Пропуски зажигания: причины и последствия
О чем речь?Пропуски зажигания – отсутствие воспламенения топливной смеси в цилиндрах. В таком случае двигатель начинает работать неровно, троит, снижаются его обороты. Игнорирование проблемы приведет к серьезным дальнейшим неисправностям.
На что обратить внимание? В пропуске зажигания виноваты свечи, провода и реле или же поломки иных деталей, напрямую не связанных с двигателем. Диагностика проводится визуально, а также с помощью специальных сканеров.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Понятие и признаки пропусков зажигания
Прежде всего рассмотрим, что представляет собой система зажигания в машине. Когда водитель поворачивает ключ и заводит автомобиль, начинается процесс зажигания: топливно-воздушная смесь воспламеняется в цилиндре. В результате приводится в движение поршень мотора. Когда не происходит воспламенения, возникают пропуски зажигания.
При возникновении этой проблемы двигатель начинает троить, возникают сильные вибрации, автомобиль теряет мощность, на холостых оборотах глохнет, к примеру, когда вы стоите в пробке.
На проблемы с пропусками зажигания под нагрузкой и без нее указывают следующие симптомы:
- Ускорение автомобиля происходит неравномерно, машина с трудом набирает скорость. Скорее всего, проблема в том, что в двигателе происходят пропуски зажигания. Это причина того, что автомобиль плохо ускоряется. Происходит это потому, что коленчатый вал вращается с минимальной частотой, в результате мощность падает.
- При пропусках зажигания холостой ход неровный. Автомобиль глохнет, обороты прыгают. Такое зачастую происходит, когда вы притормаживаете на светофоре. Чтобы машина не заглохла, необходимо поддерживать обороты, нажимая на педаль акселератора. Такое явление указывает на проблемы с пропуском зажигания.
- Автомобиль сильно вибрирует. Объясняется это тем, что мотор функционирует несбалансированно, причем пропуски зажигания могут быть как в одном, так и во всех цилиндрах. Вибрация ощущается в салоне, когда вы разгоняетесь или стоите на светофоре с заведенным двигателем.
- На приборной панели горит индикатор check engine. Практически на каждой машине есть такой датчик. Если он начинает светиться, многие автовладельцы впадают в панику. Однако данный индикатор свидетельствует лишь о том, что ДВС работает неровно, задача водителя – как можно быстрее продиагностировать машину. «Чек» может загораться лишь изредка, информируя о том, что мотор функционирует неисправно. Если же этот датчик светится непрерывно, это значит, что поломка имеет хронический характер, но ее не устранили.
- Звук мотора изменился. Каждый автовладелец может по звуку двигателя понять, что ДВС работает неисправно. В этом случае нужно отправиться на СТО для диагностики. Если индикатор показывает ошибку, из-за пропусков зажигания звук 4-цилиндрового мотора будет как у 3-цилиндрового.
Не только звук двигателя меняется: при множественныхпропусках зажигания вы заметите прострелы в выхлопной системе. Если есть хлопки, значит, вышел из строя каталитический нейтрализатор, он не может нормально работать, если топливо сгорает неполностью.
Вышеописанные симптомы свидетельствуют о том, что есть пропуски зажигания. Не рекомендуется эксплуатировать неисправную машину: если не отремонтировать автомобиль сразу, на восстановление вышедших из строя узлов и механизмов потребуется потратить крупную сумму.
Причины пропусков зажигания
Далее перечислены основные причины пропусков зажигания.
Модуль зажигания
Если одна из катушек оборвалась либо произошло межвитковое замыкание, высокое напряжение не будет подаваться на один либо два цилиндра (1-4 или 2-3). Чтобы удостовериться в том, что проблема кроется в поломке модуля зажигания, потребуется высоковольтный разрядник, с помощью которого вы продиагностируете систему.
Свечи зажигания
Неправильный искровой промежуток, влага, токопроводящие дорожки, трещины, нагар на изоляторе, негерметичность свечи – все это причины того, что топливно-воздушная смесь не будет воспламеняться правильно. Протестировать работу свечей можно на специальных стендах. Также стоит заменить свечи, чтобы быстро устранить проблему с пропусками зажигания.
Высоковольтные провода
Пропуски зажигания на оборотах и на холостом ходу происходят, если оборвался провод. Диапазон сопротивления в килоомах отличается в зависимости от провода. Определить этот показатель можно самостоятельно при помощи специального прибора под названием «омметр». Также проблема может заключаться в том, что повреждена изоляция.
Форсунки
Если форсунка в открытом либо закрытом положении залипла, топливно-воздушная смесь не будет воспламеняться. Когда форсунка открыта, от большого объема горючего свечи зажигания станут мокрые. Чтобы продиагностировать работу системы, нужно сделать баланс форсунок. Также проблема может возникнуть, если произошло межвитковое замыкание в обмотке.
Датчик положения дроссельной заслонки
Множественные пропуски зажигания появляются, если у датчика положения дроссельной заслонки вытерся резистивный слой. Когда параметры датчика резко меняются при легком нажатии на педаль акселератора, то режимы мотора также резко изменяются, в результате чего ДВС функционирует неравномерно.
Параметры ДПДЗ получится определить при помощи оборудования для диагностики. При этом нужно аккуратно нажимать на акселератор и следить за тем, как меняется сигнал датчика.
Переобедненная топливовоздушная смесь
Если в топливно-воздушной смеси слишком большой процент воздуха (a > 1,20), она не будет нормально воспламеняться, даже если система зажигания работает правильно. Причины, по которым происходит переобеднение:
- разгерметизированная система впуска;
- неисправная система топливоподачи;
- недостаточно горючего в баке;
- вышел из строя датчик массового расхода воздуха;
- сломался кислородный датчик;
- вышел из строя клапан EGR.
Механические поломки мотора
Если есть механическая поломка ДВС, из-за которой неправильно происходит газообмен в камере сгорания либо коленчатый вал вращается неравномерно, в обязательном порядке сработает диагностика пропусков воспламенения. Чтобы ликвидировать данную неисправность, нужно приложить много труда, полностью разобрав мотор. Чаще всего о механической поломке свидетельствует изменение компрессии от цилиндра к цилиндру.
Демпфер с зубчатым венцом
При магнитном взаимодействии датчика положения коленчатого вала с зубчатым венцом демпфера происходит формирование сигнала, по нему контроллер рассчитывает актуальное положение поршня, частоту вращения коленчатого вала, ускорение.
Значительные биения зубчатого венца, сильная угловая погрешность нарезки зубьев венца (к примеру, если демпфер был сделан в кустарных условиях), повреждение резиновой демпфирующей прослойки – все это причина того, что расчеты ускорения происходят неправильно. В результате все эти сбои система ошибочно распознает как пропуски зажигания.
Антифриз
Если ОЖ проникает в цилиндры, механизм формирования топливно-воздушной смесь нарушается. В результате случаются пропуски зажигания.
Диагностика пропусков зажигания
Для машин с ЭБУ
Если в автомобиле установлен ЭБУ, то вы легко определите причину пропусков зажигания. Просто подсоедините специальный сканер через разъем OBD, а затем узнайте, что означают выявленные коды ошибок.
Коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304 свидетельствую о том, что есть проблема в одном из четырех цилиндров либо вышел из строя высоковольтный кабель, свечи, прокладки (в соответствии с последней цифрой кода).
Это значит, что последняя цифра кода означает номер цилиндра. В зависимости от вида мотора, цилиндров может быть 12, 8, 6, 4. Таким образом, код РО3012 указывает, что есть неисправность 12-го цилиндра.
Когда обнаружена ошибка P0300, нужно полностью продиагностировать систему зажигания, в том числе фильтр и состав топливовоздушной смеси.
О помолке форсунок свидетельствуют коды Р0201, Р0202, Р0203, Р0204, Р0208, Р02012, в зависимости от типа мотора. Код P0400 указывает на проблему с впускным коллектором.
На отечественных авто зачастую установлены ЭБУ старого образца. При необходимости их можно заменить на улучшенную модель электронного блока управления на СТО, это позволит выполнять сверхточную диагностику машины при помощи автосканера.
Для машин без ЭБУ
Чтобы установить причину сбоев в процессе воспламенения, если на машине не установлен ЭБУ, а ДВС инжекторный, придется приложить максимум усилий.
Проблема может заключаться в любом цилиндре, необходимо продиагностировать все элементы. Чтобы выявить источник пропуска зажигания, надо снять крышки клапанов, осмотреть высоковольтный провод, свечи зажигания, электронику.
Чтобы определить значение активного сопротивления, потребуется специальный прибор – омметр. Рекомендуется провести осмотр топливного насоса, измерить компрессию во всех цилиндрах поочередно.
Часто задаваемые вопросы о пропусках зажигания
Каковы последствия и причины пропусков зажигания?
Когда ЭБУ активирует аварийный режим, он отключает форсунку и выводит соответствующий сигнал на приборную панель – загорится индикатор поломки.
Если проблема заключается в поломке катушек либо выходе из строя свечей зажигания, электронный блок управления может выйти из строя. К примеру, искра никуда не идет, поскольку зазоры больше, чем провод, управляющий катушкой. В результате ударит в провод, идущий к электронному блоку управления. Когда свечи сильно изношены, изолятор отломится и упадет в цилиндр.
Могут ли быть не пропуски зажигания, а другие поломки с такими же признаками?
Если есть неисправность ДПКВ, проводки либо задающего диска, сигнал с датчика будет искажаться. ЭБУ воспримет сигнал как неравномерность вращения, сообщив о пропусках зажигания.
Также может разрушиться двухмассовый маховик, в результате мотор начнет вращаться неравномерно. Вы заметите, что ДВС троит, ЭБУ также будет сигнализировать об этой проблеме. Но на самом деле причина поломки заключается не в пропусках зажигания.
Как ЭБУ определяет, что появились пропуски зажигания?
Электронный блок управления учитывает лишь косвенные симптомы сбоя в процессе воспламенения. К примеру, неравномерность вращения коленвала выявляется датчиком положения коленвала ДПКВ. Этот параметр расценивается ЭБУ как пропуск зажигания. Цилиндр либо несколько цилиндров, где произошел пропуск зажигания, будет определен математически.
Следующий признак определяется лишь на авто с индивидуальными катушками зажигания. Когда катушка ломается, значит, в цилиндре есть пропуск.
Пропуски зажигания происходят на холодную, во время движения. Случается это по разным причинам, к примеру если какой-либо механизм в автомобиле вышел из строя либо залито низкокачественное горючее.
Если вы заметили один из описанных симптомов, следует посетить автосервис и продиагностировать машину. Также можно найти причину поломки своими силами, если у вас есть специальные инструменты и измерительные приборы. Если не принять вовремя меры и не отремонтировать автомобиль, придется потратить крупную сумму на восстановление двигателя.