Грязевые шины: виды, советы по выбору
Что это? Грязевые шины – это отдельный класс летней резины, предназначенный для покорения бездорожья. Подходит только для езды не по асфальтовым покрытиям. Зимой эксплуатация таких покрышек также нежелательна.
Какие лучше купить? Выбирают грязевые шины по нескольким параметрам. Один из основных – тип покрытия, по которому вы собираетесь ездить: для болотистой местности это будут одни шины, для каменистой, скальной почвы – совсем другие. Также нужно учитывать рисунок протектора и диаметр колес.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что собой представляют грязевые шины
Грязевыми шинами называют любые покрышки, предназначенные для труднопроходимой местности. Это разговорное название для резины, которую устанавливают на транспорт, работающий на бездорожье: болотистые, глинистые, песчаные и каменистые грунты – проехать по всему этому помогают специальные шины для легкового или грузового транспорта.
На трассах и дорогах с твердым покрытием, за которыми постоянно ухаживают, такая резина проявляет себя с худших сторон. Она для них не предназначена и крайне негативно сказывается на управляемости автомобиля, поэтому опытные водители рекомендуют брать с собой второй комплект, чтобы переобуваться на границе между городскими и грунтовыми дорогами.
Некоторые считают, что чем больше шины, тем лучше для проходимости. Это не так. Независимо от размера грязевые шины требуют от своего владельца специальных навыков обращения с ними. Если машина закопается в грязи, нужно уметь ее оттуда вытащить, находясь вдали от цивилизации, а для этого потребуются умелые руки и мощный движок.
Подобные шины нужны для особых условий, а потому и подойдут они далеко не каждому. Если вам часто приходится забираться глубоко в леса, на природу – для рыбалки, охоты, а то и просто для экстрима – только в этом случае вы не понаслышке знаете, что на обычных покрышках туда никак не проехать. В других же случаях, например для нескольких разбитых городских дорог, приобретать специальные шины будет неоправданной роскошью – уж лучше объехать.
Грязевые шины легко узнать по характерным особенностям:
- Крепкий жесткий корд, который защитит покрышку от повреждений сбоку; стальное или нейлоновое армирование прутьями и полимерными шнурами усиливает боковины и делает их почти неубиваемыми.
- Прочная резина с высокой степенью эластичности позволяет автомобилю пружинить на каменистой скальной породе.
- Глубокие грунтозацепы и скошенные углубления дают лучшую устойчивость на разных типах грунта.
- Крупные блоки протекторов и углубленные ламели выводят и отбрасывают грязь из пятна контакта и способствуют самоочистке.
Бездорожные свойства таких покрышек условно делятся на два класса:
- Для болотистой и песчаной местности.
- Для грунтовых и каменистых покрытий.
Для песков и болот больше подойдут грязевые шины с высокой степенью эластичности и высокой степенью адаптации к мягким поверхностям, с рисунком протектора, направление которого будет улучшать устойчивость на курсе. Скошенные углубленные ламели обладают способностью к самоочистке и улучшенным сцеплением с поверхностью.
Для асфальта и грунтовых дорог покрышки должны обладать жестким и защищенным каркасом, а к самой резине предъявляются повышенные требования по износостойкости. Снизить шум и улучшить отзывчивость управления таким шинам помогает ненаправленный рисунок протектора.
От грязевой резины не требуют комфортабельности. Ее предназначение – преодоление препятствий на рельефе: ямы, вязкие болота, большие наплывы воды, камни и скальные породы – вот типичные сценарии применения грязевых шин.
3 типа грязевых шин
Чтобы лучше понимать, для чего может быть использована та или иная резина, необходимо разобраться в особенностях каждой из трех ее наиболее используемых разновидностей.
A/T (All-Terrain)
В дословном переводе – всегрунтовая. Эта универсальная разновидность предназначается для дальних экспедиционных поездок и путешествий, при которых умеренное бездорожье чередуется с длительными асфальтовыми перегонами. Мощности корда у этого типа покрышек хватает, чтобы не расползаться от долгого движения на низком давлении. Протекторный рисунок более разреженный, чем у шоссейной резины, что дает возможность двигаться в условиях бездорожья, не испытывая особых проблем.
Однако за улучшенную проходимость ожидаемо приходится расплачиваться: больший вес покрышки увеличивает расход топлива, а крепкий корд и более твердая смесь для резины снижают управляемость на больших скоростях. Шум у грязевых шин выше, чем у шоссейных «собратьев», но в случае с этой разновидностью производители уже достигли неплохих результатов в деле снижения акустических эффектов. И еще один небольшой бонус – даже эти покрышки уже выглядят, как настоящие грязевые шины для внедорожников.
Чем успешнее показывает себя резина на бездорожье, тем хуже она ведет себя на асфальте. Ярче всего это правило проявляется в случае с мокрой дорогой – автомобиль на ней с трудом оттормаживается и крайне плохо держит боковое смещение. В холодное же время года использовать подобные шины нельзя категорически – это становится слишком опасно.
M/T (Mud-Terrain)
Этот тип считается просто грязевым. Но, по сути, резина лишь чуть более грязевая, чем предыдущая разновидность. Отличается от All-Terrain более развитым протектором, корд в целом у них имеет схожую структуру и прочность, состав смеси и радиальный каркас аналогичны. У большей части моделей M/T укрепленная боковина.
Подавляющее большинство производителей рекомендует примерно такой режим использования: 20 % асфальт и 80 % бездорожье. Если запланирована экспедиция, при которой нет необходимости надолго выбираться на асфальт, для внедорожника подойдет этот тип грязевых шин 4 х 4. Резина Mud-Terrain в таких условиях будет лучше, чем предыдущая, так как большую часть времени эксплуатируется на внедорожных ландшафтах и успешно справляется даже с пластичными грунтами.
Хотя она истирается на асфальте гораздо быстрее своего всегрунтового «собрата» и ведет себя еще хуже, чем A/T, – особенно сильно это становится заметно при резком торможении или прохождении поворота на высокой скорости и мокром асфальте. Чем выше степень износа, тем выше становится и без того немаленький уровень шума покрышки. Тем не менее это идеальный выбор для тех, кто обожает внедорожные экспедиции или просто покататься по диким местам.
X/T (Extreme-Terrain)
Нельзя говорить о том, что это реальная маркировка, скорее, собирательная категория для экстремальных грязевых покрышек. На грязи эти шины обладают бескомпромиссными внедорожными характеристиками с огромным потенциалом, что уравновешивается такими же отвратительными показателями на асфальте. Они помогут вам вылезти из любой грязи, но не стоит ждать от них адекватного поведения на трассе: ужасное торможение, шум, большой расход топлива и быстрый износ – вот что вас ждет с ними на хорошей дороге.
Не стоит забывать, что все грязевые шины летние – на морозе они дубеют, а потому зимой их лучше не эксплуатировать. Впрочем, в категории A/T сейчас начинают появляться экспериментальные модели от брендов GoodYear, BFGoodRich и других. Часть из них промаркирована «снежинкой» и тремя «горными пиками».
Выбор грязевых шин по протектору и диаметру
По протекторному рисунку
Попробуем рассмотреть рисунок протектора в качестве объективной характеристики для выбора покрышек.
Рисунок «елочка» для грязевых шин всегда остается актуальным, являясь гарантом сохранения устойчивости автомобиля на курсе, что в случае с внедорожником только добавляет ему надежности в управлении.
Чтобы убедиться в правдивости этих слов, достаточно вспомнить рисунок на протекторах старых добрых тракторов «Беларус» – там вы увидите точно такую же «елочку». Именно она позволяет этим трудягам проехать там, где, казалось бы, нет никакой дороги.
Отмыть такие покрышки от грязи совсем несложно, так как шины с протекторным рисунком в виде «елочки» обладают свойством самоочищения по ходу движения.
По диаметру покрышки
Наиболее опытные покорители бездорожья всегда с недоверием и презрением относятся к грязевым шинам, размеры которых менее 32 дюймов. А тем временем даже эти самые 32 дюйма, считающиеся детскими, подойдут далеко не к каждому внедорожнику.
Например, для внедорожников Suzuki Samurai или Escudo шины диаметром 30 дюймов могут подойти, только если увеличить дорожный просвет. Также дополнительно придется расширить кузовные арки. Но даже после выполнения подобных работ не на все автомобили возможна установка колес с диаметром более 31 дюйма.
Разница может достигать даже одного дюйма – причем в любую из сторон. Единственный способ узнать настоящий размер – выяснить это у самого продавца. Будьте внимательны при выборе и приобретении шин!
Помните, что грязевые шины не являются всесезонными! Это исключительно летняя «обувка» для вашего автомобиля. Если кто-то будет утверждать обратное, знайте, что это миф. Зимой такая резина с трудом справляется с торможением и боковым удержанием авто. В холодное время года используйте исключительно негрязевые шины – шиповку или липучку.
Может сложиться впечатление, что теперь все понятно и справиться с выбором легко. Однако, придя на рынок, вы убедитесь, что в продаже существует огромный ассортимент различных категорий, протекторов и цен. Как же определиться? Отталкивайтесь в первую очередь от цены. На нее влияет качество смеси и корда, что означает устойчивость к износу и нагрузкам. Если одни шины дешевле других в два раза, значит, и срок службы у них будет пропорционален.
Также присматривайтесь к степени износа: некоторые рады купить полуистертые покрышки за половину от их стоимости, забывая, что после потери грунтозацепами 50 % высоты, такая резина пойдет разве что в качестве асфальтовой докатки – на бездорожье она никаких ходовых качеств грязевых шин уже не проявит. К сожалению, понимают это, как правило, только те, кто на собственной шкуре испробовал езду на изношенной «эмтэшке». Не стоит связываться с видавшим виды секонд-хэндом.
Мнения автовладельцев о грязевых шинах
- О Cooper Trendsetter SE замолвите слово
«Cooper Trendsetter SE снискал славу не самых хороших покрышек, предназначенных для бюджетных автомобилей. Их цена невысока, а по своим характеристикам они уступают многим конкурентам. Можно назвать эти покрышки предназначенными скорее для зимнего сезона – во время дождя их без того не самые хорошие показатели становятся только хуже. Степень устойчивости к износу хуже, чем у аналогов того же класса, а уровень сцепления с дорожным покрытием и издаваемого шума оставляет желать лучшего.
Trendsetter является бюджетной резиной. Она подойдет владельцам отечественных и импортных автомобилей классов B и C».
- Вроде ничего так
«Hankook RT03 показался мне интересным вариантом после ознакомления с отзывами. Ранее в любую погоду ездил на И-502 (225/85/R15), и меня все устраивало (хотя и тогда я уже задумывался о GoodRich), но затем я произвел замену мостов на новые гибридные – с дисковым передним тормозом, а вместе с ними досталась мне 219-я "Кама", на которой, как выяснилось, нельзя ни ездить, ни останавливаться в грязи – тут же оказываешься в колее. Подходит исключительно для трассы.
Там, где раньше – на И-502 – проскакивал без всяких проблем, всю эту осень просидел в колеях. А Hankook RT03 наверняка получше И-502 будет. Боковые части у нее, говорят, крепкие, сама она не закапывается. А 5 штук выходят по той же стоимости, что хотят за 4 BFGoodrich».
- По моему скромному мнению
«Каждый кулик хвалит свое болото. Покатав на И-502, конечно, будешь рад любым покрышкам (219-я "Кама" не в счет, конечно). А резину надо подбирать еще и под свой регион – грязь она везде разная. Вот, например – у меня стоит сейчас "Максис Бигхорн" 762 33/12,5: соотношение "цена – качество" отличное, износ медленный, прочность выдающаяся, камни и лес переваривает на ура, из колеи ходом выползает (если, конечно, не ползешь на мостах после сельхозтехники – а там и Simex рядышком едут), на асфальтовом покрытии сильно не шумит – в общем, хорошая резина для смешанного цикла.
А сравнить мне есть с чем – ездил на Simex 32, Fbell 160, BFGoodRich 33 ("козлики") и Hankook РТ03 около 32 (Patrick), ну и Maxis. Ездил везде и всюду в самую разную погоду, болота у нас не водятся, поэтому везде добирался своими силами (не считая предновогоднего заезда на Simex, во время которого и грибок оборвали, и трактор пришлось искать, когда добрались до настоящей пахоты).
С Fbell тоже существуют свои нюансы, хотя, конечно, тракторы – они и в Африке тракторы, кроме солончака: я там без проблем 5 раз прокатывал, а "Белочек" вытаскивать всем колхозом пришлось. Хотя, казалось бы, всего-навсего сорвал в пробуксовку – и сразу по самые подфарники. Вернемся к теме – Simex и Fbell для смешанного использования не подходят, Hankook стоят на "Патрике", а потому сравнивать сложно – условия разные, но Maxis’у уступают 100 %. А вот BFGoodRich хороши – подходят под все условия, но цена, к сожалению, все перечеркивает. А так – каждому свое. Удачного выбора!»
Существует еще одна проблема, с которой периодически сталкиваются те, кто собрался покорять леса, поля и реки, – это установка грязевых шин на стандартный автомобиль. На первый взгляд может показаться, что если размер покрышек подходит, то все в порядке. Однако это не так.
Для преодоления бездорожья требуется хорошее сцепление с грунтом, а оно быстро уничтожает сцепление и трансмиссию. В механике горят накладки диска сцепления, а в автомате сгорают фрикционы. Да и в целом, запредельные нагрузки быстро начинают разрушать всю трансмиссию. Усиливается износ шлицевых соединений, разваливаются подшипники. Так что, установив агрессивную резину, необходимо поработать над передаточным отношением в трансмиссии.
Установив М/Т или X/T на легкий внедорожник, при первом понижении давления вы можете обнаружить, что вес автомобиля недостаточен, чтобы расплющить шины и увеличить тем самым пятно контакта, а значит, и КПД на бездорожье у них будет ниже. Так что, выбирая шины для бездорожья, не гонитесь за большими грунтозацепами, но подойдите к выбору рационально.