Ремонт вариатора «Митсубиси»: советы и рекомендации автовладельцев
Вопросы, рассмотренные в материале:
- В чем особенности вариаторов «Митсубиси» и других иномарок
- Что выбрать: АККП или вариатор
- По каким признакам понять, что необходим ремонт вариатора «Митсубиси»
- Как произвести ремонт вариатора «Митсубиси»
Отрицать удобство автоматических коробок передач станут разве что бывалые «камазисты» и любители ощутить некое «единство» со своим автомобилем с помощью рычага переключения ручной КПП. Сегодня производители оснащают все большее количество выпускаемых ими моделей машин АКПП. Лидер в этом – «Митсубиси». Сложившиеся десятилетиями мифы о ненадежности «автомата» отпугивают многих автомобилистов. Однако оправданны ли эти опасения? В этой статье мы рассмотрим принцип действия одного из типов автоматической трансмиссии – вариатора, а также подробно поговорим про ремонт вариатора «Митсубиси».
Особенности вариатора «Митсубиси» и других иномарок
Вариатор – это разновидность АКПП, в которой для передачи крутящего момента используется клиновидный ремень. Основное преимущество такого решения – это плавное изменение величины передаточного числа, обеспечивающее таким образом максимально гибкий диапазон скоростей и предотвращающее рывки и дергания. Корпорация «Митцубиси» дала наименование своей разработке CVT (Continuously Variable Transmission, дословно переводится как «непрерывно изменяющаяся передача»), в народе более прижилось название «вариатор».
Такой вид передачи позволяет максимально использовать мощность силового агрегата без потерь, поэтому он хорошо прижился на легковом сегменте автомобилестроения целого ряда мировых автопроизводителей.
Однако многие автомобилисты с опаской относятся к таким видам коробки передач, зная о дорогом ремонте. В основном опасения связаны со сложившимся мнением, что такие узлы капризны и ненадежны при длительной эксплуатации, а ремонт этой трансмиссии сложный и дорогостоящий, о чем говорят цены на работы на официальном сервисе «Митсубиси».
В данном виде КПП не предусмотрена шестеренчатая передача момента, он передается с помощью ремня, натянутого между смещающимися шкивами. За счет конуса и перемещения друг относительно друга в радиальном направлении изменяется их воображаемый диаметр. Так как здесь нет фиксированного передаточного числа, а оно изменяется плавно, то, соответственно, и разгон автомобиля происходит ровно, без провалов.
Но ввиду того, что это конструкционное новшество относительно молодое в истории автомобилестроения, и достаточно большого опыта эксплуатации нет, то, например, ремонт вариатора «Митсубиси Аутлендер» и «Митсубиси Лансер» может стоить достаточно дорого, а некоторые комплектующие будет сложно отыскать.
Стоит отметить, что многие официальные автосалоны не берутся за ремонт CVT, в том числе и «Митсубиси», а заменяют агрегат целиком. Но, чтобы не делать поспешных выводов, важно понять, как часто ломаются такие виды трансмиссий в принципе.
Сравнительный анализ АККП или вариатора
Для определения, какой узел показывает себя лучше в эксплуатации, можно сравнить их показатели:
- стоимость обслуживания. В коробки CVT необходимо лить сравнительно недешевое масло, и период замены намного меньший, чем для других КПП;
- топливная экономичность. Так как такая трансмиссия не имеет переходных режимов, расход топлива примерно на 5 % меньше, чем на «механике», это касается и марки «Митсубиси»;
- ремонтопригодность. Большинство автосервисов либо отказываются ремонтировать вообще, либо неохотно берут такие КПП в ремонт, что в конечном итоге увеличивает стоимость обслуживания машины на CVT. Однако растущий сегмент авто с такой коробкой, а в особенности модели японских и европейских производителей, может сделать более доступным ремонт вариатора «Митсубиси Лансер»;
- экстремальная эксплуатация (езда по бездорожью, на буксире и т. п.). Для таких условий вариатор подходит менее всего, это стоит учесть владельцам «Митсубиси» с такой трансмиссией, чтобы впоследствии не столкнуться с проблемным ремонтом;
- динамические характеристики и взаимодействие с мотором. CVT позволяет максимально использовать возможности двигателя, так как при разгоне постоянно держит обороты мотора на высшем значении полки крутящего момента.
Эти особенности примерно дают представление о том, что такое CVT, его преимущества или недостатки в сравнении с другими вариантами коробок передач.
На сегодняшний день такие трансмиссии достаточно распространены на легковых автомобилях, и, в свою очередь, каждый производитель стремится совершенствовать их. Учитывая мировые тенденции, можно сделать вывод, что со временем CVT полностью вытеснит другие АКПП.
Видео о том, как выбрать «правильную» КПП, о ее ремонте:
При поломке и ремонте практически все официальные дилеры (в том числе и «Митсубиси») предлагают только полную замену такой коробки. Но стоит отметить, что неремонтопригодными CVT считались лет 10 назад. Сегодня же цена ремонта вариатора «Митсубиси» на квалифицированной СТО едва ли превысит треть стоимости нового узла.
Зачастую бывает при ремонте достаточно заменить только изношенные комплектующие (конусные шкивы, ремень, соленоиды или др.). Сейчас легко найти у многих поставщиков по доступной цене почти весь перечень запчастей для «Митсубиси», начиная от подшипников и заканчивая специфическими датчиками и т. п., что приближает стоимость ремонта к цене восстановления обычной АКПП.
По каким признакам понять, что необходим ремонт вариатора «Митсубиси»
- Гудит вариатор
Неисправность проявляется повышенным гулом при движении авто на любой скорости. Когда начинает гудеть вариатор «Митсубиси Аутлендер», чаще всего это указывает на износ подшипников конусов. При регулярной замене масла и бережных условиях эксплуатации подшипники «ходят» до 200 000 км, однако в наших реалиях они могут потребовать замены уже на 50–100 тысячах. Цена ремонта вариатора «Митсубиси ASX» с такой проблемой не превысит 40 тыс. руб.
Опытные мастера при разборке обратят внимание на состояние ремня (а именно насечек на металлических пластинах-секциях). Износ или их сильная деформация в конечном итоге может обездвижить ваш автомобиль. По возможности выполните замену этого элемента.
В свою очередь, CVT коробки «Митсубиси» лидируют по сроку своей беспроблемной эксплуатации. Чаще износ подшипников и ремня можно обнаружить на машинах «Ниссан», «Рено», «Пежо».
Если вы услышали подобный гул, то не стоит затягивать с посещением автосервиса. Звук будет со временем увеличиться, а продукты износа могу засорить весь агрегат, снижая ресурс его остальных узлов. Причины гула подшипников могут быть разные – это несвоевременная замена масла, перегрев КПП или езда на больших скоростях длительное время.
Для максимального продления срока службы следует менять масло в CVT не реже, чем каждые 50–60 тысяч километров пробега. Опытные мастера «Митсубиси» рекомендую сократить этот интервал до 30 000 км. Причем разные производители на идентичных коробках передач рекомендуют совершенно разные межсервисные периоды – европейцы, например, указывают цифру 70 000 км, в то время как японцы рекомендуют замену не раньше ста тысяч км.
Скорее всего, делается расчет на разные условия эксплуатации автомобиля. Но зачастую это просто желание дилера чаще видеть ваш автомобиль у себя на недешевом техобслуживании. Важно обращать внимание на заливаемое масло, обязательна пометка CVT на канистре. Использовать лучше рекомендуемое производителем автомобиля масло, в нем учтены все допуски именно для вашего агрегата.
- Снижение плавности хода
Следующим проявлением неисправности вариатора является движение с рывками и дерганьем. В таком случае начать поиск проблемы необходимо с редукционного клапана в маслонасосе. Он начинает подклинивать в некоторых режимах работы, что приводит к скачкам давления масла. В результате чего шкивы будут перемещаться ступенчато, а не плавно. Если при езде вы стали наблюдать подобные рывки, то стоит как можно быстрее посетить сервис.
На ранних этапах поверхность шкивов может иметь незначительные царапины, и достаточно обойтись их шлифовкой. Стоимость такого ремонта для «Митсубиси» стартует от 50 000 руб. Если же имеются глубокие борозды, то потребуется замена этих элементов на новые, что уже будет стоить от 100 000 руб. и выше.
Как показывает практика, такая проблема появляется поле попыток выбраться из топкой грязи или сугроба с резким переключением передачи с D (drive) на R (rear), также при этом имеет место ускоренный износ муфт сцепления. Нужно также не забывать, что нельзя менять направление вращения КПП без полной остановки авто. Неправильное обращение может вывести из строя шестерни в планетарной передаче, что приведет к дорогостоящему ремонту вариатора «Митсубиси».
- Температурный режим вариатора
Эксплуатация данного вида КПП не предусматривает длительного движения на больших скоростях (например, на автобане). Так как имеющийся радиатор охлаждения может просто не справиться с повышенной температурой масла. Показатель температуры масла – очень критический параметр, внутри вариатора есть самодиагностический блок с температурным датчиком. При превышении температурного порога происходит переход CVT в аварийный режим, о чем будет свидетельствовать соответствующая индикация или сообщение на панели приборов.
На некоторых моделях устанавливают увеличенный теплообменник, его можно увидеть рядом с радиатором системы охлаждения. Следует регулярно делать его профилактическую чистку, так как соты могут забиваться тополиным пухом, грязью или насекомыми.
Многие автолюбители устанавливают мелкую сетку для снижения степени загрязнения этого узла.
Стоит отметить, что по статистике в целом вариатор более надежен и долговечен, чем обычный «автомат», и ответ на вопрос, сколько стоит ремонт вариатора «Митсубиси», будет зависеть исключительно от ответственности хозяина машины.
Как произвести ремонт вариатора «Митсубиси»: видео-инструкции
Ремонт вариатора «Митсубиси Аутлендер»:
Ремонт вариатора «Митсубиси Лансер»:
Что говорят о работе и ремонте вариатора «Митсубиси» автовладельцы
- Сегодня вариатор «Митсубиси» могут «подлечить».
«Мой «Митсубиси ASX» с вариатором, пробег 120 000, автомобиль достаточно нежный, требует постоянного ухода. Перегревов и больших нагрузок, правда, не любит, сразу «выпадает в аварию». Однако заменять всю коробку при поломке не рекомендую, в наших русских селениях уже имеются умельцы, которые подлечат и отремонтируют этот заморский механизм».
- Вариатор «Митсубиси» долго не ходит!
«Вариаторная коробка много «не ходит», по сути, она неремонтопригодна. Ремонтировать ее стоит только для того, чтобы быстрее продать машину. Рекомендую гидротрансформаторную АКПП только! И по возможности 6-ступку...»
- И вариатор, и автомат по-своему хороши.
«Вариатор – это бесступенчатая КПП с клиноременной передачей.
Автомат – это трансмиссия с набором планетарных передач.
В обоих вариантах установлены пакеты фрикционов.
При надлежащем техобслуживании обе коробки передач обладают неограниченным эксплуатационным ресурсом и не требуют ремонта».
- В пользу АКПП.
«Статистика говорит, что в среднем городском трафике водителю легковушки нужно на каждые 100 км маршрута выжимать сцепление до 1000 раз и производить столько же смен передачи, то есть примерно 1 переключение раз в полминуты.
Это приводит к утомлению и повышает невнимательность водителя. Исследования показывают, что при управлении машиной с ручной КПП у человека на 15 % возрастает частота сердцебиения, дыхания и снижается уровень кислорода в крови в сравнении с водителями, использующими автомобили с АКПП. Следовательно, такие авто можно считать более безопасными».
- Почему ставят вариатор.
«Вариатор применяют из-за того, что, имея одинаковую мощность мотора, автомобиль на CVT будет обладать лучшей динамикой, меньший расход топлива, чем на «механике» и тем более на прожорливом и нерасторопном «автомате». Японцы сразу полюбили свое изобретение, практически не требующее ремонта. Кайф от вождения «на вариаторе» несравним с ездой на «тугом» автомате, переключения в котором происходят с задержкой в 1-2 сек.
На CVT именитые производители дают до 300 тыс. км гарантии до ремонта, с условием качественного и своевременного ТО. В то время как на «роботах» DSG заложен ресурс не более 200 тыс. км, а для обычных АКПП термин эксплуатации до ремонта не оговорен вовсе».