Полный привод: плюсы и минусы каждой системы
О чем речь? Полный привод – технология, дающая автомобилю уникальные возможности преодоления различных дорожных условий и максимальную управляемость и безопасность. Он всегда становится неотъемлемой частью обсуждения, когда речь заходит о внедорожниках.
На что обратить внимание? Покупателю перед выбором автомобиля с системой полного привода важно знать его особенности, преимущества и виды. Также стоит рассмотреть, как полный привод влияет на динамику машины, его проходимость, тягу и устойчивость на дороге.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что такое полный привод
Полный привод представляет собой такую конструкцию трансмиссии, когда усилие от двигателя передается на переднюю и заднюю оси, передвижение машины осуществляется за счет вращения четырех колес.
Раздаточная коробка распределяет мощность от КПП до колес. На многих современных авто полный привод заменен электронными помощниками, которые распределяют тяговое усилие. Автоконцерны постепенно уходят от выпуска полноприводных машин, чтобы сэкономить на производстве.
Несмотря на такую тенденцию многие предпочитают именно машины с полным приводом, поскольку они обладают множеством достоинств. Полноприводной автомобиль легко преодолеет бездорожье, уверенно себя чувствует на трассе с плохим асфальтом, или при езде в горку, по обледенелому покрытию. Даже во время ливня по скользкой трассе на машине с полным приводом вы сможете маневрировать и двигаться на большой скорости.
Полноприводные авто обладают отличной проходимостью и курсовой устойчивостью, колеса надежно сцепляются с асфальтом, поэтому машина быстро трогается с места. Находясь за рулем такого автомобиля, вы будете всегда уверены в том, что преодолеете любую трассу, находясь в полной безопасности.
Единственный минус полного привода – расход горючего. Если сравнить с передне- либо заднеприводным автомобилем, содержать такую машину будет намного затратнее. Однако производители стремятся устранить данный недостаток.
К примеру, многие автоконцерны применяют вспомогательные электронные системы, которые функционируют вместе с многодисковыми муфтами, позволяющими автоматически включать вторую колесную ось, если это потребуется.
Принцип работы полного привода
Подробно рассмотрим, как работает полный привод. На таком автомобиле все колеса вращаются с одной скоростью. Однако крутящий момент между передней и задней подвеской распределяется неравномерно.
К примеру, авто «Форд-Сиерра» в начале запуска данной модели производились с задним приводом (соотношение составляет 27/63). То есть 27 % крутящего момента передается на передние колеса, а 63 % – на задние. Такое решение позволило сделать машину управляемой, улучшить ходовые характеристики.
«Ауди-Кватро» ранее также производились с передним приводом, при этом распределение происходило 50 на 50. С учетом параметров машины задний и передний мост можно было подключить при необходимости или постоянно.
Чтобы знать все про полный привод, необходимо разобраться с термином «дифференциал». Это узел, присутствующий в каждой машине.
Дифференциал представляет собой механизм, в нужный момент, к примеру при совершении маневра, обеспечивающий требуемую разницу скоростей между колесами, находящимися на одной оси.
В ином случае, когда ось по-настоящему единая, обеспечить эту разницу удалось бы с помощью пробуксовки одного колеса, или же перегрузки коробки переключения передач.
Дифференциал необходим для того, чтобы в ситуации, когда одно колесо оси крутится с большей скоростью, выполнить перераспределение крутящего момента так, чтобы второе колесо этой оси вращалось медленнее.
Системы полного привода и их проблемы
Рассмотрим, какой полный привод может быть.
Подключаемый
Когда полный привод на автомате или механике подключаемый, автомобиль движется в моноприводном режиме. Если потребуется сделать все колеса ведущими, происходит подключение второй оси – поступает сигнал от электроники или же подключение выполняет человек. Во втором случае конструкция привода существенно отличается.
- Жестко подключаемый (Part-time)
При таком полном приводе двигатель прослужит дольше всего, поскольку механизм имеет простую конструкцию и повышенную надежность, кроме того, отсутствуют сложные системы, автоматически распределяющие тягу по осям.
Part-time означает, что крутящий момент передается на одну ось, вторая при этом включается при необходимости при помощи раздаточной коробки с кулачковой муфтой.
Раздаточная коробка при полном приводе ломается потому, что водитель действует неправильно. К примеру, на таком авто, как «Сузуки-Джимми», данный механизм зачастую выходит из строя по той причине, что ездят на данной модели преимущественно женщины, которые плохо разбираются в том, как работает жестко подключаемый полный привод Part-time.
Когда жесткое подключение осуществляется не с помощью рычага, а за счет электрического привода, система может не включиться. К примеру, если автомобиль стоит и зубья валов не зацепились, в результате электроника сбоит. Это не считается поломкой, чтобы устранить проблему, поможет накат, чтобы при езде зацеп произошел.
Нередко автовладельцы машин с жестко подключаемым полным приводом тюнингуют свои внедорожники, а затем эксплуатируют под максимальной нагрузкой.
Это приводит к тому, что выходят из строя межколесные дифференциалы, обрывается цепь переднего вала, приходится заменять главные передачи.
Но чаще всего такой полный привод на механике или автомате практически не ломается, поскольку у него простая конструкция и высокая надежность. Главное регулярно менять смазку и бережно эксплуатировать автомобиль.
Даже с учетом простой конструкции, у Part-time есть специфическая черта: нельзя перманентно передвигаться на полном приводе, на высокой скорости, а также по идеально ровному асфальту, иначе система полного привода может выйти из строя.
Объясняется это тем, что при повороте скорость вращения каждого колеса отличается при прохождении своей траектории. При этом между осями отсутствуют какие-либо системы, которые могли бы компенсировать отличия скоростей. В результате раздатка функционирует под повышенной нагрузкой и быстро ломается.
Таким образом, подключение второй оси требуется для того, чтобы повысить проходимость машины на бездорожье, когда колеса проскальзывают, к примеру по грязи, песчаной, обледенелой или заснеженной трассе, во время ливня.
- Автоматически подключаемый (On-demand)
Такой привод встречается чаще всего, его конструкция включает в себя многодисковую муфту, перебрасывающую момент от основной ведущей оси к вспомогательной.
При езде по плохой дороге эффективность такого полного привода, как у переднего привода. On-demand является своего рода дополнительной системой, позволяющей уверенно двигаться по неровному полотну за счет правильного распределения крутящего момента (с учетом типа дорожного покрытия).
Данная система работает в режиме монопривода. Когда поступает сигнал о том, что ведущие колеса пробуксовывают, электронно-управляемая многодисковая муфта подает момент на вторую ось, при помощи дополнительных электронных систем можно отрегулировать момент на каждом из колес.
По своей конструкции такой привод похож на сцепление. В муфте расположены диски, как только поступает сигнал с датчиков, они прижимаются друг к другу, момент передается на ведомую ось.
В зависимости от бренда авто принцип прижимания дисков будет отличаться, так же как и работа электронного управления привода – он подключается быстрее или медленнее, также могут быть разные ручные режимы включения.
Стандартные системы получают сигнал от датчиков ABS и ESP. На премиальных автомобилях также отслеживаются угол поворота рулевого колеса, крен кузова.
При таком полном приводе муфта функционирует за счет трения, поэтому механизм нередко перегревается. На приборной панели высвечивается ошибка, ведомая ось отключается.
Причина перегрева – пробуксовки, к примеру, если водитель пытается проехать по заснеженной дороге или грязи. После того как температура муфты снизится, можно будет продолжить движение. Однако, если постоянно перегревать механизм, придется заменить фрикционы.
Также нередко ломаются подшипники корпуса муфты. В этом случае вы заметите посторонний звук, механизм будет вибрировать и «выть».
Важно отслеживать при таком полном приводе масло в приводе и муфте, чтобы механизм нормально функционировал. Датчики, передающие данные блоку управления муфты, также должны быть исправны, чтобы полный привод подключался. Многие автовладельцы отмечают, что приводной механизм, который сжимает диски, нередко выходит из строя.
Несмотря на то что система On-demand достаточно популярна, чтобы отремонтировать ее, придется потратить крупную сумму, а ломается она часто.
Однако, если эксплуатировать автомобиль бережно, никаких проблем с фрикционной муфтой не возникнет. Поэтому не следует на «паркетнике» пытаться проехать по плохой дороге. Полный привод можно использовать периодически в безопасном режиме, тогда система будет работать исправно.
- Полный привод на основе муфты Haldex
По своей конструкции привод практически идентичен системе On-demand. Главная особенность такого привода состоит в том, что он представляет собой своеобразный симбиоз между подключаемым и постоянным приводом.
Конструктивно фрикционная муфта является многодисковой и находится под управлением электрогидравлики.
Ключевая особенность – электроника настроена таким образом, что даже на идеально ровном асфальте часть момента передается на заднюю ось. Поэтому машины с муфтой Haldex – с постоянным приводом.
На сегодняшний день муфта Haldex представлена в 5-м поколении. Возникающие неполадки идентичны тем, что появляются при работе фрикционных муфт.
Отличие заключается только в конструкции: муфта находится непосредственно в корпусе задней главной передачи, там же, где насос и блок управления.
Первые поколения Haldex были разработаны около 20 лет назад, поэтому многие владельцы отмечают, что крышки ЭБУ уже прогнили от времени. Чтобы механизм правильно функционировал, важно регулярно менять смазку: через 60 тысяч километров пробега.
Постоянный полный привод (Full-time)
В машинах с полным приводом (бензин или дизель) постоянно происходит передача крутящего момента на все колеса.
Система Full-time оснащена межосевым дифференциалом, конструкция которого может отличаться: симметричный и асимметричный, блокируемый и без блокировки.
Блокировка осуществляется автоматически либо вручную в зависимости от цели создания полного привода.
В большинстве случаев применяется самоблокируемый дифференциал, выполненный на основе двух систем: вязкостной или фрикционной муфты и с блокировкой типа Torsen.
Такая система полного привода на механике или автомате объединяет в себе все достоинства Part-time и On-demand. Дифференциал напрямую передает крутящий момент от одной оси ко второй. Расположенная на одном корпусе муфта перераспределяет момент, ориентируясь на условия езды.
Усовершенствованные системы с двумя приводными валами, к примеру SuperSelect от «Мицубиси», могут отключить одну ось, превратившись в отключаемый полный привод.
Также необходимо рассмотреть КПП на основе дифференциала Torsen, который устанавливается на машины все чаще.
В данной системе вместо муфт применяются 3 пары червячных шестерней, именно они перераспределяют момент.
В свободном состоянии тяга распределяется по осям одинаково, но, когда скорости вращения колес становятся разными, шестерни блокируют выходные валы, в результате момент передается на колесо с максимальным зацепом.
Машины с таким полным приводом (дизель или бензин) могут быть укомплектованы задним либо передним блокируемым межколесным дифференциалом, понижающим редуктором и дополнительной муфтой.
То, какая будет комплектация, зависит от требований, предъявляемых к автомобилю (джип, спорткар либо экономичный седан).
К примеру, небольшие седаны и кроссоверы «Ауди» оборудованы системой «Кватро Ультра» с многодисковой межосевой муфтой, а также дополнительным дифференциалом с кулачковой муфтой в приводе задней оси, которая может полностью отключаться.
Конструктивно некоторые механизмы могут быть сверхсложными, поэтому при возникновении поломки потребуется дорогой капитальный ремонт.
Привод на основе вязкостных и фрикционных муфт, как и On-demand, нередко перегревается. Та же проблема возникает с дифференциалом Torsen, его шестерни нагреваются, чтобы их охладить, используется смазка на основе графита.
На «Ауди» дифференциал расположен в блоке КПП DSG, поэтому при возникновении поломки роботизированной трансмиссии придется разбирать весь узел.
Когда привод сложный с отдельным передним валом, система может отключаться и включаться неправильно, также датчик нередко выходит из строя.
То есть, если ЭБУ либо датчик начнут работать неправильно, трансмиссия также выйдет из строя. Кроме того, функционирование полного привода и КПП взаимосвязаны. Нередко на джипах встречается такая проблема, как люфт карданов и посторонние звуки в редукторах.
Часто задаваемые вопросы о полном приводе
Какая смазка подойдет для муфты полноприводного авто?
Рекомендуется использовать «синтетику» для КПП.
Зависит ли потребление горючего от привода?
У машин с задним приводом больше сила сопротивления качению, поэтому они потребляют больше бензина или дизельного топлива.
Каковы недостатки полноприводной машины?
Единственный минус заключается в том, что на многих авто такой привод осуществляется через автоматическое подключение задней оси. Если вы передвигаетесь по обледенелой трассе на высокой скорости, может произойти неуправляемый занос.
Каждая из систем полного привода имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы подобрать подходящий для себя вариант, учитывайте ваши потребности.
Если вы часто ездите по грунтовой дороге в загородный дом, то будет достаточно системы On-demand.
Для тех, кто передвигается по бездорожью, грязи и глубокому снегу, потребуется система Part-time, предназначенная для офф-роад. Однако в этом случае можно забыть про комфортную езду, и научиться уверенно водить на заднем приводе.
Если вы хотите объединить эти два параметра в одно, выбирайте систему Full-time, но будьте готовы к повышенному расходу топлива и дорогостоящему ремонту, если привод выйдет из строя.