Можно ли ставить разные шины на разные оси: разбираемся в деталях
В чем проблема? Очень часто водители не знают, можно ли ставить разные шины на разные оси авто, так как слухи о запрете такого размещения появились давно. Не добавляет понимания и тот факт, что разные нормативные акты предоставляют противоречивую информацию.
Где искать ответ? Какие ставить колеса на свой автомобиль, указано в двух нормативных актах. Скажем сразу, что использовать разные в принципе не запрещено, но есть кое-какие нюансы, за которые может прилететь штраф.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Правила использования колес и шин различных форм
То, как правильно использовать колеса и покрышки разных конфигураций, указано в нормативных актах:
- ПДД (дополнения и список поломок).
- Технический регламент, определяющий безопасное использование автомобилей.
Чтобы ответить на вопрос, можно ли ставить разные шины на разные оси, необходимо изучить пункт пятый «Перечня неисправностей». В этом документе указаны требования к установке автоколес с разными шинами. Нельзя размещать:
- на ТС автошины разных модификаций, отличающиеся по габаритам и максимальной нагрузке;
- автопокрышки, габариты и конфигурация которых отличаются, к примеру радиальные, диагональные, камерные, бескамерные;
- автошины с разным рисунком протектора;
- покрышки морозостойкие и не обладающие данным качеством;
- новые и подержанные автошины на одновременно;
- покрышки ошипованные вместе с изделиями без шипов, даже если они установлены на разных осях.
Прежде чем решить, можно ли ставить разные шины на разные оси, необходимо учесть такие параметры, как рисунок протектора, уровень изношенности покрышек, комплектность крепежей колес к автодискам.
Согласно ПДД Российской Федерации нельзя ставить разные шины на разные оси, если:
- автопокрышки не подходят для вашего автомобиля по своим размерам и максимальной нагрузке (это указано в пункте 5.4. Правил дорожного движения России);
- шины с разными габаритами и конфигурацией: радиальные, диагональные, камерные, бескамерные;
- автопокрышки с разным рисунком протектора, если часть из них устойчивы к морозу, а другие – нет;
- шины, расположенные на одной оси, если одно колесо с глубоким рисунком протектора, а второе – стандартное; одна покрышка ошипованная, а вторая – без шипов (это также прописано в пункте 5.5. ПДД России).
По закону, можно ставить разные шины на разные оси, однако все дело в качестве различий. Поэтому, чтобы не нарушить нормативные требования, нужно учитывать множество важных моментов.
Ситуации, когда можно и нельзя ставить разные шины на разные оси
C шипами и без шипов
Шипованную и нешипованную резину одновременно запрещено устанавливать не только на одну ось, все четыре колеса должны быть однотипные.
Дело в том, что сцепление с асфальтовым полотном у покрышек с шипами и без шипов значительно отличается. Если нарушить данное требование, машину занесет.
Для зимы и для лета
У машины на зимних (устойчивых к воздействию низких минусовых температур) и летних покрышках (неморозостойких), сцепление с дорожным полотном будет отличаться.
По сравнению с ошипованными колесами зимние нешипованные (липучки) и летние покрышки по ПДД разрешено устанавливать на машину одновременно, но только попарно на переднюю и заднюю оси машины.
Запрещено устанавливать автошины для разных сезонов на одну ось, это правило также касается всесезонных покрышек.
Когда автомобилист решает укомплектовать одну машину летними и зимними покрышками, то необходимо поставить летние автошины на переднюю ось, а зимние на заднюю.
Если сцепление с дорожным полотном недостаточно хорошее, к примеру во время ливня, водитель сможет избежать аварии, выровняв машину, даже если автомобиль занесет.
В техническом регламенте о безопасности автомобилей предъявляются более жесткие требования. В пункте 5.5 говорится о том, что автопокрышки на всех колесах должны быть одного сезона.
Автовладельцы должны ориентироваться на ПДД, поскольку с учетом требований этого нормативного документа сотрудник госавтоиспекции сможет выписать штраф за отличающиеся автошины на разных осях.
Разных брендов
Можно ли ставить автошины разных брендов и производителей на автомобиль? Поступать таким образом не рекомендуется, поскольку проблематично подобрать в разных модельных линейках, у разных изготовителей покрышки, сцепление которых с дорожным полотном будет одинаковым.
В ПДД указано, что нельзя устанавливать на одну ось автошины разных моделей, то есть разных брендов.
Производители выпускают покрышки, отличающиеся по множеству параметров. Поэтому даже новые изделия имеют свои характеристики каждой модели, в том числе сцепление с дорожным полотном, поэтому используют резину только одного бренда на одной оси, на разных осях можно ставить разные шины.
Разных габаритов
На переднюю и заднюю оси допустимо устанавливать автошины отличающихся габаритов, однако в реальной жизни такое можно увидеть лишь на машинах, участвующих в автошоу.
При возникновении перекоса из-за разных колес машина становится неуправляемой. Можно приобрести транспортное средство, на котором покрышки разного размера, к примеру отличаются по ширине, это задумано автопроизводителем. Такое решение зачастую встречается на премиальных авто немецкого производства.
С разным рисунком протектора
Ставить автошины с разным рисунком протектора на автомобиль нельзя по той же причине, что и в случае с резиной двух брендов. На одну ось такие колеса устанавливать допустимо, на разные оси – нет. В противном случае нарушается правило, требующее, чтобы на оси были одинаковые покрышки.
Отличающийся рисунок протектора означает, что сцепление с дорожным полотном будет хуже, машина начнет вести себя непредсказуемо во время аквапланирования.
С разным износом протектора
Изношенные покрышки скользят на дороге сильнее, чем новые. Важно, чтобы остаточная глубина протектора была как минимум 4 мм для зимних колес и 1,6 мм для летних. Если данные требования соблюдены, устанавливать покрышки можно.
Камерные и бескамерные
Расположить на одной оси камерные, а на другой бескамерные покрышки можно, и не имеет значения, какая ось: задняя либо передняя. Неодинаковые колеса в этом случае можно устанавливать в любом порядке.
На одной оси отличающиеся покрышки располагать запрещено по закону:
- Из-за отличий массы камерной и бескамерной автопокрышки произойдет крен транспортного средства.
- Чувствительность к перегреву разная, поэтому риск разрыва камеры отличается, в результате машину может развернуть во время движения по автотрассе.
«Запаска»
Как поступить в случае, когда без использования запасного колеса не обойтись? Оштрафуют ли сотрудники ГАИ владельца ТС? Допустимо ли передвигаться на разной резине, если установлена «запаска»?
Для запасного колеса можно использовать любые автопокрышки до тех пор, пока оно не будет установлено на машину, ПДД не нарушаются.
Даже если автомобилист установит запасное колесо, работнику ГИБДД можно объяснить, что произошла поломка и человек едет в шиномонтажную мастерскую. Госавтоинспектор увидит проколотое колесо с подходящей резиной и предупредит водителя, не выписав штраф. Просто включаем «аварийку» и направляемся в автосервис на небольшой скорости до 50 км/ч.
Штрафы за неправильное использование резины
Если человек нарушил ПДД и установил отличающиеся автошины на разные оси, это будет считаться административным правонарушением. В ч. 1. ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что госавтоинспектор может оштрафовать автомобилиста на сумму 500 рублей за езду на разных автошинах. Не имеет значения, сколько нарушений было у человека.
Когда сотрудник ГИБДД установит, что на автомобиле на одной оси стоят разные шины, водитель будет оштрафован. Например, на ведущей оси авто установлены шипованные колеса, на второй оси – стандартные. При нарушении двух требований к автопокрышкам размер штрафных санкций такой же, что и при несоблюдении одного правила.
Полицейский не может наказывать нарушителя другими способами, кроме штрафа. Человеку не запретят ездить на машине, транспортное средство не отправят на штрафстоянку.
Когда будет установлен факт использования на одной оси резины с разным рисунком протектора, сотрудник ГИБДД оформит постановление о правонарушении, потребовав устранить несоответствие. Иных законных способов воздействия на водителя не существует.
Владелец машины должен в течение десяти суток ликвидировать установленные дефекты, заменив автошины на подходящие.
Если автовладелец через 10 суток не устранил нарушения, он получит следующее наказание:
- 15 суток административного ареста;
- машину отправят на штрафстоянку.
Но на самом деле к таким мерам почти не прибегают. Дело в том, что описание нарушения в протоколе работника госавтоинспекции может быть без деталей и подробностей. При повторной остановке с таким же нарушением автомобилист сообщит, что он прежнее уже устранил. Поэтому очередное замечание не может быть расценено как повторное. Соответственно, оно наказывается штрафом как новое.
Исключение: перемещение на автомобиле при поломке. Автовладельцу пришлось поставить запаску и отправиться на СТО, поскольку он проколол колесо.
Запаска может не соответствовать требованиям: запасное колесо намного уже, чем обычные автопокрышки. Машина будет ехать с колесом на одной оси, которое отличается по ширине от других автошин. Человек может доехать на машине с такими колесами только до шиномонтажной мастерской.
От стиля езды зависит то, как сильно изнашиваются покрышки. На износ влияет качество такой процедуры, как развал-схождение. Нередко на одной оси автомобиля устанавливают покрышки с разной глубиной протектора.
Тогда нужно учитывать остаточную глубину протектора. Если размеры соответствуют 1,6 мм для легковой покрышки и 2 мм для минивэна, автошины можно использовать.
По ПДД, даже когда левая и правая шины на одной оси с разной глубиной протектора, можно ездить на машине.
Когда сотрудник ГИБДД устанавливает факт нарушения, при этом автомобилист не знал, можно ли ставить разные шины на разные оси, следует вести себя спокойно и сообщить, что нарушение будет устранено как можно скорее. Тогда удастся избежать штрафа.
Бывает и так, что госавтоинспектор оформляет протокол ошибочно. Хотя на самом деле покрышки разные стоят не на одной оси. В протоколе инспектор неточно описывает правонарушение, не указывая именно этот момент. В данной ситуации автомобилист должен написать замечание, что отличающиеся автошины установлены на разные оси транспортного средства. Важно отметить, что данная комплектация не считается нарушением законных требований.
Важно сделать фотографии автопокрышек, на их фоне должен находиться работник госавтоинспекции.
С определенной периодичностью возникают законодательные инициативы запретить установку разных шин на одной машине.
Но указанные изменения не были приняты, и изменения в закон не внесены. На сегодняшний день можно ставить разные шины на разные оси (с учетом описанных выше ограничений), это не наказывается по закону.
Что автолюбители говорят о разных шинах на разных осях
- Стоит ли ставить шины других модификаций?
«Ездил на отечественном авто во время ливня. На передке стояли летние колеса, задняя резина – зимняя без шипов. Автомобиль занесло, с большим трудом смог вырулить. Поэтому никому не рекомендую ставить разные шины на разные оси. Хотя дальнобойщики всегда передвигаются на колесах с разной резиной, и никаких проблем не возникает».
- Оптимальный выбор
«Принцип действий следующий: автошины с оптимальным сцеплением – широкие, подходящие по сезону, с хорошим протектором – устанавливаем на заднюю ось.
Также назад ставят покрышки с меньшим уводом: с жесткой боковиной, большим давлением. Если придерживаться данного совета, машина будет отлично управляться, а это значит, что исключены заносы и возникновение аварийных ситуаций».
- Как функционирует электросистема авто?
«Один раз был такой случай, что лопнула покрышка, пришлось заменить автошину с таким же типоразмером на другую, отличался рисунок протектора (колесо друг привез, чтобы быстрее поменять). Машина стала вести себя неадекватно: на скорости 120 км в час при совершении маневра traction control начал мигать, газ автоматически сбросился. На небольшой скорости автомобиль ведет себя стандартно».
- Принцип выбора
«Считаю, что не нужно выдумывать велосипед и создавать себе сложности: автопроизводитель указывает, какие колеса нужно использовать, и четко прописывает, что покрышки должны быть одинаковые. Поэтому не стоит нарушать это требование и ставить разные шины на разные оси».
- Сломается ли межосевой дифференциал?
«Когда колеса практически не отличаются по профилю, типоразмер идентичный, можно ставить отличающиеся автошины на разные оси, дифференциал не сломается. Откатал на полном приводе 60 тыс. километров, автомобиль отлично себя чувствует».
Важно придерживаться рекомендаций автопроизводителей и устанавливать подходящие для вашей машины покрышки. Только тогда езда на автомобиле будет безопасной. Правильно подобрав колеса, вы добьетесь оптимальной управляемости ТС.