Зазор на свечах зажигания: на что влияет, как проверить
Что это такое? Зазор на свечах зажигания может не соответствовать рекомендованному заводом-производителем автомобиля. Он либо меньше, либо больше, причем даже на новых. Это ведет к перебоям в работе двигателя из-за нестабильной искры и неправильного поджигания топливовоздушной смеси.
На что обратить внимание? Зазор желательно периодически проверять. Процедура несложная: выкрутить свечу, померить расстояние между электродами щупом, поправить при необходимости. О том, каким должен быть зазор, чем и как его проверять, читайте в нашем материале.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Принцип работы свечей зажигания
- К чему приводит неисправность свечей зажигания
- Виды зазоров на свечах зажигания
- Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
- Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
- Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания
Принцип работы свечей зажигания
Такую тему, как зазор в свечах зажигания, следует начать с определения особенностей функционирования свечей в двигателях внутреннего сгорания.
Свечи зажигания размещаются непосредственно в цилиндрах ДВС. Головки свечей напрямую контактируют с топливно-воздушной смесью, поступающей в цилиндры, поджигают ее, испытывая воздействие высоких температур и давления.
При вращении коленвала двигателя с частотой 3000 об/мин (что соответствует 50 об/сек) количество рабочих циклов в секунду составляет 25. Это означает, что каждая свеча в моторе должна в секунду сработать 25 раз, чтобы поджечь топливно-воздушную смесь. И очевидно, что сделать это нужно эффективно, потому что время на выполнение такта измеряется сотыми долями секунды.
Работа двигателя внутреннего сгорания разделена на такты. В первом такте поршень движется вниз – распределительная система открывает клапан впуска, и в увеличивающуюся камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь. Во втором такте клапаны закрываются, и поршень поднимается вверх, уменьшая объем камеры сгорания иногда в десятки раз. Температура и давление смеси возрастает, но смесь еще не воспламенилась.
После того как поршень достигает пиковой или мертвой точки, происходит срабатывание свечи. Напряжение на нее подается либо от датчика Холла (или ЭБУ), либо, как в карбюраторных ДВС, просто посредством замыкания цепи электрораспределителем.
Свеча зажигания устроена просто: два электрода в керамической изоляции. Центральный электрод через проводку подключен к катоду аккумулятора, а боковой – к аноду (в некоторых случаях подключение осуществляется к генератору мотора). Между электродами свечи есть зазор, достаточный для того, чтобы электрический ток смог пробить воздушную среду и образовалась искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь.
От расстояния между электродами зависит качество работы двигателя. Каким же должен быть зазор на свечах зажигания?
- Если зазор окажется больше требуемой по конструкторским расчетам величины, то образование искры будет нестабильным: когда-то мощности может хватить, а когда-то нет. В случае если искры не образовалось, то и рабочего хода не получится – рабочий такт будет пропущен. Появляется такое явление, как троение – сбой ритма работы двигателя, работающего, вместо четырех, на трех цилиндрах (отсюда и название).
Плюс к тому, искра должна появляться в четко определенную долю секунды рабочего такта двигателя, чтобы сгорающее топливо смогло как можно полнее отдать свой энергетический потенциал поршню при расширении. Если же дать искру с небольшим опозданием, то топливо в уже расширяющейся камере сгорит с детонацией, что также отразится на качестве работы мотора. И в том и в другом случае КПД двигателя резко снижается.
- Если же зазор электродов свечи зажигания сделать меньше расчетной величины, то напряжение на свече снизится до 7 кВ (с 18-20 кВ). Это способствует образованию на свече нагара, который работает как изолятор. В итоге через некоторое время, когда электроды свечи покроются равномерным толстым слоем нагара, она потеряет способность поджигать топливо.
К чему приводит неисправность свечей зажигания
Типичными симптомами проблем со свечами зажигания являются:
- троение;
- регулярная детонация;
- увеличенный расход бензина и даже его запах в салоне;
- падение мощности.
Чаще всего такие эффекты наблюдаются при установке новых свечей.
А теперь разберем, какие именно дефекты свечей могут привести к обозначенным выше неприятностям.
- Дефект керамического изолятора свечи, при котором происходит его пробой и искра на электродах не образуется.
- Разрушение центрального электрода, в результате чего нарушается электрическая цепь.
- Слишком большой зазор между электродами.
- Осевший на электродах шлак, препятствующий электрическому пробою.
Как же дефектная работа ДВС, связанная с неисправностью свечей, выглядит на практике? Предположим, одна из свечей четырехцилиндрового четырехтактного ДВС выходит из строя. Тогда двигатель начинает троить – это выглядит как сбой ритма работы мотора, и определить такой дефект может даже неспециалист. В качестве первостепенной меры нужно проверить свечи.
Сбой ритмичности в работе двигателя сопровождается также и другими неприятными эффектами:
- ощутимой потерей мощности, особенно при необходимости быстрого разгона из неподвижного положения;
- при наборе скорости машина движется рывками, и чем сильнее давишь на газ, тем чаще рывки;
- холостой ход отличается крайней нестабильностью: то ускоряется, то наоборот, замедляется, вплоть до полной остановки мотора;
- и обязательное условие: перебои в работе мотора наблюдаются на всех оборотах (в противном случае дело может быть совсем не в свечах).
Теоретически неисправности свечей могут застать автомобилиста на дороге в любом месте в любое время. Поэтому имеет смысл всегда возить с собой простейший инструмент диагностики – портативный набор измерительных щупов.
Виды зазоров на свечах зажигания
Рассмотрим влияние величины зазора в свече на работу двигателя внутреннего сгорания в целом.
Зазор имеет оптимальный размер
При разработке данной детали конструкторы, используя высокоточное оборудование, с помощью серии опытов подбирают оптимальное расстояние между электродами – центральным и боковыми, чтобы искра всегда оставалась стабильно мощной.
В итоге нет никаких пропусков рабочего хода, воспламенение смеси происходит вовремя, что можно определить даже на слух, так как двигатель при этом работает вполне ритмично. И конечно же, при хотя бы 100-километровом пробеге станет заметна экономия топлива (правильнее сказать, что топливный режим войдет в норму).
Среднестатистический размер зазора между электродами у свечи – 1 мм. И любые отклонения, хотя бы даже на 0,1 мм, существенно повлияют на эффективность поджига. И надо отметить, что настройки требуют все свечи, которые не были установлены в автомобиле на момент его схода с конвейера (только они отрегулированы правильно). А заводской зазор в отдельно приобретаемых свечах может не соответствовать параметрам двигателя вашей машины.
Величина зазора больше необходимого значения
При относительно далеком расположении электродов свечи друг от друга будет снижаться мощность искры, так как гораздо больше энергии, подаваемой на свечу, нужно потратить на пробитие воздуха. Помимо уже описанных проблем, связанных с пропуском рабочего хода, есть и еще одна, а именно выход из строя резонатора.
Объясняется это тем, что несгоревшая топливно-воздушная смесь будет поступать в резонатор, где станет догорать вхолостую. Однако он совсем не рассчитан принимать столько энергии и, скорей всего, скоро прогорит.
Электрическая искра – это дуга, то есть высокотемпературная плазма в миниатюре. В канале грозового разряда температура достигает сотни миллионов градусов, в свече зажигания, конечно, поменьше. Но все равно те части электродов, которые испытывают на себе постоянное воздействие искры, будут малыми дозами испаряться – выгорать.
Процесс этот идет медленно, он измеряется буквально миллионными долями миллиметра, но ведь и многого там не надо: для гарантированной сбивки настройки свечи достаточно увеличения зазора всего лишь на 0,1 мм. И происходит это само, без какого-либо вмешательства человеческого фактора.
В общем, если мотор теряет ритмичность и увеличивается расход топлива, то в первую очередь нужно проверять зазор свечей – в 90 % случаев это является причиной всех подобных нарушений в работе двигателя.
Величина зазора имеет значение и для изоляции свечей. Если расстояние увеличивается, то растет сопротивление воздушной преграды, которую электрическому току нужно пробить. В итоге может сложиться ситуация, когда пробить изолятор свечи току будет проще, чем увеличенный воздушный зазор между электродами.
А стоит напомнить, что хоть подаваемая на электроды мощность и небольшая, рабочее напряжение на них отнюдь не мало – оно находится в интервале от 18 000 до 20 000 В. Максимально допустимый зазор при этом не должен превышать 1,3 мм.
Величина зазора меньше оптимальной величины
Мощность искры возрастает, что, казалось бы, должно привести к более надежному поджигу топливно-воздушной смеси. Однако это не так. Искра становится недостаточно большой, и ее просто не хватает для воспламенения. Кроме того, при уменьшении зазора падает и рабочее напряжение на электродах (до 7 000 В), что также способствует снижению энергетической насыщенности заряда.
Недостаточный зазор чаще всего встречается в новых, еще не отрегулированных свечах (он не должен быть меньше 0,4 мм). И именно такие свечи, если их вовремя и корректно не настроить, очень быстро обрастают нагаром. Поэтому после каждых 10 000 км настоятельно рекомендуется свечи чистить, а каждые 30 000 км – заменять.
Двигатели, оснащенные инжекторами, менее чувствительны к величине зазоров на свечах зажигания. Дело в том, что катушки здесь в несколько раз мощнее карбюраторных, поэтому и дуга свечи при сокращении зазора будет проседать существенно меньше.
Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
Карбюраторные двигатели более всего страдают при отклонении величин зазоров в свечах от оптимальных значений. В современных двигателях, где зажигание регулируется электронными блоками управления, при изменении параметров свечей выравнивание энергетичности искры происходит посредством подачи на нее энергии большей мощности. Но простые карбюраторные моторы такими возможностями обделены.
Также существенным недостатком карбюраторных двигателей является тот факт, что их электрические цепи рассчитаны на куда меньшее напряжение, чем у инжекторных моторов. Поэтому всякие отклонения зазоров свечей зажигания у двигателей, оснащенных карбюраторами, проявляются намного сильнее и скорее.
Возрастание напряжения на электродах свечи при замыкании цепи происходит хоть и быстро, но не мгновенно. И при малом зазоре искра появится в момент, когда разности потенциалов уже хватит, чтобы пробить воздух, но при этом ее окажется недостаточно для поджига топливной смеси. В результате искра проскочит, но рабочий ход так и не будет реализован.
Слишком малый зазор также может привести к сбою ритма работы двигателя. Если искра проскочит слишком рано, то это значит, что поршень еще не достигнет мертвой точки, а сжатие – своего максимального значения. То есть воспламенение произойдет, когда сжатие все еще будет продолжаться. Получается, коленчатому валу двигателя придется преодолевать сопротивление одного поршня за счет полезной работы другого. В итоге – падение мощности и сбой ритма работы мотора.
Слишком большой зазор также приводит к данным «симптомам», но по другим причинам. Здесь образование искры задерживается из-за того, что требуется набрать большую разность потенциалов на электродах. Смесь станет воспламеняться не на каждом рабочем цикле, в результате чего появятся характерные подергивания при наборе скорости. Также будут иметь место большие трудности при попытке завести мотор в мороз. Те же проблемы возникают и в том случае, если не регулировать зазоры на свечах зажигания инжекторных двигателей.
Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
Правильнее всего регулярно производить контроль свечных зазоров, проводя их замер каждые 15 000 км пробега.
Здесь потребуется набор специфических инструментов – щупы различных типов: монетообразный, монетопроволочный и плоский. Свечи нужно выкрутить из мотора и убрать с них весь нагар. Если нагара слишком много, то свечи имеет смысл просто заменить.
Замер зазоров нужно проводить только при полном очищении электродов от сажи и нагара. Если щуп не помещается между ними, значит, зазор следует увеличить; если размещается там слишком свободно, то зазор уменьшают. В идеале щуп должен плотно сидеть между электродами.
Зазор регулируется посредством отгибания внешнего электрода в сторону внутреннего контакта или от него. Но делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить ни сами контакты, ни изоляцию. При большом усилии электроды могут надломиться. За одну корректировку не стоит пытаться изгибать контакты более чем на 0,5 мм.
А вот некоторые нюансы технологии ручной регулировки зазоров на свечах зажигания:
- Во-первых, не перетягивайте свечи во время их закручивания. Головки двигателя сделаны из алюминиевого сплава, поэтому резьбу очень просто сорвать.
- Во-вторых, регулировать нужно все свечи одновременно. И следует добиваться того, чтобы зазоры у них были одинаковы.
- В-третьих, обращайте внимание на цвет электродов. Если он не одинаковый у всех свечей, значит, имеют место и другие проблемы с двигателем. Потребуется более полная диагностика.
И ни в коем случае нельзя путать порядок подключения высоковольтных проводов после установки свечей обратно.
Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания
- В зимнее время года зазор следует уменьшать.
«Когда увеличивается зазор, то автоматически растет и напряжение пробоя. Но если изоляция не рассчитана на существенное увеличение напряжения, то катушка может просто сгореть. Слишком большая искра – это тоже нехорошо. Лучше на зиму чуть приуменьшать величину зазора, это правильно в том числе и для систем зажигания с индивидуальными наконечниками».
- Лучше не регулировать, а заменять.
«Менять свечи лучше всего тысяч через 30 пробега. Корректировка изгибом без профессиональных навыков результатов не приносит».
- Я выставляю собственный зазор.
«А мне больше нравится, когда двигатель работает со свечами с зазором 0,8, хоть заводом рекомендован зазор в 1,1 мм».
Как правило, производители свечей зажигания перед отправкой изделий в продажу производят их калибровку. Но не всегда, а потому перед установкой данных элементов в двигатель зазоры рекомендуется измерить. На протяжении эксплуатации мотора металл электродов будет выгорать, но это не значит, что можно изначально выставить чрезмерно малый зазор, как бы «на вырост». Зазор в свечи зажигания должен быть оптимальным всегда – это залог стабильной и надежной работы двигателя.