/ Заправочный объем масла
СтатьиВ статье говорится о том, каков заправочный объем масла, как его определить, почему важно следить за уровнем масла, с какой периодичностью надо менять масло
Лого https://rad-star.ru/
Заправочный объем масла: особенности замены и измерения

Заправочный объем масла: особенности замены и измерения

Заправочный объем масла: особенности замены и измерения
14.09.2020
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Способы определения заправочного объема масла
  • Варианты определения уровня масла в двигателе
  • Интервалы замены заправочного объема масла
  • Важность соблюдения заправочного объема масла
  • Что автовладельцы говорят про заправочный объем масла

 

Заправочный объем масла в двигателе необходимо знать перед заменой или ремонтом, связанным с полным сливом рабочих жидкостей из ДВС. Ведь ошибившись с количеством вновь залитого масла, можно получить различные неприятности, где самое простое – это грязный моторный отсек и нуждающиеся в замене прокладки.

Хуже, если двигатель работал при масляном голодании, последствия могут быть самые печальные, вплоть до замены или капитального ремонта силового агрегата. В нашей статье мы расскажем, как определить заправочный объем масла и как правильно производить замену.

Способы определения заправочного объема масла

Зачастую первопричиной многих поломок двигателя является некорректный уровень масла, как слишком высокий, так и низкий. А значит, необходимы точные данные о заправочном объеме моторного масла в двигателе для конкретного авто. Существует несколько методов для определения требуемого количества смазочной жидкости:

  • Самый простой путь – получить информацию из руководства по эксплуатации вашего автомобиля. При отсутствии таковой ее всегда можно скачать с официального сайта изготовителя машины. Нужная нам цифра содержится в разделе «Система смазки». Заправочный объем масла будет разным в зависимости от того, происходит ли попутная замена фильтра или нет. В этом же разделе можно найти вязкость и тип рекомендованной смазочной жидкости.
  • В случае неудачи с поиском документации по вашему автомобилю следует обратиться к ресурсам в сети Интернет, специализирующимся на теме подбора масел. Обычно там содержится форма, где в отдельных строках нужно указать производителя и модель машины, тип двигателя и год выпуска. Далее сервис подберет оптимальные виды масел различных брендов, а также предложит наиболее рациональную фасовку. Последней следует считать такую, когда после заливки остается небольшое количество масла в резерве.

Нужно помнить о следующем нюансе: в руководстве пользователя автомобиля указывается полный объем масла, то есть необходимый для заполнения пустого двигателя. В обычной ситуации при замене масла без разборки мотора в нем остается некоторое количество старой смазки (до 0,5 л), поэтому новой нужно добавлять несколько меньше, чем требуется по паспорту.

Способы определения заправочного объема масла

Установить необходимый заправочный объем масла можно при помощи следующих рекомендаций. Силовые агрегаты отечественных машин с рабочим объемом 1,8–2,4 литра требуют 3,5–4 литра масла, а в импортные ДВС схожего объема нужно залить 4–4,3 литра.

Варианты определения уровня масла в двигателе

Наиболее простой и надежный способ, исключающий влияние датчиков и ламп, – это измерение при помощи щупа. Времени для этого требуется совсем немного, а результат вполне информативен. Достаточно просто осмотреть щуп в районе рисок. Метки MIN или LOW показывают минимально допустимый объем масла, MAX или FULL – максимум. Не стоит ждать момента, когда загорится красная лампа, свидетельствующая о критически малом уровне смазки в двигателе.

Нужно поставить машину на ровной поверхности и заглушить мотор. Зимой проверку уровня масла «на холодную» проводить неудобно, особенно при пользовании автозапуском. При «горячем» способе ДВС разогревают до выхода на рабочую температуру, выдерживая затем 15-минутную паузу для остывания. Это также повысит точность проверки, ведь масло успеет стечь в картер.

Варианты определения уровня масла в двигателе

Ниже приведем подробную последовательность действий:

  • Заранее запастись салфеткой или тряпкой для протирания щупа.
  • Под капотом отыскать измерительный щуп. Часто он имеет надпись Engine Oil на рукоятке.
  • Вытащить щуп и очистить его от масла, затем вставить обратно до упора.
  • Снова вынуть щуп и осмотреть. В идеальной ситуации след масла располагается посередине между максимумом и минимумом.
  • Если получен нечеткий результат – повторить действия сначала.

Выполнив эти действия пошагово, легко определить, соблюден ли заправочный объем масла в двигателе. Также нужно периодически проверять качество смазки. Это предотвратит возможные поломки, вызванные потерей защитных и моющих функций. Необходимо тщательно проверять происхождение масла при покупке. На рынке много подделок, которые при попадании в ДВС быстро и непредсказуемо меняют свои свойства. Поэтому щуп нужно осматривать пристально. Если заметили желеобразное вещество на нем – это тревожный признак низкого качества масла, залитого в мотор. Также плохо, если оно обладает слишком большой текучестью.

Интервалы замены заправочного объема масла

Руководство по обслуживанию автомобиля обязательно содержит важную цифру – периодичность замены смазки мотора, определяемую по пробегу. К примеру, если авто эксплуатируется в бережном режиме в основном за пределами городских улиц, тогда допустимо менять моторное масло через 15 000 км. Езда в городском цикле требует более частой замены – один раз на каждые 9 000–11 000 км.

Однако это приблизительные данные, ведь на состояние масла оказывают влияние следующие факторы:

  • Качество и вид топлива, заправляемого в бак.
  • Объем силового агрегата.
  • Тип ранее залитого масла и его состояние.
  • Количество часов наработки мотора.
  • Исправность транспорта в целом.
  • Условия эксплуатации машины и режимы, в которых работает двигатель.

Воздействие этих факторов изменяет состояние моторного масла. Если же его рабочие свойства снижаются, то износ деталей силового агрегата происходит очень быстро. В данной ситуации подручными средствами уже не получится определить, нуждается ли масло в немедленной замене, нужно сделать анализ в условиях специализированной лаборатории.

Однако есть методики определения времени замены смазочной жидкости без привлечения дорогостоящих лабораторных исследований. Широкое распространение получили два таких способа: на основе расхода топлива и моточасов.

  • Обязательность замены масла, рассчитанная по моточасам

В качестве исходных цифр нужно знать среднюю скорость машины в городском цикле и требования производителя по обслуживанию ДВС. К примеру, в городе авто движется в среднем со скоростью 40 км/ч, а завод рекомендует менять смазку каждые 15 000 км.

Чтобы получить моточасы, разделим пройденное расстояние на среднюю скорость. В нашем примере это выглядит так: 15000 / 40 = 375 моточасов. Из данной формулы следует, что каждые 375 моточасов необходимо производить замену смазочной жидкости в двигателе.

Интервал замены масел различных типов в моточасах приведен в таблице, содержащейся в стандарте АPI международного уровня.

Тип масляного раствора

Наработка в моточасах

Минеральное

130–150

Синтетическое АРІ SJ / SHАРІ SL / SMПолиальфаолефиныЭстеры

 230–250 / 320–350 / 370–400 / 430–450

Полусинтетическое

230–250

Рассмотрим пример, когда в двигатель залили масло SL/SM, ресурс которого составляет 330 моточасов. Чтобы рассчитать пробег, нужно среднюю скорость 40 км/ч умножить на моторесурс 330 моточасов. Итого получается, что масло можно не менять, пока авто не проедет 13 200 км.

  • Интервал замены по показаниям расхода топлива

Расчеты базируются на паспортном расходе топлива на 100 км пути и фактическом значении. Допустим, в характеристиках машины указано, что расход топлива в среднем составляет 9 литров на 100 км. При этом измеренный на практике оказался 11 литров. Требования производителя – замена масла по регламенту раз в 15 000 км.

Требуется вычислить затраты топлива на 15 000 км для паспортных данных и реальных. Заводские параметры: 15000 х 9 / 100 = 1350 литров, реальные измерения: 15000 х 11 / 100 = 1650 литров.

Теперь с поправкой на настоящий расход по такой же пропорции вычисляем пробег, после которого необходима замена масла: 1350 х 15 000 / 1650 = 12 270 км.

Данный метод универсальный, с его помощью можно вычислить интервал замены смазки для любого транспорта на ДВС. Главное не забыть в момент очередной замены зафиксировать данные о пробеге транспортного средства.

Важность соблюдения заправочного объема масла

  • Малый уровень масла в моторе

Затронув тему уровня масла, неплохо рассмотреть ее с разных сторон. Те хозяева машин, которые привыкли сами ремонтировать своих железных коней, знакомы с понятием «масляное голодание». Фактически оно значит, что некоторые узлы и детали двигателя смазываются недостаточно или вообще работают «на сухую». Чаще всего встречается в частях мотора, куда смазка подается под давлением (шейки коленвала, поршневой палец, распределительный вал).

При недостаточном заправочном объеме масла в двигателе есть риск развития такой ситуации. Автомобиль движется в гору или с горы. Горячая смазка перетекает на нижний край поддона, так как обладает повышенной текучестью. Допустим, это не тот край, где располагается заборник маслонасоса. Ситуация на дороге меняется, и масло возвращается обратно, уровень стабилизируется. Однако в системе смазки теперь образовалась воздушная пробка. Она будет удалена только после прохождения через всю магистраль.

Интервалы замены заправочного объема масла

Коленвал продолжает вращение, и в какой-то момент смазки становится недостаточно. То есть существенно возрастает трение между металлическими деталями. Конечно, производители учитывают такие моменты и снабжают трущиеся узлы алюминиевыми вкладышами. В описанной выше ситуации этот слой алюминия очень быстро стирается, потому что взаимодействует с высокопрочной сталью коленвала.

Предположим, коленчатый вал вращается в момент дефицита масла со скоростью 1800 оборотов в минуту. Тогда за секунду он успевает сделать 30 оборотов при усиленной силе трения в отсутствие смазки. Недостаточно, чтобы вызывать серьезные последствия сразу. Однако в картере образуется некоторое количество металлической стружки.

Развиваем ситуацию. Мало кто из водителей знает, каким образом происходит смазывание цилиндров. Для этого на коленчатом валу предусмотрены специальные противовесы, зачерпывающие масло в картере и забрасывающие его на стенки цилиндров. При низком уровне масла эта функция не работает, и пленка масла между поршневыми кольцами и стенкой истончается. Какой результат будет у этого процесса – догадаться не сложно.

  • Превышение уровня масла

Рассмотрим также случай, когда превышен заправочный объем масла. Это не безобидная ситуация, последствия могут быть достаточно неприятными. В этом смысле больше других страдают покупатели французских автомобилей. Автопроизводители этой страны намеренно наливают больше масла, чтобы во время транспортировки и при наклонах уровень не падал за критическую отметку.

Как уже отмечалось выше, если заправочный объем масла превышен, стенки цилиндров будут смазываться очень обильно. В этом случае даже новые маслосъемные кольца не смогут снять всю смазку и частично оставят ее на стенках. Во время хода поршня вверх это масло со стенок попадет в камеру сгорания. А далее, возможно, в выхлопной коллектор. Или же осядет на стенках и днище поршня как нагар. Который затем будет раскаляться и нарушит момент зажигания.

Вариант попадания в выхлопные газы тоже не безобиден. Есть вероятность повреждения катализатора или нарушения работы датчика кислорода. Тема обширна, обсуждать возможные последствия можно долго. Выше мы привели самый неопасный вариант развития ситуации.

Превышение уровня масла

На этом неприятности не заканчиваются. Система рециркуляции отработанных газов вернет смесь с маслом во впускной коллектор. Затем она снова попадет в цилиндр. В лучшем случае смесь просто сгорит. Но могут быть гораздо худшие последствия.

Обратим внимание на работу коленчатого вала. Будучи полностью погруженным в смазку, он во время вращения действует подобно миксеру. То есть масло превращается в пену, попадающую в масляный насос. В итоге получается эффект, аналогичный недостатку смазочной жидкости. Усугубляется все неоднократным повторением цикла, поэтому стоит ожидать еще больших неприятностей.

Еще одно негативное проявление несоблюдения заправочного объема масла в двигателе – выгонка его со всех щелей. Сальники коленчатого вала и прокладка клапанной крышки в данных условиях не смогут обеспечить герметичность механизмов.

Что автовладельцы говорят про заправочный объем масла

  1. Изменяющийся объем

    «Позапрошлой осенью мне потребовалось больше 4 литров масла, в связи с чем нужно было докупать еще 1 литр. А прошлый раз закупил 5-литровую канистру масла сразу. В случае чего будет резерв для доливки – думал я – ведь марку жидкости я так и не запомнил. На удивление заправочный объем масла составил 4 литра, работник СТО оставил 1 литр нетронутым. Сделал вывод, что у моей машины есть чувство юмора».

  2. На объем масла для заправки влияет фильтр

    «Посмотрите, как различается необходимый заправочный объем масла в зависимости от того, требуется менять фильтр или нет: с фильтром – 4,1, без – 3,9».

  3. Метод контроля уровня

    «Самый простой и надежный способ – по щупу. Долил до верхней метки и можешь быть уверен, что сделал все верно».

  4. Какое количество масла остается в двигателе после слива

    «Объем оставшейся смазки не превышает литра. Есть зависимость от модели транспортного средства. При дополнительной продувке компрессором остается еще меньше. Был свидетелем замены масла в Accord. Отработки вылилось 4 литра. Продули систему компрессором, и заправочный объем масла в двигателе составил 4,5 литра. Владелец машины очень удивился».

  5. Как добиться слива большего количества масла

    «Я не сторонник заводить машину для этого. Чуть прокручиваю двигатель стартером, но не так, чтобы мотор заработал. Повторяю действие несколько раз. В итоге еще немного отработанного масла выходит из двигателя. А еще лучше было бы использовать «кривой» (но сейчас редко где он есть) или провернуть ДВС за колесо. Но побеждает лень, выбираю самый простой вариант – при помощи стартера».



11 мест
на август
Мы есть в каждом
районе Москвы
Бесплатно продиагностируем
ваш авто по 41 параметру,
рядом с вашим домом
Бесплатная
диагностика авто
рядом с домом
Запишитесь в ближайший автосервис
и выявите возможные поломки
на начальной стадии

Статьи по теме

 
Будем на связи!
Подписывайтесь на рассылку и получайте новости о новых акциях и полезные советы по обслуживанию авто
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подписка оформлена!