Как замкнуть стартер: советы и рекомендации
Зачем? Как замкнуть стартер, знают далеко не все автовладельцы, хотя с такой необходимостью может столкнуться каждый. Нарушение работоспособности этой запчасти приводит к невозможности запустить двигатель внутреннего сгорания. Иначе говоря, водитель просто не сможет завести машину и начать движение.
Как исправить? Способов для устранения проблемы несколько. Каждый из них имеет своим преимущества и недостатки, а также особенности. Выбирать тот или иной путь решения следует в зависимости от причин неисправности, а также исходя из эксплуатационных особенностей конкретного авто.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Особенности и функции стартера
- Почему стартер перестает работать
- Как замкнуть стартер
- Как замкнуть стартер напрямую от аккумулятора
- Как замкнуть стартер с толкача или на буксире
- Важные советы по запуску стартера
- Отзывы автолюбителей о замыкании стартера
Особенности и функции стартера
Разные узлы и запчасти автомобиля имеют свои сроки службы. И стартер, к примеру, очень сильно отличается по показателю эксплуатационного ресурса от самого силового агрегата. Стартер обычно работает в течение пяти лет. Данный элемент ДВС нужен не для движения, а скорей, для комфорта водителя – с его помощью двигатель запускается с помощью простого нажатия кнопки или поворота ключа.
Но нужно признать, что без исправного стартера эксплуатировать современный автомобиль не представляется возможным. Так что при прохождении регулярного технического обслуживания не стоит игнорировать стартер – благодаря этому вы значительно продлите его ресурс.
В задачу стартера входит раскрутка коленчатого вала. Причем делается это с усилием для того, чтобы поршни на втором такте («сжатие») создавали в цилиндрах достаточную степень компрессии, чтобы третий такт («сгорание») совершался с полной отдачей потенциальной мощности. Если же речь идет о дизельном двигателе, то данной компрессии должно хватать для того, чтобы температура топливно-воздушной смеси возрастала до того уровня, при котором впрыскиваемая через инжекторы солярка самовоспламенялась.
Стартер работает в комплексе с другими механизмами и системами ДВС, и в нем иногда появляются и механические поломки, и проблемы по электрической части. Например, раскрутка коленвала может осуществляться с недостаточной интенсивностью (скоростью). Это, в частности, свидетельствует:
- об отсутствии питания в сети;
- о неполадках в замке зажигания;
- о проблемах с аккумулятором (он может быть разряжен).
Какие еще неполадки возникают со стартером?
- Возможна пробуксовка муфты, когда якорь электродвигателя вращается, но крутящий момент не передается на коленчатый вал.
- Из строя вышло тяговое реле.
- Износ подшипников достиг запредельного уровня.
- В конце концов, может сгореть обмотка на катушке самого стартера.
В случае реализации первых двух пунктов стартер продолжит работать даже в том случае, если силовой агрегат уже запущен.
Надо отметить, что вероятность выхода стартера из строя выше, чем у любого другого элемента в ДВС, так как во время запуска электродвигатель должен передавать на маховик коленчатого вала наибольшую мощность, тяговый момент и максимально возможную скорость вращения. И делается это сразу после подачи возбуждения на обмотку якоря (из положения покоя). Так что не стоит пропускать время рекомендованной диагностики стартера.
И основное внимание нужно уделять выявлению причин возникновения поломок, в том числе и потенциальных.
Почему стартер перестает работать
Что такое стартер по сути? Это электродвигатель с шестерней на якорном валу. Этой шестерней (бендиксом) перед включением зажигания он присоединяется к зубчатому венцу маховика коленчатого вала и начинает его раскручивать. После того как двигатель заведен, шестерня стартера отводится от венца маховика.
Разберем более подробно причины отказа стартера:
- проблемы с проводкой и контактами;
- не работает реле стартера;
- неисправно втягивающее реле стартера;
- сгорела обмотка стартера;
- произошел износ обгонной муфты и т. д.
Чаще всего из строя выходит втягивающее реле. В этом случае на обмотку стартера электропитание не подается, и он не включается. Такая неисправность очень просто диагностируется: если присутствует характерный щелчок при повороте ключа зажигания, то это проявляет себя неисправность втягивающего реле.
Щелкающее реле означает, что обгонная муфта не может провернуть коленчатый вал. Подайте на стартер питание напрямую (замкните его), и это решит проблему (разово, в моменте).
Как замкнуть стартер?
Замыкание производится какой-нибудь удобной металлической частью любого инструмента, находящегося под рукой. Как же замкнуть стартер в данном случае? Соедините силовые контакты электромотора в обход реле, и это образует цепь с аккумулятором. Далее попросите кого-нибудь повернуть ключ зажигания в стартовое положение. Если описывать процесс более подробно, то выглядит он так:
- Сначала автомобиль ставится на ручник.
- Коробка передач ставится на нейтральную скорость (на АКПП для этого выбирают режим остановки Р).
- Со стартера удаляется контактная пластина.
- Далее контакты коротятся с помощью подходящего металлического наконечника.
Подбирайте такой наконечник, который будет подходить по длине и имеет достаточное сечение. Отвертка с толстым стержнем или разводной ключ с изоляцией на ручке вполне подойдут. И обязательно обратите внимание на следующие моменты:
- замыкать контакты силовой линии нужно именно на втягивающем реле;
- нельзя касаться «замыкателем» никаких других металлических деталей – это может привести к образованию искры и воспламенению;
- особенно важно не касаться «замыкателем» корпуса стартера;
- сразу же после запуска двигателя «замыкатель» нужно убрать.
Соединить пару силовых контактов на втягивающем реле – это то же самое, что перемкнуть их изнутри при помощи релейного якоря. То есть мы как бы имитируем работу самого реле, которое по какой-то причине стало неисправным. Стартер при таком замыкании включится и, если зажигание активировано, двигатель заведется.
Замыкая контакты, вы подключаете стартер к аккумулятору напрямую. Он выдаст всю возможную силу тока при данном сопротивлении. С учетом того, что среднестатистическая современная батарея накапливает в себе 72 ампера, ток будет неслабым – обязательно появится искра. Поэтому очень важно предварительно убедиться, что нигде поблизости нет ни утечки топлива, ни масляных разводов, которые могут воспламениться.
Минусом данного способа является то, что не на всех двигателях есть прямой доступ к стартеру, а значит, невозможно подобраться к втягивающему реле. Но даже если такой доступ и присутствует, то, осуществляя замыкание, необходимо быть предельно аккуратным: замыкать нужно только управляющую клемму, закрытую резиновым колпачком, и контактный лепесток (он обычно прикрыт пластиковым штекером). Никаких других металлических деталей (или корпусов) ваш «замыкатель» касаться не должен.
Как замкнуть стартер напрямую от аккумулятора
Одной из причин, почему не работает стартер, является дефект проводки. Выявляется эта неисправность путем прозвона кабеля, ведущего от аккумуляторной батареи к электродвигателю. Исправить ситуацию, что называется, в моменте можно, соорудив альтернативную силовую проводку из другого кабеля, который имеет большее или равное сечение.
Замыкание в данном случае нужно осуществлять в такой последовательности:
- Отключаем штатный (поврежденный) провод от контакта.
- Включаем зажигание.
- Соединяем новым кабелем плюсовой полюс батареи с разъемом на стартере.
- После того как стартер сработает и двигатель запустится, альтернативный кабель отключаем от аккумулятора и убираем.
Таким способом вы сможете запустить двигатель, если оказались вдалеке от сервисного центра. Ну а по приезде на него следует провести полный цикл диагностических мероприятий и осуществить замену поврежденных узлов и деталей. Как правило, неприятностей выявится сразу несколько.
Как замкнуть стартер с толкача или на буксире
Если имеет место дефект тягового реле или же обмотки электродвигателя, то для запуска силового агрегата автомобиля вам понадобится буксировка. Коробка передач ставится на первую скорость, включается зажигание, и машину начинают либо толкать вручную, либо тянуть на буксире. Крутящий момент от колес через трансмиссию передастся на коленчатый вал, и тот приведет в движение поршни. Стартер в данном процессе никак не участвует.
Толкать автомобиль быстро не нужно, так как первая скорость – самая понижающая из всех, однако нужно достичь такого темпа, при котором будет обеспечена достаточная компрессия в камерах сгорания и произойдет воспламенение топливно-воздушной смеси. (Зажигание в данном случае должно быть активировано).
Запуск мотора с толкача или при помощи буксировки недопустимо применять, если у автомобиля автоматическая коробка передач (из-за определенных особенностей ее конструкции). При буксировке важно соблюдать следующие правила безопасности:
- Ведущая машина должна стартовать плавно и двигаться медленно, пока трос не натянется.
- Водителю буксируемого автомобиля не следует тормозить резко.
- Помните, что после того, как двигатель буксируемого автомобиля запустится, машина начнет быстро ускоряться. Поэтому нужен трос достаточной длины, чтобы успеть выжать сцепление и затормозить.
- Останавливаться полностью буксирующий и буксируемый автомобили должны примерно синхронно.
- И последнее (самое сложное) после того, как двигатель заведен, – ни в коем случае нельзя его глушить, пока не доберетесь до пункта технического обслуживания.
Важные советы по запуску стартера
Нештатный пуск посредством прямого замыкания может привести к сбоям в работе электроники автомобиля. Такой пуск правильно считать аварийным, и применять его нужно однократно и только для того, чтобы добраться до пункта технического обслуживания. При замыкании напрямую надо соблюдать следующие правила:
- Подбирайте металлические «замыкатели» с достаточным сечением. Чем больше будет сечение, тем меньше вероятность образования искры.
- Замыкайте гайки, а не поверхности с нарезанной резьбой.
- Не касайтесь никаких других металлических деталей. Корпус транспортного средства – это масса. Если дотронуться до корпуса или любой металлической детали, которая с ним соединена, то получится короткое замыкание на массу, а это совсем не то, что нужно.
- Питание нужно отключать сразу же, как только двигатель заводится. Если пренебречь данной мерой, то это может привести к поломке бендикса (ведущей шестерни).
Автомобиль с поломанным стартером не может функционировать. Поэтому все возможные дефекты в системе старта ДВС должны быть устранены как можно скорее после их выявления.
Отзывы автолюбителей о замыкании стартера
- Важно, чтобы бендикс выдвинулся.
- Необязательно замыкать напрямую.
- Иногда возникает необходимость замены втягивающего реле.
«Замыкать нужно не только пару контактов на болтах, но также и клемму втягивающего реле. Именно оно ответственно за прижим бендикса к венцовым зубцам. Если оно не сработает, то бендикс просто будет беспомощно вращаться в воздухе. Последовательность здесь такая: сначала подается напряжение на втягивающее реле, и только потом нужно замыкать контактные болты. Если стартер и после этого не запустится, то значит, либо проблемы с мотором, либо нет нормальной электроизоляции между корпусом и двигателем».
«Если присутствует громкий характерный щелчок, это значит, что при подаче напряжения сработало втягивающее реле. Оно замыкает пару медных контактов и… ничего не происходит! Почему? Плохая масса, сгорели контакты внутри втягивающего реле, смололо подшипники стартера, села батарея, да, в конце концов, двигатель заклинило. Впрочем, все может закончиться и благополучным пуском с характерным урчанием силового агрегата. Тогда ура!
Замыкать напрямую нужно, если только подгорели контакты реле. Замыкаем силовую клемму с контактом втягивающего реле и только потом соединяем со вторым медным болтом (подача нагрузки от батареи)».
«На втягивающем реле расположены 3 клеммы (2 из них – болтовые). От одной клеммы (болта) провод идет куда-то вглубь самого стартера. От второго болта провод ведет к клемме батареи. А третий – это контакт на втягивающее реле (через замок зажигания).
Теперь, если замыкается только пара болтовых клемм, то стартер будет просто крутиться в воздухе. Чтобы стартер прижался к венцовым зубцам маховика коленвала и начал его раскручивать, нужно замкнуть болтовую клемму, клемму провода от батареи и клемму втягивающего реле. Главное не забыть поставить КПП на нейтраль или Р в случае АКПП.
Если удается добиться того, что стартер крутится (2 болтовые клеммы замкнуты), а вот при замыкании третьей клеммы прижатия нет, то это означает, что "полетело" втягивающее реле».
Все описанные способы «заката солнца вручную», когда приходится что-то в двигателе замыкать, создавать альтернативные каналы электропитания и пр., являются исключениями в режиме эксплуатации мотора. Если вы, например, поехали в лес на рыбалку и стартер не выполняет своей функции, то все вышеописанные способы вас, безусловно, выручат.
Однако по прибытии домой первое место, куда вам следует направиться (не выключая двигателя), должна стать станция технического обслуживания, где будут устранены все проявившие себя дефекты.
Нужно помнить и об опасности воспламенения горюче-смазочных материалов, размазанных по двигателю вблизи клемм, которые нужно замыкать. Кроме того, поломка АКПП в случае буксировки авто со сломанным стартером (или попытки запуска с толкача) более чем вероятна.
И конечно же, прежде чем пытаться замыкать клеммы стартера отверткой, нужно произвести первичную диагностику неисправности. Вполне возможно, что мог просто закончиться бензин…