Куда уходит моторное масло и как это предотвратить
Куда уходит масло? Многие автовладельцы недоумевают, когда обнаруживают повышенный расход. Тем более что в ряде случаев видимых признаков нет. Оно либо вытекает на землю под машиной, либо размазывается по защите.
Что делать? Нужно найти причину утечки. Сниженный уровень масла в двигателе приводит к серьезным последствиям, требующим капитального ремонта. Есть несколько способов определить, куда уходит масло.
Вопросы, рассмотренные в материале:
На что расходуется масло
Каждый автовладелец знает, что необходимо регулярно проверять уровень смазочной жидкости в моторе. Однако не все соблюдают это условие правильной эксплуатации транспортного средства, зачастую забывая смотреть, сколько масла в картере двигателя.
Поступать таким образом неосмотрительно: дело в том, что, если смазки будет недостаточно, ДВС выйдет из строя. Из-за масляного голодания соприкасающиеся элементы силового агрегата износятся за короткий промежуток времени, в результате мотор заклинит.
Когда происходит «масложор», это означает, что во время работы мотора смазка непрерывно соприкасается с раскаленными элементами силового агрегата, в результате чего количество масла резко снижается.
Когда смазочный состав низкого качества, естественный угар будет достаточно большим. Однако никаких симптомов повышенного потребления смазки, к примеру сизого дыма из выхлопной трубы, вы не заметите.
И даже если ДВС работает правильно, смазка прогорает в цилиндрах. Исходя из этого, становится понятно, куда уходит масло: 80 % от всего объема – на угар, 20 % – на смазку клапанов, подшипников турбокомпрессора, преобразуется в картерные газы. Поэтому автопроизводители многих современных машин рекомендуют доливать 1 л смазки через 1 000 км пробега.
Как понять, куда уходит масло, если двигатель не дымит, и нужно ли отправиться на СТО для проведения диагностических работ?
Потребление смазки зависит от того, как вы водите. Если вам нравится утапливать педаль газа, машина постоянно испытывает перегрузки, то масла будет расходоваться много. Смазочный состав попадает в камеру внутреннего сгорания со стенок цилиндров поршневого двигателя.
Конструктивные особенности авто также влияют на потребление смазки. Если на вашей модели установлен турбированный мотор, вы резко глушите двигатель после скоростной езды, то будет наблюдаться «жор» масла.
Потребление смазочной жидкости увеличивается при повышении оборотов и скорости движения, поскольку давление в цилиндрах возрастает. Мощные ДВС, устанавливаемые на новые авто, потребляют больше масла, поскольку нагрузка на элементы увеличивается при сжатии и повышении давления в цилиндрах. Также «масложор» может наблюдаться у двигателей с наддувом.
Норма расхода масла
Прежде чем определить, куда уходит масло, необходимо знать норму расхода смазочной жидкости. Этот параметр зависит от конструктивных особенностей авто, однако средний показатель составляет 0,1 до 0,3 % от общего расхода горючего.
К примеру, машина потребляет 10 л бензина на 100 км, поэтому расход смазки будет 10-30 мл при таком же пробеге. Но если этот показатель выше – до 50 мл, без посещения СТО не обойтись. В случае, когда двигатель расходует более 50 мл масла на 100 км, стоит готовиться к дорогостоящему восстановлению ДВС.
Производители автомобилей устанавливают допустимое значение для расхода смазки в 1 000 мл на 1 000 км. Однако этот показатель слишком большой, и, скорее всего, в таком случае мотор неисправен.
Оптимальный расход смазки – до 200 г на 1 000 км пробега, и это при условии, что мотор откатал свыше 100 000 км, а сам ДВС с турбиной (который обычно потребляет минимальный объем масла, если исправен), и эксплуатация авто агрессивная (переключения на высоких оборотах, резкие разгоны и торможения).
Специалисты уверяют, что в руководстве по эксплуатации авто указаны не совсем точные значения расхода масла. Ориентироваться нужно на процентные расчеты от потребления горючего. Полученное значение будет меньше, чем указанное автопроизводителем.
Причины, по которым уходит масло
Рассмотрим, куда уходит масло из двигателя, если подтеков нет. Нижеописанные причины «масложора» возникают по естественным причинам в результате износа деталей ДВС:
Изношена цилиндро-поршневая группа
По мере работы цилиндро-поршневой группы зазоры между маслосъемными кольцами и стенкой цилиндра становятся слишком большими. В результате смазка не снимается кольцом полностью, остается на стенках цилиндра. Затем масло попадает в камеру сгорания, выхлоп приобретает черный цвет. По этой причине машины с моторами в плохом состоянии легко определить по клубам черного дыма.
Изношены клапаны
Дым из выхлопной системы также будет темный, если износились пары трения: клапан и направляющая клапана. В этом случае в посадочном месте клапан будет люфтить, разбивая сальниковое уплотнение, маслосъемный колпачок, который убирает лишнюю смазку. В результате масло попадает в камеру сгорания.
Смазка расходуется на охлаждение
Даже если ДВС работает исправно, он будет потреблять смазочную жидкость. И дело не в износе, а в особенностях конструкции. Например, в моторах с турбиной в камере сгорания сверхвысокая температура, поэтому требуется активное охлаждение системы.
К примеру, применяются форсунки, распыляющие смазку на внутреннюю область головки поршня, чтобы охладить элементы. Из-за высокой температуры происходит выгорание масла, как следствие, повышается его потребление.
Однако расход смазки может увеличиться как по естественным причинам, так и в результате поломки. Далее рассмотрим наиболее частые неисправности.
Уплотнительные элементы
Сальники и прокладки двигателя в стандартных условиях прослужат столько же, сколько и сам мотор. Если же уплотнительные элементы по какой-либо причине вышли из строя, вы заметите разводы масла под автомобилем.
Сальники и прокладки могут прийти в негодность из-за сильных морозов и температурных перепадов. Экстремальные климатические условия – причина того, что резинометаллические элементы утрачивают эластичность, возникают масляные течи. При покупке нового авто следует выбирать такие модели, которые предназначены для использования в условиях сурового климата в России.
Клапан картерных газов
Чтобы поршневые кольца функционировали нормально, должно поддерживаться оптимальное давление картерных газов. Для этой цели есть перепускной клапан, который может выйти из строя, забиться сажей, его нередко заклинивает. В результате давление картерных газов окажется больше или меньше рекомендуемого значения. Из-за этого поршневые кольца не будут снимать излишки смазки со стенок, что приведет к повышенному потреблению масла.
Вал турбины
На машинах с турбированными моторами тоже есть слабое место, куда может уходить масло. Это вал турбины, который должен нормально смазываться и охлаждаться. При его износе зазоры между валом и «постелью» слишком большие, что и приводит к перерасходу смазки, которая будет просачиваться на насосное и турбинное колесо, а затем на «впуск», в камеру сгорания, из выхлопной системы повалит черный дым.
Теплообменник
В новых моторах с большой мощностью поддерживается оптимальная температура смазки с помощью теплообменника.
Это устройство необходимо для того, чтобы температура масла не была меньше, чем охлаждающей жидкости. При работе двигателя все соприкасающиеся элементы имеют одну температуру, а значит, напряжение минимальное.
Если произойдет разгерметизация теплообменника, смазка попадает в антифриз. В результате снижается объем смазки, образуется эмульсия в системе охлаждения мотора. В данной ситуации ездить на машине нельзя, нужно как можно скорее отправиться в автосервис.
Скрытые причины утечки масла
Мы выяснили, куда уходит моторное масло в стандартных ситуациях. Однако причины утечки могут быть скрытыми, к примеру проблема с системой охлаждения двигателя.
Если система охлаждения неисправна или функционирует недостаточно эффективно, машина будет потреблять слишком много смазки.
Происходит это потому, что ДВС не охлаждается должным образом, возникает перегрев, а повышение рабочей температуры силового агрегата приводит к тому, что он функционирует на пределе своих возможностей.
Моторное масло, рекомендуемое автопроизводителем для определенной марки и модели машины, предназначено для эксплуатации при номинальных температурах работы силового агрегата, которые намного ниже реальных значений.
Под непрерывным воздействием повышенной температуры происходит угорание смазки, продукты угара закоксовывают масляные каналы, в результате эффективность системы смазки ДВС снижается.
Проблемы в системе питания также приводят к «масложору». Причина – топливные форсунки, если их не обслуживать, то они не смогут правильно распылять горючее: бензин начнет попадать струей в камеру сгорания. В результате воспламенение будет происходить неравномерно, так же как и сгорание, повысится детонация. Как следствие, образуются трещинки в поршнях и поршневых группах и гильзах.
Данные дефекты приведут к тому, что маслосъемные кольца перестанут сгонять масло с рабочих стенок цилиндров. Смазка будет попадать в камеру сгорания.
Потребление моторного масла увеличивается из-за неполадок в системе смазки двигателя, к примеру протечки сальников, разгерметизации прокладок, а также из-за использования низкокачественного масла, заводского брака масляных фильтров, неправильного ремонта авто.
Однако расход масла может увеличиться и по косвенным причинам, например превышения рабочих температур, неисправности топливной системы, неправильной работы силового агрегата.
Диагностика утечки масла
При повышенном расходе масла вы заметите следующие признаки:
- Маслянистый темный налет на глушителе.
- Смазочная жидкость стала черного цвета, пахнет выхлопными газами.
- Из масляной горловины идет голубоватый дым.
- На свечах есть нагар.
Определяем повышенное потребление масла:
Оттенок выхлопа
Когда топливо сгорает, образуются выхлопные газы. Если данный процесс нарушен, дым из выхлопной трубы будет иметь определенный цвет и запах. К примеру, если выхлоп черный, значит, есть проблемы в системе питания, белый – слишком много влаги, сизый – частички сгоревшего масла.
Если маслосъемные колпачки изношены, выброс масла будет происходить при запуске мотора «на холодную», после прогрева ДВС данный симптом исчезнет. Дело в том, что во время стоянки автомобиля смазка проходит через колпачки и скапливается в цилиндре. Если вы заведете мотор, масло сгорит.
Когда голубоватый дым наблюдается во время езды, то смазка попадает в камеру сгорания непрерывно в большом количестве, значит, изношены цилиндры и поршневые кольца. В данной ситуации требуется дорогостоящий капремонт ДВС.
Утечка масла
Если вы заметили, что под машиной есть масляные подтеки коричневатого либо соломенного цвета, значит, в системе смазки есть неполадки.
Однако даже когда после ночной стоянки под автомобилем нет пятен смазки, утечка все равно может быть, просто небольшая. Для поиска протечки опытные автовладельцы рекомендуют использовать светящийся краситель, а также специальный УФ-фонарик. Краситель добавляют в мотор вместе со смазкой, внимательно изучив инструкцию по использованию средства.
Также можно нанести тальк вокруг силового агрегата, так вы легко обнаружите масляные подтеки. Кроме того, если ДВС загрязнен, следует тщательно очистить его, тогда вы сможете увидеть протечку масла.
Профилактика утечки масла
Машина будет потреблять оптимальное количество смазки, если придерживаться следующих рекомендаций:
- Не перегревать мотор. При сверхвысокой температуре поршни расширяются и интенсивно трутся о стенки цилиндров. При смещении колец происходит разгерметизация системы, и смазка попадает в камеру сгорания.
- Покупайте высококачественное оригинальное моторное масло. В контрафактной продукции нет специальных присадок, которые исключают появление нагара в двигателе. Также следует использовать подходящее по густоте масло, поскольку слишком жидкое будет проникать в камеру сгорания вместе с бензином.
- Регулярно меняйте прокладки и уплотнители, данные расходники быстро выходят из строя.
- Используйте присадки с загустителем масла. Так вы сможете снизить потребление смазочной жидкости. Также в присадках есть компоненты, повышающие эластичность уплотнителей.
- Очищайте маслоотделитель как можно чаще. Если он засорится, то масляная взвесь будет попадать в систему впуска, трубопровод забьется, появится нагар в цилиндрах. Если вентиляционный клапан заклинит, невозможно будет обеспечить оптимальное давление в системе.
Часто задаваемые вопросы об утечке масла
Почему ДВС потребляет много масла, но дыма в выхлопе нет?
«Масложор» без появления сизого дыма в выхлопной системе наблюдается в следующих случаях:
- Масляная течь. В этой ситуации вы обнаружите подтеки смазки под машиной после долгой стоянки.
- PCV не функционирует.
- Силовой агрегат поврежден.
- Пришли в негодность уплотнители клапанов.
Куда уходит масло, если мотор исправен?
Смазывание силового агрегата происходит постоянно. Масло попадает в картер, затем по системе смазки в цилиндры, на коленвал и прочие соприкасающиеся элементы. Важно, чтобы уровень смазки в картере не падал ниже минимальной отметки, в противном случае произойдет масляное голодание ДВС.
Куда уходит масло в норме:
- Угорает.
- Уходит через систему вентиляции двигателя.
- Испаряется.
Как определить, что смазки недостаточно в ДВС?
Вы сразу заметите, что смазки мало, поскольку на панели приборов загорится индикатор давления масла. Не забывайте, что срабатывание датчика происходит в тот момент, когда до минимальной отметки еще далеко. В этом случае могут прийти в негодность только маслосъемные кольца. Но если не долить смазку при светящимся индикаторе, возрастают риски более серьезных поломок.
Косвенные признаки масляного голодания:
- Автомобиль дергается во время движения, теряет мощность.
- Из выхлопа идет голубоватый дым.
- Появляется лязг и свист, если на машине установлен мотор с турбиной.
Не всегда получится своими силами определить, почему и куда уходит масло. Если вы заметили «масложор», следует отправиться на диагностику в ближайший автосервис.