/ Диагностика автокондиционера
СтатьиВ статье говорится о том, как работает кондиционер в автомобиле, как делается диагностика автокондиционера на СТО и самостоятельно
Лого https://rad-star.ru/
Диагностика автокондиционера: восстанавливаем в салоне привычный комфорт

Диагностика автокондиционера: восстанавливаем в салоне привычный комфорт

Диагностика автокондиционера: восстанавливаем в салоне привычный комфорт
24.07.2019
(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужен автомобильный кондиционер
  • Как работает автокондиционер
  • Как провести диагностику автокондиционера своими руками
  • Как происходит диагностика автомобильного кондиционера на станции техобслуживания

 

Некоторые владельцы автомобилей считают, что кондиционеры в их машинах будут работать исправно долгие годы. Они уверены: раз холодильники времен СССР не ломаются по 50 лет, то и оборудование с похожим назначением прослужит почти вечно. Но есть одна проблема: функционирование кондиционеров в машине осложнено тем, что эти устройства работают в условиях резких температурных перепадов. Кроме того, воздух, который они очищают, сильно загрязнен, его влажность повышенна. В результате ремонт климатического оборудования неизбежен. В сегодняшней статье разберем, как выполняется диагностика автокондиционера.

Немного истории автокондиционеров

Климатические установки для машин начали использоваться до Второй мировой войны. Стоимость их доходила до одной трети от цены транспортного средства. В нашей стране автомобили с кондиционерами на заводе АвтоВАЗ стали выпускать лишь много лет спустя.

Уже в 1933 г в США сплит-системы использовались в каждом доме. В 1936 г ученые начали создавать кондиционеры для машин. Впервые их стали размещать в пассажирских автопоездах. Оборудование функционировало по тому же принципу, что и холодильная камера.

Впервые система охлаждения воздуха была установлена на автомобиль Packard. Решение обошлось дорого, поэтому и цена на авто составила 700 долларов. Из них 274 доллара (то есть треть от стоимости машины) пришлось на монтаж кондиционера. Минус климатической системы старого типа заключался в том, что она была огромной и занимала половину багажного отделения. При этом автоматическое управление отсутствовало. Очевидно, что такие автокондиционеры не стали популярными и производить их перестали. Но уже в 1941 г. климатические системы заново стали разрабатываться автогигантом «Кадиллак».

Кадиллак

С началом военных действий исследования были приостановлены. Компания вернулась к разработкам, когда война прекратилась. Уже в 1954 г. был совершен прорыв в создании систем кондиционирования для автомобилей. Например, компания Nach-Kelvinator на своих машинах устанавливала как вентиляцию, так и отопление. Габариты системы климат-контроля были небольшими, она располагалась в подкапотном пространстве. С годами данные устройства завоевали популярность среди потребителей. Начиная с того времени принцип функционирования автокондиционера не поменялся.

С 1990 г. в США почти все автомобили укомплектованы климатическими системами. Но в России автокондиционеры ставились только на машины чиновников. Впервые климатическая система российского производства была установлена на автомобиль ЗИЛ-111. С 1960 г. простейшие устройства данного типа использовались на грузовых машинах. Только в 1976 г. по государственному указу автокондиционеры начали устанавливаться на комбайны, грузовые авто, самосвалы.

Принцип работы автокондиционера

Климатическая система для автомобиля состоит из нескольких установок, которые создают и поддерживают заданный климат в салоне. Например, можно управлять влажностью, температурой воздуха, очищать его, а также регулировать силу и направление воздушных потоков. Кондиционер создает благоприятный микроклимат, поэтому все, кто находится в автомобиле, чувствуют себя хорошо.

Это устройство охлаждает воздушный поток, поступающий из дефлектора, на 5–10 градусов или даже больше в зависимости от мощности.

Благодаря встроенным электронным датчикам современные кондиционеры для авто позволяют выбирать точный температурный режим, а также регулировать множество параметров. Устройство не только делает воздух холоднее, но и убирает из него лишнюю влагу. Это необходимо для того, чтобы стекла в автомобиле не запотевали в дождливую погоду. Автокондиционер не только делает вождение безопасным и комфортным. Используя климатическую систему, можно создать идеальные условия для всех, кто находится в автомобиле.

Принцип работы автокондиционера

От микроклимата в салоне зависит внимательность и скорость реакции водителя. Если в машине жарко, душно и влажно, он будет рассеян, в результате чего может произойти авария. Это подтвердили не только ученые, но и статистические данные: чем жарче на улице и чем выше влажность воздуха, тем больше происходит дорожно-транспортных происшествий.

Если же включить кондиционер, то самочувствие водителя и всех, кто находится в автомобиле, станет лучше, а значит, риск аварийной ситуации снизится. Очевидно, что расходы на климат-контроль оправдаются, ведь жизнь и здоровье водителя и пассажиров бесценны.

Функционирование автокондиционера схоже с работой домашней системы охлаждения воздуха. Вспомним физику: когда вещество испаряется, то происходит поглощение тепла. Если же оно конденсируется, то тепловая энергия выделяется.

Работа климатической системы начинается с компрессора: после нажатия на кнопку запуска устройства на нем запускается муфта и притягивает шкив с передаточным ремнем от двигателя.

Не забывайте, что автокондиционер функционирует, когда мотор заведен. Как только начинает работать муфта, включается компрессор, а давление увеличивается.

В системе кондиционирования хладагент находится под высоким и низким давлением. Сжатый хладагент поступает с компрессора, а при низком давлением — входит в него.

Хладагент движется из компрессора в конденсатор, за счет действия вентилятора и воздушного потока происходит охлаждение фреона, который затем направляется в осушитель. Здесь хладагент осушается, из него удаляется пыль. После этого он идет в испаритель.

В системе установлено множество других датчиков и устройств. Например, вентилятор для обдува, вентиляционная система, всевозможные регуляторы. Когда в автомобиле установлен климат-контроль, то можно обнаружить целый набор дополнительных приборов. Встречаются системы с множеством испарителей, в зависимости от строения вентиляционной системы в машине.

Испаритель выпускает хладагент с низким давлением, он поступает снова в компрессор, и процесс повторяется. Не будем рассказывать про всевозможные дополнительные устройства, ведь в разных моделях авто они отличаются. Запомните лишь, что принцип функционирования климат-контроля и кондиционера в системе охлаждения один и тот же.

Диагностика автокондиционера + распространенные неисправности

Когда в системе есть жидкое вещество, необходимо обеспечить полную герметичность. Иначе фреон выльется, а кондиционер придет в негодность. Но при эксплуатации этого устройства иногда происходит разгерметизация. Виной всему — безответственность механиков, которая приводит к утечке фреона. Каждый автослесарь подтвердит, что починка или заправка системы кондиционирования — непростая работа, которую сможет провести только опытный специалист. Поэтому диагностику компрессора автокондиционера своими руками можно выполнять только после изучения теории и получения практических навыков.

Диагностика автокондиционера

Неполадка происходит не только из-за утечки фреона. Например, к поломке может привести неправильная работа конденсора. Его еще называют радиатором кондиционера, ведь по принципу действия он похож на радиатор мотора, только имеет другие функции.

Когда конденсор не справляется со своей работой, внутрь машины поступает воздушный поток, температура которого такая же, как и снаружи. Случиться это может потому, что в радиаторе скопилась грязь. В результате охлаждение происходит плохо, а климатическая система отключается сама по себе. Ни в коем случае нельзя медлить с ремонтными работами. Необходимо очистить загрязнение, иначе радиатор перегреется, а давление в системе станет предельно высоким.

Следующая по частоте поломка — неисправность испарителя. Причина — появление коррозии, если устройство загрязнилось (либо трубка, по которой удаляется влага, засорилась). Как определить, что проблема в испарителе? Кондиционер не просто будет плохо работать, но в машине появится вода, в салоне начнет ощущаться неприятный запах.

Если мастер заправил систему кондиционирования неправильно, влага перестанет удаляться, так же как и загрязнения, которые проникают в ресивер (по причине износа компрессора).

Когда мастер заправлял либо диагностировал автокондиционер и в фреон попали загрязнения, фильтр испортится и придет в негодность. В результате шланги кондиционера станут промерзать, ведь в них застаивается вода. В итоге система кондиционирования будет отключаться.

Терморегулирующий вентиль — также важный элемент, влияющий на функционирование климатической системы. Ведь благодаря расширительному клапану происходит контроль за тем, какой объем хладагента поступит. Для этого необходимо учитывать температурные показатели и давление в системе.

Терморегулирующий вентиль

Во время диагностики автокондиционера по манометрам выяснилось, что терморегулирующий вентиль сломан? Будьте готовы к тому, что:

  • система кондиционирования станет работать циклично, возникнут перебои в подаче охлажденного воздуха;
  • шланги испарителя начнут промерзать;
  • кондиционер станет отключаться.

Почему может произойти такая поломка? Дело тут может быть в следующем: механическое повреждение клапана, неверный выбор режима функционирования системы, загрязнение автокондиционера изнутри, попадание в систему воздуха, влаги.

При проведении диагностики автокондиционера может быть выявлено, что тот периодически отключается и функционирует нестабильно. Причина — неисправность датчика давления. Он необходим, чтобы система охлаждения отключалась, если давление превысило допустимые показатели. Поломка датчика происходит из-за загрязнения, неправильной работы электронных компонентов (контактов, реле, предохранителя).

Конденсатор кондиционера может быть оснащен вентилятором, чтобы происходило охлаждение хладагента. Когда вентилятор ломается, он начинает издавать посторонние шумы или вообще перестает крутиться. Произойти это может потому, что износился подшипник либо нарушено электросоединение. Сломаться вентилятор может также в результате механического повреждения.

Виной всему — неправильные условия эксплуатации как машины, так и климатической системы. Например, перегрев может произойти в результате:

  • передвижения на автомобиле в жару, когда климат-контроль не только не способен охладить воздух, но и сам нагрелся до предела;
  • вождения с превышением скорости (обороты двигателя повышенные). В итоге подкапотное пространство перегревается, как и салон;
  • длительного нахождения машины под прямыми солнечными лучами (в салоне становится слишком жарко).

Бесплатная диагностика автокондиционера своими руками

Проводя самостоятельную диагностику автокондиционера, визуально оцените состояние устройства, не разбирая его. Так вы сможете найти повреждения механического типа. Но даже если на первый взгляд все нормально, проблема может быть серьезной.

Проверка утечки

Наиболее частая неисправность — утечка. Прежде всего необходимо найти ее. Раньше специалисты искали течь, используя маленькую газовую горелку.

Когда пламя соприкасается с фреоном, можно было увидеть зеленое свечение. Объясняется это специфическими свойствами хладагента. Данный метод поиска малоэффективный, кроме того, может нанести вред здоровью, ведь при сгорании фреона образуется ядовитое вещество — фосген.

Проверка утечки

На сегодняшний день существует 2 способа обнаружения течи. Например, используется приспособление, которое находит в воздухе пары фреона. Чувствительность устройства настолько высока, что обнаружить удается даже незначительную течь (5–10 г в год). В продаже можно найти множество простых электронных искателей. Воспользоваться этим устройством для диагностики автокондиционера получится у каждого. Однако встречаются и более сложные модели электроискателей, работать с которыми сможет только специалист.

К сожалению, обнаружить течь не всегда получается. Дело в том, что электронный искатель лишь находит облако фреона. Но ведь вы не знаете точно, какая из трубок протекает. А если модель кондиционера такова, что трубки находятся близко друг к другу, то найти утечку сможет только опытный автомеханик. Исключить течь в одной из трубок можно, по очереди сняв и проверив каждую из них.

Диагностика автокондиционера с помощью электронного искателя иногда не приносит результата. Бывает и такое, что фреон исчезает за 2-3 месяца (при давлении определенной силы). Также если места утечек размещены рядом, электроискатель будет сигнализировать, что течь есть, но в каком месте — определить не получится. Тогда следует провести проверку, используя ультрафиолетовую лампу и краситель. Предварительно заправьте систему маслом и фреоном, а затем залейте специальную смесь, которая светится, если направить на нее ультрафиолет.

Диагностика автокондиционера

Красящее вещество не оказывает негативного влияния на функционирование кондиционера. Многие автопроизводители заливают в систему эту смесь уже на этапе сборки автомобиля.

Обратите внимание! Для диагностики автокондиционера ультрафиолетом устройство следует полностью заправить. Не стоит экономить на этом, иначе все действия будут бессмысленными.

Если вам кажется, что система кондиционирования не справляется с работой, загоните автомобиль в гараж, после чего просветите ультрафиолетом все трубки и магистрали. Вы сразу обнаружите утечку, ведь вытекающий фреон будет светиться ярко-желтым цветом.

Однако у данного способа диагностики есть минусы. К примеру, чтобы добраться до всех трубок, придется разбирать автокондиционер. Труднее всего получить доступ к испарителю, ведь он расположен в торпедо. Альтернативный вариант — проверить дренажную трубку. Если не можете сделать это, то используйте электронный искатель течей.

Проверка компрессора

Чтобы провести диагностику автокондиционера, удостоверьтесь, что компрессор функционирует нормально. Если устройство работает неэффективно, вы сразу поймете это — автоприбор будет издавать посторонние шумы. Еще один вариант проверки этого устройства — включите систему кондиционирования, и как только компрессор начнет работать, возьмитесь за металлический узел сзади магистрали. Спустя 2-3 секунды вы почувствуете, что трубка стала холодной.

Если вам покажется, что в руках у вас льдинка, – значит, компрессор в порядке. Если холод будет нестерпимым, то устройство работает максимально эффективно. Затем следует проверить электрокомпоненты автокондиционера: всевозможные муфты, датчики, вентиляторы.

Проверка герметичности

Несложный метод диагностики, позволяющий определить, какое количество фреона залито. Что необходимо сделать? Посмотреть в окошко, расположенное рядом с осушителем. Фреон белый, пузырится? Следует провести глубокую диагностику автокондиционера, а также заправить его. Хладагент прозрачный, однородный? Тогда все в порядке.

Проверка давления

Чтобы измерить давление, воспользуйтесь специальным оборудованием для диагностики автокондиционера — манометром. Манометрическая станция укомплектована переходником для трубок. Находим в подкапотном пространстве толстую магистраль, там давление будет минимальное.

Проверка давления

Удаляем заглушки, насаживаем переходник, заранее протерев место соединения. Затем откручиваем краник на манометре, второй пусть останется закрытым, — так вы исключите течь фреона. Теперь необходимо завести машину и узнать, какое в системе давление. Оптимальный показатель — 250–270 кПа.

У вас не получилось своими руками осуществить диагностику автокондиционера и выявить неисправность? Советуем отправиться на СТО, где профессионалы обнаружат и ликвидируют поломку.

Цена диагностики автокондиционера в сервисе

Только вовремя обнаружив и устранив неполадку, можно избежать дорогостоящих ремонтных работ. Диагностика автокондиционера в техцентре — это проверка системы, в ходе которой можно найти поломки, а также решить, как отремонтировать машину.

Пришло время посетить СТО для диагностики автокондиционера, если:

  • система охлаждения не справляется с работой, в машине жарко;
  • шланги обмерзают;
  • система кондиционирования не работает;
  • после включения климат-контроля в машине появляется неприятный запах;
  • возникают масляные разводы под кондиционером;
  • вентилятор не работает;
  • охлажденный воздушный поток не поступает в салон непрерывно;
  • кондиционер шумит.

Регулярный осмотр — раз в 6 месяцев – позволяет обнаружить, что элементы климат-контроля загрязнились, система перестала быть герметичной, сквозь трещинки и щели проникает хладагент.

Диагностика автокондиционера на СТО происходит следующим образом:

  • Мастер осматривает устройство, определяет, насколько износились приводной ремень, подшипники, шкивы, есть ли поломки магистрали, перегибы.
  • Затем автослесарь проверяет наличие посторонних звуков, говорящих о поломке подшипника и элементов компрессора.
  • Следующий шаг — механик определяет, насколько кондиционер чистый. Не должно быть неприятного запаха, грибка, плесени, загрязнений.
  • Мастер смотрит, достаточно ли в системе хладагента.
  • Специалист определяет неисправность.

Диагностика автокондиционера в автомобильном сервисе занимает 1-2 часа. Время зависит от типа поломки.

Диагностика автокондиционера в автомобильном сервисе

Стоимость диагностики автокондиционера может отличаться в зависимости от:

  • типа автомобиля;
  • модели транспортного средства;
  • места осуществления диагностики;
  • сложности поломки;
  • применяемых методов проверки и ремонта;
  • необходимости использования спецоборудования;
  • того, насколько сервисный центр престижный;
  • квалификации автослесаря.

Для обнаружения серьезной неисправности потребуется использовать несколько методов диагностики автокондиционера. На эту работу мастер потратит много времени, поэтому и цена на услуги возрастет. Если автосервис только открылся и у него небольшая клиентская база, то визуальную диагностику проведут бесплатно. Если же компания известная, стоимость проверки будет достаточно высокой.

Во время проведения диагностики автокондиционера иногда приходится разбирать корпус устройства. Чтобы найти поломку, используются следующие способы:

  • Визуальный осмотр.
  • Мыльная проверка.
  • Диагностика с использованием ультрафиолета.
  • Проверка с помощью галогенного электроискателя течей.
  • Погружением в воду под давлением.
  • Проверка пламенем.
  • Диагностика с использованием сжатого воздуха.

Средняя цена этой работы в нашей стране составляет:

  • Проверка электронным искателем — от 500 руб.
  • Поиск поломки с помощью ультрафиолетовой присадки — от 600 руб.
  • Диагностика автокондиционера грузового транспорта — от 900 руб.
  • Проверка с оценкой фреона — от 700 руб.
  • Вакуумирование, дозаправка фреона, доливка масла — 2000 руб.

Провести диагностику автокондиционера можно в любом автосервисе. Однако никто не гарантирует, что услуги вам окажет высококвалифицированный специалист. Как правильно выбрать СТО? Посмотрите, какое оборудование там используется. Оно должно быть новым, только так получится провести проверку и ремонт быстро. Чем качественнее выполняется работа, тем выше будет стоимость. Ко всему прочему автосервис должен предоставлять гарантию на свои услуги.

Частный автослесарь

Для проверки системы охлаждения необязательно посещать специализированный сервис. Можно обратиться к частному автослесарю. Но как узнать квалификацию такого работника? Чтобы диагностика автокондиционера была проведена качественно, поспрашивайте у знакомых и друзей контакты проверенного мастера. Цена на его услуги будет меньше (по сравнению с СТО). Однако гарантию на работу частный мастер не предоставит.

6 распространенных мифов об опасности автокондиционера

Каждый год с наступлением летнего сезона каждый автовладелец вспоминает байки про кондиционеры. Разберем, какие из этих страшилок правда, а какие — нет. А также рассмотрим, может ли нанести вред использование климат-контроля и как в любом случае избежать неприятных последствий.

Миф 1. Пользуясь системой кондиционирования, можно простудиться.

Заболеть действительно можно, и наверняка вы проверили это на себе. Если вы хотите ездить с включенным кондиционером, и чувствовать себя хорошо, то придерживайтесь следующих правил:

  • Не снижайте резко температуру. В салоне должно быть прохладнее, чем снаружи, не более чем на 10 градусов.
  • Воздушный поток направляйте на лобовое стекло либо в ноги, но не в лицо.
  • Когда система кондиционирования работает, а машина движется, нельзя опускать стекла. Иначе образуется сквозняк, и можно заболеть.

Миф 2. В автокондиционере размножаются опасные микроорганизмы.

В автокондиционере размножаются опасные микроорганизмы

Когда система охлаждения функционирует, в радиаторе скапливается конденсат. Во влажной среде размножаются опасные микроорганизмы. Фильтр забивается пылью, в нем также развиваются бактерии. Как только включается климат-контроль, микробы попадают в салон, и человек вдыхает их вместе с воздухом. Из-за этого в редких случаях может появиться резь в глазах или конъюнктивит.

Но произойти это может, только если безответственно относиться к состоянию своего автомобиля. Ведь климатическую систему следует периодически очищать, менять фильтры, проводить диагностику автокондиционера, чтобы вредные микроорганизмы не развивались.

Миф 3. Если использовать систему охлаждения, можно отравиться бензолом.

Согласно результатам проведенных исследований, когда в автомобиле температура выше 16 градусов, начинает выделяться бензол. Автокондиционер способствует его передвижению по салону, а пассажиры вдыхают опасное вещество. Научно доказано, что бензол наносит вред внутренним органам человека, является причиной развития раковых опухолей.

Чтобы исключить подобные негативные последствия использования климат-контроля, проветрите машину в течение 2-3 минут, прежде чем начать движение. При работающем кондиционере периодически опускайте стекла на пару минут.

Миф 4. Если работает климатическая система, машина потребляет гораздо больше бензина.

Действительно, расход топлива повышается на 10 %. Однако если во время движения вы не включаете кондиционер, а просто открываете окна, автомобиль «ест» на 20 % больше. Поэтому, используя систему кондиционирования, вы экономите.

Миф 5. Фреон вреден для человека.

Сегодня используется хладагент R134a, который не представляет опасности для жизни и здоровья. Однако если фреон контактирует с пламенем, то выделяется ядовитый фосген. Но даже если произойдет авария и система кондиционирования повредится, хладагент не нанесет вред человеку, ведь находится он в подкапотном пространстве, а не в салоне — фреон или фосген просто выветрится.

Миф 6. Работающий кондиционер снижает работоспособность.

Работающий кондиционер снижает работоспособность

Сухой воздух негативно влияет на водителя — человек становится невнимательным, быстро устает. Некоторые утверждают, что если климат-контроль работает, можно даже заснуть, управляя автомобилем. Исключить подобную ситуацию поможет регулярное проветривание салона (систему охлаждения при этом лучше отключить). Если предстоит долгое путешествие, делайте остановки, чтобы отдохнуть.

Климатическую систему можно и нужно использовать. Ученые доказали, что если в салоне температура составляет 27–37 градусов, вероятность ДТП повышается на 5–35 %. Когда вы используете кондиционер, то не только передвигаетесь с комфортом, но и снижаете риск возникновения аварии.


11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии

Статьи по теме