Нужно ли менять масло в коробке на механике
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Для чего нужно масло в коробке механики
- Когда нужно менять масло в коробке механики
- Как поменять масло в коробке механика
Множество вопросов у автолюбителей-новичков вызывает такая тема, как замена смазки в механической коробке передач. Нужно ли менять масло в коробке-«механике»? Ведь даже от производителей КПП часто можно услышать, что их продукция не нуждается в обслуживании. А если все же менять масло необходимо, то когда и как часто это нужно делать? Разберемся с проблемой в данной статье.
Зачем нужно масло в коробке механики
На сегодняшний день в автомобилях используется 4 типа коробок переключения передач:
- механическая («механика»);
- вариаторная;
- автоматическая («автомат»);
- роботизированная.
В коробке-автомат и вариаторе масло необходимо менять строго в соответствии с регламентом (через каждые 50–100 тысяч км пробега). Эти системы специально комплектуются фильтрами для очистки смазки. В механическую и роботизированную коробки смазка заливается, как правило, на весь срок службы, поскольку устройство «механики» и «робота» проще.
Принцип работы МКПП совершенно иной в сравнении с АКПП или вариатором. Передача крутящего момента выполняется «в сухую», в то время как в работе АКПП участвует масло. В автоматической коробке передача осуществляется с помощью гидротрансформатора, а в вариаторе — благодаря специальному ремню и изменяемым дискам.
В МКПП основную работу выполняют 2 смыкаемых диска — сцепление и «корзина». При отпущенной педали сцепления оба диска сомкнуты, а при нажатой размыкаются с помощью специальной вилки. В этот момент водитель может переключить скорость рычагом. После переключения педаль отпускается, происходит передача усилия двигателя к колесам через трансмиссионный узел.
Как правило, «механика» имеет 2 вала со специальными шестернями для каждой передачи. Как только рычаг переводится в позицию конкретной передачи, соответствующая шестерня переходит в зацепление с помощью специальных вилок.
Механическая коробка не имеет ни маслонасоса, ни гидротрансформатора. Этим она отличается от «автомата», где трансмиссионная жидкость, называемая для упрощения маслом, играет роль рабочего тела и служит для передачи крутящего момента. Похожую задачу смазка выполняет и в дизельных двигателях на гусеничных транспортных средствах. Там давлением жидкости проворачивается коленвал, в результате чего происходит зажигание.
Для чего же тогда нужно масло в «механике»? На самом деле оно необходимо для выполнения трех важных функций:
- Смазывание деталей КПП. Внутри коробки имеются шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Смазка обеспечивает наиболее плавное зацепление, уменьшая возникающее трение и, соответственно, увеличивая ресурс деталей. Помимо этого жидкость помогает удалять продукты трения — мелкую стружку и металлические частицы.
- Защита от коррозии. Масло создает защитную пленку, которая обволакивает детали и препятствует развитию коррозионных, окислительных процессов, а также защищает от трения. Таким образом, дополнительно продлевается срок службы «механики».
- Отвод тепла. Во время движения автомобиля смазочная жидкость в МКПП нагревается примерно до 150 градусов Цельсия. Температура же соприкасающихся участков шестерен в процессе езды вдвое выше. Поэтому смазка частично охлаждает находящиеся в зацеплении детали.
В целом даже небольшое количество масла в «механике» (2,5–3 л) способствует значительному продлению срока службы трансмиссионного узла. Как видим, в АКПП смазочная жидкость и вовсе жизненно необходима для нормальной эксплуатации узла.
Нужно ли менять масло в коробке механика
Любой автовладелец знает о том, что стабильная работа узлов и механизмов возможна, только если регулярно менять масло в них. Речь идет не только о двигателе, но и о коробке передач. В сети можно найти массу информации о периодичности замены смазки в АКПП. Наиболее оптимальным периодом считаются 50–60 тысяч км пробега. О том же, как часто менять жидкость в «механике», известно не так много. Не для всех обладателей авто с механической коробкой очевиден оптимальный срок замены смазки, при котором трансмиссия служила бы долго, не вынуждая водителя думать о ремонте. Многие и вовсе уверены в необязательности этой процедуры и убеждены в том, что «механика» и так прослужит без ремонта долгие годы на единожды залитом масле. Более того, не все автовладельцы представляют, какой именно состав залит в коробку. Но напомнить о необходимости замены может сама «механика», начав издавать характерный вой на первых двух передачах уже спустя 120–150 тысяч км. Это будет означать, что пора менять смазку.
Фактически, жидкость заливается в МКПП действительно на весь срок службы, до тех пор, пока узел не выйдет из строя по причине низкого качества смазки. В этом случае необходимо разобраться в самом понятии «срок службы».
Сегодня уже общеизвестно, что практически весь автотранспорт, реализуемый в России, разрабатывается в других странах. А там и автомобили в среднем служат меньше, и водители их меняют чаще, по желанию, а не из необходимости, когда на старом авто уже невозможно ездить. Встречаются случаи, когда на свалку отправляются подержанные, но еще пригодные для использования автомобили с мелкими неисправностями. Водитель покупает новое авто, ездит на нем до 5 лет, пока не закончится гарантия, и меняет на следующую машину. За рубежом этот период можно назвать сроком службы.
В России же ситуация иная. Здесь, особенно в провинции, до сих эксплуатируется множество автомобилей 1970-х годов выпуска. Машины не служили бы так долго, если бы в их коробках регулярно не меняли масло, поскольку запчастей для данных устаревших моделей уже давно нет в продаже.
Таким образом, если под сроком службы подразумевается 5-летний период с пробегом 100 тысяч км, то смазка в «механику» действительно заливается на весь этот срок. В случае, когда предполагается гораздо более длительное использование авто, масло лучше менять каждые 2–4 года либо пройденные 50 тысяч км — смотря какой предел наступит раньше.
Когда нужно менять масло в механике
Масло, заливаемое в «механику», рассчитано на 100 тысяч км пробега. Это значение стоит взять за основу, когда вы планируете в очередной раз менять трансмиссионную жидкость. Меньший интервал замены вполне допустим, а вот превышать указанный пробег на одной смазке не рекомендуется. Пройденное сверх нормы расстояние будет все сильнее изнашивать подвижные элементы МКПП, что в итоге может привести к незапланированному ремонту.
Уменьшить интервал замены масла до 80 тысяч км необходимо в случаях, когда транспорт часто используется на бездорожье (вне городских улиц и скоростных трасс), в спортивном режиме или для перевозки грузов. Это объясняется многократно повышенной нагрузкой на «механику», а значит и быстрым ее износом в указанных условиях. Продлить ресурс коробки поможет более частая замена смазки.
Руководства ко многим автомобилям с «механикой» дезориентируют автовладельцев, указывая, что менять трансмиссионную жидкость необязательно. Это ошибочное утверждение, поскольку без замены смазки трущиеся части механизмов не будут в должной мере защищены от износа. Коробка передач с изношенными элементами быстро выйдет из строя.
Менять масло в «механике» нужно еще и потому, что в процессе эксплуатации КПП испытывает температурные перепады и механическое воздействие. Внутри коробки появляются продукты износа. Все это оказывает негативное влияние на физические и химические свойства используемой в «механике» смазки.
Помимо плановых замен существуют особые ситуации, когда также необходимо менять смазку. Перечислим их ниже.
- Покупка подержанного автомобиля. После приобретения б/у авто в нем рекомендуется сразу же поменять смазку. Никто не даст гарантии, что предыдущий владелец менял масло в автомобиле в соответствии с регламентом.
- Замена КПП. В новую «механику» имеет смысл залить свежую жидкость. Однако ее можно не менять в случае, когда последняя замена смазки в старой коробке производилась по инструкции, а новую коробку было решено поставить не в связи с выходом из строя старой.
- Ремонт «механики». Причиной поломки КПП среди прочих может быть некачественное или отработанное масло. Поэтому после ремонта следует залить свежую жидкость.
- Посторонний шум или рывки во время переключения передач. Возможно, коробка передач неисправна. Первое, наиболее доступное средство исправить проблему заключается в замене смазки. Если своевременно менять жидкость, это в некоторых случаях поможет полностью устранить неисправность.
Кроме того, рекомендуется регулярно проверять качество механизмов и жидкостей в автомобиле. Для этого существуют услуга инструментальной диагностики.
Возможна ситуация, когда имеющееся в КПП масло недостаточно качественное, поэтому полноценно прослужить все 100 тысяч километров оно не сможет и его нужно менять. Также случается падение уровня жидкости в «механике» ниже допустимого, что способно вывести из строя коробку передач. Именно поэтому рекомендуют проверять уровень смазки через каждые 10–15 тысяч километров.
Выполнить такую проверку можно различными способами в зависимости от конкретной марки автомобиля. В общем случае нужно слить некоторое количество смазки, открутив в поддоне пробку. Анализ качества слитой жидкости выполняется по ее цвету и консистенции — чем темнее цвет, тем хуже качество смазки.
Проверять и менять масло в «механике» следует при возникновении двух признаков.
- Во время движения появился посторонний гул. Также переключение скоростей начало сопровождаться характерными рывками. Замена смазки в МКПП в данных случаях — первое, что нужно предпринять. После этого признаки неисправности, скорее всего, исчезнут. Переключение передач станет более плавным.
- Агрессивная манера езды с пробуксовками — еще один повод проверить состояние смазки в коробке передач. Такой стиль вождения приводит к постоянному нагреванию «механики», в результате чего смазочные и теплоотводные качества масла ухудшаются. Жидкость вспенивается, присадки, входящие в ее состав, теряют полезные свойства. Если такую смазку своевременно не поменять, КПП выйдет из строя и потребует дорогостоящего ремонта.
Если во время переключения передач вы замечаете какие-то изменения, это будет служить поводом для проверки состояния смазки в «механике».
Что думают автолюбители о замене масла в коробке механика
- «Со свежим маслом коробка работает как новая».
«Замена смазки в механике – достаточно дешевая процедура. К тому же масла нужно немного, пару литров, в отличие от автомата, который требует порядка 8–10 л. Я предпочел бы менять смазку каждые 60–70 тысяч км — это реально недорого! Зато при достижении 150 тысяч гул как таковой будет отсутствовать. Да, залитое в механику масло можно использовать весь срок службы, не сливая. Но замена смазки вдыхает в коробку новую жизнь, добавляет защиты и своевременно очищает от стружки».
- «Не будьте параноиками!»
«В автомобильном мире существует два типа автолюбителей: профессионалы и параноики. Последние, например, регулярно тщательно моют двигатель, ежегодно меняют трансмиссионную жидкость. Профессионалы же просто следуют регламенту для конкретного авто, меняя масло тогда, когда это необходимо. Мой совет: становитесь профессионалами, но не параноиками!»
- «Машине от замены смазки будет лучше».
«Езжу на своей „Симбе“ с МКПП 4 года. Масло менял не так давно. Хотя и утверждают что это необязательно, жидкость была уже не такой светлой, как раньше. Нужно ли менять масло в механике? Мой ответ — да, учитывая стоимость процедуры 800 рублей. Машина явно будет чувствовать себя лучше».
- «Не меняют лишь у нас».
«По какой-то причине только в нашей стране считается, что масло в «механике» менять не надо. В руководстве к моему авто на немецком языке сказано, что смазку требуется менять так же часто, как и тормозная жидкость. Поэтому не доверяйте советам местных „специалистов“ из автосервисов».
- «После замены масла проблемы исчезли».
«Вот и ко мне пришла мысль менять смазку в коробке. Мой „Форд Мондео“ проехал уже 135 тысяч км. За это время появились проблемы во время переключения передач — одни не хотели включаться, другие выключаться. В основном глючили две передачи. Осмотрели машину в сервисе, проверили тросики — они оказались в порядке. В итоге сказали, что нужно менять всю коробку. Я же решил самостоятельно залить новое масло, рекомендованное производителем авто, но не оригинальное по вязкости. Замена масла дала результат — переключение передач стало более легким. Проехав еще 80 тысяч км, я никаких проблем с механикой больше не обнаружил».