Маркировка шин для внедорожников и кроссоверов: что она обозначает?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как выглядит основная маркировка шин
- Что означает та или иная маркировка шин для внедорожников и кроссоверов
- Как выбрать подходящие шины для внедорожника и кроссовера
- Какой класс шин лучше всего подходит внедорожникам и кроссоверам по мнению автовладельцев
При выборе покрышек для своих автомобилей водители часто совершают серьезную ошибку – покупают первые попавшиеся, ориентируясь только на фирму и размер. Подбирая резину, очень важно учитывать, для какого покрытия она предназначена. Здесь на помощь приходит маркировка шин для внедорожников и кроссоверов.
Как выглядит основная маркировка шин
Расшифровка маркировки – непростая задача для многих автовладельцев. Большая часть людей не понимают, что обозначает тот или иной знак на боковой стороне шины. Однако владеть данной информацией желательно каждому водителю. С помощью этих знаний вы сможете выбрать самые подходящие под потребности вашего внедорожника или кроссовера покрышки. Такая маркировка шин называется «типоразмер», и может выглядеть, например, так:
205/55 R16 91 V
205 — ширина покрышки (мм)
55 — пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В данном примере маркировки оно составляет 55%. Чем больше этот параметр, тем выше будет покрышка, и наоборот. Ширина шин при этом может быть одинаковой. Как правило, данную величину называют «профилем». Это относительная характеристика, на которую важно обращать внимание при подборе резины. Так, если вы поставите на внедорожник или кроссовер шины типоразмера 215/55 R16 вместо 205/55 R16, то не только ширина покрышки будет больше, но и высота.
Подобная ситуация недопустима – кроме тех случаев, когда оба таких размера указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если такого соотношения там нет (к примеру, маркировка 185/R14С), значит, оно составляет 80-82%. Шина в этом случае будет называться «полнопрофильной». Усиленную резину с такой маркировкой обычно ставят на микроавтобусы и легкие грузовые авто, где имеет большое значение максимальная нагрузка на колеса.
R – шина с радиальным кордом. Большинство людей считают, что R – это радиус покрышки, однако это неверно. Данный параметр обозначает именно радиальную конструкцию. Существует также диагональная конструкция (D), однако в настоящее время резину с ней почти не выпускают. Это связано с тем, что ее эксплуатационные показатели намного хуже.
16 – диаметр диска (колеса) в дюймах. Не радиус, а именно диаметр! Такие обозначения в маркировке тоже часто путают. Это внутренний размер покрышки или наружный у диска («посадочный» диаметр резины).
V – индекс скорости автошины. Чем выше этот показатель, тем большую скорость можно развивать при езде на такой резине (в нашей ситуации ИС – V–до 240 км/ч). Важно отметить, что индекс – это параметр, с помощью которого производитель дает гарантию, что покрышки будут работать нормально при постоянном движении внедорожника или кроссовера с установленной скоростью в течение нескольких часов.
91 – индекс нагрузки. Данная характеристика маркировки определяет предельно-допустимую норму веса на колесо. Этот показатель не имеет решающего значения при подборе покрышек для легковых машин. Как правило, его делают для них с запасом (в нашей ситуации ИН — 91 — 615 кг). Для небольших грузовиков и микроавтобусов этот показатель очень важен, и его нужно обязательно учитывать.
Специальная маркировка шин для внедорожников и кроссоверов
Невозможно выбрать универсальную резину, которая будет подходить для поездок по городу и по бездорожью одинаково хорошо. Это относится как к городским авто, так и к внедорожникам и кроссоверам. Есть виды шин, которые можно использовать исключительно в первом или втором случае, а бывают такие, которые в различной степени подходят к любым дорогам. Расшифруем их маркировку.
- Шины H/P (High Performance)
Данная маркировка означает, что это покрышки для поездок по асфальтированному шоссе. Качество и скоростные характеристики таких моделей близки к легковым гоночным разновидностям. Они демонстрируют высокую скорость и отличные показатели при динамичной езде на внедорожнике или кроссовере. У этих шин есть 3 отличительных особенности: низкий профиль протектора, бесшумность и обеспечение отличного сцепления с дорожным покрытием. Скоростной индекс – минимум 210 км/ч.
Покрышки с такой маркировкой можно использовать только для асфальта. У H/P слабо защищенные боковины, поэтому эксплуатировать их на грунтовке практически невозможно. Эти шины подходят для водителей, предпочитающих спортивный вид вождения на больших скоростях.
Протектор у такой резины в основном неглубокий, что обеспечивает хорошее сцепление с дорогой. Небольшой размер протекторных блоков позволяет повысить безопасность при движении. За курсовую устойчивость отвечают круговые канавки. Большинство модификаций выпускаются с водоотводящими бороздками, особенно развитыми на «дождевых» моделях. Плечевых блоков почти нет.
На покрышках для внедорожников и кроссоверов протектор бывает довольно разным, с использованием любых имеющихся видов рисунков. Хотя обычно покрышек с таким типом маркировки он ассиметричный.
- Шины HT, H/T, HT+ (Half Terrain)
Такая маркировка на шинах обозначает, что их можно эксплуатировать на асфальте, дорогах с грунтовым и плохим качеством покрытия. Для бездорожья подобные изделия использовать нельзя. По сути, это шоссейная резина. Скоростной предельный индекс – S (180 км/ч). Шины подходят для внедорожников любого класса.
Как правило, по шоссе ездят скоростные седаны. Но изготовители покрышек также должны принимать во внимание пожелания владельцев авто при производстве своей продукции. В настоящее время существует большое количество кроссоверов, которые могут ездить с большой скоростью, несмотря на тяжелую массу. В связи с этим возникла необходимость выпускать особый вид авторезины для таких автомобилей. Так и появилась маркировка НТ.
Рисунок протектора очень похож на тот, что используют для легковых машин. Однако имеется и несколько отличий. Так, у этих шин намного выше профиль и более жесткие боковины.
Протектор у Н/Т, как правило, состоит из 4-5 тонких ребер с плотным прилеганием блоков, имеет широкие канавки по центру для отвода воды и понижения аквапланирования, а кроме того большое количество поперечных бороздок. Рисунок истирается довольно быстро, если использовать такие шины не по назначению. В этом случае новые покрышки для внедорожника придется заменять буквально через сезон.
- Шины A/T (ALL-TERRAIN)
Такая маркировка указывает, что это «всегрунтовые» универсальные покрышки для внедорожников и кроссоверов. Резина подходит для дальних путешествий и экспедиций, в которых предполагаются длительные асфальтовые перегоны, чередующиеся с умеренным бездорожьем. Такие шины оснащены мощным кордом, который не расползается при долгой езде на низком давлении. Рисунок протектора более разрежен, чем у шоссейных покрышек, что обеспечивает беспроблемное передвижение по бездорожью.
Улучшение грязевых характеристик влияет на ряд других параметров. Из-за увеличения массы шины повышается расход топлива. Более твёрдая смесь и усиленный корд приводят к ухудшению управляемости при движении на высоких скоростях. Что касается уровня шума, то он немного выше, чем у шоссейных видов резины. В настоящее время производители решают эту проблему и уже добились хороших результатов. Покрышки с этой маркировкой можно использовать для кроссоверов любого класса. Скоростной индекс А/Т не меньше Q (160 км/ч).
- Шины M/T (MUD-TERRAIN)
«Грязевая» резина для кроссоверов и внедорожников, или, точнее сказать, «более грязевая». С шинами с маркировкой А/Т у нее только одно отличие – сильно развитый протектор. Зато почти одинаковый корд, состав смеси, радиальная структура каркаса. Большая часть моделей М/Т имеет более крепкую боковину. Для смешанной эксплуатации, производителем, как правило, рекомендуется определенное её соотношение (к примеру, 20% асфальтированного покрытия, 80% бездорожья). Это приблизительные цифры, но, тем не менее, на них можно ориентироваться.
Покрышки с маркировкой М/Т также можно использовать и для длительных экспедиций. А точнее, для заранее проложенных маршрутов. Это связано с тем, что Мud-Terrain намного быстрее истирается на асфальтированной дороге, чем на бездорожье, не пасуя на пластичном грунте. При резком торможении и прохождении поворотов на высокой скорости на асфальте (особенно мокром), шины ведут себя хуже, чем А/Т. Резина обладает высокой шумностью, которая только увеличивается по мере изнашивания. Но это самый лучший выбор для различных экспедиций и «покатушечников».
Производители рекомендуют устанавливать М/Т на автомобилях, которые специально подготовлены к условиям бездорожья. Их эксплуатируют на глинистых, песчаных и топких грунтах, а также на горной местности. У шин с такой маркировкой обычно протектор с «тракторным» рисункам и есть дополнительная защита боковины от повреждений.
- Шины X/T (EXTREME-TERRAIN)
Это по большей части собирательное название всех видов экстремальных грязевых покрышек для внедорожников, а не настоящая маркировка. Грязевые шины, которые обладают большими возможностями на бездорожье, зато на асфальтовой дороге имеют гораздо худшие показатели.
Кроссоверы с такими покрышками отлично едут по грязи, а вот на трассе резина показывает себя очень плохо. Шины воют, не тормозят, сильно повышают расход топлива, а также быстро изнашиваются.
Как выбрать подходящие шины для внедорожника и кроссовера
Водителям часто кажется, что выбрать резину по маркировке – дело довольно простое и понятное. Однако это не совсем так. Производители предлагают большое количество покрышек всех видов, рисунков протектора и разных ценовых категорий. Как выбрать из них самые подходящие для вашего внедорожника или кроссовера? Наш ответ: ориентируйтесь на стоимость. Если одна модель стоит в 1,5 раза больше, чем другая, значит и служить она будет примерно настолько же дольше. А износ для резины с агрессивным рисунком протектора – это очень критично.
Начинающие ездить по бездорожью водители часто совершают ошибку, устанавливая покрышки с маркировкой для внедорожной езды на обычный седан. Им кажется, что здесь нет ничего страшного. Типоразмер у них одинаковый, значит это допустимо. Но тут все сложнее. Агрессивные шины хорошо ведут себя на тотальном бездорожье – лесах, полях и реках – так как у них хорошее сцепление с грунтом. Но такое грунтовое сцепление быстро убивает сцепление трансмиссионное. На МКП начинают гореть накладки диска, а на АКП – фрикционы. Также чрезмерные нагрузки плохо влияют на трансмиссию в целом. Происходит износ шлицевых соединений, разваливаются подшипники… По этой причине экстремальную резину на внедорожник устанавливают с заменой передаточного отношения в трансмиссии.
Кроме того, стоит учитывать отношение массы внедорожника или кроссовера к эластичности покрышек. У грязевой резины усиленный диагональный каркас и боковины. Если устанавливать шины с маркировкой М/Т или Н/Т на легкий автомобиль, то уже при первом снижении давления оказывается, что под небольшой массой машины они не плющатся, пятно контакта не увеличивается. Это значит, что их КПД на бездорожье тоже будет невысоким. Таким образом, приобретая резину, не стоит акцентировать внимание на больших грузозацепах. Лучше подойти к выбору рационально.
Существует ряд рекомендаций по покупке шин для бездорожья:
- Нужно решить, важны ли для резины скоростные качества и как часто предполагается езда по городу.
- Для спортивного использования внедорожника или кроссовера нужно выбирать резину с маркировкой для тех видов грунта, по которому планируется ездить.
- Подумайте, часто ли вы будете преодолевать бездорожье и грязь, или же это будут одиночные поездки на рыбалку, в лес.
- Покрышки с маркировкой 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) – это зимняя резина для внедорожника, которая обладает химическими свойствами для не летних температурных режимов.
- Часть владельцев легковушек и кроссоверов ошибочно полагают, что если установить внедорожные шины на зиму, то это улучшит проходимость и устойчивость автомобиля в этот период. Однако размер покрышки и качество резины должны соответствовать модели автомобиля и погодным условиям. Из-за неверного выбора маркировки шин ухудшается сцепление с дорожным покрытием, что повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Также это приводит к быстрому износу резины, что выливается в дополнительные расходы.
Люди по незнанию охотно покупают сильно изношенные шины для своих авто за половину стоимости, считая, что совершили выгодную сделку. Однако, реальная цена такой резины – 20% от номинала, и то при условии, что автомобиль будет ездить только по грунтовке. Наша последняя рекомендация: не покупайте секонд-хенд.
Какой класс шин лучше всего подходит внедорожникам и кроссоверам по мнению автовладельцев
- «Маркировка АТ - лучший вариант для длинных поездок на рыбалку за город и тому подобных. Конечно, без экстрима, когда большие расстояния по грунтовке и асфальтовому покрытию. У этих шин отличная износостойкость».
- «Простой расчет: даже если ездить КАЖДУЮ неделю на покатушки. Один пробег или выезд на природу, в среднем, 100 км. 100 км * 52 недели = 5200 км. При стандартном среднем пробеге в 30 тысяч в год – это совсем немного, примерно 1/6 от общего километража. Внедорожник все равно покупается для ежедневного использования, а не под жизнь на природе, поэтому и резину надо подбирать соответствующую. У меня резина с маркировкой НТ – считаю это оптимальным вариантом, тем более в особую грязь никогда не лезу».
- «У меня были шины с маркировкой АТ на двух внедорожниках: УАЗ Патриот и Форд Эксплорер. Мое мнение – у этих шин отличная износостойкость. Больше у них плюсов нет. Если двигаться по не слишком экстремальному бездорожью - колеса более-менее вывозят за счет достаточно агрессивного рисунка. Пока так ездил, все устраивало. Но когда переходишь на что-то иное, то понимаешь, что все было не так. У АТ есть несколько серьёзных недостатков: резина плохо держит мокрый асфальт и укатанный снег, совсем не держит лёд. Если на авто, близких по подвеске к легковым (как мой Форд), это ещё относительно нормально, то на близких к грузовым (Патриот), все минусы сразу вылезают на поверхность».
- «Обратите внимание на маркировку шин МТ: 50% бездорожье, 50% трасса. АТ – 80/20. Если сравнивать таким образом, то АТ – лучше. Я себе не буду покупать МТ под юз – утомительно. А АТ на внедорожнике или кроссовере отлично преодолевает грязь».
- «Я установил АТ. Застрять на них у меня получилось только в болоте. Глина-колея-песок… если внедорожник не сидит на пузе – всегда получается выбраться самостоятельно, без помощи трактора. Резина очень износостойкая, шумит намного меньше, чем с маркировкой МТ (впрочем, для меня это неважно – просто включаю музыку погромче). Считаю, на сегодня это лучший выбор универсальных покрышек. Я покупал их 2 года назад, на зиму не снимаю. В зимний период при включённой голове ведет себя предсказуемо».
- «Долго не мог определиться с выбором шин на внедорожник Патфайндер 2005 г. для поездок на рыбалку. Сравнил все варианты, которые есть на рынке. Сделал для себя вывод, что если уж ставить агрессивную резину, то только МТ, потому что в АТ нет особого смысла. В итоге купил БФ МТ в максимально близком к штатному размере - 245/70/17. По отзывам, она хорошая в плане ходимости по пробегу и нормальная для грязи. В будние дни каждый день езжу в городе. Не очень шумная. До этого была простая Нива Тайга, там со штатными зубастыми покрышками все гораздо хуже в плане шума».
- «Если ездить на внедорожнике или кроссовере только по городу или в деревню по относительно нормальной дороге, то нет смысла покупать АТ или МТ. Да, они выглядят круто – но это все. В такой ситуации надо выбирать маркировку НТ».