Зачем нужна балансировка колес и когда ее делать
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужна балансировка колес
- Нужна ли балансировка колес на грузовике
- Какой бывает балансировка колес
- Когда делать балансировку колес
Чтобы сэкономить на обслуживании автомобиля, некоторые владельцы предпочитают отказываться от ряда технических процедур. Необязательной кажется балансировка колес после шиномонтажа, но на деле именно эта услуга позволяет избежать дорогостоящего ремонта. Ее не случайно рекомендуют проводить после замены шин – в статье мы расскажем, зачем нужна балансировка колес, когда и как её делать.
Зачем нужна балансировка колес
Технология производства автомобильных покрышек допускает неравномерное распределение их массы по ободу. Виной тому различные дефекты: наплывы резины, слоистая структура. Из-за этих факторов вес сторон покрышки может отличаться вплоть до нескольких граммов. При езде такая шина вызывает вибрации колеса. Чем выше скорость, тем потряхивание становится заметнее. Такие колебания сказываются не только на комфорте езды, но и влияют на устойчивость машины на дороге. Опасность в том, что машина со временем теряет управляемость.
Колебания начинаются с первых оборотов, но при небольшой скорости они не заметны для водителя. Вибрации начинают ощущаться, когда сайлентблок уже не справляется с возросшей амплитудой. Возникает резонанс, за счет чего колебания передаются на другие элементы конструкции автомобиля. По достижении скорости 40 км/ч водитель начинает ощущать вибрации сначала на руле, затем и на педалях. Разогнавшись до 60 – 80 км/ч дискомфорт ощущается уже в салоне: появляется тряска кресел и элементов отделки. Частота колебаний меняется: водитель и пассажиры чувствуют их пики, когда дребезжат веще в бардачке или багажнике. На более высоких скоростях тряска может пропадать, но это лишь означает, что колебания колеса не входят в резонанс с кузовом автомобиля. При замедлении машины вибрация вновь будет чувствоваться.
Не стоит недооценивать такую ситуацию. Тряска негативно влияет на все части автомобиля. Протекторы шин истираются неравномерно, что только усиливает биение колеса. От вибраций выходят из строя амортизаторы и расшатывается подвеска автомобиля. Шарниры, в том числе резинометаллические, также приходят в негодность. Со временем негативный эффект колебаний распространяется и на рулевое управление, а также детали двигателя и трансмиссии. Вибрации способствуют более быстрому износу всех трущихся элементов конструкции. Итогом может стать даже повреждение патрубков системы охлаждения двигателя.
Если не сделать балансировку сразу после замены шин, то спустя несколько месяцев езды могут потрескаться сайлентблоки или возникнуть проблемы с подвеской и другими элементами конструкции.
Нужна ли балансировка колес на грузовике
Необходима ли эта процедура на грузовых автомобилях? Многие россияне ответят отрицательно: «Зачем же тратить на это деньги при таком-то качестве дорог?»
В подсознании прочно засела картинка с разрухой на дорогах и в автомастерских. После поездки по ухабам старенький ЗИЛ ремонтирует механик с монтировкой, а затем машина с заплатками на шинах снова выходит на маршрут. Но сегодня это в прошлом.
Современные магистрали отличает хорошее покрытие, которое обеспечивает скорость потоку легковых машин, автобусов и многотонных фур. Автомастерские оборудованы всем необходимым для полноценного ремонта. Такова картинка сегодня.
Но и на это скептики найдут, что ответить: «Грузовики – это слишком тяжелые машины, чтобы обращать внимание на дисбаланс колес. Даже мелкая неровность дороги при их массе гораздо больше повлияет на подвеску!»
Но давайте проведем расчеты, чтобы увидеть реальную картину.
Весь вес грузового автомобиля распределен на 6 или 8 колес. Получается, что каждое из них испытывают статическую нагрузку в 1 – 2 тонны.
При дисбалансе колес дополнительное давление всегда приходится на одну и ту же точку. Дисбаланс в 500 грамм считается допустимым. И даже при таком значении, если автомобиль едет со скоростью 100 км/ч, на колесо и подвеску оказывается давление силой 50 кг. Иными словами, восемь раз в секунду одной из сторон колесо на 2 – 5 % сильней бьется об асфальт. В этот же момент на подвеску действует сила в 50 кг с частотой 8 Гц. Частота этих колебаний со временем приближается по значениям к частоте вибраций всей подвески, что вызывает разрушительный эффект резонанса.
Дисбаланс каждого колеса индивидуален, но частота вращения всех четырех – одинакова. Из-за этого подвеска еще больше разбалтывается – на нее оказывается возрастающее давление с четырех разных сторон с одинаковой частотой.
Мелкие дефекты дорожного покрытия не так сильно влияют на ситуацию, ведь они равномерно стачивают протектор шины. Отсутствие же баланса способствует «точечному» износу, который только усиливает дисбаланс.
Своевременная балансировка, конечно же, не решит всех проблем с износом шин, но ощутимо продлит срок службы как шин, так и других частей конструкции автомобиля. Стоимость этой услуги невелика, да и времени эта операция занимает немного, так её уверенно можно назвать выгодным вложением денег.
Во многих странах балансировка колес уже входит в перечень обязательных операций при прохождении технического осмотра автомобиля. Практика подтверждает, что это необходимая манипуляция, так что нет резона сомневаться в её целесообразности.
Виды балансировки колес
Выделяют следующие виды балансировки:
- производимая на станке, колеса при этом сняты;
- производимая на автомобиле или финишная;
- автоматическая (бывает порошковая или бисерная).
Балансировку также разделяют на статическую и динамическую.
1. Статическая
Статическим дисбалансом называют ситуацию, когда вес неравномерно распределен по оси вращения. Чем выше скорость на дороге, тем сильнее колесо точечно бьется более тяжелой стороной и тем выше статический дисбаланс.
Чтобы избежать этого явления проводится статическая балансировка. Эту операцию могут проделать в любом шиномонтаже. Проводится она следующим образом: колесо устанавливают на станок, где автоматика просчитает степень дисбаланса во время вращения. Таким образом определяется, куда именно установить груз для выравнивания веса.
Есть два типа грузов:
- набивные крепятся на край диска с помощью кронштейна, применяются на литых и штампованных дисках;
- самоклеящиеся (универсальные) прикрепляют с внутренней стороны диска.
Балансировку проводят, используя и тот, и другой тип, но при эксплуатации автомобиля зимой советуют устанавливать именно набивные грузы. Самоклеящиеся плохо удерживаются на ободе колеса в холодное время – из-за перепадов температур линейные размеры диска меняются, и клейкая лента со временем отходит.
Груз может отклеится и в движении, и при мойке автомобиля, когда струя попадет на диск. При всех этих минусах, зачем нужна балансировка колес на авто с помощью самоклеящихся грузов? Ответить на этот вопрос легко: не на все виды дисков возможно установить набивные грузы.
2. Динамическая
Данный тип балансировки проводят не во всех автомастерских. Для этого требуется современное оборудование, которым пока что могут похвастаться не все точки шиномонтажа. В большинстве из них установлены старые аппараты, которые не годятся для этой манипуляции.
Динамический дисбаланс возникает во время движения, когда происходит сдвиг относительно плоскости вращения. Это явление заметнее на колесах с более широким профилем. Динамическая балансировка как раз и призвана нивелировать это явление.
3. Финишная
Финишную балансировку целесообразно делать уже после статической и динамической. Для этой операции нужен специальный балансировочный стенд, который есть только в крупных шиномонтажных центрах. Сама процедура заключается в том, что колеса подвешенного над стендом автомобиля разгоняют до 90 км/ч. Компьютер замеряет показатели и программа выдает результат: указание мест и вес грузов, которые необходимо установить.
4. Автоматическая
Этот тип балансировки проводят только на грузовиках и автобусах. Технология заключается в том, что в колесо засыпаются специальные гранулы. Для этих целей используют мелкий бисер или песок. Последний обладает абразивным эффектом, поэтому его применяют реже. Благодаря центробежной силе, частицы при вращении равномерно распределяются по внутренней поверхности шины, тем самым достигается баланс.
Этот способ не применим к легковым автомобилям, потому что возникают сложности с расчетом количества гранул для балансировки. Вес колес также увеличивается после подобных манипуляций, что критично в случае с легковым транспортом.
Когда нужна балансировка колес
Балансировка необходима при каждой смене шин, когда на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать ежесезонной балансировки можно, но для этого нужно иметь два комплекта не шин, а колес: для теплого и холодного времени года.
Действительно ли стоит заказывать балансировку каждый сезон?
Производители рекомендуют проводить эту процедуру каждый 15 000 км пробега автомобиля. Если за год вы ездите меньше, то, следуя этой логике, можете не тратить время на балансировку.
Но это формальная рекомендация, которая не учитывает особенностей именно вашего автомобиля. Следите за поведением машины: если не чувствуете колебаний руля, то балансировка не требуется. Если вы самостоятельно меняете колеса дважды в год, то рекомендуем следующую схему. Установив новый сезонный комплект, обкатайте автомобиль пару дней. Незначительные деформации шин, возникающие при хранении, за это время должны уйти. После этого проверьте, ощущаются ли вибрации машины на разных скоростях. Если нет, то балансировка пока не нужна.
Важно помнить, что балансировка — операция перемещения центра масс колеса в его геометрический центр на оси вращения. Выполняется она сотрудником автосервиса: в определенных программой местах к диску прикрепляются специальные грузы.
На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины. Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму. А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.
Если вы водите машину в агрессивном стиле, любите виражи, резко тормозите и ускоряетесь, то шины вашего авто подвержены гораздо большему неравномерному износу, что также приводит к нарушению балансировки. Жесткие скачки по лежачим полицейским и наезды на бордюры также портят общую картину – нарушают геометрию колес, а, следовательно, и распределение действующих на них сил.
Все эти факторы могут привести к незапланированному посещению шиномонтажа для проведения повторной балансировки. При спокойной езде по городу не так критично достигать идеальных значений, тем более, что достичь нулевого дисбаланса можно только на дорогом современном оборудовании, которое есть не везде. Но чем выше ваша средняя скорость, тем точнее должна быть балансировка, поскольку именно в этом случае начинают действовать деструктивные силы.
После всего вышеперечисленного вряд ли возникает вопрос «Зачем нужна балансировка колес автомобиля?», так что мы остановимся на рекомендациях, когда это необходимо делать:
- при сезонной замене шин (эксплуатация в летний и зимний периоды);
- после мелких неприятностей на дороге: наезд на бордюр, жесткий проскок лежачего полицейского, провал в яму или люк и т.д.;
- по достижении 15 000 км пробега по требованию производителя;
- перед поездкой в глухие месте, где не будет в доступе СТО;
- Каждые 7 000 – 8 000 км пробега, если водите в агрессивном стиле.
Упомянем также несколько правил проведения работ по балансировке:
- Установленные ранее грузы снимаются перед процедурой.
- Диск обязательно должен быть очищен от грязи как с внешней, так и с внутренней стороны. Если останутся загрязнения, то можно считать, что балансировки и не было – отвалившийся за поворотом кусок грязи снова изменит приложение сил.
- Надо качественно и до конца установить шину на диск. Иначе работа будет проведена зря.
- Пластмассовые колпаки также лучше установить до начала измерений, поскольку их отсутствие снизит качество работы.
Состояние колес вашего автомобиля – это вопрос безопасности не только для вас, но и для других участников движения.