Замена сцепления ВАЗ: разбираемся в деталях
Замена сцепления ВАЗ проводится разными способами в зависимости от модели. Если на переднеприводных машинах можно попробовать поменять без снятия КПП, то на «классике» придется полностью снимать данный узел.
Сама процедура довольно трудоемка, хотя и не очень сложна, так что можно ее провести своими силами. В нашей статье мы расскажем, как меняется сцепление на разных моделях ВАЗ, и дадим полезные рекомендации, которые облегчат ход работ.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Признаки неисправности сцепления
- Замена сцепления на «классике»
- Замена сцепления на переднеприводных моделях ВАЗ
- Полезные рекомендации по замене сцепления на автомобилях ВАЗ
- Отзывы автолюбителей о замене сцепления на ВАЗ
Признаки неисправности сцепления
Если сцепление изношено, симптомы данной проблемы могут существенно отличаться, все зависит от того, насколько активно вы эксплуатируете машину. Поломка может возникнуть непосредственно в сцеплении либо в приводе.
В первом случае возникают следующие неисправности:
- изношены накладки ведомого диска;
- заедает вилка выключения сцепления;
- поврежден ведомый диск;
- изношены маховик либо поверхность нажимного диска;
- уменьшилась сила диафрагменной пружины;
- вышел из строя подшипник для включения сцепления.
Замена сцепления на ВАЗ потребуется, когда изношены либо пришли в негодность детали данного механизма. Такое зачастую случается, если эксплуатировать машину неправильно. К примеру, когда водитель удерживает ногу на педали сцепления во время движения. Нередко признаки неисправности видны невооруженным глазом. Однако для устранения поломки придется разобрать весь узел.
Как понять, что без замены сцепления ВАЗ не обойтись:
- сцепление работает с рывками;
- включается и выключается не полностью;
- при включении сцепления слышны посторонние звуки;
- при выключении сцепление вибрирует.
Когда сцепление выключается не полностью, вы будете с трудом переключать передачи. По этой причине появляются посторонние звуки: узел шумит и трещит.
При пробуксовке сцепления вы ощутите неприятный запах, он появляется из-за того, что горят фрикционные накладки ведомого диска.
Наиболее частый симптом поломки – похрустывания, возникающие, когда вы включаете заднюю передачу. Как распознать, что причина неисправности в этом? Необходимо запустить двигатель, а затем включить заднюю передачу. Если проблема имеется, вы услышите хруст и звон. Данный признак свидетельствует о том, что ведомый диск изношен. Если вы не можете включить вторую передачу, следует как можно скорее отправиться в автосервис.
Замена сцепления на «классике»
Замена цилиндра сцепления ВАЗ требуется, когда появились пробуксовки. Выполнять эту работу лучше всего на подъемнике либо над ямой в гараже. Также можно воспользоваться домкратом с защитными упорами.
Приведем подробный алгоритм работы для того, чтобы заменить сцепление на ВАЗ-2107. Прежде всего нужно подготовить все необходимое:
- набор отверток и гаечных ключей;
- пассатижи;
- ткань;
- монтировка;
- оправка.
Если вам необходимо выполнить замену сцепления на ВАЗ 2107, коробку переключения передач можно не снимать. Просто сдвиньте КПП так, чтобы первичный вал вышел из зацепления с корзиной. Но в большинстве случаев трансмиссию полностью демонтируют. Дело в том, что так вам будет удобнее работать, вы сможете проверить картер и сальники.
Как демонтировать коробку переключения передач:
- Снимаем стартер.
- Отсоединяем рычаг переключения скоростей.
- Демонтируем крепления глушителя.
- Снимаем траверсы днища кузова.
Как только трансмиссия будет демонтирована, для замены сцепления ВАЗ корзину с диском также нужно снять. Последовательность действий следующая:
- Фиксируем маховик монтировкой, чтобы он не прокручивался.
- Ключом на 13 откручиваем болты крепления корзины.
- Корзину отодвигаем монтировкой, осторожно достаем диск.
- Корзину нажимаем внутрь, выравниваем ее и достаем.
Следующий шаг – снимаем выжимной подшипник. Алгоритм действий такой:
- С помощью отвертки нажимаем на усики вилки, которая входит в зацепление с подшипником.
- Подшипник осторожно вытягиваем на себя вдоль шлицов первичного вала.
- После того как подшипник будет вытащен, разжимаем концы стопорного кольца его крепления к вилке.
Теперь нужно проверить стопорное кольцо. На нем не должно быть никаких повреждений. Если потребуется, его нужно заменить. Когда кольцо в идеальном состоянии, чего нельзя сказать о подшипнике, используем его повторно, а подшипник ставим новый.
После того как сцепление и коробка переключения передач будут сняты, следует осмотреть все узлы и элементы, к которым открылся доступ. На зеркала дисков и маховика необходимо нанести обезжириватель, на шлицы вала – смазку ШРУС-4. Монтируя корзину, обратите внимание на эти нюансы:
- Устанавливая корзину на маховик, совмещайте центрующие отверстия кожуха со штырями маховика.
- Болты крепления затяните по кругу равномерно, должно быть не больше одного оборота за проход. Момент затяжки составляет 19,1–30,9 Нм. Как понять, что вы правильно зафиксировали корзину? Оправка после установки должна легко сниматься.
- Устанавливая диск, вставляйте его в корзину выступающей частью.
- Монтируя диск, чтобы выполнить центрирование, применяйте специальную оправку. Она удерживает диск в определенном положении.
Последовательность действий для того, чтобы установить корзину с диском:
- Водим оправку в отверстие маховика.
- Надеваем новый ведомый диск.
- Устанавливаем корзину, наживляем болты.
- Затягиваем болты равномерно по кругу.
Устанавливая выжимной подшипник, необходимо действовать следующим образом:
- Шлицевую поверхность первичного вала следует смазать, подойдет «Литол-24».
- Правой рукой подшипник надеваем на вал, левой рукой выставляем вилку сцепления.
- Подшипник толкаем до упора, он должен зафиксироваться в усиках вилки.
- Чтобы понять, что вы установили выжимной подшипник правильно, нажмите на него рукой. Он должен двигать вилку сцепления.
Прежде чем устанавливать коробку переключения передач, выньте оправку, сдвиньте картер в сторону мотора. После этого необходимо:
- Закрутить нижние болты.
- Установить рычаг передней подвески на место.
- С помощью динамометрического ключа выполнить затяжку.
Важно, чтобы вилка входила под прижимную пружину на ступице выжимного подшипника. Устанавливая элемент, следует использовать крючок, который загнут на конце на 5 мм. С его помощью вы сможете поддеть вилку сверху, а затем направлять ее, чтобы установить под стопорное кольцо выжимного подшипника. Таким образом лапки вилки будут между данным кольцом и ступицей.
Если шланг сцепления потрескался либо наблюдается его сильный износ, жидкость из системы гидропривода будет вытекать. В результате передачи статут переключаться с трудом. Для его замены действуйте следующим образом:
- Из системы гидропривода сцепления сливаем жидкость.
- Отсоединяем, а затем отодвигаем в сторону расширительный бачок.
- С помощью ключей на 13 и на 17 отворачиваем соединительную гайку трубопровода сцепления у резинового шланга.
- С кронштейна снимаем скобу, скидываем конец шланга.
- Используя ключ на 17, под машиной от рабочего цилиндра откручиваем фиксатор шланга, затем снимаем шланг.
- Устанавливаем новый шланг. Для этого действуем в обратной последовательности.
- В бачок сцепления заливаем новую жидкость, после этого нужно прокачать гидропривод.
Как видите, с заменой сцепления ВАЗ без снятия коробки справится даже новичок. Главное подготовить новый комплект сцепления, все необходимые инструменты, а также придерживаться приведенных рекомендаций.
Замена сцепления на переднеприводных моделях ВАЗ
Как выполнить замену диска сцепления на ВАЗ с передним приводом? Никаких трудностей у вас не должно возникнуть, поскольку эта работа достаточно простая. Главное иметь навыки проведения подобного ремонта, подготовить все инструменты. Тогда вы сможете заменить сцепление своими руками.
Прежде всего надо подготовиться к ремонту:
- покупаем новый комплект сцепления ВАЗ 2110;
- достаем также набор торцевых и гаечных ключей;
- готовим отвертку, ломик, домкрат, кирпичи или подпорки.
Замена вилки сцепления и других деталей этого узла на ВАЗ 2110 своими руками выполняется следующим образом:
- Ослабляем болты крепления левого колеса, поддомкрачиваем переднюю часть машины, подставляем подпорки.
- Демонтируем левое колесо, откручиваем два крепежных болта нижней шаровой опоры.
- Скидываем с АКБ минусовую клемму, снимаем разъем с ДМРВ, ослабляем хомут крепления гофры к ДМРВ, извлекаем корпус воздушного фильтра машины.
- Снимаем тросик сцепления с вилкой сцепления, ослабляем две крепежные гайки троса к скобе на КПП.
- Откручиваем болт крепления МЗ к картеру КПП, а также первый крепежный болт самой трансмиссии.
- С помощью ключа на 19 или трубы-воротка откручиваем оставшийся крепежный болт КПП, ослабляем крепежную гайку.
- Откручиваем верхний болт крепления стартера, снимаем разъем с датчика скорости, откручиваем тросик спидометра.
- Снимаем продольную растяжку с рычагом.
- Откручиваем нижний болт крепления стартера, а также третий крепежный болт КПП, крепежная гайка коробки переключения передач находится в области внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУС).
- Откручиваем два крепежных болта реактивной тяги.
- Ослабляем гайку на хомуте тяги привода управления КПП, снимаем ее с трансмиссии.
- Когда КПП будет освобождена от креплений, при помощи гаечного ключа отсоединяем крепежные болты и одну гайку, а затем отсоединяем трансмиссию от машины.
- Откручиваем две гайки задней подушки, она соединяет коробку переключения передач и двигатель, снимаем ее.
- Демонтируя заднюю подушку, подставляем опору под мотор вашей машины, чтобы не опустить ДВС ниже положенного уровня, в противном случае шланги отопителя салона будут повреждены.
- По аналогии с двигателем, поднимаем КПП, для этого ее нужно отодвинуть от мотора.
- Когда у вас будет доступ к механизму, вы сможете заменить его или отремонтировать, выполнив все необходимые манипуляции.
- По завершении замены троса сцепления ВАЗ либо ремонта подшипников выключения, диска сцепления, корзины сцепления, накладки и других элементов, выполняем сборку в обратной последовательности.
- Собирая механизм, правильно затягиваем крепежные болты коробки переключения передач к двигателю.
Сложность ремонта определяется тем, насколько изношен механизм. Чтобы установить диск и корзину сцепления, потребуется имитатор первичного вала КПП.
Полезные рекомендации по замене сцепления на автомобилях ВАЗ
- Проводим дефектовку после того, как КПП и сцепление будут сняты.
- Меняем два сальника.
- Правильно центруем диск сцепления.
Осмотрите внимательно диск сцепления. Когда он изношен неравномерно, к примеру, его края истончились, вероятнее всего, рабочая поверхность корзины и маховика также неровная.
Многие выполняют ремонтную работу неправильно, устанавливая новый диск, но не меняя корзину и маховик. В этом случае площадь прижима не будет полноценной. В результате через короткий временной промежуток диск выйдет из строя, придется заново демонтировать КПП.
Чтобы такого не допустить, меняйте сцепление в наборе. Потребуется не только диск сцепления, но и корзина, выжимной подшипник.
Стоимость маховика достаточно высока, кроме того, его может не быть в продаже. В таком случае маховик можно проточить в токарной мастерской. Однако если у него выступающая рабочая поверхность, протачивать будут только нерабочую поверхность. С нее снимут такой же слой, как и на рабочей поверхности. Это необходимо, чтобы прижим демпфера корзины был оптимальным.
Когда нет возможности приобрести сцепление в наборе, корзину получится легко проточить, никаких сложностей с этим не возникнет.
Даже в такой ситуации, если все плоскости будут выдержаны, сцепление сможет работать исправно в течение длительного времени.
Важно провести визуальный осмотр корзины, выход лепестков должен быть равномерным. Когда в невыжатом положении лепестки расположены криво, такую корзину нельзя эксплуатировать, так как демпфер не обеспечит должный прижим. Замена корзины сцепления ВАЗ требуется, когда изношены лепестки от выжимного подшипника.
Когда лепестки в идеальном состоянии, прежде чем устанавливать механизм, стоит сделать продувку корзины изнутри. Так вы удалите отработавшие кусочки диска, и механизм будет работать идеально. Данную процедуру можно выполнить под прессом либо сделав приспособление для выжима своими руками.
Один сальник коренной, второй на первичном валу коробки. Чаще всего сальник первичного вала расположен в съемной крышке, однако в ряде случаев придется разобрать КПП для его замены. На коробке ВАЗ придется демонтировать колокол, чтобы установить новый сальник.
Кроме того, нужно переклеить заднюю крышку двигателя, а также заглушки, скрывающие колокол коробки, крышки на ней, если они имеются. Если этого не сделать, после замены сцепления на ВАЗ случится масляная течь. На ряде двигателей задняя крышка идет в наборе с сальником. Однако на моторах Subaru крышка отсутствует ввиду конструктивных особенностей, но есть заглушки, которые в любом случае придется переклеивать.
Так вы сможете легко установить КПП. В противном случае может быть поврежден демпфер диска, он просто растрескается. Помните о том, что болты корзины следует тянуть в несколько этапов, в диагональ. Нельзя выполнять затяжку сразу до упора, иначе демпфер корзины выйдет из строя.
[[rlink.2037]На зубцы первичного вала, а также лапки выжимной вилки следует нанести смазку при установке, а именно на область соприкосновения с выжимным подшипником. Также смазать следует место, по которому выжимной подшипник двигается при выжиме, обратную сторону вилки – область, где она крепится на упорном штоке.
Отзывы автолюбителей о замене сцепления на ВАЗ
- Облегчаем себе работу.
- Получится ли выполнить замену сцепления на ВАЗ без помощника?
- Нужно ли демонтировать КПП?
- Подготовительные работы.
- Легкий способ поменять сцепление.
«Если вы разобрали механизм, но не меняете корзину, следует пометить зубилом место установки. Так вы не собьете балансировку. Точно так же нужно поступить и на фланце карданного вала в области сопряжения с фланцем редуктора».
«Замену нужно производить с товарищем. После того как вы отстыкуете механизм, одному вынуть его будет невозможно. Рычаг с трудом пролезет в отверстие кузова. Выполнять обратную установку самостоятельно, без помощника, вообще невозможно».
«Выполнить замену сцепления на ВАЗ, не сняв коробку, не получится, исключение – модели с передним приводом. При замене сцепы всегда приходилось снимать коробку, других способов ремонта не знаю».
«Купите выжимной подшипник, вилку сцепления, втулку, которая надевается на первичный вал КПП, а также диск сцепления и корзину. Если не подготовить эти детали, придется в самый неподходящий момент отправляться в автомагазин, когда ваш автомобиль полностью разобран, а вы сам в масле. Только когда все будет готово, можно начинать работу».
«Чтобы заменить сцепление, мне достаточно двух часов. Не требуется выбивать приводы. Нужно справа открутить ступичную гайку, затем слева вывести привод из ступицы колеса. КПП сдвигаем и все, доступ открыт».
Профессионалы советуют при замене сцепления залить новую смазку в МКПП, отрегулировать кулисы. Действуя таким образом, вы продлите срок службы коробки переключения передач, сделаете вождение комфортным, даже несмотря на то, что у вас «механика».