Как подтянуть ручник: проверка, подготовка, регулировка
О чем речь? Стояночный тормоз периодически ослабляется, что делает невозможным надежное удержание автомобиля на месте. Причиной могут быть изношенные колодки, неисправности в тормозной системе или растянувший тросик ручника.
Как правильно? Чтобы подтянуть ручник, нужно пошагово выполнить несколько несложных действий. Однако без набора инструментов, подходящего помещения и опыта ремонтных работ процесс может вызвать затруднения.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Функции и устройство стояночного тормоза автомобиля
Название данного механизма полностью соответствует его основному назначению – предотвратить движение автомобиля во время стоянки, что особенно актуально, если он припаркован на склоне.
Основной функционал ручника:
- гарантирует полное отсутствие передвижения авто при его стоянке как на горизонтальной поверхности, так и расположенной под наклоном;
- оказывает помощь основному автомобильному тормозу при необходимости срочно прекратить движение;
- позволяет совершать маневры во время движения транспортного средства (для этого надо обладать соответствующими навыками);
- при неисправности основного тормоза можно считать альтернативой.
Естественно, слишком часто применять ручник дополнительно либо в качестве замены не рекомендуется, поскольку его основным предназначением является гарантия полной неподвижности автомобиля во время стоянки. Важно сказать, что не стоит чрезмерно натягивать тросик. Если при движении автомобиля начать тормозить при помощи ручника, то с большой долей вероятности он сорвется с траектории.
Подробно рассмотрим структуру ручника и систему его работы. Стояночный тормоз имеет три блока, являющихся самостоятельными:
- блок управления;
- исполнительное устройство;
- механический привод.
Привод – это трос небольшого размера, выполненный из металла, он проходит между исполнительными механизмами и ручкой, расположенной в салоне. Когда водитель поднимает рычаг, через трос усилие сообщается тормозным колодкам. При этом регулировка уровня натяжения троса производится при помощи коромысла, распределяющего усилие на каждое колесо.
Тормозные колодки относятся к исполнительным устройствам. Они начинают работать при нажатии на педаль тормоза, что упрощает систему торможения в целом и обеспечивает ее надежность. Обслуживание автомобиля существенно облегчается, если тормозной механизм частично совмещен.
Как правило, СТ приводят в рабочее положение, используя рычаг, который установлен в салоне вблизи центрального тоннеля. В составе узла есть храповый механизм, который натягивает трос до необходимого значения. При затяжке рабочего ручника на панели приборов загорается отдельная лампочка, сигнализирующая о том, что машина находится на стояночном тормозе.
В большинстве современных автомобилей при попытке начать движение с поднятым ручником водитель предупреждается специальным звуком, что уменьшает вероятность растяжения троса из-за забывчивости владельца машины.
Проверка ручника
Поскольку периодически надо проводить ревизию различных узлов автомобиля, и в том числе стояночного тормоза, следует знать, как осуществить проверку правильно, где нужно подтягивать ручник, как часто это делать. Проверку СТ на работоспособность рекомендуется выполнять на регулярной основе раз в месяц, но некоторые производители автомобилей предлагают ориентироваться на уровень пробега – каждые 30 тысяч пройденных километров.
Выделяют два самых распространенных метода диагностики состояния ручника:
- Для первого метода необходимо поставить автомобиль на крутой склон (не менее 15 градусов) и поднять ручник до последнего деления храповика. Если машина не двигается под собственным весом и продолжает стоять на месте, то все в порядке, если же наоборот, то, по всей видимости, эффективность системы торможения нарушена. Необходимо незамедлительно устранить причину неполноценной работоспособности ручного тормоза и отрегулировать весь механизм.
- Для второго метода нет необходимости заезжать на горку. Проверка работоспособности ручного тормоза легко осуществляется и на ровной горизонтальной поверхности. Для этого нужно затянуть рычаг до упора, включить мотор и пониженную передачу и начать постепенно отпускать сцепление. Если ручной тормоз в автомобиле полностью исправен, то он сначала немного дернется, после чего двигатель сразу же заглохнет. Если ручник имеет неисправности, то машина поедет с места на небольшой скорости. В этом случае необходимо натягивать трос ручника.
Значительное понижение эффективности фиксирования колес ручником может возникать по нескольким главным причинам:
- Ослабленное натяжение тормозного троса, вызванное длительным пользованием транспортным средством, игнорированием обслуживания системы тормозов и частой эксплуатацией ручника во время движения авто.
- Неисправность тормозных накладок.
- Увеличенное пространство между барабаном и тормозными колодками.
Таким образом, мы видим, что сам ручник не всегда отвечает за снижение эффективности торможения.
Назовем случаи, в которых ручник нуждается в регулировке:
- Если менялись тормозные колодки.
- Если тормозные колодки и их работа подвергались регулировке.
- Если менялись диски или барабаны.
- Если свободный ход ручника увеличен настолько, что он распространяется на все зубья, включая десятый.
- Если менялся трос или другие детали привода стояночного тормоза.
В целом задача по регулировке натяжения троса несложная, и при нехватке времени для обращения в автосервис вы можете сделать это своими руками, даже не имея опыта.
Однако здесь тоже есть свои подводные камни. Они связаны с тем, что подобные манипуляции необходимо проводить, соблюдая технику безопасности, так как вам потребуется полный доступ к нижней части автомобиля. Перед регулировкой будет полезно обратиться к руководству пользователя, чтобы изучить конструктивные особенности ручника в части его привода.
Как подтянуть ручник: подробная инструкция
Уравнитель троса ручного тормоза перемещается к передней части кузова автомобиля в процессе регулировки привода стояночного тормоза. В зависимости от марки автомобиля регулировочный механизм находится или в районе днища, или в салоне.
Отрегулировать механизмы, находящиеся внутри автомобиля, возможно через специальный люк, который располагается в центральной панели между водителем и передним пассажиром. Для примера расскажем о порядке настройки привода ручника, регулировочный механизм которого находится в нижней части автомобиля. При этом машину необходимо загнать на эстакаду или смотровую яму.
Пошаговая инструкция, объясняющая, как подтянуть ручник и правильно отрегулировать его привод:
- Щеткой с металлической щетиной очистите резьбу регулировочного штока от коррозии и загрязнений.
- Затем необходимо ослабить контргайку. Для откручивания или затягивания гайки применяются два ключа (один нужен для фиксации регулировочной гайки, а другой – для ослабления контргайки).
- Чтобы изменить положение регулировочной гайки, ее необходимо затянуть на определенное количество оборотов.
- После затяжки регулировочной гайки затяните контргайку, при этом гайки должны быть плотно прижаты друг к другу.
Проверка состояния привода ручного тормоза входит в программу обязательного технического осмотра автомобиля. Для этого производятся следующие действия:
- Стояночный тормоз должен удерживать машину с ее полной снаряженной массой под углом 16-25 градусов (в зависимости от марки автомобиля).
- Диагностика ручного тормоза производится на специальном барабанном стенде, позволяющем измерить тормозное усилие и равномерность его распределения между тормозными механизмами задних и передних колес.
Если проверка выявила неисправность, необходимо подтянуть трос ручного тормоза. Можно и другими методами самостоятельно выяснить, соответствует ли норме состояние стояночного тормоза:
- По количеству щелчков рычага стояночного тормоза. В этом случае необходимо ознакомиться с рекомендациями завода-производителя для конкретной модели автомобиля (например, для «Дэу-Матиза» норма 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – от 2 до 4 щелчков).
Проблема регулировки ручного тормоза по таким требованиям заключается в том, что в некоторых случаях, если сразу заменить заднюю колодку и барабан (или диск), эти детали будут сильно давить друг на друга. Поэтому если вы меняете колодки/барабаны, то лучше сразу ослабить привод стояночного тормоза и после притирки колодок подтянуть ручник. - По степени давления, которое колодка оказывает на тормозной барабан или диск. Для регулировки силы, с которой накладки прижимаются, необходимо вывесить заднее колесо, используя подъемник или подкатной домкрат. Затем необходимо потянуть за привод стояночного тормоза, пока колодки слегка не коснутся тормозного диска или барабана. Степень давления должна быть такой, чтобы колесо можно было прокручивать рукой без особых усилий. При этом раздается едва заметный шелестящий звук от касания колодки и поверхности тормозного барабана.
Отдельно стоит выделить конструктивную особенность моделей автоконцерна ВАЗ с передним приводом. В таких автомобилях трос стояночного тормоза не имеет достаточного натяжения даже после правильной регулировки привода ручника. Это связано с тем, что кончик троса ограничивает движение рычага. При вытягивании ручника возвратная пружина очень быстро упирается в ограничитель.
Возникает вопрос, как подтянуть тросик ручника в этой ситуации, что избежать данной проблемы? Некоторые автовладельцы срезают несколько витков возвратной пружины. Эту операцию следует выполнять очень осторожно, чтобы не произошла деформация троса ручного тормоза. В этом случае обе стороны пружины должны иметь одинаковую длину отрезка витка.
Мнения владельцев автомобилей о регулировке ручника
- Там все просто
«Ручник можно и нужно регулировать, но не тросиком. Важно понимать, как подтягивать дисковый ручник. Необходимо по одному снимать колеса и подводить трещоткой до тех пор, пока колодка не сдвинется немного. Это общая схема, а на практике действуем так: снимаем диски и проверяем весь механизм на наличие ржавчины, люфта деталей и тросиков».
- Дорого, в следующий раз
«Сегодня подняли машину, натянули трос и попытались провернуть заднее колесо. Даже не остановилось. Наверное, все заржавело, и диски, и колодки, и тросы надо заменить, сказал мастер. Отрегулировать ничего не удалось, все надо менять и за все это 17000 + работы за 5000, пока решил подождать с этой заменой по такой цене».
- Меняйте сразу весь комплект
«Имею опыт замены (сам делал) колодок ручника, задних тросов. Потом все отрегулировал. Ничего сложного, но очень долго (четыре часа заняло). Причину обнаружил только при разборке: один из тросов закис в рубашке, а так как крепятся они через коромысло (см. рисунок), то изнашивается и та сторона (правая или левая соответственно), которая закислена. Передний трос выглядит как новый – никаких окислений, все продувается. В итоге ремонт обошелся в 5 тысяч рублей.
За неделю до этого мероприятия пытался малой кровью обойтись, думал, может, подрегулирую всеми доступными способами так, чтобы руль не блокировался и ручник работал. Полдня убил.
Вывод. Не тратьте время и нервы зря, меняйте сразу весь комплект (кроме переднего троса)!!»

После завершения работ по регулировке нужно поставить машину на землю и проверить ручник в действии, если все сделано правильно, то машина будет надежно стоять на месте и сдвинуть ее не получится даже нескольким крепким мужчинам. В противном случае надо будет снова подтянуть ручник.