Почему заблокировался руль и замок зажигания: все ответы
Ситуация, когда заблокировался руль и замок зажигания, знакома практически всем автовладельцам с большим стажем вождения. Это происходит в результате неполадок в машине либо по недосмотру хозяина транспортного средства. В любом случае, мало приятного в том, что автомобиль не заводится в самый неподходящий момент. Есть несколько выходов из сложившейся ситуации, о них и пойдет речь в статье.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- По каким причинам в авто блокируется руль и замок зажигания
- Что делать, если неожиданно заблокировался руль и замок зажигания
- Как быть с блокировкой руля в импортных авто
- Что делать, если иммобилайзер не видит ключ зажигания
Почему заблокировался руль и замок зажигания

В проблеме может быть виновата установленная в авто система безопасности, сработавшая как при попытке угона. Стандартный противоугонный механизм действует просто: поворот руля становится невозможным благодаря специальному «язычку», который выходит из замка в паз, расположенный на колонке руля. Это очень распространенное устройство, оно применяется в большинстве систем безопасности.
Вот, что могло привести к тому, что заблокировался руль и замок зажигания:
- неправильные манипуляции водителя. В большинстве авто разблокирование руля осуществляется в момент запуска движка. Блокировка с руля не снимается, если водитель вставил ключ не до упора и произвел его поворот. Более того, есть некоторые марки авто, например, российские, где ключ после таких действий невозможно будет вернуть в начальную позицию;
- механическая неисправность личинки замка, вставленный и обломанный ключ;
- установка режима паркинга на авто с коробкой «автомат» также блокирует руль.
При возникновении данной проблемы в первую очередь нужно совершить попытку завести машину, продолжая проворачивать ключ в нужном направлении.
Автовладельцы со стажем советуют вместе с поворотом ключа раскачивать руль. На эти действия может уйти до десяти минут, но зато в большинстве случаев блокировка снимается.
Совет для тех, у кого машина с коробкой «автомат»: проверьте, не включен ли у вас режим парковки.
Очень важно не приложить чрезмерные усилия и не обломать лезвие ключа. Если такое случится, скважина замка станет совершенно недоступна.
Случается, что перечисленные способы не помогают справиться с ситуацией и разблокировать руль. Тогда можно воспользоваться другими, описанными ниже рекомендациями.
Что делать, если заблокировался руль и замок зажигания

Итак, вы вставляете ключ, но повернуть его не можете. С такой картиной в своей жизни столкнулся практически каждый автовладелец. Ключ есть, машина исправна, но нет возможности завести ее и поехать. Существует несколько причин этой проблемы и несколько способов ее решения.
У нас в стране на многих автомобилях установлены самые обыкновенные замки зажигания, так сказать с «дедовских» времен. Что делать, если заблокировался руль и замок зажигания? Движок в таких машинах запускается так: вставляете ключ, поворачиваете до запуска мотора, затем дальше, до конца. Тогда замыкаются контакты в группе зажигания, и стартер получает от аккумулятора разряд электричества.
Действия, вроде бы простые, однако не всегда ключ входит в замок. Случается так, что удалось его ввести, но не повернуть. Причины могут быть разные, но поддаваться панике не стоит. Итак, заблокировался руль и замок зажигания, что делать и почему это могло произойти? Разобраться не так уж сложно.
- Срабатывание блокировки рулевой колонки.
Зачастую руль и замок блокируются противоугонной системой, установленной в авто еще на заводе. Суть ее действия сводится к тому, чтобы не давать повернуться рулю, если в замок не вставлен ключ. Механизм, вроде бы предназначен для борьбы с угонами, чтобы злоумышленник не смог уехать на чужой машине, но и сами водители часто сталкиваются с такой проблемой.
Для снятия блокировки нужно вместе с поворотом ключа в замке пытаться раскачивать руль из стороны в сторону, постараться найти точку, в которой он провернется и замкнет контактную группу. Чаще всего это срабатывает при «довороте» руля в какую-то одну сторону.
- Замерзание механизма из-за низких температур.
Зимой, особенно в сильный мороз, из-за скопившегося конденсата в машинах замерзают разные механизмы, замки на дверцах и багажнике, крышка топливного бака. Не исключение и личинка в замке зажигания. В результате в него невозможно ввести или прокрутить ключ. Итог — заблокировался руль и замок зажигания, что в таком случае делать?
Выход один: прогреть замок. Использовать можно любые способы, кроме открытого огня. Во-первых, это весьма опасно и может вызвать возгорание. Во-вторых — приведет к порче пластиковых поверхностей и закоптит руль. Попробуйте прогреть механизм рукой, дыханием, феном, просто чем-то теплым. Вообще для этого лучше использовать специальные размораживающие жидкости. Опытные автовладельцы еще до того, как ударят морозы, капают в цилиндр чуть-чуть антифриза или обрабатывают замок силиконовой смазкой.
- Сильное загрязнение или износ механизма замка.
Причиной того, что заблокировался руль и замок зажигания, не вставляется или не проворачивается ключ, может стать скопившийся в процессе эксплуатации мусор, продукты износа. Такое случается при любых погодных условиях, вне зависимости от того, зима на дворе или лето.
Более или мене прочистить замок собственными силами можно спиртом или универсальным средством WD-40. Его впрыскивают в замок, вымывая, таким образом, собравшийся мусор. Позаботьтесь о том, чтобы вытекающая грязь не запачкала машину, подстелите резиновый коврик или простую тряпку. После того, как механизм будет вымыт и высушен, смажьте его. Досконально прочистить замок можно, лишь полностью разобрав и сняв его. При необходимости лучше доверить эту работу профессионалам.
- Деформация ключа.
Ключ тоже может претерпеть деформацию в процессе использования. Многие применяют его, к примеру, вместо открывалки для бутылок. Это портит ключ и приводит к заметным изгибам.
Подобная искривленность исправляется вручную, стоит лишь закрепить край ключа в узкой щели и выровнять. Еще можно простучать его небольшим молотком или киянкой, положив лезвие ключа на твердое ровное основание.
- Износ ключа.
Бывает, что ключ значительно изношен. Это тоже становится причиной того, что заблокировался руль и замок зажигания. Это связано с тем, что штифты в личинке замка не располагаются так, как нужно, и двигатель не запускается. Попытайтесь воспользоваться вторым ключом.
Если запасной ключ работает исправно, то придется пользоваться именно им, и обязательно заказать на всякий случай еще одну копию.
- Поломка цилиндра замка.
Поломка замка — более серьезная проблема. В этом случае внутри механизма толкатели и пружинки теряют правильное местоположение.
Для ремонта замок придется разобрать или полностью выковырять сердцевину, но тогда любой заведет ваше авто с даже помощью простой отвертки. В таких случаях лучше, все-таки, поставить новый механизм.
- Неправильное положение селектора «автомата», севший аккумулятор.
Ключ может не вставляться в замок в некоторых машинах, работающих на «автомате», если ручка стоит в положении Р (паркинг) или нейтральном. Кроме того, существуют модели, которые не заводятся, если зарядка аккумулятора уже на низком уровне.
Если заблокировался руль и замок зажигания по одной из этих причин, следует зарядить аккумулятор (либо поменять его) или установить подходящее положение передачи.
- Не тот ключ.
Подобные ситуации кажутся смешными, однако происходят не так уж редко. В особенности, если у человека несколько автомобилей. Ключи от разных машин, кстати, чисто визуально бывают очень похожи между собой. Не путайте ключи, и проблемы не возникнет.
Что делать, если руль и замок зажигания заклинило «намертво»

Итак, вы уже испробовали все, что могли, но что делать, если заблокировался руль и замок зажигания и вам не удается решить проблему? В такой ситуации все, что вам остается, — это полностью демонтировать механизм и установить на его место новый. Вот как это делается:
- Чтобы подобраться к замку, придется демонтировать кожух рулевой колонки.
- В зависимости от конструкции авто нужно подобрать подходящий инструмент и найти способ, чтобы срезать язычок блокировки. Именно на него вы надавливаете, когда пытаетесь разблокировать замок силой, без демонтажа.
- Теперь можно открутить замок отверткой. Какая из них лучше подойдет — тоже зависит от модели машины и устройства механизма.
- Если вы достаточно опытный автовладелец, то можете установить новый замок самостоятельно, действуя в обратном порядке. И хорошо, если это будет механизм именно той марки, которая нужна для вашего авто. Либо обратитесь к профессионалам, узнав предварительно, есть ли в наличии спецоборудование и подходящие комплектующие.
Теперь вы знаете порядок действий, если заблокировался руль и замок зажигания и необходима замена. Остается лишь подготовить инструмент для работы: набор отверток, возможно, зубило и дрель.
Проблема с ключом зажигания на автомобилях ВАЗ

Очень многие владельцы автомобилей отечественного производства на собственном опыте убедились в том, что система зажигания в наших машинах не очень надежная.
В старых советских моделях ключ мог сломаться прямо в замке. И это не такая уж беда по сравнению с тем, что может случиться в современной «Калине» или «Приоре»: бывало много ситуаций, когда прямо во время движения блокировался руль и замок зажигания. Это приводило к ДТП. Что характерно, производители относят подобную проблему к особенностям конструкции, но никак не к категории брака или недоработки.
Поначалу было установлено, что причина в электроусилителе руля, однако выяснилось, что это не так. Оказалось, что замок зажигания слишком тонко реагирует на повороты руля. Суть в следующем: когда ключ повернут в позицию «зажигание», блокирующий язычок находится вне паза. Однако при малейшем сдвиге ключа блокиратор срабатывает, и руль сразу клинит. В «Калине» и «Приоре» достаточно нескольких поворотов руля из стороны в сторону, чтобы ключ отошел от положения зажигания, заблокировав тем самым возможность управления автомобилем.
Все, что рекомендует производитель для устранения данной проблемы, — в процессе езды регулярно проверять, правильно ли стоит ключ. Чтобы не испытывать такого неудобства, тем более не столкнуться с ситуацией, когда во время движения заблокировался руль и замок зажигания, можно подойти к решению вопроса кардинально — попросту разобрать конструкцию и спилить блокирующий язычок.
Иммобилайзер не видит ключ и заблокировал запуск двигателя

Что за устройство иммобилайзер? Говоря простым языком, это обездвиживатель авто. Он стал входить в комплектацию машин еще в прошлом веке, примерно с 90-х годов. Его назначение — не позволить злоумышленникам завести машину «посторонним» ключом.
Нередко бывает, что иммобилайзеру не удается «узнать» ключ, в результате он не дает машине завестись, а если и дает, то мотор почти сразу глохнет. Чтобы понимать в таком случае, почему заблокировался руль и замок зажигания, и что делать, нужно немного представлять себе устройство иммобилайзера.
Он включает в себя:
- непосредственно блок иммобилайзера;
- блок, отвечающий за управление двигателем;
- чип, который встроен прямо в корпус ключа;
- рядом с замком зажигания — петля накачки. Если ключом служит карта, то должен быть карт-ридер;
- есть модели авто, в которых чип распознается посредством радиоканала. Его радиус действия — до пяти метров.
В некоторых моделях блок иммобилайзера и петля накачки представляют собой совмещенную воедино конструкцию.
Устройство срабатывает следующим образом: чип активируется от импульса напряжения, которое доходит до петли накачки в тот момент, когда вы включаете зажигание. Чип, вмонтированный в ключ, имеет свой индивидуальный код, который распознает петля. Полученная информация идет в блок иммобилайзера.
Чаще всего внутри салона он размещен где-то в области центральной консоли. Блок двигателя получает от блока иммобилайзера сформированный им специальный код. Если он правильный, то мотор легко запускается. Если нет — система срабатывает так, чтобы заблокировался руль и замок зажигания, либо движок запустится, но заглохнет через пару секунд.
Вообще, если иммобилайзер дает сбой в работе, это считается серьезной неисправностью, потому что схема работы прибора не проста. Ремонт этого устройства стоит недешево и по силам только опытному специалисту-чиповщику, имеющему в своем распоряжении необходимое оборудование. Рядовой автоэлектрик с такой работой не справится.
Если с блокировкой противоугонной системы (или нештатного иммобилайзера) еще можно как-то разобраться, то «обхитрить» штатный иммобилайзер не так-то просто. Заблокированными могут оказаться разные функциональные системы машины, не только зажигание и руль, но и работа стартера, подача горючего. Машина, скорее всего, не будет функционировать нормально, даже если мотор удастся запустить.
Основные причины того, что иммобилайзер заблокировал запуск двигателя:
- в родном ключе пришел в негодность чип;
- в блоке иммобилайзера произошло нарушение в цепях питания;
- в блоке управления двигателем есть сбои в цепи питания;
- в ключе разрядилась батарейка (это не относится к случаям, когда у чипа есть автономное питание в виде кристалла, установленного в керамическом корпусе, не имеющем никаких выводов);
- сбой взаимодействия между блоками управления мотором и иммобилайзера;
- использование постороннего ключа;
- сбой в цепи питания, идущей к петле накачки, либо обрыв петли;
- от возникшего сильного электромагнитного импульса может полностью нарушиться прошивка блока иммобилайзера или блока управления мотором;
- случается, что заблокировался руль и замок зажигания, если разрядился аккумулятор или произошло обесточивание клемм. Чаще такое случается, когда зажигание включено.
Чтобы выявить причину неисправности той или иной системы, из-за которой невозможно запустить движок, следует проделать ряд конкретных последовательных шагов.
Вот сигналы, по которым можно понять, что в работе иммобилайзера произошел сбой:
- на панели приборов или компьютерном дисплее включился светящийся ключик;
- стартер исправен, однако его вращение заблокировано;
- бортовой компьютер показывает на дисплее надписи «Key», «Secret», «Immobiliser»;
- в момент включения зажигания на панели приборов мигает светодиод. При исправном иммобилайзере такого не происходит.
Понять, что иммобилайзер дает сбой в работе, можно лишь в момент запуска мотора. Если он глохнет на ходу, то устройство тут ни при чем. Иммобилайзер выполняет свою работу лишь в момент, когда нужно распознать ключ, после этого «засыпает» до тех пор, пока не понадобится снова включить зажигание.
Что делать, когда иммобилайзер заблокировал руль и замок зажигания
Компьютерная диагностика — самое верное средство для выявления неисправности иммобилайзера. Она всегда показывает, в чем проблема.
Иногда проверить исправность блока управления мотором невозможно, если иммобилайзер находится в неисправном состоянии. Это особенность некоторых авто, к примеру, Daewoo Matiz.
Если заблокировался руль и замок зажигания, но нет возможности быстро провести диагностику, то попытаться найти причину проблемы можно следующим образом:
- Убедиться, что в ключе есть чип. Он мог попасть в руки к детям, а те, играя, нарушили целостность корпуса, собрали его, как смогли, утеряв при этом чип. Просто разберите ключ и проверьте.
- Возможно, элемент питания в ключе просто разрядился, и нужно поставить новый. Это касается ключей с вмонтированной электронной схемой, от которой работает чип.
- Попробуйте воспользоваться вторым ключом, если он у вас есть.
- Как проверить исправность прошивки чипа, если запасных ключей нет? Обратиться к мастерам по изготовлению копий автомобильных ключей. В их распоряжении есть спецоборудование. Принцип его действия в том, что с размещенного в поле катушки ключа с исправным чипом код легко считывается, а с нерабочего — нет. Такая процедура стоит недорого.
- Проверьте работу петли накачки. Можно самостоятельно сделать петлю, подсоединить к ней светодиод и установить ее на замок зажигания, туда, где должна действовать «родная» петля. Светодиод загорится, когда поступит сигнал опроса. Часто для «прозвона» петли используют мультиметр. Показатель ее рабочего сопротивления находится примерно в промежутке между 20 и 500 Ом. Петля не будет считывать код, если на ней появился разрыв или произошло короткое замыкание. Придется ее заменить либо попытаться отремонтировать.
- Если заблокировался руль и замок зажигания, обязательно следует проверить, поступает ли питание к блоку иммобилайзера. Классическое распределение — минусовая шина, + 12 Вольт по шине 30 (всегда), еще через замок зажигания +12 Вольт по шине 15. Эти напряжения обязательно должны присутствовать, вне зависимости от того, как распределены выводы. Если где-то питание не поступает, следует убедиться в исправности предохранителей, которые обычно находятся в специальном блоке. Лучше проверить все, если вы не знаете, через какие из них идет запитка иммобилайзера.
- Точно так же проверяется наличие подачи питания в цепи блока управления двигателя. Процесс более простой, потому что в данном случае легче отыскать нужные предохранители.
- В ситуации, когда заблокировался руль и замок зажигания, может помочь банальное отключение аккумулятора. Нужно просто отсоединить клеммы примерно на четверть часа, не меньше. Иногда это спасает.
Если вам предстоит ремонт автомобиля, включающий в себя покупку контрактного движка и блока управления для него, то позаботьтесь о том, чтобы в комплект сразу входил иммобилайзер с чипом. Тогда процедура замены мотора будет абсолютно простой. Двигатель, блок управления к нему и новый иммобилайзер с чипом вам поставят сразу, что называется, «одним махом».
Если хотите, чтобы вообще никогда не возникало вопроса, почему заблокировался руль и замок зажигания, можно поступить так: установить безиммовый блок управления двигателем. Тогда иммобилайзером и чипом и вовсе не нужно пользоваться, следовательно, замок и руль не будут больше стопорить.
При наличии достаточного опыта и навыков можно выполнить безиммовую прошивку блока управления двигателя (но не каждого, все зависит от модели машины). Где находится микросхема памяти eeprom — подскажет Интернет.
Схема действий при этом довольно простая. На программатор ставится микросхема, которую предварительно нужно выпаять из блока. Через Интернет подбирается необходимая безиммовая прошивка, именуемая IMMO OFF, и закачивается в микросхему. После этого ее можно запаивать на прежнее место. Если вы не профессиональный электронщик и в вашем распоряжении нет нужного оборудования, то лучше не пытаться проделать процедуру самостоятельно, доверьте работу профессионалам.
Несколько советов автовладельцам:
- если нужно снять клеммы аккумулятора, то обязательно предварительно выключайте зажигание;
- нахождение рядом с приборами, дающими сильное электромагнитное излучение, может «испортить» ключи, поэтому лучше не оставлять их в таких местах;
- всегда нужно иметь копию ключа или позаботиться о том, чтобы у вас был дубликат хотя бы чипа. Решение проблемы обойдется недешево, если он потеряется или выйдет из строя;
- иммобилайзер может дать сбой в работе, если аккумулятор почти разряжен, а вы пытаетесь завести движок. Старайтесь этого не допускать, потому что в результате может оказаться, что именно из-за этого заблокировался руль и замок зажигания;
- не сцепляйте вместе ключи от разных авто. Вы можете случайно применить к машине «неродной» ключ, и его чип так же случайно может «откликнуться». Однако если после этого иммобилайзер сработает некорректно и засбоит, ремонт будет неизбежен.
Решение проблемы с гарантированным результатом
Неисправности могут быть разными, и, как было описано выше, совершенно по разнообразным причинам. В любом случае, если заблокировался руль и замок зажигания, самое правильное, что можно сделать, — это доверить устранение проблемы специалистам. При этом лучше всего отдать машину на ремонт именно официальному представителю компании-производителя автомобилей конкретно вашей марки, обратившись в дилерский или сервисный центр.
Если вам никогда не приходилось чинить авто собственными силами и вы не очень разбираетесь в устройстве и принципе работы его систем, то вряд ли у вас получится грамотно и безошибочно провести диагностику и точно установить причину, почему заблокировался руль и замок зажигания. Профессионалы гарантированно найдут поломку, которая может оказаться результатом выхода из строя какого-либо элемента.
Каждый автовладелец выбирает для себя наиболее подходящий способ борьбы с проблемой. Если замок и руль стопорит регулярно, это мешает нормальной эксплуатации транспортного средства, в конце концов, надоедает. Есть водители, которые монтируют в своих авто кнопку «старт», это избавляет от проблемы раз и навсегда.
В любом случае, какой бы подход к решению вопроса вы ни выбрали, всегда имейте в виду, что для выполнения ремонтных работ подобного вида следует иметь достаточно знаний и опыта. В особенности осторожно нужно подходить к моментам, когда предстоит замена деталей. Чтобы не навредить машине, останавливайте свой выбор именно на «родных» комплектующих для вашего авто, даже если они стоят дороже.