Адаптивные фары: виды, принцип работы
О чем речь? Адаптивные фары – очередной высокотехнологичный шаг в сторону безопасной и комфортной езды. Свет от них подстраивается под изменения дорожных условий и повороты руля, обеспечивая максимальное освещение участков дороги.
Какие бывают? Существуют системы адаптивного освещения AFS и AFL. Также технологию классифицируют по типу используемых лампочек: ксеноновые и светодиодные. Подобными фарами оснащены многие современные модели авто, но никто не запрещает поставить их на любую другую машину.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что собой представляют адаптивные фары
Фары адаптивного освещения (adaptive front light system) имеют важную особенность – лучи света направлены в сторону движения колес. Это позволяет обозревать весь сектор поворота с самого начала изменения направления движения. Такие фары в буквальном смысле слова сопровождают повороты руля. Если ранее эта идея воспринималась как фантастика, то сейчас умная функция доступна многим автомобилистам.
Адаптивная оптика имеет электронные блоки управления, встроенные видеокамеры и многочисленные датчики, анализирующие скорость движения, угол поворота рулевого колеса и прочие показатели движения, среди которых продольное ускорение, положение по вертикали, даже стеклоочистители. Так, при включении дворников лампочки опускаются, при выключении – принимают прежнее положение.
Первые адаптивные фары для освещения поворота предложил концерн Citroen в микролитражном автомобиле 2CV (1949-1990 годы выпуска). В этой модели направление света регулировалось по горизонтали механическим рычагом, установленным в салоне.
AFS-фары поворачиваются в нужную сторону с помощью шагового электродвигателя, позиционирующего положение ламп с высокой точностью. Угол поворота бывает очень маленьким или для каждой фары разным. Например, правая фара при движении вправо разворачивается на максимум (15⁰), а левая – всего наполовину (7,5⁰).
Ключевой особенностью адаптивной оптики является движение фар в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. Это очень важно на пересеченной местности, где на подъеме лампы опускаются и не слепят водителей на встречной полосе, а во время спуска поднимаются, подсвечивая следующий отрезок трассы.
Кроме того, система AFS взаимодействует с программой курсовой устойчивости (electronic stability program), при активации которой фары не реагируют на поворот руля. Это исключает лишние движения водителя при хаотическом вращении руля. Когда водитель резко поворачивает руль на большой угол, система активируется снова.
Следующая полезная функция адаптивной оптики – датчики реагируют на световой поток фар встречных машин. В данном случае электродвигатель опускает лампочки чуть ниже, чтобы не ослеплять людей на встречке, а после поворачивает их обратно. Причем опущенные фары работают как противотуманные, рассеивая свет на высоте 0,5 метра от дороги и не «выхватывая» капли из воздуха.
Типы систем адаптивного освещения
Сегодня многие компании автопрома используют в своих моделях автомобилей адаптивный свет, но все эти системы отличаются механизмом действия и прочими параметрами.
AFS
Адаптивные светодиодные фары AFS встречаются чаще всего. Они универсальны в применении, функциональны и по цене доступны большей части потребителей. Эту систему вначале разработали в концерне Volkswagen AG, затем ее стали использовать производители машин в Америке, Японии, Европе.
Отличительное свойство adaptive front light system в том, что адаптивные лед-фары движутся под управлением компьютера. Он поворачивает каждую из них по-разному: наружную – на меньший градус, а внутреннюю – на больший.
AFL
Adaptive forward lighting сегодня применяется в автомобилях Opel. Суть в том, что, кроме основной лампы, фара головного света содержит дополнительные элементы, действие которых связано со скоростью. В городской черте, где машина разгоняется до 70 км/ч, они не движутся. То есть горит лишь основная лампа, хорошо освещая путь. При повороте на высокой скорости приводятся в движение все элементы фар, чтобы ярко подсвечивать дорогу в сложной обстановке.
Ксеноновые адаптивные фары
Ксеноновые адаптивные фары были созданы корпорацией Toyota еще в 2012 году. Система улучшает качественные параметры электрического тока, поступающего на фару, и обеспечивает мощный дальний свет, который не слепит других водителей.
Это реализуется за счет фронтальной камеры с фиксацией огней встречных машин. Потом подвижные заслонки фар направляют световой пучок так, чтобы освещать дорогу, минуя едущий навстречу автотранспорт. Такие элементы применялись в самых первых AHS-системах с ксеноновыми и биксеноновыми лампами.
Адаптивная ксеноновая фара появилась гораздо раньше матричных CD-аналогов. Ее действие основано на управлении лучом посредством специальных шторок. Кроме того, для точного выбора света с учетом ситуации применяются датчики. Как правило, в таких системах используются данные со следующих приборов:
- фронтальная камера авто;
- датчик поворота рулевого колеса;
- датчики движения (заднего хода, скорости, ускорения);
- GPS-навигатор, встроенный в автомобиль.
Работа адаптивных фар с ксеноном рассчитана надолго. Но нужно понимать, что интенсивность их свечения со временем снижается. Меняется и цвет лучей. Поэтому такую оптику нужно тестировать после пробега каждых 100 000-150 000 км.
Система AFS-оптики с ксеноновыми лампами обычно формирует излучение разных видов. Прежде всего, это три самых ключевых режимаосвещения:
- городское – широкий и достаточно короткий луч, который действует на ограниченной скорости (как правило, не больше 50 км в час);
- загородное – длинный пучок света, включаемый на средней скорости авто (обычно более 50 км в час);
- на трассе – яркий дальний свет, интенсивность которого растет по мере повышения скорости движения (включается после отметки 90 км в час).
У каждого производителя автомобилей режимы освещения включаются на разных стадиях разгона. Поэтому о стандартной скорости переключения фар говорить пока что не приходится.
Довольно часто дальний адаптивный свет имеет функцию прохождения поворотов, когда после фиксации маневра луч отклоняется по вертикали в ту же сторону. А биксеноновые фары не слепят пешеходов и тех, кто едет на велосипедах.
Матричные адаптивные фары
Матричные адаптивные фары появились в 2013-м. Эта идея принадлежит группе специалистовнемецкойкомпанииAudi AG, которые установили инновационное AFS-освещение на модель А8 – автомобиль представительского класса. В отличие от знаменитых шторок «японца» Lexus здесь применяется довольно сложная оптическая схема из 25 светодиодов, равномерно распределенных на 5 секций. Система была названа Matrix LED, а чуть позднее ее стали применять в других моделях той же марки Audi.
Сразу после этого, в 2014-м, японский премиальный бренд Lexus модернизировал свою AHS-оптику и тоже применил светодиоды вместо диафрагм на фарах с ксеноном. В сентябре 2015-го к похожему решению пришла компания Opel и предложила опциональную установку матричных адаптивных фар на новинку Astra K – автомобиль 5-го поколения.
В данной системе освещения фары приводит в действие контроллер. Он считывает информацию со связанных с ним датчиков, аналогично ксеноновой AHS-оптике. С учетом этих показателей прибор включает нужные сегменты матричных светодиодов. Таким образом система постоянно образует луч, дальность и мощность которого обусловлена производимыми маневрами, а также обстановкой на дороге.
Рассмотрим, как работают адаптивные фары такого типа. Для большинства автомобилей оптика включается аналогично – после активации определенной функции в панели управления светом или опции «авто» на специальном рычаге.
После этого процесс идет в автоматическом режиме:
- Камера отслеживает пространство и обстановку перед машиной, при этом реагируя на встречное движение и свет.
- Собранная информация поступает в электронный блок управления (ЭБУ).
- Контроллер обрабатывает эти данные и посылает их в систему регулирования каждым светодиодом.
- Включение (отключение) следующих сегментов происходит по необходимости.
Когда AHS-система фиксирует перед машиной какой-либо объект, луч света выключается или становится слабее, чтобы не скрывать помеху от водителя. Остальные CD-источники подсвечивают свободные участки. Технически все транспортные средства с матричными фарами всегда передвигаются на дальнем освещении. Контроллер лишь приводит в действие и выключает нужные сегменты, к примеру, если «видит» приближающийся объект либо машина входит в поворот.
Адаптивное CD-освещение представляет собой матрицу светодиодов, которые взаимодействуют с конкретными сегментами и управляются индивидуально. Каждый из этих элементов освещает свою часть проезжей части. Иначе говоря, чем больше источников света в CD-матрице, тем эффективность ее выше.
Соответственно в моделях представительского класса светодиодов будет много. В бюджетных вариантах производители стремятся сократить расходы, поэтому снижают число светоизлучающих диодов и интенсивность их свечения (световой поток).
Часто задаваемые вопросы об адаптивных фарах
Можно ли установить AHS-систему самому?
Адаптивный блок (и в частности, LED-фара) используется многими производителями автопрома. В основном такая опция подключается заводом, поэтому в дальнейшем установить продвинутую оптику довольно сложно. Для этого нужно не только сменить дорогостоящие фары, потребуется много датчиков и блоков, необходимых для корректного функционирования системы освещения. В итоге тюнинг обойдется в 50 000-70 000 рублей и больше с учетом марки вашего автомобиля.
Сейчас можно купить не слишком дорогие копии систем AHS-освещения. Но многие специалисты говорят, что эти технологии несовершенны. Фара будет поворачиваться под небольшим углом и осветить дорогу полностью не сможет. Вдобавок не удастся избежать и ослепления встречных водителей, что особенно опасно при движении. Все это может вызвать лобовое столкновение машин с печальными последствиями для их владельцев.
Какими функциями можно дополнить матричную адаптивную оптику, установленную в современных авто?
Системы освещения такого плана могут иметь ряд дополнительных возможностей:
- обнаружение приближающегося объекта (пешехода, велосипедиста) и его предупреждение миганием фар;
- использование подсказок GPS-навигации;
- защита от отражающего излучения дорожных знаков.
Стоит отметить, что светоизлучающий диод очень надежен и срабатывает быстро. Поэтому он тут же реагирует на данные, передаваемые датчиками. Светодиоды служат долго, не нуждаются в систематической замене в отличие от ксеноновых ламп (за исключением, конечно, неисправностей). Их можно применять в автомобиле постоянно.
Какие названия имеют адаптивные фары крупных производителей авто?
Дальним светом типа adaptive front light system оборудованы многие модели. Компании называют их по-разному. Помимо всем известных Matrix LED Audi или AHS Lexus, часто встречается, к примеру, AFL-система (adaptive forward lighting) в марке Opel, ALH у бренда Mazda и Auto High Beam (AHBA) у фирмы Ford.
Разумно ли платить за продвинутую оптику?
Благодаря современным решениям намного упрощается регулировка освещения и, в частности, адаптивных фар. Водителям теперь не надо отвлекаться на переключение света с ближнего на дальний и обратно. Нужно признать огромное удобство этих опций, что повышает безопасность для участников дорожного движения.
К тому же матричные фары обладают важным преимуществом. Это возможность установки привлекательных плафонов разных видов и выбор визуальных форм для AHS-фар. Причем светодиоды позволяют сберегать энергию, снимая лишнюю нагрузку с генератора, а это несомненный плюс.
Адаптивная система фар — технология будущего с огромной перспективой. Она позволит обеспечить безопасное движение автомобиля в темноте.
Как говорилось выше, вся эта оптика основана на установке маленького электромотора в лампы, который будет поворачивать их в сторону маневра или с учетом особенностей полотна дорог. Сегодня существует много разработок адаптивного освещения. Они надежны, эффективны, высокотехнологичны. С их помощью упрощается управление автомобилем в сложных условиях частичной видимости или в ночное время суток.