Марки трансмиссионных масел: для механической и автоматических коробок
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Свойства и область применения трансмиссионных масел
- Марки трансмиссионных масел
- Лучшие минеральные трансмиссионные масла
- Лучшие синтетические трансмиссионные масла
- Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
- Как правильно подобрать трансмиссионное масло
Для защиты деталей трансмиссии и некоторых других агрегатов автомобиля используются специальные марки трансмиссионных масел. Можно выделить три крупных классификации, которые пересекаются между собой. Соответственно, меняя масло в коробке передач, водитель должен понимать, какая жидкость была залита и какую жидкость нужно залить.
При этом у неопытных автолюбителей может возникнуть ложное впечатление, что раз масло – трансмиссионное, а коробка переключения передач – это трансмиссия, то можно лить любое масло и не переживать. Но это не так, для автоматических КПП используется своя жидкость, для механических – своя. И чтобы вы не запутались в терминах и обозначениях, в нашей статье мы подробно расскажем о марках трансмиссионных масел.
Свойства и область применения трансмиссионных масел
В качестве смазывающего материала в механических, а также гидромеханических передачах используются трансмиссионные масла разных марок.
Что представляют собой механические передачи? Прежде всего, это раздаточные коробки, а также коробки передач, ведущие мосты машин, трансмиссии тракторов. Все это — зубчатые конические, спирально-конические передачи, гипоидные передачи, а также зубчатые цилиндрические прямозубые и косозубые шестерни. Рабочая жидкость здесь выполняет роль смазки.
Если же трансмиссия гидромеханическая, то смазка выполняет функцию рабочего тела, которое передает крутящий момент от мотора на исполняющий механизм.
Стоит отметить, что все элементы трансмиссии подвергаются повышенным нагрузкам во время работы. Так, удельная нагрузка зацепления будет от 0,5 до 1,5 ГПа, однако в некоторых случаях она достигает 2 ГПа. Если же передача гипоидная, этот параметр возрастет в два раза.
Если говорить о скорости скольжения в зубчатых передачах, она будет достигать 1,5–3, но иногда 9–12 м/с. Если же передача гипоидная, то этот показатель будет равняться более 15 м/с. На червячных редукторах скорость скольжения составляет 20–25 м/с.
В области соприкосновения зубьев шестерен температура поднимается до 150–200 °С. При этом изначально объемная температура трансмиссий, которые функционируют на улице, опускается до -10 °С или даже -60 °С.
Что касается гидромеханических коробок, то нагрузка в них в полтора-три раза меньше, при этом скорости такие же – 1,5–5 м/с. Из-за того что поток смазки движется на высокой скорости 80–100 км/ч (благодаря вращению рабочих колес), температура повышается до предельной. Образуется пена в результате контакта смазки с воздухом.
Подбор трансмиссионного масла по марке должен осуществляться с учетом того, чтобы выбранная смазка соответствовала следующим параметрам:
- снижала скорость и величину износа элементов коробки;
- уменьшала потери энергии, которая передается от мотора к ходовой части машины;
- отводила тепловую энергию, а также удаляла из областей трения продукты износа и иные загрязнения;
- противостояла образованию ржавчины на элементах коробки;
- уменьшала вибрацию и шум от работы шестерен, защищала их от ударных нагрузок, когда машина движется в режиме «разгон – накат – разгон»;
- не вспенивалась, сохраняла свои первоначальные свойства во время функционирования коробки.
Все марки трансмиссионных масел содержат в своем составе присадки. Они улучшают эксплуатационные характеристики смазки. Добавляют их на заводе при производстве смазочного материала. Присадки могут быть антифрикционные, против износа и задиров, антиокислительные, защищающие от коррозии, моющие, а также диспергирующие, противопенные, депрессорные.
Чтобы изготовить смазку для коробки с превосходными вязкостнотемпературными свойствами, загущают высокополимерными присадками маловязкие масла. Используются МС-88 смазка селективной очистки для авиационных моторов, а также И-12А (индустриальная жидкость).
Для загущения применяются такие присадки, как полиизобутилены или полиметакрилаты.
Марки трансмиссионных масел
1. Марки трансмиссионных масел для автомобилей классифицируются по ГОСТу
Данная классификация появилась во времена СССР, однако она используется до сих пор. Согласно ГОСТу все марки трансмиссионных масел подразделяются на 4 класса: 9, 12, 18 и 34 (документ № 17479.2-85). За основу классификации взят главный параметр смазки — вязкость. Чтобы ее выяснить, проводились опыты, в ходе которых жидкость подвергалась нагрузке при максимальных температурах 100 и 150 °С. В результате получалось узнать кинематическую и динамическую вязкость. Позже марки трансмиссионных масел стали подразделять в зависимости от их эксплуатационных характеристик. Было выделено 5 групп:
- Марки минеральных масел без присадок. Такую смазку можно применять в червячных, цилиндрических, конических передачах, максимально допустимая контактная нагрузка составляет 900–1500 МПа (при температуре 90 °С).
- Марки минеральных масел с присадками против износа. Смазка применяется в червячных, цилиндрических, а также конических передачах, максимально допустимая контактная нагрузка – не более 2100 МПа (температура 130 °С).
- Марки минеральных масел с присадками против задиров (умеренного воздействия). Смазка подходит для применения в спирально-конических, цилиндрических, конических, а также гипоидных передачах, максимальная контактная нагрузка – не более 2500 МПа (температура не выше 150 °С).
- Марки минеральных масел с присадкой против задиров (высокого действия), можно применять в спирально-конических, а также гипоидных передачах, максимальная контактная нагрузка – не более 3 000 МПа (температура не выше 150 °С).
- Универсальные смазки, а также минеральные масла, в которых содержится многофункциональная присадка против задиров (высокое воздействие). Допускается применять в гипоидных передачах (ударные нагрузки), максимально допустимая нагрузка – не более 3 000 МПа (температура не выше 150 °С).
Таким образом, если рассмотреть для примера российскую маркировку, то она будет иметь следующий вид: ТМ-5-9(3). Как она расшифровывается? «ТМ» означает трансмиссионное масло, «5» указывает на то, что в смазку добавлена многофункциональная присадка против задиров (высокое воздействие), «9» указывает на то, что перед нами смазка с низкой вязкостью, «(3)» — в состав входит загущающая присадка для использования круглый год.
2. Подразделение смазок по SAE
Ассоциация американских автолюбителей разработала классификацию в зависимости от вязкости для МКПП, а также ведущих мостов авто:
- Смазка для зимнего периода — 70W; 75W; 80W; 85W.
- Смазка для летнего периода — 80; 85; 90; 140; 250.
- Смазка всесезонная SAE 80W-140, многие автовладельцы отдают предпочтение маркам данных универсальных масел.
Систематизация SAE сопоставима с ГОСТом:
- Класс вязкости ГОСТ 9 соответствует 75W по SAE.
- Класс вязкости ГОСТ 12 соответствует 80W/85W по SAE.
- Класс вязкости ГОСТ 18 соответствует 90 по SAE (смазка для лета).
- Класс вязкости ГОСТ 34 соответствует 140 по SAE (смазка для лета).
3. Классификация марок трансмиссионных масел согласно API
Данная систематизация похожа на подразделение смазок по ГОСТу. Однако в этом случае в расчет берется как вязкость смазки, так и конструктивные особенности узлов, а также агрессивность среды, в которой она используется.
API GL-1 — базовая смазка, в которую не добавлены присадки. Подходит для использования в конусных, червячных передачах, МКПП без синхронизаторов (легкие условия).
API GL-2 — базовая смазка, в которую добавлена присадка против износа. Можно использовать в червячных передачах (средняя нагрузка). Подходит для трансмиссий наземных транспортных средств, а также сельскохозяйственной техники.
API GL-3 — базовая смазка с добавлением присадки против износа (в объеме 2,7 %). Подходит для применения в конусных передачах на грузовиках (средняя нагрузка). Эту смазку нельзя применять в гипоидных передачах.
API GL-4 — универсальная трансмиссионная смазка на основе базового масла, которая одинаково эффективно работает при любой нагрузке. Другое ее название «универсал». Имеет в своем составе присадку против задиров (4 % от общего объема). Можно использовать в гипоидных и конусных передачах, когда смещение осей несущественное. Также применяется для ведущих мостов, в коробках грузового транспорта, тракторов, автобусов, когда трансмиссия не имеет синхронизации. Допускается применять в синхронизированных КПП, поскольку такая смазка содержит 50 % защитных присадок с разными свойствами.
API GL-5 — многофункциональная смазка с усиленной формулой, применяется в трансмиссиях, которые работают в условиях повышенной нагрузки. Содержит в своем составе 6,5 % присадок против задиров. Подходит для гипоидных передач с сильно смещенными осями. Можно использовать универсальную смазку в других типах и узлах механической трансмиссии, кроме коробки переключения передач.
Соотносится классификация всех марок трансмиссионного масла API с ГОСТом следующим образом:
- ТМ 1 по ГОСТу соответствует GL-1 по API.
- ТМ 2 по ГОСТу соответствует GL-2 по API.
- ТМ 3 по ГОСТу соответствует GL-3 по API.
- ТМ 4 по ГОСТу соответствует GL-4 по API.
- ТМ 5 по ГОСТу соответствует GL-5 по API.
Стоит отдельно отметить смазку для трансмиссий API MT-1. Она наилучшим образом подходит для высоконагруженных тягачей и автобусов с МКПП несинхронизированного типа. Обладает отличной термической стабильностью, это ее основное преимущество по сравнению с другими смазками.
4. Смазка ATF для АКПП
Надпись «ATF» на коробке с маслом расшифровывается как Automatic Transmission Fluid. Это значит, что перед вами жидкость для АКПП. Подразделяется такая смазка на 4 группы. С повышением цифры увеличивается универсальность смазочного состава. Это возможно благодаря используемым присадкам. Основа систематизации точно такая же, как и у других смазок: вязкость, текучесть, силовые нагрузки и максимальные температуры.
Чтобы автомобилисты не путали марки трансмиссионных масел для автоматов, их производят зеленого цвета. Поэтому, если вы случайно купите смазку, не подходящую для АКПП, вы не смешаете смазочные составы, которые не совместимы друг с другом. Всегда обращайте внимание на оттенок жидкости. Если он отличается от цвета масла, которое используется в автоматической коробке, значит, заливать ее не стоит.
Некоторые фирмы, которые реализуют смазки ATF, используют еще более жесткую классификацию. Они подразделяют смазочные составы на высококачественные, среднего и низкого качества. Однако делать так нельзя. Дело в том, что автопроизводитель в руководстве по эксплуатации четко указывает, какой вид смазки можно использовать для автомата. Поэтому, если вы выбрали современную унифицированную трансмиссионную жидкость, следует изучить рекомендации производителя авто.
Лучшие минеральные трансмиссионные масла
Стоимость минеральной смазки любой марки будет ниже, чем синтетического либо полусинтетического трансмиссионного масла. Дело в том, что производится она из экологически чистых веществ без добавления присадок. Минеральная смазка не наносит вред окружающей среде и живыми организмам, а также сохраняет трансмиссию. Далее приведем наиболее популярные минеральные трансмиссионные масла, их марки и характеристики.
1. 80W Shell Spirax S3 G
Лидирующую позицию по праву занимает марка трансмиссионного масла Shell благодаря высоким эксплуатационным характеристикам. Смазка подходит для трансмиссий, а также МКПП ZF, MAN. Такая жидкость сможет в течение длительного времени защищать редуктор, так как в ее составе есть высококачественные присадки.
На шестернях не будут образовываться отложения, ведь смазка этой марки превосходно противостоит износу деталей. Если вы хотите, чтобы машина потребляла меньше горючего, остановите свой выбор на этой трансмиссионной жидкости. Так ваш бюджет не пострадает от постоянных посещений автозаправочных станций.
Преимущества данной марки трансмиссионной жидкости:
- утечки случаются редко;
- экологически чистый состав;
- обладает превосходными смазочными свойствами;
- совместима с материалами уплотнителей;
- увеличивает ресурс трансмиссии;
- подходит для использования в случаях, когда вязкость должна быть низкая.
Минусы:
- отсутствуют.
Многие автовладельцы предпочитают трансмиссионное масло этой марки благодаря его натуральному составу. За счет долгого срока службы можно сэкономить семейные средства.
2. Eneos ATF Dexron-Ii
Среди самых популярных смазок данная марка зарекомендовала себя как лучшая для зимнего периода, даже если вы проживаете на Севере. Главная особенность этой жидкости заключается в том, что ее можно использовать даже при 33 °С ниже нуля. Смазка загустевает только в том случае, если температура опускается еще ниже.
Трансмиссионное масло Eneos ATF Dexron-Ii от марки «Дексрон» подходит для применения в АКПП. Менять его нужно достаточно редко, поэтому вы сможете избежать лишних трат на ТО вашей машины.
Преимущества смазки этой марки:
- сохраняет текучесть даже при низких минусовых температурах;
- устойчива к воздействию высоких температур;
- обладает хорошей вязкостью;
- превосходно взаимодействует с АКПП;
- не имеет запаха;
- состоит из природных компонентов.
Минусы:
- нельзя использовать в МКПП.
3. Luxe 80W-90 GL-5
Топовая марка трансмиссионных масел для МКПП. Жидкость рекомендуется использовать в автомобилях с задним приводом. В своем составе содержит большое количество фосфора и серы, благодаря этому средство препятствует образованию задиров. Поэтому такую смазку можно применять даже в суровых условиях. Данная жидкость позволит облегчить эксплуатацию автомобиля. Поскольку у этой жидкости класс вязкости 80W-90, она подходит для использования при низких минусовых температурах (до -26 °С). Эффективно смазывает детали трансмиссии.
Преимущества смазки данной марки:
- защищает трансмиссию от износа;
- обладает повышенной окислительной стабильностью;
- даже при холодном запуске имеет высокие эксплуатационные характеристики;
- сохраняет вязкость при резких температурных перепадах;
- требуется редкая замена жидкости.
Минусы:
- не является универсальной;
- нельзя использовать, если зубья шестерен испытывают большие нагрузки.
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Марки синтетических трансмиссионных масел не менее популярны, обходятся дешевле, поскольку менять их приходится реже. Главное достоинство — в состав жидкости входят присадки. Чаще всего «синтетику» используют в средненагруженных автомобилях, где установлены трансмиссии старого образца. Однако несмотря на все преимущества смазка имеет весомый минус: нередко возникают протечки через уплотнители, ведь вязкость жидкости небольшая. Далее приведем три наиболее популярные марки синтетических смазок.
1. ZIC GFT 75W90
Трансмиссионное масло данной марки является высококачественным, ведь в его составе есть множество присадок. Если вы хотите, чтобы трансмиссия прослужила дольше, нормально работала даже в сильные морозы, остановите свой выбор на данной марке. Смазка не дает отложениям образовываться внутри коробки, не оказывает пагубного влияния на материал, из которого сделаны уплотнители. Благодаря данной жидкости снижаются потери на трение, а значит, КПП прослужит дольше.
Преимущества трансмиссионного масла данной марки:
- отличное соотношение «цена – качество»;
- не разрушает уплотнители, сделанные из полимера;
- даже при минусовых температурах препятствует образованию вибрации и шумов;
- реализуется в удобной таре;
- остается текучим даже при низких минусовых температурах (до -45 °С);
- относится сразу к двум классам: GL-4, и GL-5.
Минусы:
- нельзя использовать в АКПП.
2. «Роснефть Kinetic GL-5 75W90»
Трансмиссионное масло этой марки завоевало доверие многих автомобилистов благодаря тому, что содержит в своем составе высококачественные присадки, которые продлевают срок службы редуктора. Жидкость отлично смазывает детали, не допуская их истирания. За счет использования присадок заливать новую смазку требуется нечасто, поэтому можно сэкономить на ТО вашей машины. Жидкость можно применять в высоконагруженных трансмиссиях, даже если они работают при максимально высоких температурах.
Преимущества смазки данной марки:
- всесезонная жидкость;
- защищает поверхности от окисления;
- можно использовать не только в легковых авто, но также и в грузовых машинах, автобусах;
- снижает износ зубчатых передач;
- продлевает срок службы синхронизаторов.
Минусы:
- отсутствуют.
Высококачественное трансмиссионное масло Kinetic GL-5 75W90 марки «Роснефть» можно купить по разумной стоимости. Его можно использовать как в авто отечественного производства, например Niva, так и в иномарках.
3. Castrol Syntrans Transaxle
Синтетическое трансмиссионное масло марки «Кастрол» является высококачественным. Данную универсальную смазку допускается использовать как в легковых авто, так и в грузовиках. За счет добавления присадок удалось повысить эксплуатационные качества жидкости, которая увеличивает срок работы трансмиссии. Многие автовладельцы отмечают, что смазка эффективно работает как в сильно нагруженных авто, так и в тех машинах, на которых ездят редко. Масло сохраняет свои свойства и при сильных морозах, и в жару.
Преимущества смазки данной марки:
- остается текучей даже при -54 °С;
- реализуется в удобной таре;
- небольшой расход;
- снижены потери во время эксплуатации;
- эффективно смазывает трущиеся поверхности.
Минусы:
- не стоит использовать для АКПП;
- имеет только один класс GL-4+.
Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
Рекомендуется выбирать «полусинтетику», если вас не устраивает качество синтетических смазок, однако вы не готовы тратить крупные суммы на частую покупку минерального масла. «Полусинтетика» обладает как достоинствами, так и недостатками этих двух видов смазок.
Полусинтетические жидкости способны снизить трение между деталями, продлив их срок службы. Из-за высокого процентного содержания присадок смазка может разъесть металлическую поверхность, однако уровень общего износа будет заметно снижен. Обратите внимание на марки полусинтетических трансмиссионных масел, которые будут описаны далее, ведь они входят в тройку лучших.
1. ZIC ATF Multi Vehicle
Открывает топ лучших марок «полусинтетики» именно «Зик», поскольку его предпочитают многие автопроизводители по всему миру. Это стало возможным благодаря оптимально подобранным присадкам, водящим в состав жидкости. Данная смазка не универсальная, использовать ее можно исключительно в АКПП. Жидкость снижает трение между поверхностями, препятствует образованию отложений. Если в коробку будет залита данная марка трансмиссионного масла, никаких вибраций при переключении не будет, автомат станет работать плавно и ровно.
Преимущества масла данной марки:
- остается текучей даже при низких температурах;
- способствует быстрому переключению передач;
- обладает высокой термоокислительной стабильностью;
- в своем составе имеет антифрикционные присадки;
- снижает износ, обладает антикоррозийными свойствами.
Минусы:
- отсутствуют.
2. «Лукойл GL5 75W90»
Главная особенность трансмиссионного масла марки «Лукойл» заключается в том, оно подходит для высоконагруженных КПП, смазка сохраняет свои свойства в широком температурном диапазоне. В состав входят присадки, которые препятствуют износу и образованию задиров. Многие автомобилисты отмечают универсальность смазки данной марки, ведь она подходит как для легковых, так и для грузовых авто. Имеет класс вязкость SAE 75W-90. Это значит, что ваш автомобиль будет потреблять меньше горючего.
Преимущества смазки данной марки:
- можно использовать в МКПП, не важно, какой тип зубчатой передачи;
- изготовлена из масел, прошедших высокую очистку;
- является экологически чистой;
- обладает антиокислительными свойствами;
- эффективно смазывает трущиеся поверхности.
Минусы:
- нельзя выбрать подходящий литраж, реализуется в таре объемом 4 литра.
Трансмиссионное масло данной марки наилучшим образом подходит для авто отечественного производства: VAZ, Niva.
3. Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90
Данная марка трансмиссионных масел обрела популярность благодаря универсальности. Жидкость имеет много допусков, удовлетворяет высоким требованиям и стандартам качества.
Аббревиатура «TDL» в названии указывает на то, что смазка подходит для автомобилей с разными приводами. Ее можно заливать в любые автомобили, поэтому данная марка – оптимальный вариант, если автомобильный парк смешанный. Залить новую жидкость своими руками сможет даже новичок без обращения в сервисный центр.
Преимущества смазки данной марки:
- имеет двойной допуск GL-4/5;
- снижает износ трущихся элементов;
- в своем составе имеет антифрикционные присадки;
- можно использовать как в синхронизированных, так и несинхронизированных коробках переключения передач;
- допускается использование в редукторах с гипоидным зацеплением.
Минусы:
- высокая стоимость.
Как правильно подобрать трансмиссионное масло

Многие автовладельцы не могут разобраться в описанных ранее параметрах и маркировках смазок. Чтобы не ошибиться, следует придерживаться следующего принципа: приобретайте жидкость, рекомендованную автопроизводителем. Ведь эти рекомендации были разработаны с учетом особенностей работы трансмиссии на определенной марке и модели авто. Только такая смазка сможет продлить срок службы коробки и сделать ее работу наиболее эффективной.
Но даже если автомобилист знает, какое трансмиссионное масло рекомендует автопроизводитель, он не всегда разбирается в том, какую марку выбрать. Ведь в каждом автомагазине представлено огромное количество марок смазочных составов. И здесь владелец авто сталкивается с трудностями. Ведь надписи на упаковке «SAE» и «API» говорят о том, какой перед вами вид жидкости, однако как узнать, соответствует ли смазка заявленным характеристикам? Здесь придется самостоятельно делать выбор. И чтобы не ошибиться, придерживайтесь одного правила: покупайте смазку известной марки.
Внимание также стоит обратить на торговую точку, где продается жидкость. Магазин стоит выбирать так же, как и марку: доверять стоит только крупным автомагазинам, которые дорожат своей репутацией. Лучше всего совершать покупки у официального дистрибьютора. Не рекомендуется приобретать жидкость у торговцев с рук, на обочине либо на рынке. Трансмиссионное масло любой марки не может стоит дешево. Если, желая сэкономить, вы случайно купите поддельную смазку, на ремонт автомобиля придется потратить крупную сумму. Ведь трансмиссия и коробка быстро выйдут из строя.
Что автолюбители говорят про марки трансмиссионных масел
- Как правильно выбрать марку трансмиссионного масла?
«Выбирая марку, нужно обращать внимание не только на то, при каких минусовых температурах может использоваться жидкость. Данный параметр актуален лишь для северных областей. Если климат, в котором вы проживаете, умеренный, не нужно выбирать супернизкотемпературные смазки GL-5. Ведь у ПАО большое пятно износа. Лучше купить синтетическую жидкость на гидрокрекинге либо GTL, можно даже с ПАО, это оптимальное решение».
- Как использовать минеральную смазку?
«В мостах будет все в порядке, из двора собственного дома точно выехать сможете. Но минеральную смазку любой марки заливать в КПП не стоит, передачу переключить не сможете. Будете на «N» ездить. В том году в декабре в сильные морозы я на собственном опыте убедился, что «минералку» в КПП заливать нельзя.
А вот для мостов она идеально подходит. Я, например, большую часть пути проезжаю по плохим дорогам, нередко приходится через мелкие речушки ехать. Поэтому лить в мосты синтетическую жидкость, а затем утилизировать ее вместе с эмульсией точно не вариант. Выгоднее использовать минеральное масло. Однако если по бродам вы не ездите, то можно и «синтетику» заливать в мосты».
- Синтетическая смазка для трансмиссии не нужна.
«Понятно, что в трансмиссии нагрузка, температура, механическое и химическое воздействие будут меньше, чем в моторе. Поэтому не стоит использовать для коробки синтетическую смазку».
- Марки трансмиссионных масел для Honda.
«Для автомобилей данной марки автопроизводитель рекомендует только одну марку трансмиссионного масла. Поэтому не нужно изобретать велосипед. КПП данного авто негативно реагирует, если залить что-то другое. Знаю много автовладельцев, которые решили использовать смазку другой марки, в результате коробка вышла из строя».
- Какую смазку можно заливать в трансмиссию?
«Если на упаковке написано «Трансмиссионное масло», это не значит, что его можно заливать во все агрегаты, которые относятся к коробке. Например, на многих авто с передним приводом автопроизводители рекомендуют использовать моторное масло для коробки передач, которая совмещена с главной передачей. Ведь шестерни в них цилиндрические, значит, задиры не будут образовываться. В АКПП нельзя заливать ни моторное, ни трансмиссионное масло любой марки. Из-за специфики работы данного механизма следует применять смазку с небольшой вязкостью, которая называется ATF и была создана специально для автоматов».