Как продать машину (циничное пособие)
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Пара советов для начала
- Когда планировать расстаться со своим авто
- Сколько моя машина стоит
- Пишем текст объявления
- Фотографируем и даём объявления в Интернет и газеты
- Манипулируем рынком (чуть похулиганим)
- Продаём на авторынке
- Продажа и переоформление
Задумали продать свой автомобиль? Дело хорошее, да уж больно хлопотное. Избежать хлопот можно двумя способами: сдать машину в трейд-ин (ваш автомобиль принимают в счёт части оплаты нового), либо продать дёшево, а значит быстро. В обоих случаях страдает ваш кошелёк. Попробуем продать машину за хорошую цену. Сразу оговорюсь, что всё здесь описанное относится к "обычным" автомобилям: легковым некоммерческим седанам и хэтчбэкам, продаваемым и покупаемым в областных центрах России. Ну и, что немаловажно, всё время, пока машины продаётся - вы будете ею пользоваться.
Внимание! В этой статье вы не найдёте рекомендаций как обмануть покупателя. Тут о другом, но подробно.
Пара советов для начала
Не продавайте свой автомобиль родственникам, друзьям, коллегам и просто знакомым. Лучше и не предлагайте. Даже если ваш автомобиль в идеальном состоянии- он может сломаться, причём чаще всего- по вине неопытности покупателя. Но в любом случае это будет воспринято как обман и может испортить отношения между Вами. В любом случае- после покупки достанут вопросами, будут звонить при каждом чихе и т.п. А иногда могут требовать заменить что- нибудь после покупки (дворник, масло, аккумулятор, колесо,:), а отказать родственнику сложно. Конечно- бывают адекватные родственники, но их не очень-то много.
Не продавайте автомобиль в рассрочку. Даже под нотариально- заверенные расписки или договор. Иначе велика вероятность не получить денег. Просто разведут руками и скажут "а у нас брать нечего". Ваш авто к тому времени уже будет продан.
Не продавайте автомобиль по доверенности. При такой форме "продажи" юридически- авто принадлежит вам. И в случае аварии, или (не дай бог) причинения травм Вы будете отвечать за это в суде, т.к. по нашим законам авто- объект повышенной опасности и её владелец несёт ответственность за всё. Доказать даже очевидное обратное будет проблематично. Проверено лично. Не дай бог Вам такое развлечение.
Когда планировать расстаться со своим авто?
Цена машины варьируется в зависимости от сезона: весной дороже, осенью- дешевле. Зимой и летом цена средняя, но и спрос довольно посредственный. Осенью спрос совсем низкий (зато предложений хоть отбавляй). Самый большой спрос на машины- весной, особенно в период с момента "вскрытия" дорог и до майских праздников. Поэтому планировать продажу своего авто лучше всего в период с начала марта до конца апреля. Разница в цене между весной и осенью обычно составляет около 10%, хотя бывает и повнушительнее. В любом случае это довольно значительная сумма.
С другой стороны- если вы решили продать авто, а уже наступила осень, имейте в виду, что следующей весной автомобиль будет уже на один год старше.
Однако учтите, что если вы хотите после весенней продажи купить автомобиль- делать это лучше осенью. Правда- всё лето ходить пешком- занятие ниже среднего, оттого покупку целесообразно отложить хотя бы конца мая, когда спрос упадёт и цены снизятся. Обычно на продажу авто уходит от 2 до 4 недель, соответственно начать продавать машину нужно за 4 недели до падения спроса, т.е. в начале апреля: к концу апреля она почти наверняка будет продана, и цена к тому времени ещё не упадёт.
Советую дополнительно прочитать: Как подготовить авто к продаже
Сколько моя машина стОит?
Оценка своего авто- проблема ещё та. Как правило- мы ценим свою машину гораздо больше, чем за неё дадут. Просто оттого, что она "моя", или оттого, что она "моя любимица". Или оттого, что "всегда дорогущее масло и дорогущий бензин". Покупателю на эти обстоятельства плевать (по разным причинам). Оценить реальное положение дел можно при помощи всеми горячо любимого auto.ru. Он ценен тем, что предложений о продаже в городе Москве очень много и ценник там правильный. Необходимо найти такую же модель того же года в той же комплектации. (Обращаю внимание- в Москве! Не в вашем городе!!!) Разумеется- не битую. Если в этом году был рестайлинг- нужно выбрать аналогичные вашей авто. Вы получите некоторый диапазон цен с каким-то средним значением (такая цена, по которой продают больше всего автомобилей). Для того, чтобы подтвердить правильность диапазона цены- целесообразно сравнить цены на машины того же года, но в более богатой комплектации и в менее богатой комплектации. И аналогично с годом младше и годом старше.
Итак - мы имеем некоторый диапазон цен на аналогичный вашему автомобиль с некоторым средним значением (такая цена, по которой продают больше всего автомобилей). При этом средняя цена не обязательно будет находится точно по середине диапазона. Как правило- большинство "продвинутых" автовладельцев при продаже ориентируются именно на эту цену (среднюю), хотя это не правильно и приводит к затягиванию продажи авто. "Не продвинутые" норовят примазаться к самой большой цене, а то и вовсе прицениваются на авторынке. Правильнее определять по- другомeу
Полученный диапазон цены делится на две части. Граница- средняя цена (такая цена, по которой продают больше всего автомобилей). Каждая из половинок делится ещё раз, ровно пополам. Итак- у нас есть четыре мелких диапазона цен (первый- с самыми низкими ценами, а четвертый- с самыми высокими).
В первом диапазоне находятся, как правило, автомобили с "проблемами по кузову" и "слабым общим состоянием".
"Проблемы по кузову" представляют собой сколы на краске, царапины, мелкие вмятины, треснутые бампера, оторванные фартуки, треснувшее стекло, плохо покрашенные детали кузова, перекошенные двери\капоты\багажники и т.п. То есть всё то, что обычно видно на фотографии.
Под "слабым общим состоянием" нужно понимать большие пробеги и (или) не очень бережное отношение к автомобилю, выражающееся в гонках по ухабам, перевозке тяжёлых или пачкающихся грузов, прокуренном салоне, слое пыли в обивке и т.п. То есть всё то, что на фото сразу не видно, но во время осмотра бросается в глаза: а также что не бросается в глаза, и не всегда может быть обнаружено даже при детальном осмотре: проблемы с агрегатами (двигателем, трансмиссией и т.п.). Как правило, явных неисправностей нет, либо они тщательно замаскированы, либо продавец о них честно пишет (что редкость).
Во второй диапазон попадают авто только с "проблемами по кузову" или с "незначительными сколами". В третий- полностью безпроблемные, т.е. нет никаких видимых и невидимых повреждений. В четвёртом (самом дорогом) диапазоне находятся идеальные автомобили, в состоянии "лучше нового", т.е. те, которые хозяин холил и лелеял, пассажиров не возил, пепельницей, домкратом и запаской не пользовался, зимой не ездил, содержал в тёмном сухом месте при комнатной температуре, ежедневно протирая тряпочкой из специальной ткани.
Зная эти диапазоны Вам нужно определить к какому из них относится ваш автомобиль. Только честно. Понятно, что и среди пользователей auto.ru можно найти олухов пытающихся выставить свою бибизику по неимоверным ценам: не нужно ему уподобляться. Внутри этого диапазона вам и нужно выбрать своё место, т.е. свою "московскую" цену (она ещё не окончательна).
К "московской" цене нужно прибавить свою "региональную" наценку. В областных центрах автомобили всегда примерно на 5-10% дороже чем в Москве. При этом чем автомобилей такой марки (не модели!) больше- тем наценка ниже. И наоборот. Определиться с наценкой можно всё на том же auto.ru: он умеет выдавать сколько предложений такой марки (не модели!) зарегистрировано на сайте. Ищем наиболее распространённый (это будет ВАЗ)- у него наценка будет 5%. Далее- чем предложений меньше, тем наценка больше. Но не больше 10%.
Следующая наценка тоже региональная, но её можно сделать только на очень популярные марки или модели в Вашем регионе. Например- в Смоленской области покупатели бешеной популярностью пользуются любые ауди и некоторые фольцвагены (только пассаты и гольфы). С чем это связано- непонятно, но народ выгребает даже уже трижды мёртвые экземпляры по каким-то невероятным ценам. В соседних регионах такого нет, там "убиваются" по каким-то своим "понятиям". То есть- если Вы "властелин колец" или владелец энуреза и планируете продавать их в Смоленске, то можете смело делать наценку ещё 10%.
А вот больше наценок нет. Вообще. Машина не становится дороже, если на ней установлены мегамузыка с ухалкой в багажнике, если проведены суперпупер доработки, если она была подвержена внешнему тюнингу или на ней установлено газовое оборудование. Покупатель почти всегда предпочтёт более дешевый авто (в той же комплектации), чем более дорогой, но с доработками. В конце концов- вы получали удовольствие, когда выбирали и устанавливали дополнительное оборудование? Чувствовали и радовались разнице? Вот и новому покупателю тоже хочется.
Также существенно не повлияет на цену наличие дополнительного комплекта резины, однако этот комплект может заметно ускорить продажу авто.
А вот владельцы автомобилей с нанесенной аэрографией могут попросить немного больше. Но только при условии, что аэрография выполнена на высоком художественном уровне, и гармонирует с автомобилем и будущим владельцем. Например- волки, черепа и зомби на маленькой фиесточке смотрятся как-то неуместно. Хотя я рекомендовал бы тоже не завышать на это цену: в этом случае наличие аэрографии позволит ускорить продажу.
Итак- теперь вы абсолютно точно знаете цену своего авто в своём городе. И продать автомобиль нужно именно за эту цену, плюс- минус несколько процентов. Это называется "ценовая девиация в зависимости от сложившейся конъюнктуры регионального автомобильного рынка". Эта слегка мудрёная фраза переводится на русский язык просто: "так получилось" :. Однако изначально будем просить ещё больше, чтобы покупатель мог поторговаться и сбить цену на 5 или даже 10 процентов. Нам ведь всё-равно, покупателю приятно, да и вообще- все так делают. Разница (от 5 до 10 процентов) обусловлена тем, что на 10% мы будем завышать цену на авторынке, а на 5% в газете и в интернете. Даже если покупатель на рынке узнает вас и спросит про цену- всегда можно продать по цене Интернета, ну или хотя бы начать торговаться с неё. Запас-то есть :
Пишем текст объявления
Для продажи необходимо составить текст объявления. В принципе- это довольно простая часть, но тут есть несколько важных нюансов.
Объявлений обычно пишут два: одно очень короткое на заднее стекло машины, в надежде продать случайному прохожему, а также одно для продажи через Интернет (газету, авторынок). В объявлении на заднем стекле нужно написать большими буквами слово "ПРОДАМ", год выпуска машины и номер телефона. Иногда пишут также тип трансмиссии, если это автомат (так и пишут "АКПП"), и иногда- мощность двигателя. Цену часто не ставят, хотя я бы рекомендовал это сделать. Марку и модель писать не нужно- и так видно. Аналогично- цвет, тип и состояние кузова. Типичное объявление выглядит так:
ПРОДАМ
2005 г., 126 л/с, АКПП, 350 тыс.руб
8(911)111-11-11
Правда- эффективность его весьма сомнительна, вероятность встречи покупателя очень мала.
Само объявление на стекло делают или на листе бумаги, или пишут спиртовым канцелярским корректором на стекле. Счищается корректор довольно просто, при этом он водостойкий, дождя не боится.
Как составлять полное объявление? Поскольку в разных местах нужен текст различного объёма (в газету- короткий, в Интернете- длиннее), то проще составить один длинный текст, а затем его укорачивать, если понадобится. Причём этот (самый длинный) текст мы будем использовать на авторынке: вешать его на лобовое стекло.
Полное объявление не нужно начинать со слова "продаётся": в большинстве случаев это только раздражает покупателя. В самом начале необходимо указать базовую информацию об авто: марку, модель (полностью), цвет и обозначение кузова, год выпуска, объём и мощность двигателя, тип трансмиссии. Причём при указании объёма лучше указывать не в литрах, а в кубических сантиметрах (как в техпаспорте или округлённо): это смотрится гораздо выигрышнее. Цену пока указывать не будем, напишем её в самом низу. Можно указать название комплектации, если она богатая. Разумно указать страну- производитель конкретно вашего автомобиля, если это Европа, США или Япония.
За шапкой необходимо указать все "вкусности" автомобиля. Под "вкусностями" следует понимать всё то, что установлено в вашем автомобиле, помимо кузова, двигателя, коробки и печки, т.е. так называемое допоборудование. Это не только кондиционер, сервопривод сидений и прочие пункты в комплектации. Обязательно нужно указать все мелочи, на которые обращают мало внимания: электростеклоподъёмники, регулировку руля (в скольких плоскостях?), регулировку сидений (в скольких плоскостях?), "добрый свет" в салоне, датчики ремней безопасности, подушки (количество или даже описать какие: фронтальные, боковые, колена задние) ну и так далее. Не забываем писать про такие обыденные вещи, о которых уже даже производители не пишут. Например- чип ключ. Тоже, ведь, "вкусность".
Чтобы было проще вспоминать те вещи, которые у вас есть, но вы к ним привыкли и не обращаете уже на них внимание есть простое упражнение: сравнивайте свой авто подетально с "голой" ВАЗ 2109. Конечно- до очень глубоких вещей опускать не нужно, но указать хорошую шумоизоляцию, и(или) аудиподготовку, а также CD (MP3?) магнитолу на 6 (8?) динамиков, цепной мотор и т.п. обязательно надо.
Чем больше вы напишете таких пунктов- тем лучше: список смотрится очень внушительно, задерживает покупателя, даёт ему видимость большего богатства, чем у точно такой же авто, но без списка. Кроме того- он поможет вам не забыть что говорить.
После того, как все пункты выписали- их нужно расположить по мере убывания важности и выписать в столбик. Одна "фича"- одна строка. Иногда требуется два листа А4, чтобы разместить информацию, т.к. мелкий шрифт лучше не использовать. Высота букв должна быть хотя бы один сантиметр.
После того, как вы их разместили на объявлении под шапкой необходимо их ещё раз просмотреть и добавить "пафоса", где можно. Например- "раздельная спинка задних сидений" можно заменить на "сидения- трансформеры". Если покупатель спросит что это такое- продемонстрировать как они раскладываются. Задержать покупателя у автомобиля- это большой успех.
Также в разряд "вкусностей" нужно включить то, что делалось Вами (или до Вас) с автомобилем: модернизация, прошивка и т.п. Писать какие запчасти установлены новыми имеет смысл только для старых авто (старше 10 лет) и только для дорогих или внушительных деталей (радиатор, ШРУСы, :). Однако если вы что-то делали с подвеской- нелишне отобразить это. Например: "новая подвеска" или аналогичным образом. Это расходник, однако для машин моложе трёх-четырёх лет и этого писать не следует, т.к. покупатель может подумать, что вы убивали машину по ухабам, отчего подвеска и умерла.
Под этими "фичами" отдельным блоком нужно указать что даётся в подарок к машине. Так и писать: "Комплект зимней резины на дисках в подарок!". Разумеется- если такое имеется.
Объявление почти готово. Теперь внизу нужно указать цену (выше завышеной), зачеркнуть её, и указать немного меньшую (ту завышенную, которую вы будете называть при начале торга). Небольшая разница сразу даёт понять потенциальному покупателю что можно торговаться и задаёт масштабы торга. Есть другой вариант: разницу дать большую, сразу до уровня цены продажи (или самую малость выше), но указать, за что скидка (чаще всего- за сколы на кузове). Затем- номер телефона и ваше имя (только имя, без фамилии). Если имя нерусское- лучше его не писать. Русское имя напротив же- сразу расположит покупателя к Вам.
Крайне важно, чтобы объявление было составлено ровно, красиво и без ошибок. Ошибки сразу же резко снижают мнение покупателя о Вас, и в их глазах Вы даже можете перейти в разряд "школоты необразованной". А вместе с этим и сильно пострадает репутация Вашего авто.
Типичное объявление выглядит так:
TOYOTA COROLLA 2003 HB
VIN SB1KM22E50E000000
производство: Великобритания
двигатель 4ZZ-FE 1400 см3 95 л/с, МКПП-5, передний привод
кузов E12 Hatch Back 5-дв, цвет- серый металлик
- Второй хозяин, сервисная книжка
- Кондиционер
- Антиблокировочная система (АБС)
- Усилитель руля (электрический)
- Электро регулировка зеркал
- Обогрев зеркал и заднего стекла
- Подогрев сидений (передних)
- Электро корректор фар
- Электростеклоподъёмники программируемые (передние)
- Центральный замок
- Сигнализация с антиграббом
- Иммобилайзер (чип-ключ)
- Механическая противоугонная система (КПП)
- Бортовой компьютер с расходом (штатный)
- 2 подушки безопасности (фронтальные)
- Система регулирования углов газораспределения VVT-I (штатная)
- Цепной двигатель
- Сиденья- трансформеры (задние)
- Регулировка сидений: в 3-х плоскостях- водительское, в 2-х- пассажирское
- Раздельная спинка задних сидений (2-1)
- Магнитола с CD (4 колонки)
- ГБО Landi Renzo Omegas Plus (последнего поколения)
- Новый аккумулятор
В подарок комплект зимней резины на дисках.
380 тыс.руб
355 тыс.руб. (скидка на мелкие недочёты, в т.ч. по кузову: царапина на пластике и т.п.)
8(910)111-11-11, Иван
Для газеты его придётся укоротить: оставить только самые важные "вкусности", для Интернета- можно добавлять целиком, если позволит длинна поля ввода. Не забудьте только, что цена для авторынка будет выше, чем в газете или в Интернете (см. описание "как определить цену", в самом конце).
Фотографируем и даём объявления в Интернет и газеты
Тут всё просто. Своё объявление нужно подать в максимальное количество местных газет (часто они принимают через Интернет и даже с фото), на auto.ru (в свой город), на avito.ru (в свой город), и на местные форумы.
Есть только один ньанс: фото. Нельзя фотографировать машину на автостоянке, где в кадр попадут другие авто. У покупателя может сложиться впечатление, что машина продаётся на авторынке. Это многих может оттолкнуть (и, в общем-то, правильно). Для фото лучше всего выбрать фон красивого дома, или клуба (ресторана), либо коттедж. Это поможет создать видимость обилия у вас денег, а значит достойного содержания машины. Обязательно машины должна быть чисто вымыта снаружи и внутри. Хорошо, если она ещё не успела бы от мойки высохнуть снаружи: капли воды всегда очень красиво смотрятся. Обязательно снимите знаки "У" и "!", если они есть, т.к. это заметно снижает цену в глазах покупателя из-за подозрений, что с машиной обращались неумело. Полировка автомобиля для фото- на ваше усмотрение: на полировке хорошо видны все недочёты кузова.
Фотографий нужно семь: одна от левой фары (чтобы был виден перед и бок машины), одна чисто спереди, две с боков, одна сзади и два фото салона. В салоне фотографируют передние сидения из проёма водительской двери, и панель приборов. Причём чтобы сфотографировать панель- нужно опустить спинку сидения и сделать фото, сидя на заднем сидении. В этом случае в кадр влезет не только приборка, но и вся (или не вся) передняя панель. Кстати- машину лучше завести и включить подсветку панели: там всегда красивее и интереснее.
Иногда делают несколько дополнительных фото: под капотом (если там чисто и красиво) и багажника. Последнее, имхо, лишнее.
При фотографировании самого первого фото (от левого крыла) необходимо выкрутить руль до упора вправо для того, чтобы стало видно колесо. Не протектор покрышки, а сам диск (литой, или с красивым колпаком)! Обычно так фото выглядит заметно лучше и потенциальный покупатель дольше задержит на нём взгляд. Это не работает только с "резко- брутальными" автомобилями, однако таких крайне мало.
В газеты дают только одно фото (самое первое), в интернет- все. Причём если проблем по кузову нет- можно загружать полноразмерные фото. Если есть даже небольшие сколы (и они видны на фото)- лучше всего фото смасштабировать. Размера 800x600 точек будет вполне достаточно, можно даже меньше: 640x480.
Разумеется- перед фотографированием желательно "подшаманить" авто: чисто вымыть, убрать, где можно, сколы, заполировать царапины и т.п. Причём с "подшаманиванием" главное не переусердствовать: часто небольшие царапины лучше оставить как есть, чем подмазывать кисточкой, от которой она только заметнее станет.
Фотографировать лучше всего на фотоаппарат, днём, но без яркого солнца, без контрастных теней и не против солнца (даже не яркого). На мобильник можно фотографировать только если он у вас хорошо снимает, и то- ясным днём.
Манипулируем рынком (чуть похулиганим)
Этот "хулиганский" способ был опробован мною в Смоленске, после второго неудачного посещения авторынка. Впрочем- почему "хулиганский"? Вполне себе обыкновенный, разве только не лишённый некоего авантюризма. Результат: или так совпало, или он действительно работает! Итак:
Откуда потенциальные покупатели (не читавшие этой статьи) узнают цены на автомобили? Источника всего четыре: авторынок, Интернет, газеты бесплатных объявлений и журналы платных объявлений. При этом цены на авторынке и в цветных журналах сильно завышены и особой угрозы нам не представляют. Остаётся два источника: Интернет и газеты.
Нам нужно всего-то подать несколько фиктивных объявлений в Интернет и в газеты бесплатных объявлений. Продавать- такие же автомобили, как и у вас, с небольшими отличиями (например- цвет). Цены по этим объявлениям нужно поставить немного завышенными, чтобы ваше настоящее выглядело бы выигрышнее. Телефоны можно указать несуществующие, но лучше всего "подговорить" родственников и друзей с тем, чтобы всем звонящим они говорили, что машина уже продана за ту цену, что указана в газете. Звонить будут не слишком часто, так что сильно не напряжёт.
На каждого родственника (друга) с номером телефона можно подать объявление только об одной машине, но несколько раз. Причём и в газете и в Интернете одновременно. Для этого необходимо на каждого родственника (друга) завести фиктивный e-mail на mail.ru и с него зарегистрировать новый аккаунт на auto.ru. Иначе при должной наблюдательности можно выявить подлог. Разумеется- эти объявления подавать в вашем родном городе (на auto.ru указывается регион при регистрации). Фотографии для Интернета (и для газеты) нужно брать не собственные, а искать чужие в Интернете.
Ну и наконец: сколько таких объявлений нужно? Ровно столько, сколько там уже есть (ваша модель того же года). Это даст вполне приемлемый результат. Можно, конечно, и меньше. Но лучше больше. По принципу "кашу маслом не испортишь". Если объявлений с вашей моделью очень мало или вообще нет- добавьте хотя бы пять штук.
Продаём на авторынке
Авторынок полезен только один день в неделю: в субботу. Въезд стоит в разных городах по- разному, но обычно что-то в районе 200 рублей. В воскресенье народу значительно меньше, но и въезд около 100 рублей. В будние дни там вообще почти никого нет.
Нужно встать рано утром и помыть машину недалеко от авторынка, чтобы не испачкать по дороге. До открытия рынка подъехать к нему и занять очередь. При въезде оплатить и занять место.
Обратите внимание во что вы одеты. Крайне рекомендую чистую выглаженную одежду: туфли, брюки (или джинсы), рубашка. Из верхней одежды желательны лёгкая стильная куртка или плащ (зимой- пальто). Шорты, шлёпанцы и майка недопустимы, даже по отдельности и даже если очень жарко. Головной убор лучше не одевать. Помните, что первое впечатление о машине покупатель получает от авто, а второе от хозяина. А значит хозяин должен быть одет так, чтобы вызывать доверие, чувство достатка надежности и уважения, а не быть похожим на рыночного торгаша семечками. Кроме того- если вы сняли куртку, то не нужно её тупо бросать на сидение: повесьте её на крючок над задним сиденьем.
Вообще - в салоне и багажнике должен быть порядок, чистота и, по возможности, благоухание. Для запаха достаточно купить ароматизатор с названием "новый автомобиль" или хотя бы цветочный. Также подходят всякие запахи свежести: океан, горный воздух и т.п. Ни в коем случае не брать с запахами еды: фруктовых или ягодных (яблоко там всякое). Дело в том, что покупатель может долго бродить по рынку и проголодаться. Запах разбудит в нём зверский аппетит и ему будет не до машины. Также имейте в виду, что полироли для панели часто продаются уже с запахом. И он очень сильный!
Немаловажен музыкальный фон. Музыка должна быть не громкой, успокаивающей, но не аритмичной или усыпляющей. Идеально подходят произведения бессмертных Beatles в исполнении не менее бессмертного The Royal Symphonic Orchestra London. Они же исполняют хиты таких личностей как Майкл Джексон или Queen. Слов нет, просто шикарные вещи! Кстати- музыка не должна быть слышна снаружи авто при закрытых стёклах.
Место нужно занимать в том месте, где больше всего автомобилей в вашей ценовой категории, или хотя бы не слишком дороже. В более дешёвом ряду стоять точно нет смысла. Ряды на авторынка формируются по принципу "так сложилось" и обычно меняются мало. Если на определённом месте нет покрышки или канистры (или ещё чего- нибудь), значит оно свободно и там можно стать. При желании- в течении дня место можно менять. Встать лучше всего ближе ко входу, т.к. при просмотре огромного числа автомобилей глаз покупателя "замыливается" и он перестаёт воспринимать. А значит и не выделит Ваш автомобиль из кучи разноцветного металла. С другой стороны- не сразу возле входа, т.к. покупатель сразу заметит все недочёты авто, а даже если их и нет- он пройдёт дальше, чтобы посмотреть что там есть ещё и сравнить цены.
В течении дня место можно сменить если кто-то уедет. Хорошо бы занять между двумя более дорогими авто но в худшем состоянии. Или рядом с хламом по космической цене. На авторынке такого "добра" обычно хватает.
К проходу автомобиль нужно ставить передом. Желательно, чтобы между вами и соседним авто было достаточно места для того, чтобы и вы и сосед могли открыть двери, не зацепив друг друга. Ну или хотя бы один и вас (или по очереди). Иначе покупатели могут слегка "покоцать" Ваши автомобили. Кроме того- необходимо повернуть колёса в сторону противоположную той, откуда идут покупатели. Так авто смотрится интереснее, да и покупателю сразу видны красивые диски (или колпаки).
Когда вы заняли место- повесьте на лобовое стекло объявление, а на панель разложите книжки, которые шли с вашим автомобилем: сервисная книжка, инструкция, копия ПТС (если вы первый или второй хозяин). Само наличие этих документов будет говорить покупателю о хорошем отношении к автомобилю.
Далее нужно привести автомобиль в режим "факела" или, что более точно, в режим "накрашенной проститутки". Просто для того, чтобы привлечь неискушенного покупателя только своим видом. Натереть панель авто полиролью, чтобы "горело", натереть покрышки колёс мастикой для чернения, пластиковые части авто (в т.ч. под капотом) полиролью для пластика, наконец натереть полиролью весь авто снаружи, ну и т.п.
Если ЛКП (лако-красочное покрытие) Вашего авто в посредственном состоянии (сколы, царапины, минивмятинки), то для такого случая есть второй вариант. Машину моем, однако перед самими рынком проезжаем на большой скорости по неглубокой луже, с тем, чтобы на авто остались пятнышки. Вроде бы и машины чистая, но видны пятнышки грязи и теперь сколы и царапины почти не бросаются в глаза. При этом панель в салоне можно не натирать, т.к. яркая панель входит в диссонанс с пятнышками на кузове. Главное, чтобы она была чистая.
Итак, мы стали и "напомадили" авто. Теперь нужно ждать своего покупателя. Ждать его следует возле машины или внутри неё. Но лучше возле. Нужно стать в проходе между рядами (где ходят покупатели) так, чтобы вас могли обойти в том числе и со стороны вашего авто, тем самым приблизившись к ней. В противном случае вы будете как бы вынуждать обойти вас с дальней стороны от авто. И улыбайтесь! Угрюмая (или не выспавшаяся) физиономия отпугнёт кого угодно.
Не приставайте к покупателям и не будьте назойливы. Заговорить с покупателем можно только после того, как он подойдёт к автомобилю (к объявлению на его стекле), прочитает основную информацию и не уйдёт после этого, а останется читать дальше. Как только он дочитает до середины я обычно подхожу и спрашиваю: "интересует?" Ну а дальше- как получится.
Если получится- завлеките такого интересующегося в салон чтобы погреться (или охладиться, если жарко). Часто машину выбирают всей семьёй и вид у её женской половины весьма уставший. Разумеется- ваша машина должны быть нагрета или прокондиционирована для этого. Расход топлива на холостых всего примерно литр в час, так что не разоритесь. Кстати- не нужно игнорировать спутников потенциального покупателя, очень часто они играют разве только не решающую роль при выборе авто.
Хвалите свой автомобиль! Рассказывайте какой он надёжный, какой быстрый и экономный. На вопрос- почему продаёте такое нужное и хорошее отвечайте: "жалко, но буду покупать ещё лучше и дороже". Ну и если вы решили что именно- расскажите. Если в разговоре выяснится, что Ваш будущий автомобиль будет той же марки- это хорошо, если нет- не страшно.
В разговоре избегайте отрицаний и негативных слов, даже в позитивном значении. Например вместо слова "не ломающийся" используйте "надёжный", вместо "не мало" используйте "много" и т.п. У слов всегда есть подсознательное восприятие.
При разговоре руки держите на виду, но не скрещивайте ни руки, ни ноги. Лучше всего немного жестикулировать, причём жесты должны быть преимущественно горизонтальные, с открытыми ладонями. Это подсознательно убедит в вашей правоте собеседника. И смотрите ему в глаза, не прячьте взгляд.
Позволяйте покупателю осматривать всё, что угодно (но не причиняя вреда авто). Попросит- заведите, откройте капот, багажник и проч. Можно прокатиться, при этом пускать за руль покупателя не обязательно, хотя очень не помешает. Если покупатель попросит отогнать авто на сервис- соглашайтесь, но за его счёт. Всегда осмотр на сервисе за счёт покупателя, как бы он ни упирался.
Если вы выехали с территории рынка- вам нужно иметь с собой квитанцию, чтобы бесплатно запустили обратно. Хотя иногда охранник на въезде просто запоминает Вас или записывает номер. Кстати- часто охрана снимается в обед, и после этого можно заехать абсолютно бесплатно. Но знайте, что после двух-трёх часов дня на рынке покупателей будет очень мало.
День не прошёл зря, если Ваш авто посмотрели пять раз. Если десять- день хороший. Если больше- вообще удачный. Кстати странно, что при пятнадцати просмотрах вы не продали свой автомобиль. Обычно это волшебная цифра: на пятнадцатом осмотре машина должна быть уже продана (не факт, что в первый же день, пятнадцатый осмотр может наступить и позже). Если наступил шестнадцатый осмотр, а машину так и не купили- значит что-то вы сделали неправильно.
Продажа и переоформление
Итак - у вас хотят купить машину и вы договорились о цене. Если вы планируете оформлять автомобиль не в сразу же, а на другой день- нелишне будет взять задаток. Совсем небольшой, тысяч 5 вполне достаточно. Задаток нужен для того, чтобы покупатель не передумал. Если он передумает- задаток остаётся у вас. Об этом сразу нужно предупредить покупателя. Если он попросит- можно написать расписку в двух экземплярах (один для Вас, один для покупателя) где всё это описать.
Оформление сейчас можно сделать двумя способами: посетив ГИБДД вдвоём, или только покупателем. Предварительно снимать авто с учёта (как это было раньше) теперь не требуется, даже если машина поедет в другой регион.
При первом способе вы с покупателем идёте в ГАИ, стоите в очереди. В окошко подаёте документы на авто (ПТС и пластик), номера, квитанцию об оплате госпошлины (за пластик и за номера), паспорта продавца и покупателя. ГАИшники сами и бесплатно оформляют договор купли- продажи в трёх экземплярах: один для них, один для Вас и один для покупателя. Подписав этот договор вы передаёте все права на авто покупателю. Сразу же нужно получить от него деньги. Обычно это делают в автомобиле на стоянке перед ГАИ, т.к. покупателю ещё нужно получить ГАИшника подпись на бумажке (т.н. "осмотр") там же на стоянке. Ну, собственно, и всё.
Второй способ проще: вы оформляете договор купли- продажи авто у нотариуса или просто в будке возле ГАИ (они работают до поздна). Также можно оформить договор вообще в простой письменной форме, без сторонних людей. Для этого достаточно найти текст в интернете. Также- необходимо самостоятельно вписать нового владельца в ПТС и расписаться там (в случае оформления у нотариуса или в будке- это сделают за вас). Договора оформляются в трёх экземплярах. Сразу после этого вы получаете деньги, а покупателю передаёте: две копии договора, ПТС, пластик (св-во о регистрации) и автомобиль с номерами и ключами. Со всем этим добром он сам пойдёт в ГАИ.
Обращаю внимание, что если покупатель из другого региона - второй способ предпочтительней. Хотя он удобен продавцу в любом случае, но покупатель иногда боится такой формы (она пока ещё считается новой).