Масло попадает в антифриз: признаки, причины и последствия
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Основные признаки попадания масла в антифриз
- Почему масло попадает в антифриз
- Последствия попадания масла в антифриз
- Диагностика и устранение поломки
- Опытные автолюбители о том, почему масло попадает в антифриз
Когда масло попадает в антифриз, последствия могут быть самыми разными: от ухудшения работы системы охлаждения до поломки силового агрегата. Своевременная диагностика и устранение причины помогут спасти движок от «капиталки», однако поиск неисправности может быть достаточно сложным.
К попаданию масла в антифриз может привести пробитая прокладка ГБЦ или же износ элементов теплообменника. Кроме того, нередко наблюдается отсутствие герметичности системы охлаждения. Однако, какой бы ни была причина, откладывать ремонт нельзя, в противном случае разбавленный маслом антифриз может привести к весьма дорогостоящим последствиям.
Основные признаки попадания масла в антифриз
Есть перечень признаков, свидетельствующих о попадании масла из двигателя в охлаждающую жидкость. Не стоит тратить время на выяснение точного количества смазочной жидкости в антифризе. Ниже приведены признаки, которые свидетельствуют о необходимости срочного устранения проблемы. Игнорирование неминуемо приведет к возникновению серьезной неисправности двигателя, устранить которую будет весьма затратно в финансовом плане.
Как узнать, что масло попадает в антифриз:
- Меняются окраска и консистенция антифриза. В нормальном состоянии охлаждающая жидкость прозрачная с зеленым, желтым или красным оттенком. Под влиянием естественных факторов антифриз темнеет как раз к окончанию регламентного срока эксплуатации. Если же это произошло значительно раньше или густота жидкости стала больше, появились инородные включения, примеси масла или жира – значит в систему охлаждения попало моторное масло.
Также об этом скажет маслянистая пленка на поверхности хладагента в расширительном бачке. Она хорошо заметна даже простым глазом, придает охлаждающей жидкости темный цвет и переливается всеми красками радуги благодаря хорошей отражающей способности (эффекту дифракции).
- Маслянистый антифриз на ощупь. Чтобы обнаружить это, нужно растереть пальцами небольшое количество жидкости. Химически чистая ОЖ быстро испаряется, а вот при наличии масла это сразу же почувствуется кожей рук.
- Неприятный запах охлаждающей жидкости. Нормальный антифриз либо не пахнет совсем, либо издает сладковатый запах. Однако при подмешивании масла появляется запах гари. Интенсивность запаха растет при увеличении количества попавшего в жидкость масла.
- Многократный перегрев мотора. Масло в антифризе неизбежно ухудшает его рабочие свойства. То есть он не может качественно охлаждать двигатель. В частности, понижается температура закипания антифриза. Именно по этой причине жидкость выдавливает через крышку расширительного бачка или радиатора. Чаще такое явление наблюдается в жаркий сезон года. В свою очередь, перегрев может провоцировать ухудшение работы мотора – он начинает троить.
- Масляные разводы появляются на стенках расширительного бака охлаждающей системы автомобиля.
- Отложения масла можно найти на крышке радиатора и расширительного бачка (с внутренней стороны). Из-под крышки начинает проступать эмульсия антифриза и масла.
- Во время работы мотора на высоких оборотах в жидкости расширительного бачка появляются воздушные пузырьки. Это явное свидетельство, что масло попадает в антифриз.
Поэтому, заметив на своем авто хотя бы один признак из описанных выше, нужно обязательно проверить охлаждающую жидкость и саму систему охлаждения, после чего заняться поиском возможных причин возникновения неисправности. Также нужно проверить обратный эффект – есть ли антифриз в масле. А для этого нужны знания, чтобы понять, как антифриз попадает в масло.
Почему масло попадает в антифриз
Как же найти причину, откуда масло попадает в антифриз? Наиболее встречающиеся приведем ниже:
- поломки головки блока цилиндров, в том числе:
- коррозия гильз;
- износ прокладки;
- микроскопические трещины на поверхности ГБЦ;
- прочие поломки деталей;
- механические неисправности в масляном радиаторе и маслоохладителе;
- износ прокладки теплообменника;
- дефекты патрубков или радиатора системы охлаждения;
- деформация ГБЦ;
- амортизация помпы;
- повреждение расширительного бачка;
- нарушение целостности патрубков масляной системы.
Масло попадает в антифриз по причине использования несовместимых жидкостей. К примеру, автовладелец обнаружил низкий уровень хладагента и восполнил его первым попавшимся. Однако содержащиеся в антифризах присадки могут вступать между собой в непредсказуемые реакции, в результате которых вероятно повреждение элементов системы охлаждения.
Система смазки двигателя и охлаждающий контур абсолютно не связаны друг с другом. Но хорошо изучены причины, почему масло из двигателя попадает в антифриз. Ниже выясним источники возникновения этих неисправностей.
- Слишком сильно затянутый крепеж головки блока цилиндров или ошибки при ее монтаже на станции техобслуживания могут вызвать деформацию прокладки. Так как масло находится под большим давлением, чем ОЖ, его начинает выдавливать в антифриз.
- Трещины на поверхности головки блока цилиндров как последствия низкокачественного ремонта данного узла.
- Масло в антифризе может быть проявлением неисправности маслоохладителя. Для уточнения данного диагноза нужно разобрать и промыть патрубки и заменить хладагент. Затем проверить наличие пузырьков в антифризе расширительного бачка после непродолжительной эксплуатации машины. Отсутствие таковых свидетельствует, что неисправность была в системе охлаждения.
Для дизельных автомобилей с интеркулером (радиатор турбины) в случае обнаружения масла в хладагенте причины несколько иные:
- нарушение целостности маслопровода;
- появление трещин в радиаторе;
- разрушение воздухоотвода вследствие износа или его закупорка;
- неработоспособность масляного фильтра;
- недостаточная вентиляция картера, что говорит о необходимости капремонта двигателя.
Часто владельцы дизельных автомобилей не обращают внимания на явные признаки присутствия масла в антифризе. Как следствие, машина в один момент полностью теряет работоспособность. А вот если принять безотлагательные меры сразу после обнаружения неисправности, это будет дешевле, нежели капитальный ремонт или полная потеря авто в случае запущенной проблемы. Суровые цифры статистики говорят, что половина неисправностей двигателей автомашин происходит по причине подмешивания масла в хладагент.
Последствия попадания масла в антифриз
Автовладельцы часто интересуются, что делать, если обнаружено присутствие масла в хладагенте, возможно ли продолжать эксплуатацию автомобиля. Ответ на вопрос очень сильно зависит от количества смазки, попавшей в антифриз. Идеально, когда даже при маленьком объеме подмешанного в ОЖ масла машину ставят в гараж или автосервис, где и производят ремонт – либо своими силами, либо с привлечением специалистов. Но в жизни случается всякое, поэтому допускается движение на небольшое расстояние после обнаружения факта наличия малого количества моторного масла в хладагенте.
Нужно отдавать себе отчет, какой именно вред наносит масло, попадая в антифриз. В первую очередь это ухудшает рабочие свойства хладагента, а значит, двигатель недостаточно охлаждается. Кроме того, ущерб наносится системе охлаждения в целом.
Также при возникновении данной неисправности происходит не только подмес масла в антифриз, но и антифриза в масло, что неминуемо вызывает серьезные проблемы с работой мотора. Если антифриз попадает в масло, как это определить? Лучше оперативно обратиться к профессионалам, ведь любая проволочка может спровоцировать развитие более серьезных неисправностей. А это значит весомые финансовые затраты на их устранение. Особенно актуально быстрое реагирование на проблемы с охлаждающей системой летом, когда правильное функционирование ее особенно важно для ДВС.
Если несмотря на попавшее в антифриз моторное масло эксплуатация автомобиля продолжается, то вероятно появление следующих неисправностей в моторном отсеке:
- Постоянный перегрев ДВС, наиболее вероятный в жару или во время высокой нагрузки (при больших оборотах).
- Засорение узлов охлаждающей системы (сегментов радиатора, патрубков и шлангов), понижающее производительность до недопустимо низкого значения.
- Разрушение немаслоустойчивых деталей системы охлаждения, например пластиковых и резиновых.
- Значительное понижение ресурса не только охлаждающей системы ДВС, но и силового агрегата в комплексе. Ведь если нет достаточного охлаждения, двигатель работает в критическом режиме, увеличивается его износ.
Если же наблюдается не только попадание смазки мотора в антифриз, но и антифриза в масло, тогда что делать? Нарушается продуктивность смазывания узлов ДВС, что ведет к усиленному их износу и перегреву. В результате работа мотора далека от номинального режима и срок его эксплуатации значительно снижается.
Именно поэтому так важна оперативность проведения ремонтных работ, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние смазки на систему охлаждения ДВС и убрать причины негативных факторов, влияющих на мотор целиком.
Диагностика и устранение поломки
Случаи обращения к специалистам для диагностики подобных проблем нередки. Ремонт своими руками вполне доступен в случае, когда изношена прокладка маслоохладителя.
Приведем алгоритм действий:
- В хладагент добавляют жидкость для очистки. Заводят мотор и дают поработать до 10 минут. Двигатель за это время прогреется до рабочей температуры и запустятся вентиляторы охлаждения радиатора.
- ОЖ полностью сливается через соответствующее отверстие под днищем авто.
- При помощи инструкции по обслуживанию машины или под руководством автомеханика система охлаждения снимается с авто.
- Все детали системы чистятся, прокладки заменяются новыми.
- После демонтажа расширительного бачка его также промывают или заменяют новой деталью.
- Систему охлаждения неоднократно промывают дистиллированной водой. Поэтому нужно больше количество воды – в среднем 15 литров. Для начала расширительный бачок устанавливается на место, заливается вода. Двигатель заводят на 10 минут, включают отопление салона. Затем дают жидкости остыть и сливают ее. Потом действия повторяют, добиваясь абсолютной чистоты слитой жидкости.
- Далее следует установить сливную пробку на место и заполнить систему охлаждения новым антифризом. Тип ОЖ должен соответствовать рекомендациям производителя данной модели авто.
- Следующее действие нужно выполнять с помощником. Его функция – при заведенном моторе и нажатом газе сдавливать патрубки системы охлаждения. Делать это необходимо при закрытой крышке расширительного бачка. Это помогает выгнать воздушные пробки из охладительной системы.
Следует внимательно относиться к совместимости доливаемой ОЖ и уже залитой в системе. В случае смешивания несовместимых продуктов могут возникнуть серьезные неполадки. Поэтому лучше всего следовать рекомендациям производителя транспортного средства по эксплуатационным жидкостям.
После обнаружение факта, что масло попадает в антифриз, нужно незамедлительно предпринять действия по решению проблемы. Рационально доверить эту работу профессионалам, так как они смогут быстро обнаружить и отремонтировать негерметичный узел.
Опытные автолюбители о том, почему масло попадает в антифриз
- Диагностика – только на хорошем СТО!
«Мой друг обратился на СТО, так как двигатель его авто перегревался. «Специалисты» разобрали половину машины, но не заметили, что у БМВ установлена крышка расширительного бачка от ВАЗ. В результате пришлось оплачивать ремонт ГБЦ, менять помпу и термостат, а также много прокладок и болтов. Но проблема не была устранена.
Затем я предложил проверить систему охлаждения на герметичность и заменить крышку бачка на подходящую. Работникам СТО идея не понравилась, и они даже иронизировали по этому поводу. Однако я оказался прав, причина неисправности была в такой мелочи. На будущее рекомендую обращаться в фирменные СТО, особенно если отсутствует компетенция в ремонте авто. Там диагностика будет точной, а не так, как в нашем случае – просто меняли поочередно узлы и детали».
- Ставим только маслостойкие прокладки!
«Случайно заметил, когда нужно было долить омывающую жидкость, что схлопнулся верхний патрубок ОЖ. Затем при осмотре расширительного бачка обнаружил значительное количество масла в хладагенте. Открыл крышку радиатора. Там увидел тот же состав, а резинка крышки разбухла, увеличив объем в три раза. Именно поэтому патрубок и схлопнулся.
Настроение испортилось – это еще мягко сказано. Мучил еще один вопрос: как определить, попадает ли антифриз в масло? Такое ведь тоже бывает. Доехал до дома на небольшой скорости и засел за компьютер, чтобы изучить мануалы и форумы по данной проблеме. Там и встретил сообщения о трещине в ГБЦ и прогорании холодильника EGR. Однако тест опрессовкой показал, что холодильник в порядке. Даже не хотелось думать про замену головки, поэтому обратил внимание на еще одно потенциальное место утечки. Это теплообменник снизу двигателя.
Прокладку большого размера купил сразу, а маленьких нужно было ждать месяц. Оставил заказ на них, и правильно поступил, как показало будущее. Дальше обратился за помощью к знакомому. При помощи лазера вырезали самодельные прокладки из паранита, добавив к ним кольца из маслостойкой резины для усиления. Затем установили их на место. Пробка на радиатор куплена новая, неоригинальная, но именитого производителя. Промывали систему охлаждения, чередуя проточную воду и специальную промывку.
После такого ремонта масло в охлаждающей жидкости больше не появлялось, и я уже стал радоваться. По прошествии недели антифриз был прозрачным, затем через несколько дней появились следы масла. Количество оказалось не таким большим, как в первый раз, но все равно повод для беспокойства. Снова задумался о замене ГБЦ. Однако подоспели прокладки, заказанные месяцем ранее. Поэтому решено было еще раз разобрать теплообменник.
Интуиция не подвела. Маслостойкая резина не выдержала и разрушилась. Очень хотелось поругаться с продавцом магазина, который продал мне этот материал. После замены прокладок на заводские изделия в течение месяца все работает идеально, без проблем. Лишь остатки масла выпадают в виде эмульсии на крышке радиатора».
- В поисках причины попадания масла в антифриз...
«Столкнулся с подобным на ДВС «Магнум» на «Вольво 13». Первым делом решил поменять теплообменник, так как это дешевле всего. Установил с промывкой системы. Хватило на 5 тыс. километров, затем снова масло в антифризе. Хорошо, что в масле не нашел следов ОЖ или эмульсии. Снял клапанную крышку, когда двигатель остыл. Эмульсии в масле не было, но заметил очень маленькие следы антифриза. Демонтировал поддон и оставил на сутки. Капало в районе третьего цилиндра, совсем немного.
Если кто-то захочет использовать мою технологию проверки, не забудьте создать давление в системе охлаждения. Я накачал в бачок 1 кг. После вскрытия ДВС выяснилось, что разрушились прокладки на гильзах, также замечена небольшая кавитация. После замены прокладок устранилась и проблема. Пробег двигателя в этот момент составлял миллион километров при возрасте авто 10 лет. При этом я всегда заливал оригинальный антифриз от «Вольво», следил за герметичностью охлаждающей системы».
- Не забываем про качественный антифриз
«Для эффективного функционирования системы охлаждения необходимо, чтобы стенки теплосъемных поверхностей были чистыми. Образование на них отложений или пленки здорово понижает КПД теплопередачи. Возникает так называемый эффект термоса. Подобное как раз и происходит при подмешивании масла в охлаждающую жидкость. В холодный сезон это можно сразу не заметить, а вот летом дополнительной подсказкой станет часто включающийся вентилятор. При использовании антифриза с промывочными функциями можно просто слить его и заменить свежим. Но лучше для сбережения ресурса двигателя хорошо промыть систему охлаждения перед заливкой нового хладагента».