Какие марки авто ушли с российского рынка в 2022 году
Картина сегодня такова, что никто не может толком понять, какие марки авто ушли с российского рынка, какие приостановили свою деятельность до лучших времен, а какие остались, невзирая ни на какие санкции.
Разобраться и в самом деле непросто. Положение дел осложняется тем, что данные, поступающие из различных средств массовой информации, сильно разнятся. Да и сами ситуации на автоконцернах могут очень быстро меняться. Но давайте попробуем разобраться, что же на самом деле происходит на текущий момент.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Ушедшие с российского рынка марки авто
- Продолжающие сотрудничество производители
- Трудности у АвтоВАЗа
- Ситуация с ростом цен
- Напряженка с гарантией
Ушедшие с российского рынка марки авто
Из-за серьезных проблем с валютным курсом и многочисленных санкций рынок автомобилей в нашей стране оказался в сложном положении. Многие зарубежные производители заморозили свои поставки и на неопределенное время прекратили с нами сотрудничество. Перечислим, какие марки авто ушли с российского рынка до апреля 2022 года.
- Автомобиль Audi
Российские дилеры столкнулись с прекращением отгрузок новых Audi еще до того, как был озвучен новый пакет февральских санкций. На территории России оказались только те автомобили, которые успели завершить таможенные процедуры и поступили на склады в более ранние сроки. В дилерских центрах нераспроданные машины еще имеются, но будут ли осуществляться новые поставки Audi на российский авторынок, на данный момент сказать сложно.
- Автомобиль BMW
Баварские моторные заводы также отказались от поставок на наш рынок новых партий своих машин. В распоряжении дилеров автомобили, которые были переданы представителями российского автобизнеса на основании проведенной стопроцентной предоплаты. Представители российского подразделения BMW уверяют, что предпринимают максимум усилий для того, чтобы не исключать возможность через некоторое время продолжать работу на нашем рынке.
- Автомобиль Ferrari
Данная спортивная модель итальянского производства уходит с российского авторынка на неопределенное время. Производители проинформировали нас о том, что уведомят нас о решении возобновить поставки.
- Автомобиль Ford
Работа этой американской компании на территории России сегодня приостановлена. Единственной американской моделью, производимой у нас, был фургон Transit. На данный момент холдинг «Форд Соллерс» объявил о том, что его производство в Елабуге на территории Татарстана будет заморожено.
- Автомобиль Honda
О намерении компании покинуть российский авторынок руководство компании заявило еще два года назад. Последняя поставка пользующегося спросом у российских потребителей японского кроссовера CR-V была запланирована на начало 2022 года, но из-за сложившейся ситуации и она не состоялась. Сегодня машины и мотоциклы марки Honda в Российскую Федерацию не поставляются.
- Автомобиль Infiniti
Также пока приостановлен ввоз на наш авторынок машин марки Infiniti. В российской пресс-службе представительства компании пояснили, какие перспективы продаж этой марки авто, в отличие от тех, кто также ушел с российского рынка, существуют на сегодняшний день. Они заверили, что в распоряжении дилеров находится достаточный резерв автомобилей, чтобы на некоторое время обеспечить существующий спрос.
- Автомобиль Jaguar Land Rover
Производители Jaguar оказались в числе тех, кто практически не задумываясь отреагировал на вводимые санкции и отказались от поставок своих автомобилей в Россию. Соответственно, приобрести Lange Rover пятого поколения, старт продаж которого был запланирован на весну 2022 года, теперь не удастся. Тем не менее российское подразделение бренда озвучило официальную позицию, заявив, что держат ситуацию под контролем и не пренебрегают интересами клиентов.
- Автомобиль Lamborghini
Этот luxury-бренд был достаточно популярен в России и по количеству продаж вошел в своем сегменте в тройку лидеров. В 2021 году было приобретено 174 люксовых автомобиля, поставки которых на российский рынок в ближайшее время не предвидятся.
- Автомобиль Mercedes-Benz
Пресс-служба компании объявила, что приостанавливает деятельность своего автопредприятия в Подмосковье и прекращает сборку моделей Е-Class, GLC, GLE и GLS. Кроме того, Mercedes-Benz вводит запрет на поставку в Россию легковых автомобилей и коммерческих малолитражек.
- Автомобиль Mitsubishi
Если говорить о том, какие марки авто еще не ушли с российского рынка, то можно назвать Mitsubishi. Компания еще не приняла окончательного решения относительно поддержки введенных санкций, но, по имеющейся информации, этот вопрос находится на стадии рассмотрения и Mitsubishi Motors в ближайшее время вполне может пополнить список компаний, остановивших производство в России, и прекратить поставки новых партий машин.
- Автомобиль Nissan
Самыми известными машинами Nissan в России являются X-Trai, Qashqai, Terrano, Muranno и Pathfinder. Экспорт этих и любых других моделей Nissan в нашу страну также приостановлен. Японские предприятия, расположенные в Санкт-Петербурге, пока работают, но вопрос об остановке конвейера уже решен, и Nissan пополнит список компаний-автопроизводителей, отказавшихся от сотрудничества с Россией.
- Автомобиль Kia
Какие планы у этой марки авто и пополнит ли она список ушедших с российского рынка зарубежных автопроизводителей, пока сказать трудно. Объемы продаж Kia в России по сравнению с тем же периодом прошлого года упали на 9 %. Однако компания-автопроизводитель пока выдерживает паузу и не афиширует свои планы относительно дальнейшего сотрудничества с российским автомобильным рынком.
- Автомобиль Suzuki
Количество автомобилей на складах автодилеров позволит поддерживать нормальный уровень продаж в течении двух-трех месяцев. Основные проблемы связаны с отсутствием новых поставок машин и запчастей. Представители Suzuki связывают их с дефицитом полупроводников и плохой организацией логистики.
- Автомобиль Porsche
Автомобили марки Porsche пополнили список машин, которые пока не будут экспортироваться в нашу страну. Руководители компании считают, что осуществлять поставки в сложившейся ситуации будет неправильно, так как ситуацию в России на данный момент можно охарактеризовать как неопределенную.
Из-за происходящих событий компания испытывает непосредственные трудности в производстве автомобилей — в процессе сборки использовалась электропроводка, поставки которой шли из Украины. В данный момент из-за ее отсутствия с конвейера Porsche на заводе в Лейпциге не могут сойти новые универсалы и фастбэк Panamera и кроссоверы Porsche Macan. Стоит отметить, что несмотря ни на что гарантийные обязательства перед российскими автодилерами компания выполняет и отгрузки запчастей на данный момент не прекращены.
- Автомобиль Renault
В средствах массовой информации появились пока не подтвержденные официально сведения о том, что Renault приостанавливает работу завода в Москве и прекращает сборку кроссоверов Duster. Соответственно, с конвейера московского предприятия не будут сходить и соплатформенные автомобили марок Nissan Terrano, Arkana и Kaptur.
- Автомобиль Rolls-Royce
Из-за неопределенной ситуации в регионе поставки Rolls-Royce в Россию также не будут осуществляться в ближайшее время. Компания приняла решение об их приостановке, несмотря на то что Россия на протяжении последних трех лет выступала в роли крупнейшего рынка сбыта автомобилей этой марки в Европе.
Интерес к Rolls-Royce в нашей стране имеет длительные традиции — первый автомобиль этой марки был привезен в Россию еще в 1910 году, и с той поры интерес покупателей к данной модели не угас. Спрос на эту дорогостоящую машину в 2020 году составил примерно 200 автомобилей и в течение следующего года вырос на 50 %.
- Автомобиль Toyota
Со ссылкой на нарушение логистики компания Toyota 4 марта также объявила о том, что временно прекращает сотрудничество с российским автомобильным рынком. Параллельно было остановлено производство Camry и RAV4 на предприятии в Санкт-Петербурге.
- Автомобиль Volkswagen
Руководство немецкой автомобильной компании Volkswagen AG официально заявило о прекращении поставок в Россию автомобилей своей марки и остановке производства Volkswagen и Skoda на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде.
Мы озвучили, какие марки авто ушли с российского рынка либо находятся на пороге этого шага. Теперь поговорим о тех, кто на данный момент продолжает с нами сотрудничество.
Продолжающие сотрудничество производители
Достаточно большое количество зарубежных производителей решили сохранить партнерские отношения с российским авторынком. Поток автомобилей и запчастей, которые они поставляют в нашу страну, остается стабильным.
- Автомобиль GAC
Китайские автомобили, выпускаемые компанией GAC Motor, не только продолжат продаваться на российском рынке, но производители рассчитывают в 2023 году презентовать здесь новую модель флагманского кроссовера второго поколения GS8. Сегодня российские потребители могут приобрести в автосалонах страны минивэны GN8, внедорожники GS5 и GS8.
- Автомобиль Geely
По сравнению с февралем прошлого года продажи данной марки авто выросли на 82 %. Покупатели приобрели в текущем месяце 2188 автомобилей, среди которых самым востребованным оказался кроссовер Atlas Pro. Восемьсот пятьдесят человек стали счастливыми обладателями этой модели в феврале 2022 года.
- Автомобиль Haval
Сообщений о приостановке работы завода компании Haval, производственные мощности которого размещены в Тульской области, не было. На данный момент на рынке представлены модели этой марки, включая новинки — кроссоверы F7 и F7x.
- Автомобиль Hyundai
Какие планы у владельцев марки и останется их авто или уйдет с российского рынка, представители бренда Hyundai озвучивать отказываются. Пока неизвестно, выполнят ли они ранее данное обещание представить российским автомобилистам возможность приобрести новые спортивные модели N-Line, являющиеся модификацией Tucson и Creta.
- Автомобиль Chery
Компания уже справилась с проблемами в логистической цепочке, которые временно затруднили процесс поставок автомобилей данной марки в Россию. Судя по заявлениям представителей Chery, уход с российского рынка они не планируют.
- Автомобиль Mazda
Сборка представленных в нашей стране моделей Mazda6, CX-5 и CX-9 осуществляется во Владивостоке на базе завода «Мазда Соллерс». Предприятие по-прежнему регулярно получает необходимые для этого запчасти. По заявлениям представителей российского подразделения компании, информации о каких-либо изменениях в режиме работы предприятия пока нет.
- Автомобиль Stellantis
Концерн Stellantis располагает производственными мощностями в подмосковной Калуге. Здесь организовано производство легковых машин Citroen C4 Sedan и Peugeot 408, коммерческих моделей под марками Peugeot, Citroen и Opel и турбодизельных моторов объемом 1,6 литров. Руководитель концерна заверил, что деятельность завода будет прекращена только в случае нехватки комплектующих. На данный момент их дефицит отсутствует, так как предприятия поставщиков располагаются на территории Северной Африки и на юге Европы.
Трудности у АвтоВАЗа
АвтоВАЗ на данный момент испытывает трудности, возникшие в связи с отсутствием достаточного количества электронных комплектующих. Серьезные проблемы связаны также с проблемами логистики. Компания уже не успевает выполнить свои обязательства перед автодилерам. В связи с этим новые заявки будут приниматься только до мая 2022 года. Какие еще трудности марка отечественного авто встретит на фоне ухода с российского рынка не только производителей машин, но и тех, кто поставлял для них комплектующие, пока сказать трудно.
Сегодня конвейеры предприятия периодически останавливаются по причине отсутствия необходимых импортных составляющих. Для того чтобы как-то отрегулировать ситуацию, было принято решение об уходе сотрудников в корпоративный отпуск в апреле 2022 года. Возобновить работу планируется только после 24 числа.
Неприятными последствиями сложившейся ситуации станет необходимость существенно упростить комплектацию Niva Legend и Granta, на которых теперь не будут установлены электронные системы ABS. Эти мероприятия должны быть завершены к маю 2022 года. Но возвращение этих моделей на рынок будет возможно только в более поздние сроки из-за необходимости согласований с Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором предусмотрено обязательное наличие антиблокировочных тормозных систем и систем стабилизации.
Ситуация с ростом цен
Избежать роста цен на фоне обесценивания национальной валюты и сокращения поставок импортных автомобилей было невозможно.
Дистрибьюторы и дилеры поспешили обезопасить себя и выбрали максимально возможные ценники на свои товары.
- Цены на автомобили Lada
Только в феврале 2022 года они были подняты два раза: с 588 тыс. руб. до 728 тыс. рублей подорожала Lada Granta, и с 836 тыс. до 1,112 млн рублей – Lada Vesta. В процентном соотношении рост составил 24 и 33 % соответственно. Лидером ценовой гонки стала Lada Largus, стоимость которой увеличилась в полтора раза и составляет на сегодняшний день 1,235 млн рублей. Подорожали и Niva — цена Legend составляет теперь 819 тысяч, а цена Travel перевалила за миллион.
- Цены на автомобили УАЗ
Ценовая политика УАЗ пока является самой спокойной. Стоимость машин выросла на некритичные 25–60 тыс. руб. Однако общая тенденция не обошла эту марку стороной, и вне зависимости от того, какие марки авто ушли с российского рынка, на ценнике «буханки» теперь красуется цифра с шестью нулями.
- Цены на автомобили Renault
Французские автомобили подорожали существенно. Duster в простой комплектации теперь стоит на 400, а в более сложной на 600 тысяч дороже. Автодилеры просят за него 1,618 млн руб. Renault подорожал примерно на 300 тыс. и предлагается покупателями за 1,124 млн рублей. Дороже всех оказалась Renault Arkana, ценник на которую начинается с 1,874 млн руб., что по сравнению с предыдущими значениями больше на 507–719 тысяч.
- Цены на автомобили Hyundai и KIA
Отправляясь за покупкой Hyundai Solaris и KIA Rio, необходимо взять с собой не менее 1,245 млн рублей. А для тех, кому приглянулся Hyundai Tucson, сумма покупки будет выражена цифрой 2,500 млн руб. Несмотря на питерскую сборку, на 300 тыс. руб. подорожала Creta, стоимость которой стартует с 1,659 млн рублей. Не отстает от нее и калининградский KIA Seltos, цена которого теперь 1,68 млн руб.
- Цены на автомобили Toyota
Прирост цен на отдельные модели этой марки автомобиля составил один миллион рублей. Именно на такую сумму стали дороже кроссовер Highlander, минивэн Alphard и внедорожник Prado. Но самый мощный взлет претерпела цена флагманского LC300. Теперь за него придется заплатить на полтора миллиона больше. Минимальная сумма, указанная сегодня на ценнике этого автомобиля, — 7,278 млн рублей, и, по мнению экспертов, это только та часть айсберга, которую можно увидеть.
- Цены на автомобили Volkswagen и Skoda
На официальных сайтах этих компаний нет информации о том, какие цены на свои марки авто назначили. Компании ушли с российского рынка, и приобрести машину теперь можно только у частных продавцов. В объявлениях о продаже Skoda Octavia версии 1.6 MT Ambition Plus минимальная цена — 2 млн рублей. Это на 250 тысяч больше, чем было заявлено в последнем действующем прайс-листе официальных продавцов данных моделей.
- Цены на автомобиль Nissan
Цена этого автомобиля также подверглась серьезной коррекции. Nissan Terrano подорожал на 455 тысяч рублей, а Nissan Pathfinder сразу на полтора миллиона. Qashqai еще можно найти в объявлениях по старой цене, но минимальная новая цена составляет 2,337 млн руб.
- Цены на автомобили, произведенные в Китае
Модельный ряд Chery продается на 15–20 % дороже. Tiggo 4 сегодня предлагают приобрести за 1,36 млн рублей, а минимальная цена флагманского Tiggo 8 Pro выросла до 2,57 млн рублей.
Самый популярный у наших автолюбителей китайский бренд Haval активно пересматривает свою ценовую политику и, как считают эксперты «Коммерсанта», заявят в новых прайс-листах цену примерно на миллион выше, чем предыдущая. Новый Haval F7 в простой комплектации владельцы выставляют на продажу за 2,2 млн рублей. Топовая комплектация обойдется дороже — примерно 3,5 млн руб.
Модели Geely Atlas Pro, Tugella и Coolray, которые собирают в Белоруссии, пока не сходят с конвейеров, так как выпуск их до конца марта приостановлен. Имеющийся в наличии кроссовер Atlas Pro дилеры предлагают приобрести за 3 млн рублей.
Конечно, указанные цены нельзя воспринимать как устоявшиеся. Будут ли они снижаться или повышаться, зависит от того, как станет развиваться ситуация в дальнейшем.
Напряженка с гарантией
Уход иностранных компаний с российского рынка – явление не новое. С 2013 по 2021 год из 450 моделей, представленных к продаже, задержалось только 300. Но ситуация отказа от выполнения обязательств по гарантийному обслуживанию даже не могла прийти им в голову.
На сегодня существуют серьезные опасения, что отсутствие отгрузки российским дилерам узлов и деталей позволит продержаться им за счет складских запасов совсем недолго. Поэтому автовладельцы очень внимательно относятся к информации о том, какие марки авто ушли с российского рынка, и беспокоятся, что столкнутся с дефицитом оригинальных комплектующих.
Попробуем отнестись к такому варианту развития событий с некоторой долей скепсиса. Громко заявив о своем уходе с российского рынка, мировые автомобильные бренды не хлопнули дверью, а высказались о приостановке деятельности до стабилизации ситуации в мире. Скорее всего, они не хотят терять российский рынок окончательно и поэтому внимательно следят за тем, как развиваются события.
Роста цен на комплектующие нам не избежать, сроки поставок также могут увеличиваться, но говорить о том, что зарубежные производители автомобилей полностью проигнорируют данные ими гарантийные обязательства, пожалуй, не стоит.
Если зарубежные компании все же решатся на такой неблаговидный поступок, гарантийные обязательства будут обеспечивать дилеры. Отсутствие поставок запчастей по закону не может быть аргументом для отказа со ссылкой на форс-мажор — требования потребителя должны выполняться четко и в установленные сроки.
Если неисправность гарантийного автомобиля не будет устранена в течение 45 дней, его владелец может расторгнуть договор купли-продажи или потребовать компенсации затрат на самостоятельное устранение возникших проблем. Он может заказать необходимые детали, обратиться в любую авторемонтную мастерскую и потребовать компенсации своих издержек от автодилера.
Что можно сказать в заключение? Да, можно переживать по тому поводу, что часть автопроизводителей ушла с российского рынка. Но тут уж ничего не поделаешь. С другой стороны, многие компании продолжают свою деятельность на территории РФ. А еще вполне вероятна ситуация, что рано или поздно все вернется на круги своя.