Бензин или дизель: плюсы и минусы моторов
Бензин или дизель? У каждого типа мотора есть свои сильные и слабые стороны, которые и определяют конечный выбор. Сравнить нужно мощность, экономичность, надежность, стоимость обслуживания, комфорт и пригодность к условиям эксплуатации.
На что обратить внимание? Также стоит учесть и более специфические требования, например экологичность или способность «переварить» плохое топливо, что актуально для российской глубинки.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Устройство бензинового и дизельного двигателей
Бензиновыми моторами оснащались все автомобили с самого начала их производства. Только к 1940 году на конвейеры попал дизельный ДВС. Объясняется это тем, что такие моторы были массивными, издавали слишком много шума, поэтому их достаточно редко устанавливали на машины.
С годами происходило непрерывное развитие технологий, в результате уже к 1980-1990 годам были созданы системы непосредственного впрыска, топливные насосы высокого давления с повышенной эффективностью, а также двойной турбонаддув.
У каждого из двух видов ДВС есть достоинства и недостатки. Для начала рассмотрим, чем отличается дизельное топливо от бензина.
Бензин
В таком моторе смесь топлива и воздуха поджигается с помощью свечей, которые создают искру, воспламеняющую горючее. Во время взрыва в камере сгорания увеличивается давление, поршень перемещается в нижнее положение. Таким образом функционирует бензиновый силовой агрегат.
Дизель
Чтобы мотор работал, искра не требуется, поэтому свечи зажигания не применяются. Смесь топлива и воздуха воспламеняется при повышении температуры в результате максимального сжатия поршнем горючего в камере сгорания. То есть происходит самовоспламенение.
Проще говоря, степень сжатия максимальная, и двигатель запускается не за счет искры в системе зажигания, а в результате сжатия горючего в цилиндрах ДВС. Для запуска силового агрегата можно обойтись без АКБ, можно завести машину «с толкача».
Чтобы вы могли для себя решить, какую машину выбрать – бензин или дизель, необходимо понимать, что при сгорании одного миллилитра солярки выделяется больше тепловой энергии, чем в случае с бензином. Конструкция дизеля такова, что он является более экономичным, чем бензиновый мотор. Далее рассмотрим основные преимущества и недостатки каждого вида моторов.
Сравнение двигателей на бензине и дизеле
Мощность
При одинаковом объеме мощность бензиновых ДВС больше, чем у дизельных, однако крутящий момент у последних выше. Какое преимущество получит владелец машины с таким мотором? Если у вас бензиновый двигатель, авто будет моментально набирать скорость, но дизельный автомобиль сможет перевозить тяжелые грузы без утраты мощности. Тяга дизельного мотора одинакова на всех оборотах, поэтому ход машины будет плавным.
Бензин или дизель лучше для сурового климата?
Двигатели на бензине устойчивы к низким минусовым температурам. Дизель хуже переносит морозные зимы, однако можно залить специальный вид солярки, которая не загустевает в холодное время года.
Дизель может не завестись в морозные дни, однако такой мотор устойчив к влаге и конденсату, поскольку не используется искра во время функционирования ДВС. Новые модели дизельных двигателей оснащены свечами накаливания, нагревательными конструкциями, сверхмощными стартерами и АКБ, поэтому температура в моторном отсеке всегда будет оптимальной. Если разграничить по температурному диапазону, при котором силовые агрегаты могут не завестись, то для дизеля это минус 30 градусов Цельсия, для бензина – минус 40 градусов мороза.
Какой мотор более экономичный?
Цена автомобилей с дизельным мотором раньше была намного меньше, чем с бензиновым. Однако сегодня отличий в цене практически нет. Тем не менее расход солярки меньше, поскольку коэффициент сжатия воздушно-топливной смеси выше на 40 % на дизельном моторе, в результате чего расходы на горючее снизятся на 20 %.
Какой ДВС более шумный?
Несмотря на ультрасовременные разработки, дизель шумит сильнее, чем бензиновый двигатель, особенно на холостых оборотах. Бензиновые моторы работают плавно, практически бесшумные. Однако многим автовладельцам нравится громкий звук работы дизельного агрегата.
Что лучше – дизель или бензин для экологии?
Выхлопные газы дизельных двигателей наносят меньший вред окружающей среде. Такие ДВС постоянно совершенствуются, поэтому моторы доведены до требований EURO-4 и EURO-5. На новых силовых агрегатах установлены сажевые фильтры, которые очищают выхлоп. Бензиновые моторы наносят больше ущерба экологии.
Экологичность выхлопа — причина, по которой дизель обрел настоящую популярность в европейских странах. К примеру, во Франции каждый третий автомобиль работает на солярке. В Австрии – 50 % машин дизельные. Поскольку в Европе выдвигаются жесткие требования к чистоте выхлопных газов, процент дизельных авто увеличивается ежегодно.
Эксплуатационный срок какого мотора больше?
Дизельные двигатели более ресурсные, они способны отходить от 300-350 тысяч до 500 тысяч км пробега. Что касается бензиновых моторов, они рассчитаны на 150-250 тысяч км, после чего потребуется капремонт ДВС.
Чем объясняется большая ресурсность дизеля? Дело в том, что солярка маслянистая и смазывает все трущиеся элементы. Блок цилиндров дизельного мотора прочный, так же как и коленвал, поршни, головка блока цилиндров (такие силовые установки разрабатывают с учетом высокой степени сжатия).
Бензин или дизель – что экономичнее обслуживать?
Ремонт и обслуживание дизельного мотора обойдется дороже, кроме того, выше цена на детали и расходники, солярку также необходимо использовать качественную. Достаточно сложно найти опытного мастера, способного починить дизель, поэтому стоимость услуг также будет больше.
Статистические данные подтверждают: в нашей стране дизельных автомобилей всего 7-10 %, по этой причине механиков, специализирующихся на таких машинах, немного. Кроме того, конструктивно такой мотор сложнее, чем бензиновый.
Какой ДВС способен работать на плохом горючем?
Разница дизеля и бензинового ДВС заключается в том, что в мотор первого типа недопустимо заливать низкокачественную солярку. Этот вид горючего бывает для лета и зимы. Что касается бензина, то один его вид применяется в любое время года.
Солярка для лета становится густой при температуре минус 15 градусов Цельсия, поэтому ДВС не получится запустить. Для зимы придется использовать специальную солярку. Горючее должно быть высококачественное, с подходящими присадками, тогда удастся продлить эксплуатационный срок мотора.
В бензиновые двигатели допустимо заливать горючее с низким октановым числом, разбавленное, с низкосортными присадками, ресурс ДВС от этого не снизится.
Плюсы и минусы бензина и дизеля
Подытоживая, отметим, какие плюсы и минусы есть у бензина и дизеля.
Достоинства дизельного мотора:
- Расходует меньше горючего, поэтому можно заправляться реже.
- Солярка стоит дешевле, чем бензин.
- Отсутствует система зажигания, поэтому мотор обладает повышенной надежностью.
- Дизель экономичнее, чем бензин.
- У двигателя большой ресурс.
- Выше крутящий момент.
- ДВС устойчив к воздействию воды, конденсата.
Недостатки:
- Массивный и тяжелый мотор.
- Мощность меньше, чем у бензинового силового агрегата.
- Может не завестись в сильный мороз.
- Требуется высококачественная солярка.
- Цена ремонта намного выше, чем у бензинового двигателя.
- Достаточно сложно восстановить и найти опытного моториста.
Достоинства бензинового силового агрегата:
- Мотор практически не издает звуков во время работы.
- Мощность выше.
- Обслуживание дешевле.
- Запчасти можно купить в любом специализированном автомагазине.
- Легко переносит работу на повышенных оборотах.
- Не выходит из строя, даже если залито низкокачественное горючее.
- Способен нормально функционировать в сильные морозы.
Недостатки:
- Малый ресурс ДВС по сравнению с дизельным мотором.
- Повышенное потребление горючего.
Часто задаваемые вопросы о бензине и дизеле
Какой двигатель – бензин или дизель – лучше для коммерческого транспорта?
Оптимальный выбор – дизель, такие моторы установлены на всех такси, автобусах, грузовиках.
Какой двигатель более современный?
Правильный ответ на этот вопрос – электрический, и будущее – за электрокарами. Поэтому выбирать между дизелем и бензином не приходится.
Как проверить качество топлива?
Что касается бензина, обращайте внимание на октановое число. Эта характеристика определяет устойчивость к детонации, то есть взрывному сгоранию горючего, которое приводит к выходу из строя мотора.
Поскольку дизельный двигатель функционирует иначе, у солярки другой параметр – цетановое число. Эта характеристика определяет время задержки от поступления горючего в цилиндр ДВС до начала горения. Если этот параметр высокий, период воспламенения будет минимальным. Это значит, что двигатель легко запустится, будет работать тихо и с большим КПД.
Не стоит утверждать, что лучше использовать дизель вместо бензина, поскольку у каждого мотора есть свои плюсы и минусы. Выбирать двигатель, работающий на солярке, выгодно, если вы ежегодно проезжаете 15 000-20 000 км, так вы сможете сэкономить на горючем. Однако важно, чтобы оно было высокого качества. Также такой автомобиль может с трудом заводиться в сильные морозы.
Для езды в городских условиях, особенно если вы не путешествуете на дальние расстояния и живете в регионе с суровыми климатическими условиями, оптимальный вариант – бензиновый мотор. Такой ДВС работает тихо, его можно отремонтировать в любой автомастерской, стоимость деталей приемлемая.
При выборе типа мотора учитывайте прежде всего ваши требования, к примеру, для внедорожника лучше дизель, бензин – для городского седана и спокойной езды.