Замена карданного вала: когда необходима и как осуществить?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как устроен карданный вал
- Каковы основные неисправности карданного вала
- Как заменить карданный вал своими руками
- От чего зависит цена замены карданного вала на СТО
Владельцам автомобилей с передним приводом такая тема, как замена карданного вала, совершенно неинтересна. Однако если у вас машина полноприводная или с задними ведущими колесами, то про этот узел лучше знать как можно больше. Важность исправности карданного вала для уверенной эксплуатации автомобиля переоценить невозможно. Это один из ключевых элементов конструкции авто.
Как устроен карданный вал
Карданный вал или кардан – это элемент трансмиссии. Посредством данного узла передается вращение от коробки передач к редуктору заднего или переднего моста. При этом карданный вал достаточно просто устроен и за столетнюю историю автомобилестроения изменился очень незначительно. Любой полный привод имеет в своем составе кардан.
Карданный вал (КВ) состоит из нескольких частей:
- вал;
- две крестовины;
- скользящая вилка, уплотнения;
- детали крепления, например подвесной подшипник;
- несколько других элементов в зависимости от типа конструкции.
КВ может состоять из нескольких сегментов – три и более. Размер и масса автомобиля напрямую влияют на соответствующие показатели карданного вала. Односекционный вал будет состоять из центральной части и наконечников, оборудованных крестовинами.
Карданная передача функционирует благодаря шарнирам, построенным на крестовинах. Благодаря наличию крестовин два соединенных вала могут вращаться при изменении угла взаимного расположения. Чтобы сохранить высокий КПД, угол вращения не должен выходить за рамки 0°…20°. Если эта величина превышается, крестовина испытывает большие нагрузки. В результате потери сбалансированности работа вала может сопровождаться вибрацией.
Очень важная часть КВ – шлицевое соединение раздвижного типа. Использование такой конструкции обусловлено особенностями работы подвески авто. Дело в том, что в момент проезда препятствий подвеска растягивается. Карданный вал с обеих сторон ограничен жестко закрепленными элементами. С одной стороны это коробка передач, а с другой – мостовой редуктор, соединенный с подвеской. Вот и получается, что кардан должен изменять свои геометрические размеры вместе с изменением габаритов подвески. Это достигается именно благодаря использованию шлицевого соединения.
Немаловажное значение играет также подвесной подшипник. Он выступает в роли дополнительной опоры для карданного вала. Чтобы обеспечить свободное вращение, внешняя часть подшипника с кронштейном закрепляется к кузову. В составе КВ может использоваться несколько подшипников в зависимости от длины и количества секций самого вала.
Основные неисправности карданного вала
Дефекты, возникающие в кардане, могут иметь различные внешние признаки. Среди наиболее характерных – удары под днищем авто, вибрация и гул, особенно сильный при разгоне. Характер признаков может многое сказать о том, какие части придется заменить.
Ряд несложных неисправностей вполне поддается ремонту своими руками. Для успешного выполнения процедуры необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями устройства КВ, а также иметь набор инструментов. Если проблема серьезная, то лучше доверить ее решение профессиональным сервисам. Самостоятельное вмешательство в данном случае может привести кардан в неремонтопригодное состояние.
1. Удары, пинки при включении коробки передач
Если трогание с места сопровождается металлическими ударами, а при разгоне ощущается вибрация:
- Первым делом нужно осмотреть крестовину на карданному валу. Весьма вероятно, что она разрушилась. А удары – следствие люфта в игольчатом подшипнике. В данном случае необходимо заменить деталь.
- Также необходимо проверить степень затяжки болтов карданного вала
- Подвижные шлицы также изнашиваются с образованием люфта. В случае обнаружения дефекта необходимо заменить шлицы.
- Удары могут быть вызваны люфтом в неподвижных шлицах подвесного подшипника. Данная неисправность также устраняется лишь заменой деталей.
- Возможен люфт ШРУСа кардана. В некоторых случаях достаточно перебрать шарнир с заменой смазки. Если же в результате этих действий неисправность не ушла, нужно менять ШРУС.
2. Скрип с постоянным или периодическим характером
При нажатии на педаль акселератора может появляться скрип или писк. Рекомендуется внимательно изучить его особенности, в первую очередь определить – постоянно или периодически возникает посторонний звук. Например, при прогреве машины скрип уходит или остается.
- Заклинивание крестовины кардана, которое также проявляется вибрацией. Явный признак такого дефекта – ржавые подтеки из сальника игольчатого подшипника. Придется потратиться на замену крестовины, так как старая уже повреждена игольчатым подшипником.
- Изношен подшипник промежуточной опоры карданного вала. Такой результат диагностики влечет за собой замену неисправного элемента. Дефект часто проявляется при низких температурах.
3. Постоянный гул, вой или свист, нарастающий со скоростью
Гул, шум или свист постоянного характера, лишь увеличивающийся по мере разгона машины, свидетельствует о неисправности подшипника промежуточной опоры. Значит, смазка в нем уже высохла, и в него проникла влага, вызвав коррозию.
В данном случае не обойтись без тщательной диагностики промежуточной опоры. Если результаты подтвердят неисправность подшипника, нужно как можно быстрее заменить его новой деталью.
Вероятна ситуация, когда подшипник заклинивает. В этом случае он проворачивается в посадочном месте, куда его запрессовывают на заводе. Если это произошло, то просто заменой подшипника уже невозможно решить проблему. Нужно либо восстановить посадочную поверхность, либо менять и эту деталь.
4. Масляные подтеки в месте примыкания кардана к коробке передач
- Там, где соединяется карданный вал и коробка, есть приемный фланец с сальником. Это уплотнительное кольцо с течением времени теряет эластичность и способность обеспечить герметичное соединение. Поэтому необходима периодическая замена сальника.
- Если конструкция КВ такова, что подвижные шлицы соединены с КПП, следует осмотреть шлицевую втулку. Вероятно образование заусенцев и шероховатостей на этом элементе. Есть два возможных пути решения проблемы. Хорошо, если получится убрать эти дефекты наждачной шкуркой. Если же не помогло – тут только замена шлицов.
5. Звон в карданной трубе
- Крышка, предохраняющая от проникновения смазки в трубу, может отвалиться. Проблему решают разрезанием КВ и фиксацией крышки при помощи сварки.
- Произошло отслоение или обрыв опоры сердечника, сделанного из свинца. В продаже нет труб со свинцовыми сердечниками, поэтому придется заменить кардан целиком.
- Образовавшаяся во время сварки карданного вала окалина может остаться внутри. Чаще всего водитель никак не замечает этого. Но бывают случаи, когда особенно большие куски окалины звенят во время движения. Необходимо разрезать кардан и извлечь их.
6. Звон от карданного вала
Наиболее вероятная причина звона – плохое крепление грязеотражателя промежуточной опоры. Нужно выставить его по центру и приварить в четырех местах.
7. Скребущий или шоркающий звук во время движения
Карданный вал во время вращения задевает детали корпуса авто. Наиболее часто кардану мешают картер КПП или детали выхлопной системы.
Замена карданного вала своими руками
Для замены карданного вала целиком или его отдельных частей нужно выполнить определенную последовательность действий:
- Первым делом проверить наличие необходимого инструмента. Нам понадобится молоток, отвертка, съемник стопорных колец, наставка из алюминия или меди, а также набор ключей. Очень часто можно обойтись всего тремя размерами последних – 12, 13 и 27.
- Перед разборкой поставить метки в узлах стыковки карданного вала. Самое ответственное место – соединение с задним мостом. Обычно метки ставят зубилом или наносят при помощи краски. Простая процедура, помогающая избежать проблем от неправильной сборки. Если же пренебречь этим советом, после ремонта КВ вероятно появление вибраций или полный выход из строя деталей карданного вала.
- Можно снимать КВ. Для этого при помощи ключа на 13 отвернуть болты, соединяющие подвесной подшипник и поперечную опору. Далее следует заняться гайками, удерживающими карданный вал и задний мост.
- Первостепенная задача – замена крестовины карданного вала. Чтобы сделать это, нужно снять стопорные кольца. Соответствующий инструмент у вас должен иметься. Далее следует расположить кардан таким образом, чтобы крестовина оказалась на весу.
- Демонтаж крестовины нужно произвести оправкой и молотком. Аккуратными ударами выпрессовать чашку.
- Повернув КВ на пол-оборота, можно достать чашку, которая уже выбита. Затем приступить к извлечению второй.
- Если замена карданного вала не планируется, нужно тщательно прочистить проушины, в которые вставляются чашки крестовины. Не должно остаться коррозии и грязи. Особое внимание стоит уделить местам установки стопорных колец. Загрязнения в этих местах совершенно недопустимы.
- Из новой крестовины нужно извлечь чашечки и установить их в проушины КВ. Затем можно одеть на место чашку. Но осторожно – очень легко потерять иголки.
- Устанавливать деталь надо таким образом, чтобы стала доступна канавка стопорного кольца. Поместить последнее в соответствующее углубление, тем самым фиксируя чашечку. После чего провернуть карданный вал.
- Проделать такие же действия для второй чашечки. То есть сдвинуть крестовину и установить чашечку. Зафиксировать стопорным кольцом. Вторую чашечку монтировать сложнее, поэтому необходимо запастись терпением.
- При наличии сильного износа нужно произвести также замену подвесного подшипника карданного вала.
- Когда крестовина снята, можно вставить шлицевую часть кардана в муфту. Затем открутить гайку, крепящую шарнир и передний вал. Обычно для этого нужен ключ на 27.
- Стянуть вилку шарнира при помощи съемника. Затем можно демонтировать подвесной подшипник. Для этого либо используется молоток, либо разрезается наружное кольцо, а потом уже применяется съемник.
- Проще всего заменить карданный вал в сборе.
- Чтобы собрать кардан, нужно выполнить все действия в обратной последовательности. Обязательно руководствуемся метками, оставленными в начале процесса. Если устанавливается новый КВ, иногда нужно отбалансировать его.
При наличии необходимых навыков заменить карданный вал целиком или отдельные его части можно за несколько часов. Главное сразу же обнаружить неисправность и незамедлительно заняться ремонтом.
Как заменить крестовины карданного вала:
От чего зависит цена замены карданного вала на СТО
Заниматься самостоятельной заменой кардана допустимо, если уже есть хотя бы минимальный опыт в устранении автомобильных неисправностей. Иначе можно усугубить проблему. Даже в таком простом узле, каким является карданный вал, нередки поломки по вине неопытных ремонтников. Поэтому лучше всего проводить профилактические осмотры и ремонты на СТО.
Зачастую специалисты автосервиса затрудняются назвать цену ремонта сразу. Им сперва необходимо провести тщательную диагностику, выявить неисправность. Затем определиться с перечнем деталей под замену, посчитать стоимость запасных частей. Потом выяснить временные затраты на проведение ремонтных работ. После калькуляции всех затрат оглашается сумма услуги для автовладельца.
Также на стоимость ремонта КВ влияет марка и модель транспортного средства, немаловажны конструктивные особенности авто. Существует ценовая дифференциация и по географическому принципу. В крупных городах-миллионниках, особенно в столице и Санкт-Петербурге, замена карданного вала обойдется дороже, чем в удаленных от центра местах.
Нередка ситуация, когда в процессе диагностики специалисты СТО обнаруживают другие проблемы, о существовании которых владелец авто даже не догадывался. Причем случается, что устранение этой неисправности нужно делать оперативно, чтобы сохранить работоспособность авто. В таком случае новый ремонт не производится до момента, пока не будет согласован с заказчиком или владельцем машины.
В последние годы автолюбители все чаще устанавливают на своих «железных коней» детали, приобретенные на СТО. Существует ряд веских причин поступать таким образом. Во-первых, станции техобслуживания предлагают очень широкий выбор запчастей по дилерским ценам. Причем подбор запчастей происходит профессионалами, так что вероятность ошибки минимальна. Замена выполняется быстро и квалифицированно. Кроме того, на все детали и услуги дается гарантия. Это не полный список преимуществ, однако достаточный для большинства автомобилистов. Поэтому многие становятся постоянными клиентами СТО.
Рассмотрим пример, когда нужно заменить карданный вал. Современный рынок автозапчастей предлагает большой выбор таких узлов. Купить их можно как в магазине, так и через Интернет. Цены варьируются в определенных пределах. Независимо от всех вышеперечисленных факторов всегда остается вероятность купить некачественную деталь. Особенно рискуют начинающие автомобилисты, не имеющие опыта покупки автодеталей.
Цены на СТО тоже различаются в зависимости от производителя запчасти, набора сопутствующих услуг и прочего. Поэтому на окончательную стоимость замены карданного вала влияет множество составляющих.
Статистика показывает, что 37 % всех поломок произошло лишь из-за того, что автовладелец несвоевременно обратился за технической помощью на СТО. Если не распознать неисправность в начале, со временем она усугубляется, страдают также смежные узлы и детали.
Профилактику или ремонт транспортного средства нужно делать комплексно и целиком, чтобы изношенных деталей не осталось ни в одном узле авто. Конечно же, стоимость такой услуги будет выше, чем ожидалось. Однако в результате владелец получит надежный автомобиль и сэкономит на непредвиденных расходах. Периодический технический осмотр на станции техобслуживания – основное правило долгой беспроблемной эксплуатации машины.
Какой фирмы карданный вал лучше ставить: мнения автовладельцев
- «Был разный опыт…»
«Имею опыт использования разных карданных валов на ШРУСах, от широкого перечня производителей. Ни один из них не заслуживает звания надежного изделия. Основные слабые места – сепараторы и пыльники. В прошлом месяце заменил старый вал на «КАРДАНовский». Сразу же отметил отсутствие вибрации на крестовинах. За целостность пыльников теперь тоже не переживаю. Ушел страх остановиться где-то с полностью отказавшим автомобилем».
- «Сначала было все хорошо».
«В декабре на задний мост установил СиМ. Пришлось выбирать, где менять, так как на оба моста не было средств. Перед самым новым годом у меня появился вал от ЗАО «КАРДАН», на котором был поврежден пыльник. Провел обслуживание, смазку, поменял пыльник. Установил его на переднюю часть. В городе никаких проблем не заметил. А вот при движении по трассе на скорости от 80 до 100 проявилась вибрация.
Больше недели не выдержал, купил снова СиМ. Разница между этими заводами в том, что ЗАО «КАРДАН» лишь осуществляет крупноузловую сборку, а СиМ наладил полный производственный цикл. Заменить удалось только после новогодних праздников. После чего все стало идеально. Езжу до сих пор, посмотрим, сколько выдержат эти карданные валы».
- «Вернулся к старой фирме».
«Заводские карданы у меня были от «Серп и молот». Но вот пробег 85 тысяч, и замечены подтеки масла на ШРУСе заднего КВ. Подозрение пало на пыльник, однако осмотр показал его целостность. Причина подтеков была в другом. От редуктора открутилась гайка, что привело к утечке масла в ШРУС. К тому же сам карданный вал уже показал люфт.
ШРУСы прошли профилактику с заменой смазки и пыльников. Потом отдал карданы товарищу, у которого они работают до сих пор. Себе же я купил «белкард». Однако в работе они не понравились. То ли попался брак, или такое качество изделий фирмы, но при некоторых скоростях появлялась вибрация. Заменил их на новые карданные валы от СиМ».
- «Все зависит от условий эксплуатации».
«Все зависит от условий эксплуатации. При езде по асфальту, и если подвеска стоковая, лучше использовать СиМ на обеих осях. При более жестких условиях оптимально использовать вал от «Белкард». Поясню на моем примере. Использую авто в смешанном цикле. Подвеска лифт. Спереди у меня СиМ на ШРУСе. Выбор такой, потому что передний мост не меняет углы при работе, а данный карданный вал менее склонен к вибрации. Задний мост работает с усиленным крестовым «белкардом».
- «Главное – внимательней при покупке!»
«Для себя определил, что лучший по параметрам балансировки и надежности – «ТИРСАН». На зимний сезон оставляю его только сзади, спереди заменяю на СиМ. В летнее время оба моста через «ТИРСАН» работают. Никаких нареканий на них. Перед покупкой нужно тщательно осмотреть карданный вал на наличие балансировочных грузиков. Чем их меньше, тем более отбалансированное изделие изначально произведено на заводе».
- «Лучше – по индивидуальному заказу».
«Заказывал оба карданных вала в фирме, которая сама производит нестандартные изделия. При этом получил высокое качество за меньшую стоимость – по сравнению с серийными аналогами. Такие фирмы можно найти в любом большом городе».