Липучка или шипы: делаем разумный выбор
О чем речь? Так или иначе, перед каждым водителем когда-нибудь вставал вопрос, что лучше – липучка или шипы? И он будет вечным, пока человечество не откажется от колесного транспорта или на Земле не восторжествует круглогодичное лето.
Как выбрать? В целом стоит отталкиваться от погоды зимой в вашем регионе и от типа привода авто. Если вы живете на юге или не выезжаете из города, то шипы могут быть излишними, но в условиях севера липучка не всегда оправдывает вложения.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство липучек и шипов
- Что лучше: шипы или липучка
- Что лучше для переднего, заднего и полного приводов
- Шипы или липучка – выбор автолюбителей
Устройство липучек и шипов
Отличительные свойства шин с шипами
Основное назначение ошипованной резины — обезопасить движение автомобиля по обледенелой мостовой. Металлические «когти» на протекторе вгрызаются в дорожное покрытие и создают хорошее продольное и поперечное сцепление с поверхностью. При производстве твердосплавной вставки в шип обычно применяется прочный материал монокарбид вольфрама (WC). Но такое решение представляет угрозу для дорожного покрытия. За счет своих конструкционных и физических свойств шипованные покрышки склонны разрушать асфальт.
Специфика фрикционных шин
Эти покрышки по-простому называются шины-липучки. Они также обеспечивают лучшее сцепление со скользким дорожным полотном. В чем их особенность? Что эффективнее – липучка или шипы – расскажем далее. Фрикционная резина изготовлена из специальной смеси каучука с серой и имеет уникальные физико-механические свойства. Благодаря особому составу она предельно эластична. При движении автомобиля шина приспосабливается к погоде и дорожному покрытию, попросту прилипая к нему.
Есть два типа фрикционных шин-липучек:
- Европейские покрышки («еврозима») рекомендуются для теплых зим. Они имеют на протекторе рисунок «елочка» и меньшее число ламелей.
- Скандинавские шины рассчитаны на суровый зимний климат, а их резина более эластична.
Что отличает эти разновидности между собой?
- Индекс скорости движения. У еврошин он выше и составляет 240-270 км/ч (маркировка V-W). У скандинавских – ощутимо ниже (170-190 км/ч), изделия маркируются как R-S-T.
- Плотность нанесения ламелей (микроразрезов) на протектор. У европейских шин нарезка выполнена реже, у скандинавских – гуще.
- Ширина косых канавок для отведения воды. У «европеек» каналы шире, но их меньше, что позволяет легче отводить дорожную слякоть при мягких зимах. У «скандинавок» выемки уже, но нанесены гораздо чаще.
- Профиль и пятно контакта шин. У еврошин плечевые зоны скруглены. Скандинавские покрышки отличаются квадратным профилем «плеча» протектора, зона взаимодействия с дорогой у них шире.
Что лучше: шипы или липучка
Преимущества и недостатки ошипованных покрышек
Не каждому водителю известно, что новую резину на шипах лучше обкатывать до настоящих холодов. Тогда шипы лягут в пазы и при движении не растеряются. Для этого достаточно не торопясь проехать 200 км. Чтобы понять, какая резина лучше – шипы или липучка, рассмотрим все ее достоинства и уязвимые места.
Плюсы шипованных колес:
- Прочное сцепление с покрытием на льду. Эти покрышки подойдут к автомобилям с любым приводом и обеспечат им свободную маневренность на скользких или занесенных трассах даже при скоростной езде. За счет различного состава на шипах можно кататься по талому снегу и в трескучие морозы.
- Краткий тормозной путь. Это имеет огромное значение при аварийных ситуациях и в зимнее время года, когда шипованные шины препятствуют скольжению колес. Шипы форсируют торможение, сокращая путь авто до полной остановки, а также защищают от случайного заноса. Как видите, автовладельцам северных широт зимой не стоит выбирать, что выгоднее – липучка или безопасные шипы. Только последние дают гарантию езды без ДТП.
- Легкая управляемость. Шипованные покрышки на заднеприводном автомобиле делают его устойчивым, машинам с передним приводом облегчают выход из заноса при нажатии акселератора. Врезаясь в лед и разрушая его верхний слой, металлические зубья облегчают прохождение препятствия.
Теперь о недостатках. Их имеют даже лучшие модели автопрома. При движении по асфальтированным трассам шипы, конечно же, шумят из-за конструкции сердечника, который расположен выше над протектором.
Вдобавок на асфальте шипованные шины хуже сцепляются с покрытием, чем фрикционные. В процессе эксплуатации резцы стираются, после дождя колеса на такой резине часто скользят. Металлические элементы приводят к повреждению дороги, созданию углублений от колес, скоплению пыли, грязи. В этом плане лучше липучка, по сравнению с шипами, и причина в разнице в конструкции резины.
Плюсы и минусы липучки
Фрикционные покрышки с острыми микроразрезами, которые сцепляются с землей и называются липучками. С ними колеса будут держать дорогу при 30-градусном морозе на сухом асфальте, наледи или заснеженной трассе.
Достоинства фрикционных шин:
- Тишина в салоне. Отсутствие металлических элементов гарантирует почти бесшумное движение автомобиля на сухой дороге.
- Отличная устойчивость на мокрой мостовой. Глубина протектора способствует хорошему оттоку влаги под пятном контакта. Такие шины выручают в снежных заносах.
- Большой срок службы. Без металлических шипов липучки мягко движутся по чистому асфальту. Рисунок на резине не испытывает деформации. Поэтому на качественной «обуви» можно ездить по 5-6 сезонов.
- Прочное сцепление с сухой дорогой. Протектор целиком ложится на асфальт, что обеспечивает плотный контакт с поверхностью и сокращает путь торможения авто. Жителям южных широт, которые не ездят в горы и по трассам, лучше ставить фрикционную резину.
- Отсутствует вибрация руля. С дорогой контактирует резиновый протектор без металлических резцов, поэтому машина плавно движется, удачно преодолевая выемки и незначительные стыки.
- Экономный расход топлива. Покрышка на липучках гораздо легче, чем резина на шипах. Она испытывает небольшое трение, поэтому расход бензина будет меньше.
Однако недостатки тоже есть. Шина-липучка в меньшей степени сцепляется со льдом, чем ошипованный аналог. Если машину занесет, зацеп поймать проблематично. Во время торможения колесо будет скользить по наледи и увеличит путь до полной остановки. При трогании с места фрикционная покрышка часто пробуксовывает, и в частности на подъеме.
Что лучше для переднего, заднего и полного приводов
Переднеприводные транспортные средства
В чем суть работы механизма: двигатель приводит в движение только передние, ведущие, колеса, тогда как задние вращаются сами собой. Опорный вес машины в этом случае приходится на передок. Авто такой конструкции стоят дешевле своих аналогов того же класса с заднеприводной и полноприводной трансмиссией.
Переднеприводными могут быть бюджетные автомобили и модели класса люкс, такие как Skoda Octavia, Mazda-6, Toyota Camry, KIA K5, Citroen C4.
Авто такого типа имеют несколько нюансов управления и динамики движения:
- Ведущие колеса будут пробуксовывать при мощном старте и вызывать ускоренный износ резины.
- Во время резких или быстрых поворотов происходит снос передней оси.
- Чтобы не скользить по льду, не стоит резко газовать или, наоборот, сбрасывать газ.
- Если в машине сносит заднюю ось, нужно направить руль навстречу приближающимся задним колесам (то есть в сторону заноса) и давить на газ. Последнее действие не из легких, потому что в аварийных ситуациях водитель инстинктивно прекращает газовать и тормозит. Если передняя ось утратила сцепление с дорожным полотном (это бывает очень редко), опять же нужно повернуть баранку по заносу и удерживать машину ручником.
Что выгодней – шипы или липучка на передний привод? В зимний сезон лучше поставить ошипованные шины и снизить риск скольжения авто на поворотах. Если машина оборудована АБС или другой системой безопасности, а стиль вождения ее хозяина можно считать спокойным, то фрикционная резина тоже подойдет.
Заднеприводные транспортные средства
Суть работы этих механизмов в том, что мотор вращает задние ведущие колеса. Автомобили с задним приводом встречаются бюджетные и очень дорогие. К примеру, многие модели BMW и Mercedes, Nissan Skyline и Mazda МX-5, российские ВАЗ-2101 и ГАЗ-3110.
Авто подобной компоновки имеют несколько нюансов управления и динамики:
- Быстрый разгон в сравнении переднеприводным аналогом.
- Меньшая устойчивость на наледи и занесенных трассах. При резком нажатии на газ часто заносит задние колеса.
- То же самое случается во время быстрых поворотов.
- Если в машине сносит заднюю ось, нужно тут же повернуть колеса в бок заноса и отпустить педаль акселератора. В отдельных ситуациях необходимо действовать наоборот и газовать.
Что лучше – липучка или шипы, надетые на задний привод? Учитывая поведение заднеприводных авто, разумнее, конечно, ошиповка. Плюс электронные системы типа Electronic Stability Program (ESP) для повышения устойчивости на дороге.
Полноприводные транспортные средства
Принцип работы механизма – трансформация крутящего момента на все колеса, обе оси при необходимости будут ведущими. Мощность с оси на колесо распределяется посредством дифференциалов.
Машины с полным приводом не могут быть бюджетным вариантом. К примеру, Land Rover Defender, Land Cruiser Prado от производителя Toyota, Lada Niva 4×4.
Авто такой конструкции имеют несколько нюансов управления в динамике:
- Автомобилем с полным приводом труднее управлять при аварийной ситуации, чем предыдущими типами авто, поскольку в нем объединяется специфика обоих видов механизма.
- Он быстрее набирает скорость на прямолинейной трассе, отлично тормозит и преодолевает разные препятствия.
- Новичкам-водителям таких машин рекомендуем замедлять движение перед маневрами.
- Если полноприводный автомобиль заносит на дороге, необходимо действовать по правилам, описанным в двух предыдущих пунктах.
Что лучше подойдет машинам этого класса – липучка или шипы? Для полного привода пригодны оба вида шин. Сбалансированный вес, точнейшая механика и целый комплекс цифровых помощников водителя гарантируют ему устойчивость авто и безопасность на обмерзлых трассах. Но только при условии грамотной езды на разрешенных ПДД скоростях.
И помните о главном: независимо от шин автомобиля, стиль вождения зимой нужно менять. Не допускайте резких стартов и разгонов, притормаживайте постепенно, держите нужную дистанцию, заранее обдумывайте свой очередной маневр.
Шипы или липучка – выбор автолюбителей
- Что лучше и когда?
- Почему лучше купить шипы?
- Шипы вредят асфальту?
- Голосую за липучку
- Как можно сравнивать?
Шипы отлично выручают, если нужно подниматься на обледеневшую или укатанную горку. Например, ты заезжаешь на переднеприводном авто на холм. Что с передком? Он разгружается, давление на липучки уменьшается, зацеп с поверхностью ослабевает. Я, например, стараюсь развернуться и поднимаюсь задним ходом. Однако это не всегда возможно. Если у вас направленный протектор, то это делать бесполезно.
А по большому счету для зимы, когда ты движешься по льду и снегу, все проблемы разрешает полный привод, ну и, конечно, блокировка дифференциала. Лично я в мороз езжу на «Ниве», поэтому все ОК.
Покрышки на шипах, конечно, эффективней. Липучка по накату или льду в гору не тянет. Пусть больше шума, но зато есть результат. Я пробовал и фрикционную резину, и шипы – выбрал второе. Представьте ситуацию, когда на льду укатанный сугроб. Понятно, что липучка не поможет.
Нормальная шиповка не повредит дорожное покрытие. В прошлом сезоне купил резину и переобул машину в октябре. Месяц снега не было. В итоге потерял лишь три «зубца» на левом колесе. Просто некстати газанул, и похоже, что не на асфальте. Уже проехал на покрышках 10 тысяч, но шум почти не слышно.
На полном приводе я ставлю фрикционную резину. К тому же часто непонятно, что с погодой происходит. Переобуться или нет? Именно в этом случае липучки – то, что надо.
Это вопрос из категории «куртка или шуба?». Зачем дубленка в Таганроге, а в Якутске плащ зимой?
Как видите, критерий выбора для зимних шин – погода в регионе. Для мягких холодов смело берите еврошины. В суровом климате отлично подойдут шипы и скандинавская «липучка». Если хотите безопасно ездить, шипованная «обувь» – оптимальный вариант. А любите комфорт, тогда берите «скандинавы». В любом случае липучка или шипы – решать вам.