Шины-липучки: какие выбрать
Что это? Шины-липучки, или фрикционные шины, – это тип зимней резины, в которой не используются шипы. Сцепление с покрытием осуществляется за счет специального рисунка протектора и состава покрышек.
Какие выбрать? Выбрать ту или иную модель шин-липучек довольно сложно. Нет какой-то лучшей и топовой резины. Ориентируйтесь на типоразмеры, отзывы автовладельцев, доступный бюджет.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Отличия шин липучек от шипованной резины
Существуют два наиболее распространенных типа зимних шин: липучки и шипованная резина, которые широко используются в регионах с холодным климатом. В некоторых странах существуют ограничения на применение шипов из-за того, что металлические элементы повреждают дорожное покрытие. Однако в России никаких запретов нет, можно ездить на любой резине.
Основное отличие между этими двумя типами зимних покрышек заключается в том, как они обеспечивают сцепление с дорогой: в шипованной резине металлические штифты на протекторе играют важную роль в этом процессе.
Шипы на зимней резине представляют собой маленькие металлические элементы, вставленные в протектор шины. Они позволяют колесу зацепиться за слой снега и льда, за счет чего автомобиль приобретает устойчивость на дороге. Современные шипы имеют сложную конструкцию, состоящую из корпуса и сердечника, и большая их часть заглублена в протектор.
Корпус шипа изготавливается из легкого алюминиевого сплава, а сердечник – из твердой стали. Часто автовладельцы шипы называют «гвоздями», но фактически это сложные элементы, которые почти так же далеки от гвоздей, как и простая отвертка от шуруповерта.
Главное отличие между зимними шинами-липучками и шипованной резиной заключается в том, что первые не имеют металлических шипов, и хорошее сцепление с дорогой обеспечивается только за счет качеств протектора. Рисунок протектора на липучках отличается выраженным рельефом и содержит множество элементов, разделенных мелкими прорезями – ламелями.
При изготовлении липучек используется особый состав резины, за счет которого покрышка остается мягкой и гибкой даже при самых низких температурах, в результате чего при движении формируется пятно контакта с нужными параметрами.
Зимняя резина отличается особым строением ламелей. Смысл в том, что прорези раскрываются при соприкосновении с дорогой, поглощая влагу из зоны контакта, и краями цепляются за поверхность дороги. Фактически шина с ламелями прилипает к мокрой и скользкой поверхности, поэтому ее и называют липучкой.
Таким образом, если говорить о различиях между шипованной и нешипованной зимней резиной, то это не только наличие металлических штифтов в первой, но и состав резиновой смеси, и рисунок протектора. Кроме того, фрикционные шины можно разделить на два типа: европейские и скандинавские. Вторые разработаны для более суровых условий, поэтому их резина мягче, а на протекторе больше ламелей.
Преимущества и недостатки шин-липучек
Особенности эксплуатации двух типов зимних шин связаны и различиями, о которых было сказано выше. Фрикционные шины наиболее эффективны в условиях, где нет чистого льда: они отлично справляются с рыхлым снегом, мокрым и сухим асфальтом, а также со снежной кашей, обработанной реагентами.
К тому же, будучи более мягкой, липучка демонстрирует максимальное сцепление с дорожным полотном при понижении температуры до экстремальных значений. По результатам сравнительного тестирования, при температуре ниже -25° фрикционные покрышки оставались мягкими, тогда как шипованные твердели.
Фрикционные шины обладают несколькими преимуществами с точки зрения эксплуатации. Во-первых, на них можно ездить в межсезонье, когда температуры ночью падают до околонулевых, а днем поднимаются до положительных значений. В это время многие автомобилисты стараются сохранить свои шипованные шины и откладывают переобувку до последнего момента, когда наступает настоящая зима.
Однако стоит иметь в виду, что минимальная температура, при которой можно использовать летнюю резину, составляет всего +5°, а при более низких температурах она становится твердой, а значит, сцепление с дорогой будет низким. Фрикционные шины, наоборот, показывают высокую эффективность при такой температуре, к тому же нет риска скрежетать шипами по дороге.
Последний момент можно назвать вторым плюсом липучек – при движении от них меньше шума. Наличие шипов связано с акустическими эффектами и повышенной вибрацией. Если металл касается твердого асфальта, то это неизбежно. Хотя на льду и снегу эти явления не так выражены, и практически тогда шума не больше, чем от липучек.
Недостатки фрикционных шин в том, что они показывают меньшую эффективность в экстремальных условиях по сравнению с шипованными. Это особенно заметно на твердых и скользких поверхностях, таких как лед или уплотненный снег, на которых шипованные шины держат машину гораздо лучше.
Шипованные покрышки делают также из мягкой резины, и рисунок протектора у них примерно такой же, как у фрикционных. Все эти факторы обеспечивают сцепление со снегом и льдом, и, помимо этого, свой вклад вносят и шипы. Хуже всего шины-липучки показывают себя на льду при температуре около нуля, так как на дороге образуется скользкий подтаявший слой, который сильно уменьшает сцепление колес с поверхностью. В таком случае самым надежным вариантом будут шипованные покрышки.
К числу недостатков шин-липучек можно отнести и то, что новичкам ездить на них сложно. Неопытные водители при любой опасности сразу резко тормозят, утапливая педаль в пол до упора. На машинах с ABS это не так страшно – система может управлять процессом и снижать негативные последствия. Но если электроники нет, то эффективность фрикционных шин сильно снижается. А при наличии шипов торможение проходит нормально.
Виды шин-липучек
На основании эксплуатационных качеств и свойств нешипованные покрышки подразделяются на две группы: скандинавские и европейские.
Скандинавские шины
Эти покрышки отличаются грубым рисунком протектора. Предназначены для движения по дорогам, покрытых снегом и льдом. На протекторе имеется большое количество ламелей, что обеспечивает лучшее сцепление со скользкой дорогой. Ламели обладают неровными краями, на блоках также множество выступов – такой рельеф протектора позволяет даже не имеющим шипов липучкам хорошо сцепляться с обледенелой и заснеженной дорогой.
Скандинавские покрышки сопоставимы с шипованными по способности уверенно держать дорогу в сложных северных условиях. Рваный рисунок протектора позволяет хорошо цепляться за поверхность, а широкие щели между блоками обеспечивают эффективное самоочищение. Шины-липучки в зимних условиях повышают управляемость автомобиля за счет того, что вся площадь покрышки в пятне контакта буквально прилипает к дороге. А у шипованной резины имеются твердые места, в которых установлены шипы.
В состав скандинавской резины некоторые производители добавляют кремниевую крошку, хотя материал достаточно мягкий – по Шору 50-60 единиц.
Европейская резина
Эти шины предназначены для использования на автомобилях в Центральной и Южной Европе. Их можно отличить от предыдущего вида по более круглым боковым блокам.
Они изготавливаются из резины, твёрдость которой может варьироваться в пределах от 58 до 67 единиц по Шору. По этому параметру европейские покрышки похожи не только на всесезонные, но и на особый вид летних, так называемые дождевые. Протектор этих шин специально разработан с учетом эффективного водоотведения, чтобы предотвратить эффект аквапланирования.
На европейском севере зимы такие же, как в России, с постоянными снегопадами, морозом, ветром и льдом. Однако на территориях южнее, где зима значительно мягче, существуют иные требования к шинам: они должны обеспечивать устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, а также быстро отводить воду с поверхности дороги в месте контакта с покрышкой.
В России следует использовать шины, которые подходят по климатическим условиям. Для регионов, находящихся севернее Средней полосы, рекомендуются скандинавские шины, а для южных регионов лучшими зимними шинами-липучками будут европейские.
При покупке надо обращать внимание не только на тип покрышек, но и на другие факторы:
- устанавливают одинаковые шины на все колеса;
- размер покрышек должен соответствовать техническим требованиям автомобиля;
- глубина протектора – не менее 4 мм;
- следует покупать новую резину.
Топ-6 шин-липучек
Viatti Brina
Бренд «Виатти», специализирующийся на производстве автопокрышек для автомобилей ГАЗ и АвтоВАЗ, был создан для восточноевропейского рынка. Он выпускает качественную летнюю резину уже давно и пользуется хорошей репутацией у потребителей. У предприятия есть и шины для зимы (липучки) – модель V-521, обладающие хорошими показателями прочности.
За счет трехмерных ламелей покрышка хорошо прилипает к обледенелой дороге, к укатанному снегу, обеспечивает короткий тормозной путь. В резину добавляют силику, что позволяет ей оставаться работоспособной при разных температурах. Однако есть и недостатки – хотя шины и нешипованные, эти липучки шумят на асфальте. В числе плюсов – невысокая цена.
Triangle Snowlink PL01
Шина от известного производителя из Китая, предназначенная для использования в условиях суровой зимы. Благодаря доступной стоимости и надежности эта модель пользуется спросом у покупателей. Конструкция разработана в Финляндии, о чем свидетельствует информация на боковине шины. В ходе тестирования на сухой и мокрой дороге покрышка показала хорошую устойчивость и получила оценку 8 баллов. Также пользователи отмечают ее комфортный ход. Резина признана надежной.
Рисунок протектора состоит из ромбовидных блоков с увеличенными ламелями. За счет этого возрастает управляемость автомобиля, он хорошо держит дорогу на обледенелой трассе и по укатанному снегу. Также из пятна контакта быстро отводится вода и снежная каша, что помогает избежать заносов и пробуксовки.
Шина Nokian Nordman RS2
Выпущенная в 2015 году, резина славится своими отличными эксплуатационными характеристиками и остается популярной у покупателей. Она является эталоном при тестировании новых моделей шин в среднем ценовом диапазоне. «Нордмен» надежно удерживает баланс на сложных зимних дорогах и обеспечивает отличное сцепление в любых погодных условиях. Эту модель можно назвать лучшей зимней шиной-липучкой, не зря она за все время так и не опустилась в цене.
Pirelli Ice Zero FR
Покрышки Pirelli Ice Zero FR сейчас относятся к среднему ценовому уровню, хотя начинали как премиальные. Они популярны у любителей погонять, поскольку демонстрируют отличную управляемость, предсказуемо ведут себя при агрессивной езде по снегу.
Также к числу положительных качеств этих шин-липучек относятся короткий тормозной путь, низкое сопротивление качению, устойчивость к заносам на льду. Резина подходит для езды по сухим и мокрым дорогам. Водители отмечают, что в салоне не чувствуется никакого дискомфорта.
Nokian Hakkapeliitta R3
Эта модель от финского бренда с 2018 года является неоспоримым лидером в рейтинге зимних шин-липучек премиального сегмента по таким показателям, как управляемость на обледенелой и заснеженной дороге, торможение на льду и асфальте. Кроме того, она славится экономичностью и комфортом во время поездки. Такие покрышки хорошо себя показывают при агрессивном вождении за счет особенностей резины и множества глубоких ламелей V-образной формы.
Michelin X-Ice Snow
Это новая липучка от Michelin, в которой резина имеет оригинальный состав Flex-Ice и содержит жесткие частицы. Последние выполняют функцию мини-шипов при отрицательных температурах. В результате срок жизни покрышек увеличивается на 20%, то есть они служат дополнительный сезон. Кроме того, эксплуатационные характеристики шины сохраняются даже при остаточной глубине протектора в 4 мм, что является главным достоинством данной модели.
Отзывы владельцев о шинах-липучках
- Лучше всего – полный привод
«Я живу в горном регионе, где часто выпадает снег, да и дорога обледеневает. Из своего опыта могу сказать, что на шипах намного проще въехать в горку по льду или укатанному снегу. На переднеприводной машине это особенно актуально. Липучки могут не справиться – передок разгружается и давления не хватает для зацепа. Можно, конечно, попробовать подняться задом, но не факт, что получится, а уж на направленном протекторе точно не въедешь.
Я давно пришел к выводу, что для езды в зимнее время по снегу и льду нужен полный привод и шины с шипами, липучка не тянет».
- Шипы не всегда хороши
«Я думаю, что использование шиповых шин зависит от того, какую зиму вы ожидаете в вашем регионе. Если вы живете в месте, где в течение зимы часто встречаются укатанные и ледяные дороги, то шипы могут быть очень полезны. Но если ваш регион известен своим мягким зимним климатом, то использование шиповых шин может быть излишним. Зачем месить асфальт шипами в Краснодаре или Сочи, если вы можете обойтись без них?
Но и на шипах надо уметь ездить, а не так, как некоторые – шиповку обули и решили, что теперь бессмертные».
- А я летом шипучку юзала
«Я когда-то купила японскую машину, а на ней уже стояли зимние шины-липучки. Не было средств на летние покрышки, поэтому так и ездила два года. Может, и еще бы каталась, но только резина стерлась. Это были мои первые колеса, поэтому сравнивать не с чем. Отмечу только, что у них управляемость в дождь хуже».
Вряд ли можно определить, какой производитель зимней нешипованной резины является абсолютным победителем, потому что одни покрышки лучше ведут себя в условиях экстремальных зим на севере Европы, другие предпочтительнее на юге, где мягкая зима почти без снега.
Производители все время совершенствуют состав резины и рисунок протектора, чтобы создать колеса с идеальными параметрами для езды в сложных условиях. Водители с хорошими навыками управления автомобилем могут ожидать прекрасных результатов от липучек на зимних дорогах России.