Как проверить масло в редукторе и заменить его при необходимости
Эксплуатация автомобиля приводит к тому, что залитое в редуктор масло становится менее вязким, недостаточная герметичность системы приводит к попаданию в нее воздуха и возникновению окислительных процессов. Результатом этого становится разложение масла, которое больше не справляется с функцией смазывания механизмов и узлов, зубчатые шестерни изнашиваются и перегреваются. В статье поговорим о том, как проверить масло в редукторе и заменить его, если возникла такая необходимость.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какие функции выполняет масло в редукторе автомобиля
- Как правильно проверить уровень и качество масла в редукторе
- Как заменить масло в редукторе авто
- Насколько часто нужно проверять и менять масло
Масло в редукторе: назначение и функции

Редуктором заднего моста (раздаточной коробкой) называют соединенные между собой узлы, которые передают крутящий момент двигателя к колесам. На нагрузки, которым подвергается редуктор в процессе эксплуатации авто, влияют обороты силового агрегата. Возникающее в узлах трение отрицательно сказывается на состоянии раздаточной коробки в целом. Во избежание разрушения элементов узла применяют специальную смазку, которая смягчает ход подвижных частей, сохраняя их целостность.
Смазка в редукторе, сплошным слоем покрывающая все детали, призвана снизить трение во время эксплуатации авто. Таким образом, предотвращается стирание элементов узла и продлевается срок его службы.
Кроме того, смазка призвана:
- Защищать от коррозии. Благодаря смазке металл защищен от окисления, соответственно, срок службы редуктора увеличивается.
- Охлаждать детали. За счет поглощения маслом части тепла, детали не перегреваются.
- Удалять из редуктора грязь и стружку. Одним из компонентов трансмиссионной смазки являются специальные присадки, которые связывают попадающие в двигатель пыль и грязь. Чем более качественным является масло, тем более эффективные присадки входят в его состав.
- Упростить запуск двигателя в холодное время года. Под воздействием мороза происходит замерзание металла и слипание деталей, что приводит к невозможности запуска двигателя при отсутствии смазки. Это обусловлено тем, что застопорившийся редуктор не позволит коленвалу начать вращаться. Смазка же не даст деталям слипнуться.
Качество и эффективность масла находятся в прямой взаимосвязи. Для редуктора используют обычную трансмиссионную смазку. Такую же чаще всего заливают в коробку переключения передач автомобиля (информацию можно проверить по технической документации авто). Но в ряде случаев возможно использование для редуктора отдельной смазочной жидкости. Моторное масло для трансмиссии не подходит из-за разницы в вязкости, химическом составе и температурном диапазоне.
Как проверить уровень и качество масла в редукторе

Проверять уровень и состояние смазочной жидкости в узле необходимо при холодном двигателе, в этом случае вся смазка собирается в картере.
Чтобы проверить масло в редукторе достаточно открутить крышку, а затем, воспользовавшись щупом, палкой, проволокой уточнить его уровень. Для проверки состояния смазочной жидкости необходимо набрать немного смазки в шприц или трубку.
Думая о том, как проверить масло в редукторе, имейте в виду, что его уровень должен быть на 2-3 мм ниже заливного отверстия.
Чтобы проверить состояние смазочной жидкости, закрутите заливную крышку и на пару секунд открутите сливную. Смазка будет вытекать медленно. Если вы не эксплуатировали авто в течение нескольких часов, то по осевшим в картере посторонним частицам сможете проверить, в каком состоянии находится смазочная жидкость.
Если вы проверите смазку и заметите, что в нем присутствуют металлические частицы, имейте в виду, это свидетельствует о значительной степени износа узлов редуктора, соответственно, в ближайшее время возникнет необходимость в ремонте и замене деталей.
Расскажем о том, как проверить масло в переднем редукторе (например, в ВАЗ-21214).
Контролировать уровень масла в переднем редукторе необходимо каждые 15 тыс. км пробега. Поводом для проверки также являются подтеки масла на картере узла.
С помощью ветоши следует протереть картер коробки в районе заливного отверстия.
Расскажем по порядку о том, как проверить уровень масла в редукторе:
- Открутите пробку заливного отверстия (для этого вам понадобится торцовый ключ на 17 мм).
- Воспользовавшись отверткой, проволокой, щупом проверьте уровень смазки, которая должна доходить до нижней границы заливного отверстия.
- При меньшем уровне жидкости воспользуйтесь специальным шприцом и долейте в редуктор трансмиссионную жидкость, после чего закрутите крышку.
Решив проверить масло в редукторе заднего моста, действуйте аналогичным образом.
В некоторых случаях, открутив заливную крышку, можно столкнуться с вытеканием смазочной жидкости. Однако сам автомобиль смазку не вырабатывает, а залить в редуктор больше смазки, чем это предусмотрено конструктивно, невозможно. Ситуация с вытеканием ее возможна, если, например, вы пересекали брод или глубокую лужу и внутрь моста затекла вода.
Сальники не всегда в состоянии обеспечить герметичность конструкции, кроме того, в верхней области моста расположен сапун, следовательно, существует вероятность попадания в смазку воды во время проезда через брод или глубокие лужи.
Смесь масла с водой отрицательно сказывается на состоянии смазки, существенно снижая срок ее службы.
Решив проверить масло в рулевом редукторе и столкнувшись с тем, что его больше, чем необходимо, слейте смазку полностью, заменив ее новой, которую рекомендует завод-изготовитель автомобилей.
Замена масла в редукторе автомобиля

Проверять и менять смазку в раздаточной коробке заднего моста следует через каждые 35 тыс. км пробега. О такой частоте говорят передовые концерны-автопроизводители. При появлении некоторых признаков (снижении количества масла, появлении в нем серой пыли, изменении цвета смазочной жидкости), проверить состояние смазки и осуществить ее замену необходимо сразу.
Снижению уровня смазки в коробке способствует ухудшение ее технических характеристик, которые сказываются на изменении вязкости жидкости. Еще одной причиной уменьшения количества смазки могут стать утечки, возникающие из-за высокой нагрузки на автомобиль.
Серая пыль появляется, если детали коробки истерлись. Стирание их верхнего слоя приводит к тому, что он выпадает в осадок, который, попав в смазочную жидкость, циркулирует внутри всей системы. Попав на важную деталь, пыль может закупорить ее отверстия, что в конечном итоге станет причиной выхода изделия из строя.
Решив проверить масло в редукторе и обнаружив при этом серую пыль, необходимо срочно залить новую смазку. При обнаружении в смазочной жидкости металлических частиц или стружки требуется капитальный ремонт двигателя с заменой поврежденных запчастей.
Если, решив проверить смазку, вы заметите, что она изменила свой цвет на черный, значит, жидкость функционально износилась. Характеристики масла ухудшаются в связи с длительностью использования, высокими нагрузками, запыленностью. Из-за нарушения молекулярной структуры смазки она не в состоянии эффективно обрабатывать узлы и детали коробки.
При обнаружении даже одного из названных признаков сразу же замените смазку. Можно воспользоваться услугами автосервиса, сотрудники которого качественно и быстро могут проверить масло в редукторе и заменить его. Решив поменять смазочную жидкость самостоятельно, вы можете сэкономить.
В любом случае, совершить непоправимую ошибку, способную привести к выходу автомобиля из строя, при самостоятельном выполнении операции по замене смазки практически невозможно. Однако получить ожог отработанной масляной жидкостью вполне вероятно. Во избежание таких последствий соблюдайте осторожность и требования техники безопасности.
Для раздаточной коробки подходит смазка, которую рекомендует производитель автомобилей. Эту информацию можно проверить по технической документации, большое значение имеет соответствие смазочной жидкости классу по API.
По рекомендации современных автопроизводителей для редукторов, трансмиссий и раздатков подходят масла класса GL-4 и GL-5 и выше, в составе которых присутствуют противозадирные и другие присадки. Такие смазочные жидкости рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации автомобиля.
На вязкость смазки влияют климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Трансмиссионную жидкость лучше выбирать всесезонную, поскольку мало кто намерен выполнять ее замену каждый сезон.
Такие смазочные жидкости имеют двойную нумерацию, к примеру, 75W-90, при этом первой цифрой обозначена вязкость при минусовой температуре, второй – в теплое время года. Чем меньшее значение имеет первое число, тем при более низких температурах смазка остается эффективной. Например, использование трансмиссионной жидкости 70W позволяет эксплуатировать автомобиль при температуре до -55 °С, 75W – до -40 °С, 80W – до -26 °С и т. п.
Легковые автомобили, передне- или заднеприводные, требуют 1-2 л смазочной жидкости. В полноприводные авто с двумя картерами требуется заливать 3 л смазки и более. Для грузопассажирских автомобилей может понадобиться 10–15 л трансмиссионки. Стоит брать масло с запасом (хотя бы в 1 л), поскольку может возникнуть необходимость в промывке редуктора.
Если вы решаете, как проверить масло в редукторе и заменить его, предварительно приготовьте следующие инструменты и расходные материалы:
- Вам не обойтись без набора гаечных ключей – выбирайте наборы с накидными, рожковыми или шестигранными.
- Также вам понадобятся различные отвертки – запаситесь плоскими, крестовидными, а также с сечением торкс.
- Жидкость WD-40. В ней возникает необходимость при закисании пробок сливного или заливного отверстий или винтов. В таком случае достаточно обработать детали этим средством, чтобы справиться с проблемой.
- Емкость, в которую вы будете сливать отработанную смазку. Ее вместимость должна на 1-2 л превышать объем залитой в коробку жидкости.
- Шприц и шланг, при помощи которых вы будете заливать смазку в редуктор. В качестве альтернативы можно воспользоваться длинным шлангом с воронкой.
Решая, как проверить масло в редукторе и заменить его, не забудьте о том, что такого рода работы проводятся в гараже со смотровой ямой или на эстакаде.
Приступая к замене масла, необходимо соблюдать технику безопасности:
- Автомобиль в обязательном порядке должен быть закреплен – поставлен на ручной тормоз, под колеса подставлены стопоры.
- Трансмиссия перед началом работы прогревается. Однако следите за тем, чтобы редуктор не был горячим. Ожоги от масла могут быть весьма неприятными.
- Прежде чем проверить масло в редукторе и заменить его, приготовьте рабочую одежду – удобную и не стесняющую движений. Откажитесь от синтетики, которая в случае возгорания прилипает к телу. Кроме того, следите за тем, чтобы жидкость не попала в глаза, нос или рот, поскольку это также чревато появлением ожогов.
Для начала прогрейте раздаточную коробку, проехав 5–10 км. После этого поставьте автомобиль на смотровую яму или на эстакаду, где будет проще проверить смазку в редукторе и выполнить операцию по его замене.
На первом этапе сливается отработанная трансмиссионная жидкость:
- Если вы собираетесь проверить масло в редукторе переднего моста и заменить его, то необходимо снять защиту картера. Промойте болты защиты, в случае необходимости используйте WD-40.
- Очистите редуктор от грязи и ржавчины. Для обработки крышек также воспользуйтесь WD-40. Помните, что закисание пробок – явление достаточно частое. Поэтому при их откручивании необходимо действовать осторожно, чтобы не испортить резьбу.
- Проверьте, чтобы емкость, в которую будет сливаться отработанное масло, находилась под сливным отверстием.
- Открутите сливную крышку. После того как масло начнет вытекать, открутите пробку заливного отверстия. Подождите, пока вся смазочная жидкость вытечет.
После этого промойте раздаточную коробку. В ряде случае может понадобиться применение специальных средств, к примеру, промывочного трансмиссионного масла.
Впрочем, обычная смазка является оптимальным вариантом. Последовательность действий будет следующей:
- Через заливное отверстие налейте жидкость в коробку. Упростить задачу можно, используя шприц с длинным шлангом в качестве насадки. Пропустите шланг в отверстие и плотно соедините со шприцем. Смазки понадобится на 20–30 % больше, чем предусмотрено для заливки.
- Закройте крышку заливного отверстия. Далее необходимо проехать примерно 15–20 км по трассе. Езда должна быть плавной, резко переключать скорости при этом нельзя.
- Слейте промывочную жидкость, воспользовавшись ранее описанным алгоритмом.
Теперь необходимо проверить масло в редукторе, оценив его состояние, в том числе консистенцию и цвет. Если должный эффект не достигнут, повторите процедуру промывки.
Далее необходимо залить новую смазку в коробку. Заливка происходит так, как описано выше. Количество смазочной жидкости указывается в сервисной книжке автомобиля. В среднем уровень масла в редукторе должен доходить до нижней части заливного отверстия, может быть немного меньше. Аккуратно закрутите крышку заливного отверстия. Проверьте, насколько плотно она закручена, – не до конца затянутая пробка может стать причиной попадания грязи в систему.
Заменив масло, два-три дня ездите в обкаточном режиме, то есть плавно, без резкого переключения скоростей. После этого необходимо еще раз проверить масло в редукторе. Если никаких проблем с уровнем и состоянием жидкости не обнаружится, можно говорить об успешном выполнении замены.