Можно ли ставить разные шины на разные оси: риски и правила
О чем речь? На вопрос, можно ли ставить разные шины на разные оси, выросшие в условиях дефицита автомобилисты уверенно ответят ДА. Ведь им приходилось приспосабливать на свои машины даже покрышки разного диаметра.
На что обратить внимание? Сегодня же на рынке можно встретить колеса на любую, даже самую капризную «ласточку». И все равно находятся те, кто уверяет, что установка разных шин на разные оси ничем не грозит. Так ли это на самом деле?
Вопросы, рассмотренные в материале:
Правила ПДД о том, можно ли ставить разные шины на разные оси
Правила использования колес и шин различных форм и предназначений определяются законом. Все они перечислены в двух основных нормативных документах:
- ПДД РФ, включая дополнения и перечни неисправностей.
- Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств».
Можно ли ставить разные шины на разные оси? Вопросы, касающиеся эксплуатации колес и шин с различными характеристиками, описываются в п. 5 «Перечня неисправностей», в котором приводятся обязательные требования для установки колес с разным типом покрышек. В частности, недопустимо использовать:
- на одной модели легковых транспортных средств шины других моделей, которые при этом отличаются как по размеру, так и по допустимой нагрузке;
- покрышки различающихся размеров и конструкций (в частности, радиальных, диагональных, камерных, бескамерных);
- шины, у которых отличается рисунок протектора;
- шины, некоторые из которых являются морозостойкими, а некоторые – нет;
- новые и восстановленные покрышки (в комплекте) одновременно;
- шины, часть из которых ошипованные, а часть шипов не содержит (при этом устанавливаются они на разных осях).
ВАЖНО! В соответствии с Правилами дорожного движения РФ запрещается использовать:
- покрышки, которые не соответствуют модели ТС по габаритам или максимально допустимой нагрузке (пункт 5.4 ПДД РФ);
- покрышки, которые имеют различные размеры и отличающиеся конструкции (радиальные, диагональные, камерные, бескамерные);
- покрышки, имеющие различные рисунки протектора, при этом только часть из которых являются морозостойкими; восстановленные вместе с новыми;
- покрышки, которые находятся на одной оси, и при этом одна шина имеет углубленный рисунок протектора, а другая – нет, и если одна шина содержит шипы, а другая – нет (п. 5.5 ПДД РФ).
Если перечисленные случаи нарушения будут иметь место, то за это водитель штрафуется на основании ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (редакция от 2022 года). Размер штрафа составляет 500 рублей, впрочем, он может быть заменен на предупреждение по усмотрению сотрудника ГАИ.
Более того, закон предусматривает, что инспектор ДПС имеет право обязать водителя устранить нарушения не позже чем через 10 суток с обязательной демонстрацией выполнения данного предписания в ГИБДД.
Игнорирование предписания (или же отказ от его выполнения) может повлечь за собой аннулирование регистрации авто нарушителя, а номерной знак при этом поступает в розыск. Последствия этого следующие:
- обнаруженный автомобиль (который находится в розыске) автоматически отправляется на штрафстоянку;
- свидетельство о государственной регистрации такого авто убирается из реестра;
- государственный номерной знак также убирается из реестра и может быть присвоен другому автотранспортному средству.
Однако тонкость данных запретов заключается в том, что по правилам водителю, который допускает перечисленные выше нарушения, запрещена эксплуатация его транспортного средства. То есть ему нельзя будет управлять этой машиной. А так, пожалуйста, ставьте вместо положенной резины сочетания любых других покрышек.
Особенности установки разных шин
Представляется весьма интересным и насущным четко определить, покрышки какого типа можно ставить на машину, а какие нельзя. Итоговые результаты занесем в таблицы.
Разная резина на передней и задней осях
Рассмотрим комбинации неодинаковых шин, которые нельзя ставить попарно на каждую ось авто. Летняя и зимняя резина отличается по своему сцеплению с любыми типами покрытия, а кроме того, многое зависит от оснащения покрышек шипами. Таким образом:
- Недопустимо устанавливать одновременно и летнюю, и зимнюю покрышку слева и справа на одной оси.
- Правилами дорожного движения также запрещена комбинация шипованных и нешипованных колес (на обеих осях). То есть или одно, или другое.
Вопрос: можно ли ставить разные шины на разные оси летом? Правила не разрешают эксплуатацию транспортного средства, если на нем присутствует хотя бы одна летняя шина среди шипованных зимних или же хотя бы одна шипованная среди летних.
Закон разрешает устанавливать:
- летние покрышки на одной оси (передней) и зимние – не задней (только при этом зимние нешипованные покрышки представляют собой «липучки»);
- аналогично и наоборот – зимние нешипованные «липучки» могут быть установлены спереди, а летние покрышки – сзади;
- точно такие же комбинации возможны и с всесезонными шинами.
Фактически, комбинации покрышек с шипами и без – единственный запрет, который касается установки шин на разных осях.
Никаких других запретов правила дорожного движения не предусматривают. Таким образом, допустимыми являются следующие варианты установки шин по осям:
- 2 шины от одного производителя на передней оси и 2 шины от другого производителя – на задней;
- по осям могут различаться размерности шин (радиус, профиль, высота);
- шины с разными рисунками протектора;
- покрышки с камерами и без;
- радиальные и диагональные конструкции.
Разная резина на одной оси: слева и справа
В данном случае ограничений существенно больше. Имеет смысл провести сравнение по разным критериям шин.
Резина шипованная и нешипованная |
|
Нельзя устанавливать |
На одной оси, а также попарно на разных осях |
Можно устанавливать |
Либо все должны быть шипованными, либо все нешипованными |
Запрещается устанавливать нешипованную и шипованную резину по разным сторонам. Это касается как передней, так и задней оси. В случае нарушения – штраф.
Резина зимняя и летняя |
|
Нельзя устанавливать |
Только на одной оси |
Можно устанавливать |
Только попарно и на разных осях |
Итак, можно ли ставить разные шины на разные оси зимой? О шипованной резине говорилось выше, в данном случае речь идет о зимней «липучке». Даже ее запрещается устанавливать одновременно с летней резиной на одной оси. ПДД-2022 прямым текстом запрещают такое сочетание.
Шины разных производителей или моделей |
|
Нельзя устанавливать |
Исключительно на одной оси |
Можно устанавливать |
Только попарно на разных осях |
Модели шин на одной оси должны совпадать по указанным параметрам (то есть даже нельзя поставить колеса от разных производителей): если слева стоит покрышка Nokian Hakkapeliitta 3, то ставить справа Michelin X-Ice или даже Nokian Hakkapeliitta 2 или 4 нельзя!
Если у покрышек разные производители
Разных размеров: радиус, ширина и профиль |
|
Нельзя устанавливать |
Только на одной оси |
Можно устанавливать |
Можно попарно, на разных осях |
Закон не конкретизирует, какие технические характеристики должны совпадать у шин, располагающихся на одной оси. Однако под словом «размеры» имеются в виду абсолютно все измерения (то есть, ширина, радиус и профиль). В рамках одной оси различающиеся по данным параметрам шины использовать нельзя, но вот поставить на другую ось покрышки с другими размерами вполне допустимо.
Если шины различных размеров
С разным рисунком протектора |
|
Нельзя устанавливать |
Только на одной оси |
Можно устанавливать |
Можно попарно на разных осях |
Отличающиеся рисунки протекторов красноречиво говорят о том, что шины у вас установлены разных моделей (или даже производителей). Правила дорожного движения образца 2022 года напрямую это запрещают. Но даже если модели совпадают, а протекторы отличаются, то установка таких шин все равно запрещена.
С разным износом протектора |
|
Можно устанавливать |
На одной оси, только с двумя исключениями |
Можно попарно, на разных осях |
Хороший вопрос: можно ли ставить разные шины на разные оси на полном приводе? Обычно в данном случае износ будет сильно отличаться. ПДД не накладывают запрет на эксплуатацию шин с разным износом. Но есть 2 особенности-исключения, при которых использование такой резины запрещено:
- Левая шина новая, а правая восстановленная (и наоборот).
- Левая шина новая, а правая имеет углубленный рисунок (и наоборот).
Следует обратить внимание, что такой запрет касается установки на одну ось. На разные оси можно использовать любые из этих комбинаций.
Камерные и бескамерные |
|
Нельзя устанавливать |
Только на одной оси |
Можно устанавливать |
Можно попарно, на разных осях |
То есть просто запрещается иметь с одной стороны шину с камерой, а с другой – без.
Опытные автовладельцы об эксплуатации автомобиля с разными шинами на разных осях
- Лучше не рисковать, а накопить на одинаковые
- И АБС не поможет
- Подвеска тоже пострадает
- Повторить такое больше не хочется
- Цена неуправляемого авто и твоих нервишек выше, чем у новой одинаковой резины
«Если денег на две шины не хватает, то тогда оставь машину в покое и просто копи деньги. Дэпээсники здесь ни при чем – вас накажет дорога. И выйдет настолько дороже, что лучше не сравнивать. И это хорошо, если речь будет идти о деньгах, а не о здоровье. При покупке покрышек оценивать нужно не только стоимость, но и время выхода данной модели на рынок, чтобы, если что, можно было дозакупить ту же самую модель (чтобы полный комплект был однотипным всегда)».
«Если колеса разные, то без АБС ваше интенсивное торможение превратится в непредсказуемую пляску со смертью. На самом деле даже с АБС колеса все равно будут иметь разную сцепляемость с дорогой. Да даже если не тормозить, а ехать – все равно опасно, потому что от непредсказуемого заноса вы не застрахованы».
«Если ездить умеючи, а также не спеша, то чтобы разная резина стала причиной ДТП со смертельным исходом – это практически невероятный сценарий. Но вот подвеску при разной высоте резины можно убить – это правда. Достаточно отличия всего в 1 см».
«Ехал как-то на "Волге" в дождь: передняя резина летняя, задняя зимняя, но все шипы потеряны. В один момент так развернуло, что еле машину удержал на дороге. С тех пор только все одинаковое, полным комплектом – жизнь и нервы намного дороже. А сейчас смотрю, многие, особенно дальнобойщики, вообще никаких принципов не соблюдают – на разных осях откровенно разный протектор. Жаль, что тем самым, они не только за себя выбор делают, но и за того парня, который от их безалаберности пострадает».
«Резина влияет на поведение колеса, главным образом в повороте. Если она разная, то тут возможна вообще любая ситуация. Но общее правило таково: резина, у которой сцепляемость с покрытием лучше (то есть где больше ширина, где качественнее протектор), так вот она ставится на заднюю ось. Еще назад ставятся колеса, у которых меньше показатель увода (где присутствует более жесткая боковина и накачка произведена с большим давлением). Если это правило соблюдать, то управляемость автомобиля с разными покрышками изменится не сильно – негативных ощущений не будет.
Если же на заднюю ось поставить изношенные покрышки или неподходящие по сезону, то получите избыточную поворачиваемость со всеми вытекающими пагубными последствиями».

Следует признать, что разные колеса (с сильно отличающимся износом протектора, индексом нагрузки, размерами, конструкцией) создают при управлении транспортным средством трудности как самому водителю, так и всему окружению на дороге.
Особенно если речь идет о плохих дорожных условиях. В законе обоснованно указана разница качественных характеристик различных покрышек, тем самым формируется база условий для непрохождения обязательного техосмотра и трудности получения страховки (ведь машина в случае разной резины считается недоукомплектованной).
Не рискуйте безопасностью своей и окружающих, не экономьте на комплекте качественных шин. Ведь безопасность – это не привилегия, а норма жизни.