Потеря стоимости автомобиля: как минимизировать убытки
Радость от покупки легковой машины зачастую мешает осознать тот факт, что стоимость вашего приобретения начинает неукоснительно снижаться сразу же после того, как вы покидаете автосалон. Если вы приобрели не раритет и не автомобиль единичной сборки, то вложение денег в новое авто вряд ли можно назвать удачной инвестицией. Потеря стоимости автомобиля неотвратима. При этом каждый автовладелец должен представлять, насколько ниже будет цена спустя определенное количество времени – например, три года. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторичный рынок легкового автотранспорта – статистику и анализ продаж.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- В каких цифрах выражаются потери стоимости автомобиля по годам
- Как сильно дешевеют подержанные машины в зависимости от марки
- Что такое потеря стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО
- Как рассчитать потерю товарной стоимости автомобиля
Потеря стоимости автомобиля по годам
Исследования свидетельствуют о том, что через три года эксплуатации авто в среднем дешевеет на 28-49%. Эти цифры являются абстрактными величинами. Настоящий процент потери стоимости автомобиля в наибольшей мере зависит от его класса:
- На 28-35% в течение первых трех лет использования дешевеют авто сегмента «гольф», середнячки и компакты, в т. ч. кроссоверы. Эти машины относятся к моделям, обесценивающимся медленнее всего.
- 37-42% - потеря стоимости среднеразмерных SUV стоимостью до 3 млн. рублей после того, как их интенсивно эксплуатируют три года.
- Почти вполовину, на 43-49% дешевеют паркетники класса люкс, а также седаны, стоимость которых начинается от 3 млн. рублей.
Существуют две главные временные точки потери стоимости автомобиля: день приобретения транспортного средства и первые 12 месяцев эксплуатации. Во второй год цена автомобилей остается почти неизменной, снижаясь примерно на 5-10%. Для первой половины третьего года характерна практически такая же потеря. Конец гарантийного срока – это ликвидный период сбыта.
Какова потеря рыночной стоимости автомобиля тотчас после приобретения? При выезде из автосалона массовые модели сразу же дешевеют примерно на 10%. Причина заключается в том, что вряд ли можно найти покупателя, согласного купить машину с рук по цене дилера.
Как только новое транспортное средство обкатано другим водителем, оно переходит в разряд б/у. Резкая потеря стоимости автомобиля происходит вследствие исчезновения заводской свежести. Следовательно, пытаться продать «новье» - плохая идея. Покупательский спрос на такой товар находится под большим вопросом, продавец же, в свою очередь, понесет значительные убытки.
Какова потеря стоимости автомобиля за год? В первые 12 месяцев эксплуатации новое транспортное средство дешевеет в среднем на 20%. Если рассматривать общую потерю за трехлетний период, доля первого года в ней относительно мала. Большой процент обуславливается суммой, которая складывается из существенной потери стоимости тотчас после приобретения авто (10%) и резким утрачиванием товарной свежести в следующие 12 месяцев (еще 10%).
От чего зависит цена на вторичном авторынке? На нее оказывает влияние огромное количество факторов, в число которых входит даже цвет кузова машины. Например, интенсивный желтый тон в сегменте бюджетных авто вызывает у покупателей стойкую ассоциацию с такси. При этом бесполезно доказывать, что автомобиль не убивался, все доводы наталкиваются на дисконт до 20% от выставленной продавцом цены.
Ликвидный цвет для компактов и автомобилей класса «гольф» - красный. При отсутствии сколов и царапин существует большая вероятность быстро найти покупателя для такого авто и продать его без потери в цене. Для сегментов премиум и бизнес предпочтителен консерватизм: белый, черный и серебристый оттенки.
Стоимость автомобиля на вторичном рынке зависит также от следующих факторов:
- репутации бренда;
- надежности модели;
- величины расходов на содержание и ремонт;
- соотношения спроса и предложения вплоть до комплектации конкретной машины;
- динамики изменения цены новых авто;
- присутствия у дилеров рестайлинговых версий.
При этом большое влияние оказывает также степень уступчивости покупателя и уверенности в себе продавца.
Потеря стоимости автомобиля по маркам
Разумеется, наиболее выгодно приобретать, а затем продавать машины популярных моделей. Благодаря их востребованности потеря стоимости авто происходит медленнее. Если вы за три года потеряете лишь 10-20% вложенных средств, это будет успехом, обусловленным правильным выбором или благоприятным стечением обстоятельств, что случается гораздо реже.
С помощью разнесения автомашин по классам определим, какие именно из них дешевеют меньше всего в каждом конкретном сегменте. Рейтинг потери стоимости автомобилей рассчитывается, исходя из трехлетнего срока эксплуатации.
Ниже представлены таблицы потери стоимости популярных автомобилей по маркам:
Легковые автомобили, дешевеющие в наименьшей степени |
|||
Класс |
Рейтинг |
Марка |
Потеря стоимости, % |
B |
1 |
Renault Logan/Sandero |
14,5 |
2 |
Hyundai Solaris |
15 |
|
3 |
Kia Rio |
15,5 |
|
C |
1 |
Hyundai Elantra |
17,5 |
2 |
Mazda 3 |
17,7 |
|
3 |
Kia Cerato |
19,3 |
|
D |
1 |
Skoda Superb |
16 |
2 |
Mazda 6 |
16,2 |
|
3 |
Kia Optima |
17 |
|
E |
1 |
Lexus ES |
24,1 |
2 |
Mercedes-Benz CLS-Class |
25,5 |
|
3 |
Audi A7 |
27 |
|
F |
1 |
Mercedes-Benz S-Class |
31 |
2 |
BMW 7-Series |
34 |
|
3 |
Jaguar XJ |
44 |
Популярность SUV растет из года в год, их уже давно не причисляют к разряду легковых авто. Премиальные модели также выделены в отдельную таблицу, так как их достаточно много.
Компактные и среднеразмерные кроссоверы, теряющие в цене медленнее всех |
|||
Класс |
Рейтинг |
Марка |
Потеря стоимости, % |
B |
1 |
Lada 4×4 |
15 |
2 |
Renault Duster |
15,4 |
|
3 |
Chevrolet Niva |
21 |
|
C |
1 |
Mazda CX-5 |
8 |
2 |
Mitsubishi Outlander |
14 |
|
3 |
Honda CR-V |
16 |
|
D |
1 |
Kia Sorento |
17 |
2 |
Toyota Land Cruiser Prado |
19 |
|
3 |
Hyundai Santa Fe |
21 |
|
E |
1 |
Toyota Land Cruiser 200 |
13 |
2 |
Volkswagen Touareg |
21 |
|
3 |
Mitsubishi Pajero |
22 |
Информация о кроссоверах:
Премиальные кроссоверы, которые дешевеют медленно |
|||
Класс |
Место в рейтинге Рейтинг |
Модель Марка |
Потеря стоимости, % |
C |
1 |
Mercedes-Benz GLA-Class |
23 |
2 |
Audi Q3 |
25 |
|
3 |
Land Rover Range Rover Evoque |
26 |
|
D |
1 |
Porsche Macan |
18 |
2 |
Lexus NX |
19 |
|
3 |
Infiniti QX50 |
24 |
|
E |
1 |
Audi Q7 |
17 |
2 |
Porsche Cayenne |
20 |
|
3 |
Lexus GX |
21 |
Далеко не все пользующиеся популярностью авто попали в ТОП самых малых потерь по стоимости за три года использования, поскольку подобный рейтинг был бы чересчур большим. Однако, существуют и другие причины. Например, китайским автомашинам не место в зачете: они не пользуются популярностью, поэтому не являются выгодным вложением. Их цена на вторичном рынке может составлять лишь 30% от изначальной.
Потеря стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО
Утратой товарной стоимости по страховому полису называется условная величина снижения рыночной стоимости автомашины, восстановленной в соответствии с нормативными требованиями после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью такой же неповрежденной модели. Проще говоря, она является разницей между ценой побывавшего в ДТП авто и аналогичного автомобиля, не попадавшего в аварию.
В этом году ведется большое количество дискуссий вокруг проблем, связанных с выплатами страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Это связано с серьезным увеличением числа требований от потерпевших к страховщикам, обратившихся по поводу возмещения ущерба от потери УТС. Автовладельцы должны обязательно ориентироваться в этой теме. Поскольку УТС установлена законодательно, водители могут сами следить за соблюдением всех своих прав.
Поговорим о ключевых положениях. В соответствии с ОСАГО потерей товарного вида является ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП. Машина при этом дешевеет в результате ухудшения внешнего вида и уменьшения надежности ее некоторых деталей.
Постановление Верховного суда от 2015 года гласит, что любая страховая компания обязана возместить утраченную стоимость автомобиля. Согласно ОСАГО, УТС определяется в соответствии с рыночной стоимостью машины.
Утраченная стоимость включает:
- потерю внешнего вида, повреждение лакокрасочного покрытия авто;
- ухудшение эксплуатационных характеристик;
- снижение прочности технических узлов автомобиля вследствие ремонтных работ.
Необходимые условия для возмещение УТС по ОСАГО в 2019 году:
- Автомобиль иностранного производства должен быть выпущен не более пяти лет назад, российского и стран СНГ – не более трех лет.
- Водитель данного транспортного средства не должен быть признан виновником ДТП.
- Компенсация не может быть больше 400 тысяч рублей.
- Утрата товарной стоимости автомашины по страховке предусматривается исключительно для новых деталей. Следовательно, рассматриваемые в рамках УТС по произошедшей аварии технические узлы не должны быть повреждены в результате ДТП, произошедших ранее.
Любая компенсация по УТС выплачивается на основании судебного постановления.
Расчет потери товарной стоимости автомобиля
Чтобы рассчитать УТС, сегодня можно использовать несколько формул. О том, какая из них будет применена конкретно, указывается в договоре со страховщиком. При этом не существует способа расчета стоимости потери товарного вида автомобиля, более выгодного для одной ил другой стороны, поскольку показатели являются индивидуальными.
Чаще всего на сегодняшний день УТС рассчитывается с помощью формулы Минюста и метода Хальбгевакса. Для их применения необходимы математические расчёты и специальные таблицы. Единая методика для определения УТС не используется.
- Формула Минюста
Этот алгоритм применяется в большинстве случаев, так как им обычно пользуются специалисты при назначении экспертизы по суду. С его помощью производятся и досудебные расчеты, чтобы не было различий между выводами экспертов до суда и по его определению.
Такой метод расчета относительно прост. Цену машины на момент ДТП необходимо умножить на коэффициент УТС, который берется из приложения к законодательному акту Минюста. Полученный результат умножается на 100%, и таким образом вычисляется полная стоимость.
Формула Минюста:
S * ∑ Ki / 100, где:
S –стоимость машины до ДТП
Ki –коэффициент для каждой поврежденной детали, который рассчитывается экспертами.
- Алгоритм Хальбгевакса
Эта методика находит частое применение в страховании. С ее помощью можно точно рассчитать УТС, поэтому она имеет признание на международном уровне. Этот способ имеет сходство с методом Минюста, но отличается показателями.
Для вычисления УТС коэффициент повреждения, взятый из специальной таблицы Хальбгевакса, нужно поделить на 100.
Вот эта таблица:
Затем надо сложить рыночную цену авто на момент починки и общую стоимость ремонта. Последнее действие – перемножение показателей, полученных с помощью двух вычислений. Этот алгоритм расчета УТС используется страховыми компаниями в том случае, если по договору не было предусмотрено применение другой методики.
Формула Хальбгевакса:
К / 100 * (ЦР+СО), где:
К – табличный коэффициент
ЦР – цена машины б/у состоянии
СО – полная стоимость восстановления транспортного средства.
Вычисления могут показаться сложными. Однако на сегодняшний день в Сети вы всегда сможете найти калькулятор потери стоимости автомобиля.
Вывод из всего вышесказанного заключается в следующем: потеря с годами стоимости автомобиля – явление неизбежное. Не забудем и об исключениях, когда авто после покупки не дешевеет, а дорожает. Это относится к версиям Limited, тираж которых ограничен. То же происходит и с совершенно новыми моделями автомашин, очередь на приобретение которых расписывается заранее. Однако общая тенденция такова: в целях экономии лучше остановить свой выбор на бюджетных авто, предпочтя их классу премиум или бизнес. Тогда есть шанс избежать потери стоимости автомобиля.
Через сколько лет пользования выгоднее всего продавать машину: мнения автолюбителей
- «Зачем кого-то слушать?»
«Далеко не все хотят выложить 500 000 за маленькую бюджетную колымагу только потому, что она новая! Эту сумму можно потратить на 3-5-летнее авто, но более высокого класса. Это относится ко всем ценовым сегментам. Разве обязательно следовать чьему-либо мнению? Эксплуатируешь автомобиль, он тебя устраивает и не причиняет хлопот – отлично, используешь его дальше. Когда он перестанет нравиться – продаешь, покупаешь другой.
Заскучал по престижу – продал старый беспонтовый, добавил средств, приобрел понтовый. У тебя седан, а хочется внедорожник – продаешь седан, покупаешь внедорожник. Я считаю, что так верно, разве нет?»
- «Только новое!»
«Следует приобретать только новый автомобиль. А затем эксплуатировать его по полной программе, а не трястись над ним, мечтая впоследствии впарить какому-нибудь дурачку без потери в деньгах. И продать, когда закончится гарантия. Разумеется, здесь многое зависит и от машины, и от владельца. Некоторые и сегодня колесят по России на авто, выпущенных в 80-90х годов н.э.».
- «Реклама – зло!»
«Изучая ресурсы Сети, я столкнулся с большим количеством аргументов в пользу замены автомобиля. Кажется, что существует заговор журналистов, решивших уговорить меня сменить авто. В действительности это ощущение совпадает с реальностью, поскольку автомобильные журналы перестали быть познавательными уже давно, превратившись в площадки для рекламы.
Выскажусь по поводу более долговременного использования транспортного средства, чтобы опровергнуть ряд стереотипов. Многие находятся в плену у предрассудков, в частности, что «машины сегодня не такие, какими были раньше». На самом деле это далеко не так. Уважаемое агентство JDPower приводит следующие данные: в течение последнего десятилетия поломки авто происходит примерно в 2(!) раза реже чем раньше, их количество уменьшилось с 216 до 105 в среднем по индустрии. Поэтому при аккуратной и не слишком частой эксплуатации машины (пробег от 10 до 25 000 км в год), у вас есть еще 2-3 года, чтобы абсолютно спокойно пользоваться ею.
В том случае, если вы совершенно не разбираетесь в моторах, а гарантийный срок подходит к концу, не стоит паниковать и пытаться избавиться от автомобиля. Большинство дилеров предлагает программы продления гарантии. Вы можете воспользоваться ими за небольшую плату, если желаете избежать риска. Кроме того, есть специальные программы страховки автомобиля от поломок.
Вы стали дачником? Или у вас прибавление в семье? Возникает искушение приобрести авто побольше? Прикупить внедорожник? Остановитесь и спросите себя, как вы справляетесь с ситуацией в режиме реального времени. Вам на самом деле необходима смена автомобиля, или просто наскучила старая машина? Приведу отличный пример. Все мы знаем из рекламы, что для большой семьи нужно большое авто. Но у меня есть хороший друг, трое детей и жена которого отлично помещаются в простой Хонде Цивик и вполне довольны!
Кроме того, через три года потеря в цене существенно замедляется. Учтите, используя машину еще 12 месяцев, вы сможете продать ее за те же деньги, что и годом раньше».
- «Отечественные авто можно менять хоть каждый год»
«Чем меньше срок эксплуатации автомобиля, тем проще его продать и избежать потери в цене. И, наоборот, чем больше возраст авто, тем сложнее найти покупателей.
Старый автомобиль – причина возникновения проблем и потери денег. Каждый год нужен ТО. В европейских странах за машины, которым больше 5 лет, надо заплатить дополнительный налог. Скорее всего, это скоро введут и у нас. Обслуживание трансмиссии, двигателя и т.д. – еще одна потеря средств из-за почтенного возраста авто. Кроме того, никто не отменяет случайных поломок.
Для себя я решил, что буду покупать новый автомобиль через каждые 3 – 5 лет, после окончания гарантийного срока старого. И неважно, если будет маленький пробег. Тогда есть возможность продать без потери в деньгах. Российские машины можно менять ежегодно, поэтому к ним это не относится».