Климат-контроль: виды, задачи, возможные неисправности
О чем речь? Климат-контроль поддерживает заданную температуру в салоне автомобиля. Электроника сама определяет отклонения и автоматически регулирует обогрев или охлаждение без участия водителя.
На что обратить внимание? Климат-контроль разделяется по зонам. Самая простая версия – однозонный, когда оценивается температура воздуха во всем салоне авто. Двух-, трех- и четырехзонные рассчитывают показатели для каждого посадочного места отдельно. Любой из видов может выйти из строя, о чем подскажут характерные признаки.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Понятие и задачи климат-контроля
Климат-контроль – это встроенная система для поддержания необходимого климатического режима в салоне автомобиля. В современных реалиях климат-контроль – это неотъемлемая часть автомобиля, она поддерживает заданные параметры среды в салоне.
- Температурный режим. В зависимости от заданных параметров устройство климат-контроля подберет нужную температуру для обогрева или охлаждения воздуха. Термостат, который встроен в систему, максимально точно отрегулирует заданные параметры.
- Оптимизация работы вентилятора. Увеличивая или замедляя его скорость, система поддерживает заданную температуру.
- Влажность в салоне. Кондиционер, основываясь на данных системы, сам отрегулирует свою работу и выберет нужный режим, убирая лишнюю влагу в салоне. Стекла автомобиля не запотеют, это отлично скажется на видимости и безопасности вашего передвижения.
- Циркуляция воздуха в салоне автомобиля. Система обеспечивает забор воздуха извне и его полное очищение от пыли.
Как уже было сказано, климат-контроль устанавливается на всех современных автомобилях, потому что это такое устройство, которое создает комфорт в салоне. Оно состоит из кондиционера, вентиляционного блока и системы отопления, которые тесно связаны с ЭБУ (электронным блоком управления).
Система работает так:
- выбираем необходимую температуру в салоне;
- ЭБУ, проанализировав данные, подбирает программу регулировки;
- Если есть разница в заданной и существующей температуре в салоне, ЭБУ отрегулирует этот показатель в соответствии с установленными параметрами, включая в работу вентиляторы для более быстрого обогрева или охлаждения салона.
Можно установить автоматический и ручной режим климат-контроля. В первом случае все параметры задаются самой системой по встроенным алгоритмам. А во втором водитель или пассажиры определяют условия в салоне.
Устройство климат-контроля
Климат-контроль состоит из нескольких узлов:
- блок управления;
- исполнительные устройства (заслонки, электродвигатели);
- датчики контроля среды.
Блок управления автоматический. Это позволяет обрабатывать все команды, заданные датчиками, мгновенно. Обработка происходит при помощи специальной программы. Команды передаются на исполнительные устройства без регулировки вручную.
Датчики:
- Фотодиоды собирают информацию об уровне внешней освещенности.
- Наружный (входной) датчик температуры располагается спереди автомобиля за бампером и определяет наружную температуру воздуха.
- Внутренний датчик температуры показывает температуру внутри салона автомобиля.
- Датчик для измерения температуры испарителя.
- Датчик для измерения давления в кондиционере.
- Потенциометры заслонок.
- Датчик солнечного излучения и положения солнца (для лучшей работы ограждений от солнечных лучей).
Наружный датчик
Размещается спереди автомобиля за бампером. Его задача – отслеживать температуру окружающей среды и передавать данные ЭБУ, а блок управления контролирует разницу этой температуры с температурой салона. Дальше блок управления в случае необходимости подогревает или охлаждает воздух в салоне.
Датчик солнца
Это устройство крепится на лобовое стекло. Как правило, его применяют в бюджетных системах. На основании показаний датчика выполняется адаптация работы климат-контроля в соответствии со степенью нагрева салона от солнца.
Датчик положения солнца
Этот датчик представляет собой более сложную систему, его устанавливают в более дорогостоящие устройства климат-контроля. Отслеживая положение солнца относительно стороны машины, датчик посылает сигнал ЭБУ, система на соответствующей стороне работает с учетом дополнительной инсоляции.
Датчик положения солнца может располагаться в двух зонах (у водителя и пассажира спереди), трех зонах (спереди у водителя и пассажира и сзади салона), четырех зонах (соответственно, по всем четырем сторонам от сидений).
Воздушные заслонки имеют потенциометры, которые автоматически регулируют угол их наклона для распределения воздушных масс по салону автомобиля.
Исполнительные устройства
Исполнительные устройства включают в себя: электрические (механические) приводы всех составляющих климат-контроля, электродвигатель вентиляционной системы.
Исполнительные устройства подключены к блоку управления, настройка и контроль за ними ведется именно оттуда.
Заслонки
Важность работы заслонок для осуществления контроля за климатом в салоне автомобиля многие недооценивают. Разобравшись в их свойствах, становится понятно, что заслонки выполняют огромную роль в эффективности всего процесса настройки. Более того, работа самого устройства климат-контроля может свестись к нулю без правильной настройки заслонок.
Заслонки делятся по назначению и бывают следующих типов:
- центральная заслонка;
- заслонка рециркуляции;
- заслонка приточного воздуха;
- заслонка для оттаивания стекол;
- температурного регулирования (в системах с двумя зонами и более).
Как видно из названий заслонок, они задействованы во всех узлах климат-контроля и сильно влияют на эффективность работы всего устройства.
Отличия климат-контроля от кондиционера
Кондиционер управляется вручную. Водитель сам настраивает температурный режим. Дальше ему нужно все время регулировать и поддерживать его, ориентируясь только на свои ощущения. Это требует постоянной корректировки, занимает время и отвлекает внимание. Климат-контроль возьмет на себя все эти задачи и отрегулирует все в автоматическом режиме.
Также к отличиям относится следующее:
- Работа кондиционера сводится к понижению температуры в салоне, однако при этом воздух становится сухим. Климат-контроль регулирует этот процесс по-другому. Воздух сначала разделяется на два потока. Часть отправляется в отопитель другая – в кондиционер. Дальше система по заданным параметрам смешивает воздух и следит за температурой и влажностью в салоне.
- Электронная система управления в автоматическом режиме оптимизирует работу вентилятора, кондиционера, датчиков, заслонок и пр. Компьютер оценит ситуацию и подберет режим исходя из погодных условий. При необходимости запустит программу для обогрева лобового стекла (в холодное время года).
- Кондиционеры сейчас установлены почти на все марки автомобилей в базовой комплектации. Монтаж климат-контроля предлагается в премиум-версиях или в виде дополнительных опций по выбору покупателя транспортного средства. Соответственно, стоимость автомобиля при этом становится выше.
Виды климат-контроля
При установке климат-контроля на новый автомобиль в качестве базы предусмотрена однозонная система. В переднюю панель автомобиля встраиваются дефлекторы для распределения потоков воздуха из передней части салона в заднюю. Это достаточно эффективная опция климат-контроля, если в основном планируются поездки с одним пассажиром. Однако, когда автомобиль приобретается для полной загрузки пассажирами, обратите внимание на другие варианты.
Двухзонный климат-контроль
Эта модификация отличается от предыдущей тем, что потоки воздуха и температурный режим можно настроить как для водителя, так и для пассажира, который сидит справа. При установке данной модификации есть некоторые ограничения, предусмотренные производителями. Настройка климата в данном случае возможна лишь с небольшой разницей температур. Это сделано для того, чтобы не было неравномерного обогрева/охлаждения в салоне автомобиля.
Трехзонный климат-контроль
Если вы решили установить этот вид устройства, то, кроме регулятора основного действия на переднюю зону автомобиля, добавляется управление для зоны заднего сидения. Регулятор для этого сервиса расположен на подлокотниках между передними сиденьями с тыльной стороны.
Пассажиры, сидящие сзади, самостоятельно выбирают комфортные условия. В то же время у водителя остается возможность установить автономные параметры для себя, например дополнительно понизить температуру рулевой зоны.
Четырехзонный климат-контроль
Эта универсальная версия устройства предоставляет каждому члену поездки уникальную возможность настроить для себя лично комфортные температуру и влажность. Более сложная система обдува, воздуховодов, дефлекторов, вентиляции обеспечивает поток воздуха как с тыльной стороны подлокотников передних сидений, так и с потолка и даже со стоек дверей.
Четырехзонный климат-контроль – это опция, предназначенная для автомобилей класса люкс и премиум. Некоторые полноценные внедорожники также оснащаются таким устройством.
Плюсы и минусы климат-контроля
Климат-контроль имеет такие преимущества:
- Максимально комфортные условия поездки всех участников движения. Это оборудование создаст благоприятную атмосферу как для коротких, так и для длительных поездок.
- Можно задать автоматические настройки и больше не задумываться о климате внутри салона, это снимает с водителя функцию постоянно следить за ситуацией.
- Выбор регулировок огромен.
- Управление системой достаточно простое, интерфейс интуитивный.
Очень важно, что комфортные условия благоприятно влияют на состояние водителя. При управлении транспортным средством он сосредоточен только на вождении и не отвлекается на посторонние вещи, а это безопасность дорожного движения.
К недостаткам можно отнести такие показатели:
- Транспортное средство, которое оборудуют климат-контролем, стоит дороже.
- Высокая стоимость обслуживания и ремонта оборудования.
- Расход топлива увеличивается при полноценной загрузке системы.
- Если система вышла из строя, починить ее самостоятельно невозможно, нужны специалисты.
Управление климат-контролем
На первый взгляд кажется, что управление устройством климат-контроля довольно сложное. Функций, которые можно задать при помощи этого устройства, действительно много. Однако все эти функции унифицированы и настраиваются несколькими кнопками блока управления климат-контроля:
- ON/OFF – кнопка для запуска системы.
- AUTO – кнопка автоматической настройки режима для поддержания оптимальной температуры.
- А/С – кнопка запуска кондиционера.
- Для регулировки температурного режима вручную (общей по салону или позонной) существует валик или соответствующие кнопки.
Блок управления различных модификаций климат-контроля имеет, как правило, три кнопки для распределения воздушных масс: на лобовое стекло, обдув сверху и снизу. Для более точного понимания нюансов работы устройства перед его применением необходимо тщательно изучить прилагаемую инструкцию.
Однако есть несколько условий, которые нужно соблюдать при эксплуатации всех без исключения устройств климат-контроля:
- Если планируете использовать систему климат-контроля для кондиционирования воздуха, то необходимо включать ее только через несколько минут после запуска двигателя. Выключать устройство следует в обратном порядке.
- Эффективность работы устройства обусловлена высокими оборотами коленвала. Значит, чтобы запустить систему, вначале переходим на понижающую передачу. После старта климат-контроля двигаемся в нужном режиме.
- При минусовых температурах система работает и снаружи автомобиля, для подогрева его наружных частей. Внутри салона для этого служит обогреватель.
- Рекомендуемый комфортный для организма режим перепада температур не должен превышать 10 градусов между внутренней и наружной температурой, чтобы не было вреда здоровью от переохлаждения или перегрева.
- Рекомендуется включить автоматику и задействовать весь потенциал климат-контроля при следующих климатических условиях: нулевая, минусовая температура воздуха, в сочетании со снегом/дождем.
И конечно же, автовладелец должен в обязательном порядке периодически проверять количество хладогента в системе, герметичность самого устройства, целостность его компонентов. Ежегодно надо делать техосмотр, периодически проводить диагностику ЭБУ.
Возможные неисправности климат-контроля
Как правило, климат-контроль не работает по следующим причинам:
- Предохранитель вышел из строя. Необходимо провести диагностику. По ее результатам определить, какой предохранитель вышел из строя, и заменить его.
- Не работает кнопка включения-выключения (другие кнопки). Это требует чистки или замены кнопки.
- ЭБУ вышел из строя. Это серьезная проблема, которая потребует либо замены самого устройства климат-контроля, либо ремонта при небольших поломках.
Есть вероятность того, что проблемы в работе климат-контроляне видны на первый взгляд, но заданные режимы работают некорректно. Причины этого могут крыться в поломке какой-то отдельной составляющей детали (фильтра, печки, кондиционера и др.).
Как только вы обнаружили, что климат-контроль не работает в должном режиме, проверьте для начала, включен ли он. Дальше нужно убедиться, что предохранитель не перегорел. После этого следует обратиться в службу ремонта для более детальной диагностики. Сложное устройство системы во избежание ошибокклимат-контроля требует профессионального обслуживания. Сервисные центры сделают углубленную диагностику, окажут необходимую помощь или выполнят замену системы климат-контроля.
Часто задаваемые вопросы о климат-контроле
Устройство сложное, значит, более капризное?
Совершенно верно. Даже при обычном кондиционере и печке в автомобиле неизбежны такие поломки, как утечка по различным причинам хладогента, коррозийные разрушения деталей, повреждение проводящих трубок, поломка конденсатора, мотора к вентилятору или испарителю. А так как устройство климат-контроля намного сложнее, здесь и внимания, и заботы будет больше.
В какой автомобиль можно установить климат-контроль?
Поскольку система климат-контроля стоит дорого, ее монтаж на автомобиль, в котором это не предусмотрено, делать не нужно (но при желании и соответствующих финансах – можно). Учитывайте при этом стоимость самого комплекта и работ по его монтажу.
Зачем нужна такая опция, как предварительная подготовка к поездке?
Предварительная подготовка климат-контроля имеет цель обеспечить дополнительное удобство водителю в салоне автомобиля, потому что это такая функция, которая позволяет до начала поездки создать комфортную температуру. Приобретая машину, уточните у дилера наличие этой опции. Если это так, то в интерфейсе будет кнопка установки таймера, который и будет запускать предварительную работу по указанным параметрам.
В этой статье мы разобрали, что такое климат-контроль в автомобиле; основные плюсы и минусы его установки по сравнению с простыми кондиционерами и обогревателями салона. Эта сложная система требует более серьезного подхода к обслуживанию, регулярной диагностики, чистки. И тогда бесперебойная работа, классный климат в салоне и хорошее настроение вам обеспечены!