Резкая педаль газа на карбюраторе и инжекторе
В чём проблема? Резкая педаль газа свидетельствует в первую очередь о том, что есть провалы в динамике разгона автомобиля. Что-то мешает нормальному искрообразованию, или же барахлит ЭБУ. В любом случае управлять авто становится проблематично.
Как исправить? Поскольку причин, вызывающих резкую работу педали газа, достаточно много, для начала необходимо выяснить, с какой из них вы столкнулись. А значит, нужно провести диагностику и, что не исключено, несколько замен. Но для начала все же определим причину.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Принцип работы педали газа
- Резкие провалы при нажатии педали газа на карбюраторных двигателях
- Провалы оборотов на инжекторных моделях
- Мнение автолюбителей по поводу резкой педали газа
Принцип работы педали газа
Сейчас уже сложно встретить педаль газа, имеющую механический привод. Практически все акселераторы на современных авто оснащаются электрическим приводом. Это значительно упрощает управление машиной, но в таком устройстве есть и ряд минусов. Электрический сигнал проходит через электронный блок управления, а тот адаптирует манипуляции педалью под собственные требования. В итоге добиться роста оборотов двигателя, прибавляя газу, получается не всегда.
Больше всего электронные педали газа нравятся водителям с небольшим стажем. Такая педаль повышает безопасность движения, однако водители с опытом не очень жалуют этот привод акселератора, потому что чувствуют себя за рулем некомфортно.
Почему же так? А если точнее, то в чем же именно проявляются особенности механического привода, что для профессионалов он даже предпочтительнее?
Регулировка двигателя в данном случае осуществляется с помощью смещения дроссельной заслонки, которая приводится в движение тягами непосредственно от педали. В результате во входной коллектор подается больше окислителя (воздуха), и двигатель наращивает обороты, а также тяговое усилие.
Педаль газа и в случае механической системы, и в электронном варианте регулирует исключительно положение дроссельной заслонки. Ни на какие другие процессы она не воздействует.
Крутящий момент можно изменить путем регулирования режима впрыска топлива и момента зажигания. Но в современных автомобилях сделать такую электронную регулировку можно только при условии, что двигатель работает на холостом ходу или же в режиме круиз-контроля. Таковы особенности механического привода акселератора.
В случае если педаль газа электронная, то никаких тяг в конструкции привода не предусмотрено. Педаль при ходе на долю градуса перекрывает контакты, которые передают соответствующий сигнал в электронный блок управления двигателем. Но компьютер не передает управляющий дросселем сигнал напрямую, он его обрабатывает, фактически вмешиваясь в регулирование мотора авто.
Проще говоря, нажимая на педаль газа, вы как бы сообщаете ЭБУ о своем желании, а вот каким образом достичь требуемого результата, компьютер решает сам. Именно данная опосредованность и не нравится опытным водителям.
Блок управления учитывает сразу множество параметров-требований, поэтому компьютер запросто может подать сигнал на переход в экономичный режим или же вообще во главу угла ставится вопрос безопасности. Все эти факторы будут влиять на степень открытия дросселя. Таким образом, можно сказать, что водитель управляет своим автомобилем, но лишь частично.
Самое интересное, что даже если к педали газа никто не притрагивается, ЭБУ способен регулировать положение дроссельной заслонки самостоятельно. В бортовой компьютер поступают данные о числе оборотов, крутящем моменте и прочие параметры работы мотора, и блок управления выбирает оптимальный режим функционирования силового агрегата на основе заданных установок (например, исходя из необходимости обеспечить наибольшую экономичность или, наоборот, мощность).
Такое автоматическое управление достаточно нежное. Оно не станет заметным для водителя, но при этом будет присутствовать.
Увеличение оборотов двигателя достигается при нажатии водителем педали газа. Это справедливо как в случае механической системы, так и электронной. Нажимать на педаль сильно (а уж тем более до упора) не стоит, потому что это приведет к образованию провалов. В таких случаях в цилиндры подается избыточный объем воздуха. Для его стабилизации специально для таких случаев предусмотрен ускорительный насос, который дополнительно нагнетает топливо.
Получается, что при сильном нажатии на педаль для сгорания поступает слишком много топливно-воздушной смеси. Мотор начинает выдавать либо очень большие обороты, либо, если тяговая нагрузка велика и количество оборотов увеличить не получится, мотор «захлебывается» – топлива станет слишком много и начнется детонация. Продолжительно такая ситуация продолжаться не должна, иначе для мотора наступят крайне нежелательные последствия.
Резкие провалы при нажатии педали газа на карбюраторных двигателях
Провалом газа называется ситуация, при которой от двигателя отсутствует ответ на нажатие соответствующей педали. Провал может проявить себя не только при резком наборе оборотов, но и при вполне плавном функционировании мотора, более того, не исключаются и его остановки.
Такие перебои бывают:
- короткими – должная реакция отсутствует до 2–3 секунд;
- глубокими – обороты не восстанавливаются в течение 3-10 секунд, велика вероятность полной остановки двигателя;
- перебои в виде рывков – они обычно длятся не более 2 секунд;
- провалы в виде подергивания – это целая серия рывков, во время которых машина то увеличивает скорость, то теряет ее без изменения положения педали газа;
- так называемые раскачивания – это множественные сбои ритма работы двигателя, которые напоминают подергивание, длятся они около 4 секунд.
Главной причиной наступления таких неполадок становится излишнее обогащение или же, напротив, обеднение топливно-воздушной смеси. Обычно они являются причиной неполадок в системе питания двигателя, причем подавляющая их часть приходится на карбюраторные машины. Впрочем, барахлят и модели с инжекторными моторами.
В процессе эксплуатации проявляются и иные причины резких провалов педали газа. Наиболее распространены следующие варианты:
- Рывки, которые появляются при умеренных нагрузках на мотор, то есть когда машина стоит на холостом ходу или же только готовится начать движение. Как правило, в таких случаях происходит засорение выходных отверстий первой камеры. Однако не исключаются и проблемы с ускорительным насосом.
- Различимые паузы между циклами, переходящие в подергивания. Они особенно заметны, если погазовать на средней скорости. В случае если данные признаки при этом проходят, значит, имеют место проблемы с жиклером (обычно он бывает либо забит, либо не до конца завернут). Также возможно, что проблема заключается в системе дозировки топлива. Следует проконтролировать марку топливного жиклера, герметичность соединений элементов воздухопровода, а также проверить уровень топлива в поплавковой камере.
- Провал педали газа происходит всякий раз, как только имеет место резкое нажатие на педаль газа. Кроме того, при отсутствии какой-либо нагрузки (на холостом ходу) мотор работает неустойчиво. Здесь определенно имеют место проблемы с жиклером, а также с каналами СХХ и ЭПХХ.
- При существенных тяговых нагрузках мотор не отвечает на сильные нажатия на педаль газа. При этом падает приемистость. Виновником данных бед является эконостат, а кроме того, могут присутствовать засоры в узлах подачи горючего. Также с большой долей вероятности есть трудности в штатной работе экономайзера мощностных режимов.
Наладить нормальную подачу топлива в случае провалов педали газа нетрудно: достаточно прочистить топливопроводы и проверить эффективность воздушного подсоса. Также стоит уделить внимание проверке исправности топливного насоса и карбюратора. Если причиной провалов педали газа являются именно проблемы в снабжении двигателя горючим, то после осуществления всех указанных действий необоснованное падение мощности, приемистости и оборотов должно прекратиться.
Вот правильный алгоритм действий:
- Исключаем подсос воздуха, который появляется при ослаблении затяжки болтов крепления впускного коллектора.
- Производится осмотр фильтра-сетки в месте, где подсоединяется труба бензонасоса.
- Производится проверка клапана ЭПХХ и уплотнительного кольца. Для этого подсоединяем один конец провода к выводу, а другой – к положительному контакту аккумулятора. При нормальной работе клапана должен последовать щелчок.
Помните, прочищать каналы карбюратора нужно только специальными веществами, после чего каналы должны быть продуты.
Провалы оборотов на инжекторных моделях
Провалы педали газа возникают и в инжекторных моторах. Правильная диагностика проблемы всегда начинается с проверки топливоподачи. Осмотреть нужно следующие детали:
- Фильтр тонкой очистки (при плохом качестве топлива он засоряется в первую очередь и затрудняет ток горючего).
- Топливный насос – он может выйти из строя или частично снизить производительность.
- Фильтр-сетка на заборнике может забиться.
- Топливная рампа – в ней может понизиться давление. Там немного-то и надо, ведь нормальный диапазон там 2,8–3,2 Бар.
- Датчики, задействованные в съеме параметров формирования топливно-воздушной смеси. Если они сломались, ЭБУ будет получать неверные данные и, как следствие, некорректно управлять работой двигателя.
- Бортовой компьютер сохраняет в оперативной памяти все ошибки и нестандартные ситуации, которые произошли «на его веку», чтобы таким образом накапливать опыт решения аналогичных проблем. Если данных становится слишком много, то они замедляют реакцию компьютера на внешние манипуляции при управлении, в том числе при нажатии на педаль газа.
- Дроссельная заслонка – проблема может заключаться в ее засорении.
- Форсунки – следует проверить эффективность их функционирования.
Кое-какие проблемы из обозначенных поддаются выявлению без обращения в специализированные сервисные центры (для этого вам понадобятся мультиметр и манометр). Но другие продиагностировать «на коленке» не получится (например, работоспособность форсунок, дроссельной заслонки, а также вопросы, связанные с функционированием бортового компьютера) – для решения таких проблем настоятельно рекомендуется обращаться к специалистам.
А если после качественной и пристрастной диагностики причину провала педали газа установить не удается, то тогда следует искать корень проблемы в системе зажигания: проверяйте свечи, проводку и прочие ее элементы.
Мнение автолюбителей по поводу резкой педали газа
- «Нервная» педаль на классике.
- «Улучшайзеры» как причина резкой педали газа.
- Резкая педаль газа? Смени обувь!
- Ну кто бы мог подумать на коврик?!
- Проверь настройки дросселя.
- Резкая педаль газа на вариаторе? Привыкнешь!
«Тема отличается своей исторической древностью. Каждое новое поколение машин, по мнению бывалых автолюбителей, характеризуется резкостью и "нервозностью" (например, так говорили про новые "Жигули" водители "Чаек" и "Побед"). Привыкшие к педалям 21-ых "Волг" ветераны переворачивали вверх ногами промежуточный двуплечий рычаг (втулки-шарниры при этом были уже внизу). Получалось, что педаль воздействовала на длинное плечо рычага: во-первых, уменьшалось усилие, а во-вторых, получалось более точно управлять дроссельной заслонкой».
«Возможно, что электронная педаль просто вышла из строя в связи с проведенным улучшением. Например, ранее на педаль мог быть установлен бустер – устройство, которое делает более резким отклик мотора на любые манипуляции с педалью газа. В этом случае с бортового компьютера следует скачать все ошибки и внимательно отследить зависимость между степенью открытия дросселя и силой нажатия педали. В каждом ее положении».
«Некоторые жалуются, что у спортивных моделей плавное ускорение на малых оборотах (например, при скорости до 20 км/ч) невозможно: стоит только дотронуться до педали газа, как машину просто бросает вперед. Можно порекомендовать один очень эффективный выход из положения – смените обувь на более эластичную, и каждый старт станет намного мягче».
«При скорости под 40 км/ч не получалось разогнаться еще. Давил-давил, пока не нажал посильнее. Педаль, словно проскочила невидимый барьер, двигатель взревел, и автомобиль резко ускорился. Оказывается, коврик мешал свободному ходу педали газа».
«При замене АКБ в ЭБУ стираются настройки работы заслонки. После установки новой требуется обязательная адаптация, иначе в ее работе будут регулярные проблемы. Делать ничего особо не нужно: включаем зажигание и ждем, пока блок управления немного попищит (примерно полминуты). Далее можно полноценно заводить. Если забыть это сделать, то в память ЭБУ будет записана ошибка».
«Если после отечественных моделей пересесть на импортную, да еще и снабженную вариатором, то педаль газа будет восприниматься как сверхчувствительная. Но со временем все водители обычно адаптируются – нажатие становится легким и нежным».
Выше были перечислены и рассмотрены только те поломки и проблемы, которые можно выявить своими силами. Во всех остальных случаях разумнее всего обращаться к компетентным ремонтникам, имеющим развитую технологическую базу. Желаем вам поменьше поломок и ни гвоздя, ни жезла!