завелся, да и ритмичность его работы очевидно изменилась, значит, вы отключили исправную «банку» (присоедините провод обратно).
Не сбрасывайте со счетов обычное окисление контактов, в результате чего электрический разряд просто не может добраться до свечей. Диагностировать это можно при помощи мультиметра.
Механический провал педали газа
Еще один вариант поломки: педаль акселератора при легком нажатии проваливается аж до пола. Самое интересное в том, что обратно педаль не возвращается, а машина на это не реагирует даже при вторичном нажатии на педаль. Здесь нужно проверять уплотнение, а возможно, дело в упоре оболочки троса на приводе педали газа. Трос рвется редко, главное, что приходится менять, – это уплотнения и упоры. Особенно зимой, когда в оболочке троса замерзает конденсат.
Конечно, при должной сноровке и знании номера требуемых деталей такую поломку вполне возможно починить своими силами. (Самое трудное здесь – это замена троса привода педали акселератора). Однако для гарантированно качественного результата все-таки лучше доверить эту работу профессионалам – компетентным мастерам.
Мнение автолюбителей о провале педали газа
- Комплекс причин.
«При провале педали газа нужно последовательно проверять электрику и топливовоздушную систему. Если испачкается дроссель или же будет где-то пробивать провод, то не помогут никакие регулировки форсунок. Удостоверьтесь, что в мотор бесперебойно подается топливо и окислитель, ну, а если не поможет, то тогда проверяйте более тонкие настройки».
- Если ошибок на сканере нет.
«Если сканер не выдает ошибок, то тогда следует проверять насос. Возможно, что где-то плохо контачит электроцепь. Чтобы в этом убедиться, можно вставить в цепь бензонасоса амперметр и так с ним и поездить – посмотреть, что покажет, когда будет очередной провал».
- Нюансы диагностики.
«Зафиксируйте лог положения педали газа. Далее попробуйте завести двигатель и погазовать. Так же попробуйте погазовать, но уже в движении. “Вагком” покажет, когда провал. Если нет, то тогда проблема с дроссельной заслонкой».
«Уязвимым местом является гофра. Она начинает растрескиваться в нижней части, потому что при смене фильтра ее отгибают вверх (вместе с крышкой). В итоге через трещину начинается подсос дополнительного воздуха, и электронный блок не понимает, почему так. В итоге уменьшается расход через дроссель, и это уже приводит к тому, что двигатель задыхается – случается провал оборотов».
- Неочевидные варианты.
«Имеет смысл проверить электроцепь бензонасоса. Возможно, влажная скопившаяся пыль обеспечивает утечку на контактах, напряжение на самом бензонасосе резко падает и, как следствие, давление тоже».
К падению оборотов двигателя на старте могут привести самые разные причины. Некоторые вполне устранимы собственными силами, однако современная автомобильная техника такова, что требует исключительно компетентного вмешательства (в плане осуществляемого ремонта) и обязательного наличия при этом требуемого комплекта оборудования.
Если провал педали газа произошел на скользком покрытии, то это чревато потерей управляемости. Это может вызвать серьезную аварийную ситуацию, поэтому до такого лучше не доводить, а обращаться в сервис при первых же симптомах проблемы. Выходить из положения, если провал случается при обгоне, тоже не так-то просто. Главное вовремя понять, что выполнить маневр до конца у вас не получится, и вернуться на исходную позицию в полосе. Вот только если следующий за вами автомобиль уже не занял ваше место…