Изменения в ОСАГО в 2019 году: самые важные моменты
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что такое ОСАГО простыми словами
- Какие изменения произошли в ОСАГО за последние несколько месяцев
- Стоит ли, по мнению автомобилистов, оформлять полис ОСАГО
Цель изменений, вносимых в законодательство об ОСАГО, заключается в том, чтобы постепенно сделать систему страховых тарифов справедливой для разных категорий автовладельцев. Лихачам, новичкам, виновникам ДТП платить придется больше по сравнению с аккуратными и спокойными водителями. Изменения в ОСАГО не пройдут незаметными ни для кого из автолюбителей, а значит, каждому стоит ознакомиться с ними, чтобы знать, чего ожидать от страхования гражданской ответственности в ближайшем будущем.
Что такое ОСАГО простыми словами
Любой владелец автомобиля знает о необходимости покупки полиса ОСАГО. Для тех же, кто еще только собирается пополнить ряды автовладельцев, расскажем немного подробнее про обязательный для всех без исключения вид автострахования.
Полис ОСАГО призван защитить водителя от финансовых затрат в случае совершения ДТП по его вине. Ущерб, причиненный пострадавшим, будет оплачен страховой компанией.
Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. О его введении начали говорить еще во второй половине прошлого века, однако законодательно инициативу закрепили только в 2002 году, приняв федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО». За время своего существования в него было внесено огромное количество изменений.
Этот вид страхования в нашей стране является обязательным. Без полиса ОСАГО, который необходимо оформить в течение 10 дней с момента покупки машины, авто не зарегистрируют в ГИБДД. Оформление полиса необходимо для того, чтобы в случае ДТП у пострадавших не возникло проблем с возмещением ущерба.
Самому же автовладельцу следует знать о так называемом лимите ответственности страховой компании – верхний предел выплаты при наступлении страхового случая составляет 400 тыс. рублей за поврежденное имущество и 500 тыс. рублей в случае причинения вреда здоровью. Если причиненный в результате ДТП ущерб превышает названные лимиты, суммы сверх него оплачиваются самим виновников происшествия.
Изменения в законе об ОСАГО с 1 апреля 2019 года
В последние годы в закон «Об ОСАГО» постоянно вносят те или иные изменения. И хотя, по утверждению их инициаторов, все они призваны защитить автовладельцев, на деле получается, что стоимость полисов растет, а размер выплат остается прежним. Сейчас поговорим об изменениях, произошедших в страховании гражданской ответственности с 1 апреля 2019 года.
4 декабря 2018 года Центробанк издал Указание № 5000-У, касающееся изменений, вносимых в законодательство об ОСАГО. При этом нововведения не ограничиваются одной датой – 1 апреля 2019 года.
Указание говорит о введении трех главных изменений, касающихся:
- порядка перерасчета КБМ (скидки за безаварийную езду) водителей ежегодно 1 апреля;
- базового тарифа, т. е. первоначальной ставки, лежащей в основе расчета стоимости полиса, при этом законодатель позволяет как повышать стоимость страховки, так и понижать ее;
- коэффициента возраста и стажа.
При этом все названные нововведения вступили в действие не с 1 апреля 2019 года, а несколько раньше этой даты – с 9 января.
Однако все говорят именно об апрельских изменениях и связано это с порядком расчета коэффициента бонус-малус – скидки за безаварийную езду. Остановимся подробнее на его расчете.
1. Порядок расчета КБМ.
Изменения не касаются самих коэффициентов. Сегодня, как и ранее, их рассчитывают следующим образом:
Изменения коснулись порядка расчета коэффициента безаварийности. Раньше его определяли на дату окончания действия предыдущего полиса ОСАГО, т. е. за календарный год страхования. С 2019 года КБМ рассчитывают на определенную дату – 1 апреля, при этом не имеет значения начало и окончание действия страхового полиса.
Для большего удобства рассмотрим изменения в страховании ОСАГО, касающиеся расчета коэффициента бонус-малус, в виде таблицы:
До 2019 года |
С 9 января 2019 года |
КБМ рассчитывали на дату окончания действия страхового полиса. Так, если срок действия полиса закончился 5 марта 2019 года, расчет скидки (в сторону увеличения или уменьшения) выполняется с 5 марта |
Новые правила закрепляют конкретную дату перерасчета коэффициента безаварийности – ежегодно 1 апреля |
При включении водителя в разные полисы ОСАГО КБМ мог отличаться |
При расчете 1 апреля каждого года страховая компания должна исходить из минимально возможного КБМ |
Перерыв в страховании или оформление полиса ОСАГО без ограничений приводили к обнулению КБМ |
КБМ фиксируется в единой базе, его перерасчет производится ежегодно 1 апреля, длительный перерыв в страховании не является основанием для обнуления коэффициента бонус-малус |
Автомобили, зарегистрированные на одно юридическое лицо, могли иметь разный КБМ |
Автомобили, принадлежащие одному юридическому лицу, имеют одинаковый коэффициент безаварийности |
То есть, по сути, изменения в ОСАГО 1 апреля 2019 года как таковыми изменениями не являются. Изменился лишь порядок расчета коэффициента бонус-малус на фиксированную дату. Да и обновления начали действовать еще с 9 января 2019 года.
2. Изменения тарифа.
Базовым тарифом в страховании гражданской ответственности называют начальную сумму, от которой рассчитывается стоимость конкретного полиса. То есть некая начальная цифра умножается на ряд коэффициентов, которые могут быть как ниже единицы (тогда итоговая стоимость полиса уменьшается), так и выше (в этом случае заплатить за страховку придется больше). Окончательная цена страхового полиса в большей степени зависит именно от базового тарифа.
Несмотря на то, что в Сети можно встретить информацию о подорожании базового тарифа с 1 апреля 2019, в действительности эти изменения при оформлении полиса ОСАГО стали действовать с 9 января 2019 года. Причем благодаря обновлениям итоговая стоимость полиса пересматривается не только в сторону подорожания, но и удешевления.
Базовый тариф ОСАГО – это установленный коридор цен (от минимальной до максимальной), а право применения того или иного значения в рамках заданного коридора принадлежит самим страховым компаниям. Большая часть страховщиков, заинтересованных в прибыли компании, пользуясь изменениями в ОСАГО, ввела в 2019 году новые тарифы из расчета максимально возможного значения базовой ставки, однако есть и другие, в чем вы можете убедиться, рассчитав стоимость полиса посредством онлайн-калькулятора.
Внесение изменений в ОСАГО с 1 мая
В мае изменений при оформлении полиса ОСАГО было не столь много, но на кое-какие обновления все же стоит обратить внимание.
- Страховщики получили возможность разделить ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью.
В результате последних изменений в ОСАГО с 1 мая 2019 года при установлении нескольких лиц, виновных в совершении ДТП и застрахованных в разных страховых компаниях, страховщики солидарно выплачивают компенсацию потерпевшим в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия. Суммарная выплата и в этом случае не может превышать установленного лимита, т. е. быть более 500 тыс. рублей.
- Пострадавшие в ДТП пешеходы освобождаются от ответственности независимо от вины.
Наиболее интересное изменение в ОСАГО введено Федеральным законом № 98 от 01.05.2019 –пункт 5 статьи 14 закона «Об ОСАГО», согласно которому регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
Иными словами, если в результате ДТП пешеход получил телесные повреждения или погиб, страховая компания не может требовать от него (его наследников) возмещения за вред, причиненный автомобилю застрахованного лица. Этот пункт не распространяется на автовладельцев, если вред причинен по вине пострадавшего пешехода, – выплата водителю будет произведена. Вступивший в силу 1 мая 2019 года пункт не радует только страховщиков.
- Страховщики не имеют права регрессного требования к водителям, не уведомившим о ДТП.
Действовавший до 1 мая 2019 года пункт «ж» части 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО» позволял страховщикам, оплатившим причиненный в результате ДТП ущерб, предъявлять регрессные требования к виновнику происшествия. С мая этот пункт утратил силу.
Изменения в ОСАГО с 1 июня 2019 года
Датой вступления в законную силу третьего блока изменений в ОСАГО является 1 июня 2019 года. С этого времени возникшие споры можно урегулировать, прибегнув к помощи финансового омбудсмена, а право на получение выплат от РСА предоставлено более широкой категории граждан.
До 1 июня 2019 года все споры, возникающие между гражданами и страховщиками, могли быть разрешены либо в добровольном порядке, либо посредством обращения в судебные инстанции. В ряде случае проверять правомерность действий страховщиков могли:
- Роспотребнадзор, поскольку на отношения по страхованию граждан распространяются положения Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Российский союз автостраховщиков (РСА) в случае нарушения страховой компанией законодательства или неисполнения требований в части компенсационных выплат.
В целях снижения нагрузки на судебные органы обращению в суд должно предшествовать урегулирование возникшего спора посредством обращения к финансовому уполномоченному (омбудсмену). В соответствии с этими изменениями в ОСАГО с 1 июня 2019 года порядок действий должен быть следующим:
- оформление на месте происшествия извещения о ДТП, направление его страховщику, предоставление автомобиля для осмотра;
- при отсутствии спора между страховщиком и потерпевшим основания для обращения к финансовому омбудсмену отсутствуют;
- в случае возникновения спора относительно страхового случая, характера повреждений транспортного средства, сумм, подлежащих выплате, необходимо обращаться к финансовому уполномоченному (омбудсмену);
- решение, принятое по существу спора уполномоченным, может быть обжаловано потерпевшим либо страховщиком в судебном порядке.
К рассмотрению споров привлекаются финансовые уполномоченные – члены автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ»), представительства которой будут функционировать во всех регионах.
Омбудсмен наделен правом рассмотрения страховых споров с суммой возмещения, не превышающей 500 тыс. руб. Впрочем, при разрешении споров, вытекающих из договоров ОСАГО, возможна одновременная подача документов на возмещение ущерба, причиненного транспортному средству (не более 400 тыс. руб.), другому поврежденному имуществу (не более 400 тыс. руб.), а также вреда, причиненного здоровью (не более 500 тыс. руб.).
При рассмотрении споров уполномоченные действуют в следующем порядке:
- Граждане обращаются к омбудсмену бесплатно. Страховым компаниям необходимо будет заплатить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей при принятии решения в пользу потерпевшего, при решении, принятом в пользу страховщика, платить за обращение не придется.
- При принятии решения в пользу потерпевшего во время рассмотрения жалобы уполномоченным страховщик должен будет заплатить за рассмотрение спора от 7,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
- Обращение к омбудсмену возможно по выплатам, по которым не истек трехлетний срок давности, если судом не выносилось решение по спору.
Согласно изменениям в ОСАГО, к омбудсмену можно обращаться по старым спорам со страховщиком – главное, чтобы не было принято судебного решения. К примеру, если год назад вы обращались к страховщику за выплатой по ОСАГО, но сумма вас не устроила, сейчас можно подать документы на пересмотр решения уполномоченному. Срок рассмотрения обращения составляет 15 дней. Решение омбудсмена может быть обжаловано потерпевшим или страховой компанией в судебном порядке. Изменения не коснулись последующего рассмотрения споров.
Есть еще несколько изменений в ОСАГО, начавших действовать с 1 июня 2019 года. Участникам ДТП предоставлено право самостоятельного оформления документов (без привлечения сотрудников ГИБДД) даже при условии, что один из автомобилей-участников зарегистрирован и застрахован за пределами РФ. Ранее указанной даты действие закона об ОСАГО распространялось только на транспортные средства, зарегистрированные в нашей стране.
Изменения в ОСАГО касаются и категорий лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат от РСА. Ранее они полагались лицам, которым в результате ДТП был причинен вред здоровью, при отсутствии у виновника происшествия страхового полиса либо если его личность не была установлена. В соответствии с изменениями выплаты сможет получить не только потерпевший и выгодоприобретатель, но и наследники или представитель потерпевшего на основании нотариальной доверенности.
Изменения в ОСАГО с 1 июля 2019
Изменения в ОСАГО не оставили в стороне и правила оформления договора автострахования. Обращаться к страховщику для получения полиса необходимо с:
- диагностической картой, подтверждающей прохождение техосмотра;
- доверенностью (при обращении к страховщику не собственника ТС);
- удостоверением личности;
- талоном техосмотра;
- водительским удостоверением;
- ПТС на автомобиль.
Технический осмотр для оформления ОСАГО не потребуется в случае страхования:
- нового транспортного средства (ТО необходимо проходить через 3 года после выпуска авто);
- транспортировки авто к месту проведения техосмотра;
- доставления ТС на регистрацию.
Стоимость полисов ОСАГО может различаться. Она рассчитывается на основании специальной формулы, а окончательная цена зависит от применяемых коэффициентов. После оформления договора страхования гражданской ответственности водитель получает:
- полис с печатью страховой компании и личной подписью лица, его оформившего;
- чек, подтверждающий произведенную оплату;
- правила страхования;
- два бланка заявления о факте ДТП.
Водитель всегда должен иметь при себе полис ОСАГО. В случае остановки сотрудником ГИБДД водителю, не имеющему при себе данного документа, грозит штраф. До изменений в ОСАГО при обращении к страховщику требовалось предоставить талон осмотра, действие которого должно было истекать не ранее, чем через полгода после оформления страховки. Сейчас такое требование отсутствует, договор можно заключить хоть в последний день действия талона по ТО.
При получении отказа в заключении договора страхования гражданской ответственности обратившееся лицо имеет право потребовать оформить данное решение в письменном виде. Изменения в ОСАГО, действующие с 1 июля 2019 года, позволяют на основании этой справки обращаться в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Какие изменения ОСАГО ждут нас в сентябре-октябре
С 1 сентября Минфином планируется увеличение тарифного коридора ОСАГО на 30 % в сторону как увеличения, так и уменьшения от базового тарифа. В то же время на стоимость полиса перестанет влиять мощность двигателя. Впрочем, возможно, названные изменения в ОСАГО вступят в силу уже в 2020 году.
- Запуск нового приложения.
На сентябрь 2019 года запланирован запуск мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое призвано оказывать помощь в оформлении европротокола, сократив временные затраты до 10–15 минут. В настоящее время функционирует приложение «ДТП. Европротокол», которое также может помочь в составлении европротокола, однако функционал названных приложений различен.
- Вырастет максимальная сумма возмещения ущерба.
Законодатель предлагает с 1 октября внести в ОСАГО изменения касательно увеличения максимальной суммы возмещения имущественного ущерба в случае оформления ДТП по европротоколу со 100 до 400 тыс. рублей на всей территории РФ. Ранее на такую сумму могли рассчитывать только страхователи Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. При этом ДТП по-прежнему должно фиксироваться при помощи специальных приложений и программного обеспечения.
- Европротокол можно оформлять даже в случае разногласий между участниками ДТП.
До изменений в ОСАГО европротокол мог быть оформлен только в случае отсутствия разногласий между водителями об объеме повреждений ТС и лица, виновного в ДТП.
При наличии разногласий и оформлении европротокола:
- необходимо зафиксировать ДТП при помощи специальных приложений и программного обеспечения.
- сумма страхового возмещения не будет превышать 100 тыс. рублей.
- Извещение о ДТП онлайн.
Изменения в ОСАГО, планируемые с 1 октября 2019 года, позволят оформлять документы, необходимые для получения страхового возмещения, как в бумажном, так и в электронном виде.
РСА занято разработкой специального приложения, которое позволит оформлять извещение в онлайн-режиме, а также выполнять фотографирование поврежденных ТС.
- Страховщики будут принимать документы от спасателей и скорой помощи.
До изменений в ОСАГО страхователь должен был предоставить «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», при этом пункт отсылал к методическим рекомендациям для сотрудников ГИБДД, которые должны были выдавать такие справки. Но поскольку ГИБДД выдачей справок не занимается, при обращении к страховщику необходимо предъявить извещение о ДТП.
С 29 октября 2019 года планируется введение в действие новой редакции пункта 5, который будет звучать следующим образом: «документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями». Практически это будет означать, что факт ДТП и наличия пострадавших, помимо извещения, можно будет подтвердить справками, выданными, к примеру, спасателями или медицинскими работниками. Впрочем, обязанности выдавать отдельные справки о ДТП на них не возлагается.
- Страховщикам представится возможность требования компенсации в случае ДТП с незаконно используемым прицепом.
В соответствии с планируемыми с 29.10.2019 г. изменениями в ОСАГО страховщикам будет предоставлено право регресса к виновникам ДТП, использующим прицеп, не указанный в договоре автострахования. Это требование не относится к прицепам к легковым автомобилям, о чем прямо указывает законодатель, говоря о том, что страховая компания может требовать возмещения ущерба в случае, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям».
- Снят запрет на возможность перестрахования рисков по ОСАГО.
С 29 октября 2019 года страховщики получат право перестраховывать свои обязательства по договорам ОСАГО. Эти изменения не касаются страхователей, но дают возможность страховым компаниям разделить ответственность по выплате страхового возмещения при ДТП. Поскольку страховая сумма ограничена 400 тыс. рублей при причинении имущественного ущерба и 500 тыс. в случае вреда здоровью, для крупных страховщиков выплата не составляет проблем. В то же время небольшим компаниям это изменение позволит перестраховаться, при этом 10 % рисков будут передаваться учрежденной ЦБ РФ Российской национальной перестраховочной компании.
- Иностранцев обяжут предъявить страховку при въезде в страну.
В соответствии с изменениями в ОСАГО, вступающими в силу с 29.10.2019 г., владельцам ТС, зарегистрированных за пределами РФ, въезжающим в Россию, необходим договор автострахования, заключенный в соответствии с условиями закона «Об ОСАГО» либо в рамках международного страхования. В принципе, и ранее зарегистрированные за пределами РФ автомобили должны были иметь либо страховой полис, оформленный в соответствии с российскими правилами, либо страховку, действующую в рамках международного страхования.
Будущие изменения уточняют момент въезда в страну: «при пересечении Государственной границы Российской Федерации водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования».
- Отказ от освидетельствования при ДТП приравняли к опьянению.
В ряде случаев страховая компания виновника ДТП вправе обратиться к нему с регрессным требованием (к примеру, при умышленном причинении ущерба, оставлении места ДТП и пр.). До изменений в ОСАГО такое право возникало у страховщика при условии, что виновник происшествия находился в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования штрафными санкциями не карался.
Вступающие с 29 октября 2019 изменения приравнивают отказ от освидетельствования к факту опьянения и дают страховщику право на обращение к виновнику ДТП с регрессными требованиями.
- От ОСАГО освобождены владельцы ТС, не требующих регистрации.
Обязанность по страхованию автогражданской ответственности не распространялась на владельцев ТС, которые в силу их технических характеристик не подпадали под положения законодательства РФ о допуске к участию в дорожном движении. К примеру, было разрешено передвижение по правому краю проезжей части в один ряд на мопеде, однако формально их владельцы не были освобождены от ответственности. Вступающие в силу с 29.10.2019 г. изменения в ОСАГО фактически изменениями не являются, но при этом более точно формулирует категории ТС, не подлежащих автострахованию.
- Электронное ОСАГО можно получить в офисе страховой компании.
Изменения коснулись и электронного ОСАГО. Пункт 7 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» позволит автовладельцам оформлять страховые полисы с уникальным номером как в бумажном, так и в электронном виде, которые будут подтверждать факт заключения договора страхования между страховщиком и страхователем. Каким будет полис, может выбрать сам страхователь.
По просьбе автовладельца высылаемый на электронную почту полис ОСАГО может быть также предоставлен и на бумажном носителе. Изменения вступают в силу с 29.10.2019 г.
- Временную страховку без техосмотра теперь можно купить только для посещения техосмотра.
До изменений в ОСАГО, вступающих в силу с 29.10.2019 г., допускалось заключение краткосрочного договора автострахования (сроком не более чем на 20 дней) в двух случаях: для того чтобы проследовать к месту регистрации ТС после его покупки; для того чтобы проследовать к месту проведения технического осмотра, после которого можно оформить годичный полис ОСАГО.
После изменений получение временной страховки допускается только для следования к месту проведения технического осмотра. Впрочем, обновление можно считать формальным, поскольку зарегистрировать ТС необходимо в течение 10 дней с момента покупки, а сделать это возможно только при наличии диагностической карты, соответственно, оформление временного полиса экономически нецелесообразно.
Стоит ли оформлять полис ОСАГО: мнение автомобилистов
- «Проблем будет выше крыши!».
«Если в результате ДТП будут человеческие жертвы, водителям без ОСАГО мало не покажется – и платить за них никто не будет, и можно еще и срок получить. Все долги их в итоге перейдут к коллекторам, а когда эти ребята начинают выбивать задолженность, жизнь перестает быть скучной. К тому же выезд за границу закрыть могут. Чтобы этих проблем избежать, проще полис оформить».
- «ОСАГО по барабану!».
«Я живу в Краснодаре. Срок страховки заканчивается на днях. В необходимости оформления новой сильно сомневаюсь. Полис на мою машину обойдется в 4 180 руб., а сама машина 50 тыс. руб. стоит. У страховщиков бланки только с допами, а это плюс еще 3 тыс. Штраф за езду без полиса – 800 руб. В общем, даже если каждый месяц останавливать будут, выгоднее полис не оформлять.
Насколько понимаю, если буду виновником ДТП, то ущерб пострадавшему страховая оплатит, а потом уже ко мне с регрессом обратится. Правда, дорогие машины почти все по КАСКО застрахованы, и по этой страховке наверняка ремонтироваться будут. В этом случае я все равно должен буду страховой ущерб возместить. В общем, не вижу смысла в оформлении страховки, наказание как-то совсем не пугает».
- «Если подумать, не так это и дорого».
«ОСАГО, кстати, самая доступная страховка, особенно, если сравнить ее стоимость с суммой возмещения. Из-за конкуренции между страховщиками можно выбрать лучшее предложение. А если продлевать полис у того же страховщика, то можно еще и скидку получить, если, конечно, аварий по вашей вине не было. Тоже экономия, хоть и не слишком большая.
Только, когда оформлять будете, уточните, какая сумма будет выплачиваться потерпевшему. Впрочем, документы всегда изучать нужно».
- «Теперь думаю».
«Год без страховки ездил, 18 тыс. км накатал, на море съездил, а это 4 тыс. км. Ни разу не остановили, не спросили, ну и случаев страховых не было. В этом году на техосмотр 400 руб. потратил, на полис 8 тыс., теперь думаю, стоило ли?».
- «Подумайте о других».
«Въехал в мою машину товарищ, у которого миллионов не водится. Виновником он был признан, так мне страховая все оплатила, никаких проблем не возникло. Еще одна авария с тремя авто произошла, тоже все вопросы со страховой решили. А если у человека полиса нет, то что? Сначала самому за свой счет восстановить, а потом, ну разве что к мальчикам каким обращаться. Да и то – лишь моральное удовлетворение и получишь, взять-то с виновника нечего будет.
Второй вариант – в суд подать. Так то же самое, если у человека нет пары тысяч на ОСАГО, то взыскивать с него по паре сотен в месяц будут. И не факт, что я дождусь окончания выплат, у меня только одна «юбка» к бамперу 18 тыс. стоит. Считаю, что проще сделать полис, чем потом разбираться с выплатами за чужое разбитое авто».
- «Как насчет статистики».
«По моим подсчетам, в КАСКО и ОСАГО нет необходимости. Да это даже не вопрос статистики. И так известно: то, что выгодно клиенту, – невыгодно страховщику. И наоборот точно так же работает. Попробуйте не страховой платить за полисы, а откладывайте дома в коробку. Или счет, например, заведите. А лет через 10 возьмите эти деньги и купите на них новое авто. И будет оно ваше, а не страховой».
- «Не так воспитан».
«У каждого свои понятия о том, что правильно, а что нет. И нарушать законы каждый по-своему может. Когда с РГС проблемы были, я неделю без страховки проездил, дольше не смог, купил новую. Не позволяет мне воспитание – вот так законы нарушать. Ну а тем, кто угрызениями совести не мучаемся, флаг в руки, что уж...».