Предохранители в автомобиле: какие бывают и зачем нужны
Зачем нужны? Предохранители в автомобиле необходимы для защиты электроцепи от перепадов напряжения. В каждой машине, будь то современная модель или старая, довольно много электрики, поэтому без использования защитных устройств любое замыкание может закончиться пожаром.
Как правильно выбрать? Поэтому важно при выходе данного элемента из строя найти причину случившегося и устранить ее. При этом менять предохранители нужно строго по номиналу, не повышая его и не делая «жучков».
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Назначение предохранителя в автомобиле
- Виды предохранителей в автомобиле
- Способы проверки работоспособности предохранителей в автомобиле
- Правила замены предохранителей в автомобиле
- Отзывы автолюбителей о предохранителях в автомобиле
Назначение предохранителя в автомобиле
Главный функционал предохранителей в машине – защита электропроводки автомобиля от перегрузок и резкого роста силы тока в результате короткого замыкания или других причин. Напряжение сети в автомобиле – 12-24 В, однако емкость аккумулятора достаточно большая даже для того, чтобы в результате замыкания «в короткую» мог пострадать человек.
Плюс к тому, кислотные аккумуляторные батареи обладают высокой плотностью мощности, то есть все свои 72 стандартных ампер*часа они способны выдать буквально в течение доли секунды. При напряжении даже в 12 вольт такой аккумулятор накапливает примерно 0,8 кВт*ч, и если сопротивление снижается до нуля (как при коротком замыкании), то выделение данного количества энергии будет чревато и пожаром, и угрозой здоровью человека, если он окажется в непосредственной близости от искрового разряда.
При сильном возрастании силы тока в цепи предохранители отключают сеть или же ее участок от питания, что предотвращает перегрев проводки или даже ее расплавление. При отсутствии предохранителей велик риск повреждения как минимум электроизоляции проводов, даже когда перегрузки не такие уж и значительные. А это может вызвать настоящий пожар под капотом.
Устройство предохранителей в автомобиле довольно простое. Внутри данного защитного элемента располагается проводник (вставка) определенного сечения из легкоплавкого металла. При существенном росте силы тока он очень быстро расплавляется, размыкая тем самым цепь.
Переход вставки в жидкое состояние происходит почти мгновенно, так что перегрев и повреждение устройств, расположенных далее по цепи, предотвращается до того, как электрический импульс сумеет им навредить. Разумеется, предохранители для автомобиля подбираются так, чтобы их характеристики соответствовали параметрам цепи.
Виды предохранителей в автомобиле
Изобретателем плавкого предохранителя является французский электротехник Луи Франсуа Клеман Бреге – внук Абрахама-Луи Бреге, чье имя носит одна из самых дорогих марок часов в мире.
Описанный выше тип предохранителей по-другому называется «жертвенным». При расплавлении металлического проводника его можно только изъять из цепи и выбросить. Но изначально защитный элемент для автомобильных проводок вовсе не был одноразовым: между контактными пластинами была натянута проволока до 2 см в длину, а еще 15 см были намотаны на специальной бобине рядом. При перегорании задействованного участка достаточно было просто вытянуть еще, зафиксировать отрезок в контакторах пластины, и можно продолжать движение.
Такие sacrificial fuses (предохранители) использовались вплоть до 70-х годов двадцатого века. Затем их заменили герметичные стеклянные или керамические элементы с плавкими вставками из тонкой проволоки внутри. Широкого распространения они не получили из-за своей хрупкости, но во второстепенных электроцепях (например, для питания сигнализации или музыкальной аппаратуры) их применяют до сих пор.
Почти до конца двадцатого века использовались предохранители цилиндрические – «торпеды», которые выглядели, как современные «мизинчиковые» батарейки (и в цепь они тоже вставлялись, как батарейки). Именно начиная с них предохранители стали маркировать цветом в соответствии с их номиналом.
В настоящее время наиболее распространены так называемые Blade type fuses – штыревые, флажковые или, как еще их называют, ножевые предохранители. Их корпус имеет П-образную форму, и выполнен он из полупрозрачного пластика. Внутри также находится плавкий элемент, а наружу, словно в штекере, выступает пара контактов, которые и вставляются в соответствующие гнезда.
Монтаж ножевых предохранителей осуществляется при помощи пинцета.
Сейчас уже полностью сформировался цветовой спектр, по которому различаются плавкие вставки. Теперь параметры предохранителя смогут определить даже те, у кого со зрением серьезные проблемы. Ниже представлена цветовая гамма с соответствующими каждому цвету значениями максимальной допустимой силы тока:
- черный – 1 А;
- серый – 2 А;
- фиолетовый – 3 А;
- коричнево-желтый (песочный) – 5 А;
- коричневый – 7,5 А;
- красный – 10 А;
- голубой – 15 А;
- желтый – 20 А;
- белый – 25 А;
- зеленый – 30 А;
- оранжевый – 40 А;
- синий – 60 А.
Какие же предохранители чаще всего устанавливаются на автомобилях? Ни элементы с большим, ни с малым номиналом в современных машинах практически не используются – незачем. Наиболее часто применяемые – это на 10, 15, 20 и 30 ампер. Они вставляются в самые уязвимые к перегрузкам участки электроцепи.
Кроме того, у плавких вставок ножевого типа выделяют несколько стандартов:
- Micro2/APT/ATR, размеры – 9,1 × 3,8 × 15,3 мм, номинал – от 5 до 30 А;
- Micro3/ATL, размеры – 14,4 × 4,2 × 18,1 мм, номинал – от 5 до 15 А;
- Mini/ATM/APM, размеры – 10,9 × 3,6 × 16,3 мм, номинал – от 2 до 30 А;
- Regular/ATC/ATO/APR/ATS, размеры – 19,1 × 5,1 × 18,5 мм, номинал – от 0,5 до 40 А;
- Maxi/APX, самые большие предохранители по размерам (29,2 × 8,5 × 34,3 мм) и номиналу (от 20 до 120 ампер).
Еще одним типом защитных электроэлементов являются ленточные плавкие вставки, где 2 клеммы замыкаются тонкой металлической лентой. Номинал у них выше (так как сечение ленточной полоски больше), поэтому их вставляют в цепь, как правило, сразу после клеммы аккумуляторной батареи, чтобы через ленту проходил весь ток, потребляемый автомобилем.
И наконец, еще один тип предохранителей, который набирает популярность в последнее время, – это картриджный (FJ12). В съемном картридже контакты из специальных сплавов помещены в диэлектрическую оболочку. Картридж легко и удобно заменять.
Способы проверки работоспособности предохранителей в автомобиле
Проверка целостности
Проще всего осуществить визуальную проверку. Однако для этого нужно выполнить несколько простых действий, чтобы сделать эту процедуру безопасной. А именно перед тем, как что-либо вытаскивать из автомобильной сети, поверните ключ зажигания в положение «ВЫКЛ».
Замена предохранителя в автомобиле должна начинаться с того, чтобы запомнить, как эта деталь расположена в гнезде (дабы потом в том же положении установить обратно ее или же замену). Также следует помнить, что данный защитный элемент не перегорает просто так. Если металл внутри расплавился, значит, на то была причина в виде резко подскочившей силы тока. Поэтому если не будет устранен корень проблемы, то предохранитель обязательно выйдет из строя еще раз.
Как проверить главный предохранитель?
Главный защитный элемент, как правило, располагается на плюсовой клемме аккумулятора (ну или в блоке предохранителей автомобиля на первом месте по цепи). Основной предохранитель обычно бывает ленточным, и перегорает он из-за недопустимого случайного прикосновения к клемме аккумуляторной батареи во время ее зарядки. Явным симптомом такой неисправности является полное отсутствие электропитания в автомобиле.
Главный защитный элемент довольно большой по размерам, поэтому то, что он перегорел, всегда хорошо заметно. Более того, схема расположения предохранителей автомобиля такова, что если перегорел самый стойкий, то, скорей всего, сгорели и те, что рассчитаны на меньшую силу тока – стоит проверить и их.
Как проверить предохранитель с помощью мультиметра?
С помощью мультиметра состояние предохранителя можно диагностировать двумя путями.
Во-первых, измерьте напряжение на контактах предохранителя. Обычно верхняя часть обоих выводов выступает сквозь корпус защитного элемента. Устанавливаем на мультиметре режим измерения постоянного напряжения (= U). Далее черный щуп подсоединяем к минусовой клемме (или к корпусу автомобиля) и включаем зажигание. Рекомендуется также предварительно поставить машину на ручник.
При повороте ключа зажигания напряжение подается на все отрезки электроцепи. Красным щупом проверяйте наличие напряжения на каждом контакте каждого предохранителя. Оно должно быть везде, ведь защитный элемент – это обычный проводник.
Если мультиметр показывает 12 вольт с обеих сторон предохранителя, значит, он в порядке. Но если на одной клемме напряжение 12 вольт, а на другой отсутствует, то элемент нужно менять – он перегорел. Данный способ определения таких поломок особенно удобен, если нужно проверить сразу целое множество предохранителей.
Во-вторых, если защитный элемент уже извлечен, то его исправность можно проверить, измерив сопротивление. Обычно у предохранителей очень низкое сопротивление, близкое к нулю. А вот сгоревший элемент будет представлять для электрического тока непреодолимую преграду – его сопротивление стремится в бесконечность.
Для измерения сопротивления любого электрического прибора его необходимо отключить от цепи. Далее мультиметр надо переключить в положение «Ом» и подсоединить щупы на контакты предохранителя. При сгоревшем элементе мультиметр покажет «OL» (сопротивление выше, чем хватает шкалы). В случае если все в порядке, будет значение, близкое к 0 Ом.
Правила замены предохранителей в автомобиле
Особенности замены:
- Заменяй подобное подобным, то есть устанавливай на место сгоревшего предохранителя точно такой же по номиналу. В противном случае он не сможет предохранить от нерасчетного скачка силы тока.
- Замена на элемент с менее тугоплавкой вставкой приведет к тому, что она станет быстрее разрушаться, хотя параметры тока для данного участка цепи будут при этом в норме.
- Номинал защитного элемента нужно смотреть не на его корпусе, а на гнезде, в котором он расположен. Ведь недобросовестные ремонтники могут поставить предохранитель с номиналом, не соответствующим нормативному значению.
- Повторный выход из строя защитного элемента свидетельствует о проблеме в цепи (ее где-то «коротит»). Следует обратиться к специалистам, а менять предохранитель на новый пока не стоит – он, скорей всего, тоже сгорит.
- Ни в коем случае не пользуйтесь «жучками». Даже если вы угадаете с сечением и общим сопротивлением, то контакты гнезда все равно будут нагреваться, что может привести к расплавлению пайки и возникновению пожароопасной ситуации. Да и предохранение в цепи тоже будет отсутствовать.
Отзывы автолюбителей о предохранителях в автомобиле
Злая китайская шутка
«Весьма распространены случаи, когда вместо перегоревшего предохранителя вставляется новый элемент, купленный в магазине и соответствующий маркировке гнезда: 10 А на 10 А, 15 А на 15 А и т. д. Вот только при скачке тока вылетает все что угодно, только не предохранитель. Почему? Да просто потому, что защитный элемент оказывается не перегорающей "злой шуткой" китайского производства. Ни от чего такой предохранитель не защитит. Так что обращайте внимание на страну производства этой детали».
Нюансы английских названий
«Fusible link переводится как "предохранительное соединение", а вовсе не как "плавкая вставка". То есть это просто кусок проводки, лишенный привычных контактов. Перегорает он при немаленьких токах, что делает его во многом бесполезным».
Особенности работы разных предохранителей
«Защитные элементы можно еще классифицировать по времени срабатывания на "быстрые" и "медленные". Первые сгорают практически мгновенно, стоит только току подскочить выше нормативного значения. А вот медленные сгорают только после длительного импульса. Тут уже все что угодно успеет сгореть…»
Отличия дорогих от дешевых
«Дешевые предохранители содержат алюминиевые вставки. Они и окисляются от нагрева при работе в штатном режиме, и контакт в колодке ухудшается в результате присутствия воздуха. В итоге нагрев становится еще сильнее, и все это может легко привести к пожару. Вставки же дорогих защитных элементов выполнены из специального сплава».
Заменяемость
«Параметр, на который реагирует предохранитель, – это сила тока. Напряжение здесь играет второстепенную роль – от его величины зависит, будет ли при перегорании защитного элемента возникать электрическая дуга. Иными словами, предохранитель, рассчитанный на более высокое напряжение, вполне можно ставить на место элемента с меньшим номиналом по напруге. Лишь бы номинал по силе тока совпадал».
Предохранители нужно устанавливать в строгом соответствии с указанным номиналом, в том числе при замене их на экземпляры из менее значимых электроцепей. И ни в коем случае нельзя устанавливать вместо защитных элементов «жучки», медную проволоку или скрученную фольгу, а также монеты, болты и пр. Все это однозначно приведет к пожару! Отсутствие музыки в салоне того не стоит.