Что такое DSG: принцип работы, устройство и советы по эксплуатации
Что такое DSG? Это роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Благодаря этому скорости переключаются быстрее, чем на обычном автомате.
На что обратить внимание? Вокруг КПП, разработанной группой компаний VAG, ходит много споров. Как и любой другой тип трансмиссии, она имеет свои плюсы и минусы.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Принцип работы коробки передач DSG
Инженеры автопромышленности непрерывно разрабатывают новые решения, чтобы сделать вождение машины более комфортным для человека.
Современное решение – создание DSG-коробок. Это название переводится с английского языка как «трансмиссия прямого включения передач».
Подробнее рассмотрим, что такое DSG. Данная трансмиссия – симбиоз МКПП и АКПП. Функционирует такая коробка благодаря роботизированному оборудованию, оно в автоматическом режиме осуществляет переключение передач после того, как человек переместит рычаг.
На сегодняшний день существует следующие виды таких трансмиссий: DSG 6- и 7-ступенчатая.
Первый вариант начал производиться с 2003 года, такое нововведение привело к тому, что машина стала быстрее разгоняться, при этом потребление горючего уменьшилось.
Коробка DSG 7 применяется чаще всего на спорткарах, когда требуется максимально быстрый разгон, при этом передачи переключаются плавно.
У такой трансмиссии есть два сцепления, поэтому исключается потеря мощности при переключении. Это стало возможным за счет того, что во время работы коробки одно сцепление отключается, одновременно с этим включается второе, которое находилось в режиме ожидания.
Когда машина движется, трансмиссии работают одновременно, однако в каждый момент времени замыкается сцепление лишь одной КПП. Во время переключения сцепление размыкается, и происходит замыкание на второй коробке.
DSG на машине – это коробка-робот, так как передачи переключает электронный блок-мехатроник. Он представляет собой специальное оборудование, которое в определенный момент времени смыкает и размыкает сцепления.
Роботизированная коробка собирает данные, поступающие со множества датчиков (контроля частоты вращения, температуры, объема смазки, положения вилок переключения передач).
Трансмиссия DSG – это усовершенствованный вариант механической коробки. Конструктивно они практически не отличаются. Основная особенность – робот, быстро и бесперебойно переключающий скорости.
В моделях 2015-2017 года выпуска мехатроник оснащен обширным функционалом, поэтому эксплуатационный срок узла увеличен и исключены наиболее частые неисправности.
Устройство КПП DSG
Двойное сцепление DSG нужно для того, чтобы переносить крутящий момент на два ряда передач.
7-ступенчатая КПП оснащена двумя фрикционными сцеплениями. В 6-ступенчатой модели сцепление имеет ведущий диск, который соединен с маховиком, а также 2 фрикционные муфты, связанные с рядами передач главной ступицей.
Тип сцепления на 7- и 6-ступенчатых вариантах имеет отличия. В первом случае установлено сухое сцепление с электронасосом. Данное решение позволило уменьшить потребление смазки и сделать мотор экономичным.
Что такое мокрая DSG с шестью ступенями: у этой коробки увеличен эксплуатационный срок, однако потребуется большой объем трансмиссионной жидкости для нормального функционирования.
Каждый ряд передач в трансмиссии, первичный и вторичный, оборудованы блоками шестеренок.
Второй ряд осуществляет контроль за четными передачами, первый отслеживает работу нечетных, а также задний ход.
Первичный вал во втором ряду – это полый механизм, который надет на точно такой же вал в первом ряду. Первичные валы расположены соосно.
Шестерни первичных и вторичных валов функционируют по-разному. Механизмы, находящиеся на первичных валах, прочно скреплены непосредственно с валом.
Шестерни на вторичных валах перемещаются беспрепятственно, при этом между ними установлены синхронизаторы, которые включают определенную передачу.
Вторичные валы также имеют ведущие шестерни, которые отвечают за главную передачу.
На DSG передачи и сцепление переключаются за счет современной системы управления, состоящей из следующих элементов:
- Электрогидравлический блок. Он отвечает за функционирование гидравлического контура управления. Данный блок включает в себя электромагнитные клапаны, мультиплексор, золотники-распределители, а также клапаны, регулирующие давление. Электромагнитные клапаны переключают передачи. Золотники-распределители управляются рычагом селектора.
- Клапаны регулирования давления нужны для нормального функционирования фрикционных муфт. Мультиплексор регулирует восемь гидроцилиндров КПП. Для этого применяются электромагнитные клапаны. Некоторые гидроцилиндры функционируют в первоначальном положении мультиплексора, остальные — в рабочем положении. При осуществлении данной манипуляции применяются одни и те же электромагнитные клапаны.
- ЭБУ, он анализирует данные со всех датчиков.
- Входные датчики, отслеживающие то, с какой частотой вращаются механизмы на выходе и входе DSG. Кроме того, есть температурные датчики, устройства, определяющие масляное давление и месторасположение вилок включения скоростей.
Основные преимущества и недостатки DSG
Главные достоинства такой коробки заключаются в следующем:
- Скорости переключаются с высокой скоростью.
- Удается сэкономить горючее, поскольку во время переключения передач не теряется мощность.
- Если сравнивать со стандартной МКПП либо АКПП, машина с DSG быстрее разгоняется.
- Можно вручную переключать скорости.
За счет вышеуказанных характеристик адаптация к DSG проходит легко, такие коробки устанавливаются на многие современные автомобили. К примеру, автоконцерн «Шкода» в течение длительного периода времени поставляет машины с такой КПП на моделях Octavia. Данный производитель к 2014 году выпустил свыше 500 тысяч трансмиссий DSG.
Однако даже с учетом того, что автопроизводители отдают предпочтение таким коробкам, многие автовладельцы отмечают, что ремонт DSG 7 и 6 требуется чаще, чем стандартным «автоматам».
Большинство тех, у кого автомобиль с DSG 7, производили замену коробки и отметили несколько недостатков такого агрегата:
- Конструктивно трансмиссия сложнее аналогов, поэтому машина стоит дороже.
- Нередко происходят температурные перепады, в результате чего КПП выходит из строя.
- Проблематично отремонтировать трансмиссию, поэтому приходится устанавливать новый механизм. Данная проблема встречается и на авто с роботизированной коробкой передач.
Также стоит принимать во внимание, что эксплуатационный срок у данной трансмиссии меньше, чем указывает автопроизводитель. Кроме того, автовладельцы машин, на которых вместе с двигателем TSI стоит коробка DSG, отмечают проблематичность такого тандема.
«Сухая» и «мокрая» DSG
DQ200 — «сухая», 7 ступеней
DSG (DQ200) была разработана автоконцерном Wolkswagen и корпорацией LUK. Двойное сцепление стандартное, ничем не отличается от механизма на МКПП.
Ведущий диск имеет жесткое соединение с корпусом, он цельноскроен с маховиком мотора, кроме того, имеются 2 нажимных и 2 ведомых диска сцепления с фрикционными накладками. У мехатроника и трансмиссии разные контуры смазки.
Данную коробку можно встретить на авто с передним приводом и ДВС малой мощности. Трансмиссия способна выдержать крутящий момент до 250 ньютон-метр.
КПП этого типа установлена на «Фольксвагенах-Поло», реализуемые в Европе, «Фольксвагенах-Пассатах», «Шкодах-Суперб» также «Шкодах-Фабия» с ДВС 1,2 TSI.
DQ250 — 6 ступеней, DQ500 и DQ381 — 7 ступеней, все «мокрые»
DSG DQ250, DSG DQ500 и DQ381 были разработаны концерном Wolkswagen и фирмой «Борг-уорнер». Муфты сцеплений представляют собой пакеты фрикционов, функционирующие в масле как в коробке-автомат.
Единственная разница заключается в том, что их две – для четного и для нечетного ряда передач. Муфты сцепления, мехатроник и механическая часть функционируют в едином масляном контуре.
Данные коробки устанавливаются на полноприводные авто с мотором, объем которого более двух литров, а крутящий момент составляет свыше 250 ньютон-метров.
DQ250 встречается на машинах разных кузовов (хэтчбеки, седаны, универсалы), к примеру на «Пассатах-Олтрэк В7», «Октавиа-Скаут», DQ500 — на более массивных авто, таких как «Фольксваген-Тигуан», «Транспортер», «Пассат-Олтрэк В8», «Шкода-Кодиак».
DQ381 — самая новая, усовершенствованная разновидность DQ500, ее устанавливают на «Ауди» Q2 и A3 c 2017 года, а также на марки «Фольксваген-Артеон», «Гольф», «Ти-Рок», «Шкода-Карок», «Сит-Атека».
3 совета по эксплуатации DSG
Не перегружать трансмиссию
Несмотря на простоту данной рекомендации, придерживаться ее практически невозможно. Зачастую необходимо двигаться на машине с прицепом, выезжать из глубокой грязи, когда автомобиль застрял. Многие автовладельцы перегружают КПП следующим образом: чипуют коробку, делают мотор мощнее.
DQ200 не выйдет из строя, даже если вы полностью загрузите автомобиль. Однако автомобилисты с большим опытом знают, что не следует чиповать авто и перевозить тяжелые грузы. Дело в том, что ремонт DSG потребуется в обязательном порядке в результате даже небольших перегрузок.
DQ500 и DQ381 также не стоит перегружать, однако у них ресурс немного больше, поэтому специалисты советуют приобретать машину с такой КПП.
DQ250 – оптимальное решение, она прослужит больше, чем DQ200, поскольку она «мокрая», масло в едином контуре, его легко заменить.
Спокойно водить машину, чтобы коробка не выжимала сцепление слишком часто
Без заменысцепления DSG можно обойтись, если легко нажимать тормозную педаль, при этом автомобиль будет стартовать мягко, как на стандартной коробке-автомате.
Во время остановки сцепление выключится, если вы нажмете и будете удерживать педаль тормоза. Нажимать нужно не полностью, но достаточно сильно, чтобы усилия хватило для удержания авто при езде в горку.
Многие автовладельцы допускают серьезную ошибку на авто с DSG: они выжимают тормозную педаль слишком слабо. ЭБУ в этом случае посчитает, что машина движется, и подожмет сцепление. Одновременно с этим блок управления увеличит обороты до 1000 - 1200, чтобы авто быстро стартовало без нажатия на газ. Важно поймать данный момент и выжать тормозную педаль сильно, но мотор должен работать на холостых оборотах.
Ошибки DSG могут появиться, если вы резко стартуете в пробках и на перекрестках. В это время сцепление зажимается и отпускается, так же как на «механике». Это приводит к тому, что механизм быстро изнашивается. Чтобы такого не происходило, действуйте следующим образом: остановитесь на красном сигнале светофора, не двигайтесь, пока не увидите зеленый свет.
Большинство автомобилистов тормозят перед перекрестком заблаговременно, и пока горит красный сигнал, подкатываются в 2-3 приема ближе к разграничивающей линии.
«Мокрые» DSG практически не изнашиваются в таком режиме вождения, функционируют плавно. Однако перегружать данные трансмиссии нежелательно. Пакеты фрикционов могут опуститься и зажаться, в результате КПП быстро выйдет из строя.
Устанавливать на коробке спортивный режим при езде в пробке
Мехатроник станет редко выжимать сцепление и переключать скорости. В режиме D на 40 км/ч он включит 5-ю либо 6-ю передачу, однако это нецелесообразно, если вы движетесь по загруженной трассе на малой скорости с постоянными остановками.
Часто задаваемы вопросы о коробке передач DSG
Какие поломки чаще всего встречаются на такой коробке?
Чаще всего водители замечают, что при смене передачи коробка толкается. Происходит резкое смыкание дисков сцепления, в результате появляются толчки.
Также многие отмечают, что в начале движения КПП вибрирует, возникает скрежет и посторонние звуки при переключении передач.
Поломки в основном происходят из-за «сухого» сцепления. Его износ наступает слишком быстро в результате перегрузки, к примеру, если вы постоянно двигаетесь по пробкам на малой скорости.
Чтобы трансмиссия прослужила дольше, необходимо исключить частую езду с постоянными остановками в условиях плотного трафика на дороге.
Также на многих коробках изнашиваются втулки валов, вилки выключения сцепления, нарушаются контакты соленоидов, датчики загрязняются, антифриз попадает в систему смазки, поэтому важно регулярно выполнять заменумасла вDSG.
Как понять, что коробка сломана, если вы покупаете машину с рук?
На возможные поломки укажут симптомы:
- Не удается включить передачу, поскольку трансмиссия перескакивает через нее.
- Ощущаются толчки во время движения авто.
- Коробка гудит.
- Возникает вибрация в начале движения.
- Масло изDSG 7 вытекает, поэтому под днищем заметны разводы.
При обнаружении одного из вышеуказанных признаков следует отказаться от покупки авто либо отвезти машину на диагностику.
Что выбрать: «сухую» или «мокрую» трансмиссию?
Конструктивно «мокрая» КПП рассчитана на повышенные нагрузки, поскольку охлаждение масляное. Поэтому такие трансмиссии встречаются на мощных полноприводных авто.
Управлять машиной с такой коробкой легко и комфортно, автомобиль быстро разгоняется, потребляет меньше топлива. Главное достоинство DSG заключается в том, что вы сможете зафиксировать ваш стиль езды при помощи селектора.
Чтобы механизм прослужил дольше, регулярно заливайте новое масло в коробку DSG. Если появились симптомы неисправности – КПП дергается, гудит, следует как можно скорее записаться на СТО для диагностики.