Что означают цифры на шинах: не только диаметр
О чем речь? Неважно, пора ли вам менять сезонную резину или же вы задумались о покупке новой, нужно заранее узнать, что означают цифры на шинах. Ведь именно они подскажут, «подружатся» ли эти покрышки с вашим авто.
Какие существуют? Загадочная для многих маркировка может иметь как цифровые, так и буквенные обозначения. Они подскажут, каков диаметр шины и в какой сезон ее лучше использовать. Так какие же цифры помогут подобрать резину именно для вашей машины?
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что означают буквы и цифры на шинах
- Размерность шин
- Какой размерности шины нужны для вашего автомобиля
- Индексы грузоподъемности и скорости
- Износостойкость, сцепление, температура
- Класс подходящего авто
- Другие обозначения на шинах автомобиля
- Как определить износ шины автомобиля
- Опытные автолюбители о маркировке шин
Что означают буквы и цифры на шинах
Современные шины обязательно имеют маркировку, которая наносится на их внешнюю сторону. Данная информация включает в себя описание всех основных параметров изделия:
- производитель и модель;
- типоразмер;
- дата изготовления;
- максимальная нагрузка;
- индекс скорости;
- запас износостойкости;
- назначение;
- класс шины;
- сезонность и тип дорожного покрытия, для которого предназначены шины.
Рассмотрим подробнее базовые характеристики.
Размерность шин
Разумеется, главным критерием при выборе авторезины является размерность, поскольку при несоответствии установить ее на колесный диск будет невозможно. У шин есть три параметра:
- Ширина
- Высота профиля
- Диаметр диска
На покрышках данные сведения наносятся в виде ряда крупных, хорошо заметных чисел с буквой R (радиальная) или D (диагональная) – скажем, 225/45 R17. Поясним, что конкретно означают эти цифры на шинах колес:
- Ширина протектора — 225 мм;
- Высота профиля – обозначается не в мм, а процентах от ширины, то есть от первого показателя. В нашем примере 45 % от 225 мм дает 101,25 миллиметров;
- Шина устанавливается на диск диаметром 17 дюймов.
Последний параметр не допускает каких-либо отклонений, а вот для ширины и высоты всегда есть определенный разброс.
Буква R в маркировке – это не радиус, как можно подумать, а указание на конструктивный тип шины, а именно на расположение корда. Внутренний корд покрышки представляет собой синтетические или металлические нити, образующие каркас внутри резины. Именно корд обеспечивает прочность шины и не позволяет ей растягиваться под давлением.
Сейчас наиболее распространен радиальный тип, который обладает лучшими эксплуатационными свойствами – шины с диагональным кордом можно встретить лишь на сельскохозяйственной, строительной технике. Поэтому если для грузовых автомобилей возможен выбор, то производители шин для легковушек практически полностью перешли на выпуск продукции радиального вида.
Какой размерности шины нужны для вашего автомобиля
Для каждой машины есть штатный типоразмер колес, рекомендуемый заводом-изготовителем. Кроме того, обычно предусмотрено несколько соседних нештатных конфигураций, которые тоже допустимы, а вот экспериментировать с другими вариантами нежелательно.
Все эти параметры легко найти в инструкции к авто, на маркировочных стикерах, наклеиваемых в проеме водительской двери или на люке бензобака, а также на сайте производителя.
Важно понимать, что подобные рекомендации имеют обоснованный характер, поскольку ходовая часть машины спроектирована и настроена именно под штатные размеры. Устанавливая другие шины, автовладелец рискует не только подвергнуть повышенному износу подвеску и сами покрышки, но и снизить управляемость транспортным средством. В худшем же случае слишком большие колеса будут задевать за арки, что грозит создать аварийную ситуацию.
Поэтому лучше не рисковать и выбирать только тот размер, который указан как подходящий. В наше время есть много онлайн-сервисов, на которых можно выяснить, какие возможны варианты, введя VIN-код или даже марку, модель и год выпуска автомобиля. Чаще всего подобные калькуляторы можно найти на сайтах шинных магазинов.
Индексы грузоподъемности и скорости
Сразу после типоразмера следуют две цифры с буквой, которые обозначают индексы нагрузки и скорости.
Число указывает на максимальную грузоподъемность, или нагрузку. Здесь приводится именно индекс, а не показатель массы в килограммах. Чем больше значение, тем выше возможная нагрузка. Вот что означают наиболее распространенные цифры нагрузки на шины автомобиля, если представить это в виде таблицы.
75 |
387 кг |
90 |
600 кг |
76 |
400 кг |
91 |
615 кг |
77 |
412 кг |
92 |
630 кг |
78 |
426 кг |
93 |
650 кг |
79 |
437 кг |
94 |
670 кг |
80 |
450 кг |
95 |
690 кг |
81 |
462 кг |
96 |
710 кг |
82 |
475 кг |
97 |
730 кг |
83 |
487 кг |
98 |
750 кг |
84 |
500 кг |
99 |
775 кг |
85 |
515 кг |
100 |
800 кг |
86 |
530 кг |
101 |
825 кг |
87 |
545 кг |
102 |
850 кг |
88 |
560 кг |
103 |
875 кг |
89 |
580 кг |
104 |
900 кг |
Речь здесь идет о нагрузке на одно колесо, и, значит, чтобы узнать общую грузоподъемность, нужно умножить значение в кг на 4. Полученное число должно быть больше, чем масса полностью загруженного автомобиля – в противном случае шины будут быстро изнашиваться.
Индекс максимальной скорости выражается буквой латинского алфавита, и он показывает, нормальную работу резины при каком скоростном режиме гарантирует производитель. Среди современной продукции наиболее распространенные типы – Т (до 190 км/ч) и Н (до 210 км/ч), хотя бывают и высокоскоростные шины, способные выдерживать до 300 км/ч.
Еще один значимый параметр — дата выпуска, что обозначается четырьмя цифрами в рамочке на шинах авто. Это двузначный номер недели и последние две цифры года. При покупке комплекта шин желательно, чтобы все они были произведены в одно время.
Износостойкость, сцепление, температура
Кроме того, на резине можно найти и другие показатели — износостойкость, класс качества сцепления и индекс температуры.
Индекс износостойкости отмечается словом treadwear и числовым значением. Впервые подобный критерий стали использовать в США, и он указывает, сколько шина может эксплуатироваться согласно полигонным испытаниям. Для этого нужно число умножить на 480 – результат будет выражать километраж. Теперь легко просчитать, что означают цифры маркировки на шинах. Скажем, treadwear 200 – резины хватит на 96 тыс. км.
Правда, следует учитывать, что износ зависит от многих факторов (дорожные условия, манера вождения и т. д.), поэтому индекс следует воспринимать как усредненное значение.
Traction — качество сцепления шины на мокром дорожном покрытии. Этот индекс зашифрован в виде одной-двух букв А, В и С. Преобладающей является маркировка А – лучше только АА, но это актуально для спортивных и гоночных машин. От покупки шин traction B, тем более С, лучше воздержаться.
Temperature — это способность резины выдерживать нагрев, вызванный определенным скоростным режимом. У этого индекса три значения:
- A — более 184 км/ч;
- B — 160-180 км/ч;
- C — 130-160 км/ч.
Сейчас общепринятым стандартом является высший тип – A.
Для обозначения сезонности могут применяться буквы и условные символы. Зимняя резина обычно маркируется снежинкой, а на летней можно увидеть капли, цветы, хотя нередко производители специально отмечают только шины, предназначенные для эксплуатации в холодное время года.
Что касается букв, то встречаются сочетания M + S (Mud and Snow – грязь и снег) или AS (All Season) – значит, перед вами всесезонная резина. R + W (Road and Winter – дорога и зима) и Frost (мороз) четко указывают на зимние шины.
Класс подходящего авто
Еще одна маркировка – класс машины, для которой шины предназначены:
- P — легковые пассажирские;
- SUV — полноприводные внедорожники;
- C или LI — небольшие грузовые машины, микроавтобусы;
- ST — специальный трейлер;
- M/C — мотоцикл;
- T — временная шина;
- CMS — горно-строительная техника;
- HCV — тяжелая строительная техника;
- LCM — лесозаготовочная техника;
- LPT — прицепы.
Другие обозначения на шинах автомобиля
Другая информация на покрышке:
- Страна-производитель — Italy.
- Название бренда — Pirelli.
- Марка шины — Winter Cinturato.
- Подсказки при шиномонтаже: Inside (внутренняя) и Outside (внешняя) стороны. Rotation со стрелкой указывает направление вращения колеса при движении вперед.
- Способ герметизации: раньше были камерные шины (ТТ), но сейчас им на смену пришли бескамерные (Tl или Tubeless).
- Тип дорожного покрытия, на которое рассчитана резина (Н/Р – шоссейные, А/Т – универсальные, М/Т – для бездорожья).
- Код DOT, что означает зашифрованное обозначение завода, пресс-формы и партии производства в виде цифр на шинах (это служебная информация, используемая департаментом транспорта в США, и для обычного пользователя она не представляет интереса).
- Индикаторы для оценки износа резины – по их состоянию определяется, насколько шины выработали свой ресурс.
- Тип шипов – если они имеются.
Премиальные бренды предлагают своим клиентам так называемые омологированные шины, предназначенные для конкретной марки. Подобная продукция имеет особый состав резины и другие новшества, благодаря которым улучшается управляемость, повышается комфортность вождения.
Сейчас на рынке можно найти такие шины с отметками М0 (Mercedes-Benz), A0 (Audi), * (BMW), N0, N1, N2, N3 (Porsche) и др.
Могут попадаться и иные обозначения для специальных моделей:
- Буква С после размера диаметра, к примеру R17C, указывает на дополнительную характеристику Cargo (груз). Такая резина пригодна для машин с увеличенной грузоподъемностью, прежде всего легкого коммерческого транспорта.
- Надписи XL, extra load, REINFORCED свидетельствуют о том, перед вами усиленные шины, рассчитанные на полноразмерные кроссоверы и джипы. У таких покрышек специальная боковина, и состав резины может отличаться от обычной продукции.
- Индекс скорости для спортивных машин порой указывается в виде двух литер – VR или ZR, что означает цифры максимальной скорости 210 км/ч и 240 км/ч для авто на таких шинах.
Надпись RunFlat ставится на покрышках, которые обладают повышенной безопасностью. Их отличие в том, что даже при полном падении давления, например, из-за пореза шина позволяет проехать 50-150 км со вполне приличной скоростью до 60-80 км/ч.
Этого, как правило, достаточно, чтобы автовладелец добрался до сервиса. При производстве такой резины применяются специальные технологии, и корд имеет усиленный состав. Начало внедрения RunFlat относится к 1970-м годам, и с течением времени появляются новые разработки, которые находят практическое применение.
Правда, нужно отметить, что в современном мире производители используют разные технологии, и потому нет даже единого стандарта для обозначения шин, не боящихся проколов. Поэтому попадается несколько вариаций названий безопасной резины, что зависит от торговой марки:
- RunFlat – Pirelli.
- RFT – Bridgestone.
- ЕМТ, DSST, Run On Flat – Goodyear и Dunlop.
- SSR – Continental.
- TFR – Toyo.
- XRP – Kumho
- ZP – Michelin.
- ZPS – Yokohama.
Как определить износ шины автомобиля
Главным показателем износа шины служит остаточная глубина протектора, что зафиксировано даже в правилах дорожного движения. Согласно им, на легковом авто глубина должна быть не менее 1,6 мм для летней резины и 4 мм для зимней.
Это легко измерить даже обычной линейкой или штангенциркулем. Однако для удобства пользователей современные изготовители шин снабжают свою продукцию индикаторами износа:
- Вставки в канавках, которые показывают минимально допустимую высоту. Если протектор опустился до уровня вставки, то шина требует замены.
- Контрольные числа или символы, нанесенные на шашки протектора, причем важно скорее не то, что означают эти цифры и знаки, а их видимость на шине. Изначально они четко выдавлены и имеют определенную глубину. По мере износа резины символы начнут исчезать, что сигнализирует о сокращении ресурса протектора.
Для работников шиномонтажа главным значением обладают указатели rotation (со стрелкой) и inside/outside. По этой маркировке сразу понятно, как следует надевать покрышку на диск. При неправильной установке, скажем в обратную сторону, рисунок протектора не сможет обеспечивать функциональность шины, которая будет давать худшее сцепление с дорожным покрытием, плохо отводить воду, издавать нехарактерный шум при движении.
Еще на новых шинах можно увидеть разноцветные точки и полоски, которые также имеют свое предназначение:
- Красная точка – это самое жесткое место боковины;
- Белая точка – самое гибкое место;
- Желтая точка – самая легкая область.
На практике значение имеет желтая точка – ее рекомендуется совмещать с положением ниппеля, чтобы проще было отбалансировать колесо.
Цветные полоски какой-либо информации о характеристиках шины не несут – они делаются для удобства работников автомагазинов и складов, чтобы они сразу отличали партии товара.
Опытные автолюбители о маркировке шин
- Об «усатых» шинах
- Мой выбор – молодые иностранки
- При монтаже ориентируемся на желтую метку
- Разноцветные полоски на шинах – это просто разноцветные полоски
- Индекс стойкости немаловажен
«На усики стоит обращать внимание при покупке – если они не в идеальном состоянии, то резину неправильно хранили.
Если протектор с "елочкой", то уже по рисунку ясно, как ставить колеса. Принцип – "елочка" всегда смотрит вперед, то есть острие направлено по ходу движения. Такой рисунок раздвигает воду и отводит ее в сторону. В городе от шипованной резины зимой особого смысла нет. При большом уровне снега она все равно не даст сцепления. Да и вообще, если сильный снегопад или ударил мороз после оттепели, то лучший вариант – автобус, метро или троллейбус».
«Первым делом смотрим год производства. Если думаете о своей безопасности, то край – 5 лет. Старше не советую. В принципе, есть немало владельцев, кто продают после 2-3 лет езды – для б/у это отличный вариант, если сильно не укатанные. Оптимальный выбор – произведенные в Германии, Италии, Японии, Штатах».
«Всегда знал, что означают цифры на шинах автомобиля, а вот цветные точки на протекторе приводили в недоумение. Делюсь информацией! Как выяснилось, желтая точка– это самое легкое место шины, и она должна быть рядом с ниппелем».
«Полоски на протектор ставят на заводе. Смысл в том, что когда шины стоят стопкой на складе, то каждую поднимать и смотреть маркировку – дело хлопотное. А так на боковые полоски посмотрел, и сразу все понятно. Если какие-то полоски из ряда выбиваются, то, значит, другая партия или вообще изготовитель другой. Так что особого смысла в полосках не ищите, да они и сотрутся очень быстро».
«Не знал раньше про индекс стойкости, а оказалось – можно все просчитать. У меня на michelin написано 400. Получается, что почти на 200 тыс. км. Даже если с учетом реалий российских дорог вдвое уменьшить, то сотка – неплохой ресурс. На пять – семь лет точно хватит».
Таким образом, маркировка шин включает в себя буквенные и цифровые обозначения, а также пиктограммы. По маркировке определяются ключевые характеристики: типоразмер (высота и ширина, диаметр диска), индексы (максимальная нагрузка, скорость), классы (дорожное покрытие, сцепление с мокрой дорогой, устойчивость к нагреву), дата изготовления, сезонность, износостойкость (средний пробег до износа) и другие дополнительные свойства.
Понимая, что означают цифры и буквы на автомобильных шинах, вы сможете подобрать правильную и качественную резину для своей машины.