Как регулируется свободный ход педали сцепления
Что это? Свободный ход педали сцепления определяет не только скорость реагирования автомобиля на повышение и понижение передач, но и безопасность движения в целом. Нажатие на педаль прерывает передачу крутящего момента маховика и позволяет легко перейти на другую скорость.
Какая норма? В среднем нормальный показатель варьируется в диапазоне 150-160 мм. Важно вовремя регулировать ход, в противном случае автовладельцу придется столкнуться с серьезными проблемами в процессе движения.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Механизм работы сцепления автомобиля
Сцепление – важнейший элемент в передаче вращения коленчатого вала двигателя к колесам. Его основной функционал заключается в том, чтобы включать или отключать крутящий момент, когда это необходимо. Отключение соединения вала маховика ДВС и первичного вала коробки передач требуется для того, чтобы можно было осуществить плавное переключение скорости без передачи рывков на коленчатый вал мотора. Также разъединение (и прекращение подачи крутящего момента) требуется во время торможения, в том числе экстренного.
В настоящее время машины имеют различные варианты сцеплений, различающиеся конструктивно. Например, сцепление по числу фрикционных дисков, которые за счет плотного прижатия друг к другу и обеспечивают надежную передачу вращательного момента, может быть:
- однодисковым;
- многодисковым.
Относительно рабочей среды привода автомобильные сцепления подразделяются на два типа:
- сухие;
- мокрые.
На представленном выше рисунке указаны детали и элементы коробки автомобильного сцепления:
- Направляющая выжимного подшипника.
- Первичный вал КПП.
- Скоба регулировки свободного хода педали сцепления.
- Выжимная вилка механизма сцепления.
- Корзина.
- Ведомый диск.
- Маховик, напрессованный на коленчатый вал.
- Педаль сцепления.
Конструкции сцепления различаются еще и по формату привода. По этому параметру бывают следующие их разновидности:
- гидравлические;
- механические;
- электрические;
- комбинированные.
Есть различия и в вариантах обеспечения сжатия фрикционных дисков между собой, кроме того, некоторые типы сцеплений имеют круговое расположение пружин, а какие-то – центральную диафрагму.
Главными конструкционными узлами механизмов, обеспечивающих передачу вращения от маховика на первичный вал КПП, являются ведомый и нажимной диски, вилка привода с системой, выжимной подшипник и педаль, которая, по сути, играет роль своеобразного выключателя вращательного момента.
Однодисковое сцепление устроено просто: к маховику плотно прижимаются накладки ведомого диска и другие прижимные элементы корзины сцепления. Когда педаль отпущена, прижимающийся к маховику диск давит на выжимные пружины. Из-за этого происходит его прилегание с усилием к диску ведомому, а тот, в свою очередь, прижимается к маховику.
Ведомый диск посажен на шлицы первичного вала КПП. Его плотное прилегание к маховику обеспечивает первичному валу вращение и полную передачу усилия. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, привод передает это усилие на выжимной подшипник, который давит на пружины, и рабочая поверхность корзины сцепления отходит от диска. Первичный вал КПП перестает получать вращательный момент от коленчатого вала (через маховик) и не передает его на колеса даже при работающем двигателе.
У двухдискового механизма сцепления у корзины присутствуют, соответственно, 2 рабочие (трущиеся) поверхности. Между ними размещены ограничительные втулки, которые обеспечивают синхронность отвода ведомых дисков. Процесс соединения и разъединения маховика и первичного вала при этом ничем не отличается от однодискового сцепления.
Привод сцепления у автомобилей с АКПП обычно делают электрическим (вилка приводится в движение с помощью шагового электродвигателя) или же гидравлическим (с помощью гидроцилиндра). В первом случае активация сцепления происходит по команде электронного блока управления, а во втором – команда поступает от гидрораспределителя.
Стремление к увеличению эффективности работы КПП привело инженеров к мысли о комплектации трансмиссии сразу двумя сцеплениями: в задачу первого входит обеспечение включения текущей передачи, а при помощи второго осуществляется заблаговременное переключение следующей передачи. Таким образом, обеспечивается плавное изменение передаточного числа на вторичном валу КПП.
Проверка свободного хода педали сцепления
Расстояние, которое проходит педаль для обеспечения устойчивого разъединения фрикционных дисков, называют свободным ходом сцепления. Усилие такого хода существенно больше, чем то, при котором сцепление выключается (оно и понятно: чтобы не допускать прокрутки первичного вала КПП при включенной скорости, прижатие ведомого диска к маховику должно осуществляться с немалым усилием).
То, что сцепление выключено, можно понять по следующим признакам:
- по звуку работающего выжимного подшипника (он мерно гудит при нажатой педали);
- по сопротивлению нажатию на педаль.
Очень важно держать амплитуду свободного хода педали сцепления под контролем. Регулировать его нужно каждые 20 тыс. км пробега. Внеурочную регулировку нужно устраивать, если движение автомобиля начинается прямо в самом начале или же в самом конце свободного хода (при отжатии). Нормой считается состояние, когда машина начинает трогаться примерно с половины хода педали, но в случае сбоя регулировать, разумеется, нужно не педаль, а само сцепление.
Как же отрегулировать свободный ход педали сцепления? Процесс начинается с замера амплитуды. Это удобнее всего делать штангенциркулем, но можно использовать и простую линейку или даже рулетку:
- К педали прикрепляется заметный остроконечный предмет (типа спицы или спички).
- Линейка закрепляется в плоскости движения педали таким образом, чтобы данный остроконечный предмет выступал в качестве стрелки (как на часах), указывая на соответствующую отметку длины на линейке. Это позволит точнее зафиксировать, какой свободный ход педали сцепления образовался в настоящий момент.
- Педаль выжимается рукой полностью и на линейке ставится одна отметка. Затем отпускается до тех пор, пока требуемое для нажатия усилие не станет совсем уж незаметным. Данная точка также отмечается на линейке.
Имея наглядную картину реальной амплитуды движения педали, очень просто оценить, нужна ли в данном случае регулировка. У различных машин свободный ход педали сцепления разный: у ВАЗ-2101 он очень большой – 35-40 мм, у более современных моделей холостой ход значительно меньше – 5-14 мм. Нормативное значение в каждом случае нужно смотреть в руководстве по эксплуатации.
Наиболее частой причиной сокращения свободного хода является уменьшение зазора между головками рычагов выключения сцепления и выжимным подшипником.
Способы регулировки свободного хода педали сцепления
Привод сцепления может быть рычажно-тросовым или же гидравлическим. Отсюда и различие в технологии регулировки.
- Регулировка тросового привода
Добираемся до регулировочного болта (он расположен в подкапотном пространстве). Откручиваем контргайку и вращаем саму гайку, увеличивая или снижая натяжение троса. Полученный эффект заново проверяется с помощью замера хода движения педали (на педаль перед этим нужно нажать 3 раза).
Процесс регулировки выглядит следующим образом:
- Сначала измерительными принадлежностями определяют расстояние между вилкой и торцом демпфера. В нормальном случае оно должно составлять не более 8,6 см (±5 мм).
- Затем определяют расстояние между наконечником троса и все тем же концом демпфера. Здесь норма – 6 см (±5 мм). Если расстояние больше или меньше, то следует укоротить или удлинить трос посредством вращения регулировочной гайки.
- Потом педаль сцепления несколько раз выжимают и заново замеряют расстояние свободного хода. Если этот показатель все еще имеет неудовлетворительное значение, то процедуру повторяют. Если же все в норме, то контргайка окончательно затягивается.
Если тросик сцепления имеет сильно выраженные признаки потертости и износа, то его нужно заменить. Это довольно простая процедура, которую может осилить в гаражных условиях даже новичок. Для этого потребуется набор отверток и ключей, а также новый трос.
Вокруг педалей убираются все пластмассовые детали интерьера и кожухи (обеспечьте себе свободный доступ ко всем узлам и элементам). Далее осуществляем следующие действия:
- Наконечник троса разъединяется с вилкой.
- Вынимается демпфер оболочки троса из крепления, располагающегося в корпусе КПП.
- Наконечник троса отделяется от педали сцепления.
- Трос извлекается.
Новый трос устанавливается при совершении указанных действий в обратном порядке.
- Осуществление регулировки гидропривода
Для начала следует убедиться в том, что в гидравлической системе отсутствуют воздушные пробки. Нажмите на педаль сцепления: если нажатие недостаточно жесткое, а скорее, мягкое, значит, воздух в системе присутствует. Кроме того, в исправном варианте после того, как вы уберете ногу с педали, она должна сразу же вернуться в исходное положение. Никаких плавных возвратов – все должно происходить быстро и довольно резко.
Если сцепление оснащено гидравлическим приводом, то его ход регулируется с помощью упорного винта – проворачивается шток толкателя главного цилиндра. Величина свободного хода составляет не более 15 мм. После окончания процедуры регулировки контргайки приводятся в исходное положение.
Обслуживание сцепления автомобиля
При активной эксплуатации автотранспортного средства обслуживать сцепление нужно ежедневно:
- Если привод сцепления гидравлический, то нужно осмотреть соединения гидросистемы на предмет наличия подтеканий.
- Перед тем как начинать движение, следует удостовериться в том, что нет никакого проваливания педали сцепления.
- Во время движения нужно обращать внимание, насколько четко производится разъединение ведомого диска и маховика при нажатии педали. (Если передачу не получается переключить без характерных звуковых эффектов, значит, в первую очередь нужно более тщательно обследовать сцепление).
Во время поездки нужно следить за любыми посторонними звуками и вибрациями, которые исходят от первого этапа трансмиссии. В случае отсутствия дефектов никаких звуков быть не должно.
Техническое состояние сцепления оценивается и тестируется при работающем моторе. К примеру, нажимают на педаль и последовательно переключают скорости в КПП. Если переключение дается с трудом и сопровождается шумом и вибрацией, значит, ведомый диск недостаточно отошел от маховика и продолжает получать от него часть вращательного момента (как следствие, синхронизаторы на муфтах передач не могут обеспечить одинаковую угловую скорость первичного и промежуточного валов).
После этого осуществляют проверку включения сцепления: машина ставится на стояночный тормоз, включается самая высокая передача, и педаль сцепления плавно отпускается. Норма – это если двигатель заглохнет. Если же мотор продолжает работать, значит, налицо неполный контакт маховика и ведомого диска – последний имеет возможность не вращаться при включенном сцеплении (то есть допускается пробуксовка).
Кроме указанных неприятностей, проверка сцепления может выявить наличие посторонних шумов или вибраций (что свидетельствует о нештатном трении), а также сильный нагрев отдельных узлов и деталей.
Сцепление – это узел в трансмиссии, который использует трение для создания полезного эффекта. Все дефекты работы сцепления имеют обыкновение усиливаться со временем, пока данный узел не придет в ремонтонепригодное состояние. Для того чтобы не доводить дело до дорогостоящей замены всей коробки сцепления, следует производить его своевременное техническое обслуживание.
При этом грамотно осуществить процедуру ремонта (настройки) может только специалист, обладающий соответствующими компетенциями. Это довольно тонкая работа, которая требует квалификации. Так что эту процедуру нужно осуществлять исключительно в условиях СТО. Однако необходимо отметить, что такой сервис весьма дорогостоящий, особенно если речь идет об иномарке.
Что же делать, если сцепление сломалось в пути? Правильнее всего будет вызвать эвакуатор, но если это по каким-то причинам невозможно, то стоит попробовать добраться до ближайшего автосервиса своим ходом. Кроме того, включить сцепление можно посредством приема двойного выжима педали.
Если же (при наличии определенных навыков и опыта по техническому обслуживанию сцепления) присутствует желание отремонтировать механизм самостоятельно, то в данном случае крайне важно педантично следовать алгоритму поиска дефектов:
- осуществлять разборку коробки сцепления;
- производить тщательный осмотр фрикционных дисков и других изнашивающихся элементов;
- проводить диагностику качества и объема рабочей жидкости, а также технического состояния пружин;
- диагностировать работоспособность выжимного подшипника.
Мнение автовладельцев про свободный ход педали сцепления
- Виной всему может стать маленький дефект самой педали
- Проблему решить легко!
- Педаль должна быть мягкой
«Сцепление – сложный узел, где неисправности могут возникнуть везде. Могут полететь тросы/гидравлика привода, диски, выжимной подшипник и пр. Но дефект иногда возникает и в таком месте, которое обычно не исследуется вовсе – это поломки конструкции самой педали сцепления: может изогнуться ее ось или же подвергнется износу графитовая втулка. Из-за такой неисправности начинается усиленный износ выжимного подшипника».

«Поменять трос сцепления легче легкого: машину вывешиваем на подъемнике или же загоняем на яму или на эстакаду, берем пару ключей (на 13 и на 17), а также плоскогубцы и, как говорится, дальше дело техники».
«Обычной "болезнью" гидравлики является попадание воздуха в систему. А дальше – см. начальный курс физики: все тела при нагревании расширяются, а газы – сильней всего. Расширяющиеся при нагревании пузырьки воздуха в гидравлической системе уменьшают свободный ход педали. Так что если педаль вдруг станет чересчур жесткой, то нужно открутить штуцер прокачки цилиндра на 1/3 оборота и стравить воздух из системы.
Разумеется, из него сразу же брызнет тормозная жидкость. Закрутите штуцер обратно и проверьте мягкость хода педали, нажав на не несколько раз. Так и осуществляется регулировка свободного хода в случае гидропривода».
На сцеплении лежит ответственный функционал по передаче крутящего момента от коленвала на коробку передач и далее на колеса авто. Так что если вдруг при отпускании педали сцепления вы уловите иную реакцию машины по сравнению с привычной, то это значит, что пришло время проверять сцепление на предмет наличия неисправностей. Ну и регулировать его тоже.