Замена вариатора Тойота Рав 4: причины, варианты, стоимость
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что представляет собой вариатор на Toyota RAV 4
- Какие симптомы сигнализируют о возможной неисправности вариатора
- Какие существуют варианты ремонта вариатора RAV 4
- Как нужно эксплуатировать вариатор на Toyota RAV 4
Среди автомобилей, поставляемых в Россию, существуют переднеприводные и полноприводные модели Toyota RAV 4, которые в комплектации имеют коробку передач «вариатор». Такой тип трансмиссии обладает рядом преимуществ (например, мягким ходом). Однако эта коробка передач значительно капризнее в процессе эксплуатации и обслуживания.
Рассмотрим ситуации, при которых обязательно нужна замена вариатора «Тойоты-РАВ-4», а также стоимость услуги.
Как устроен и работает вариатор в Toyota RAV 4
КПП типа «вариатор» – это единственный агрегат, позволяющий изменить бесступенчатым способом передаточное число трансмиссии и силового автомобильного агрегата. Машина развивает скорость без увеличения оборотов двигателя.
Трансмиссия (от англ. Continuously Variable Transmission, или CVT) – это передающее устройство между двигателем и движителем, включающим колеса, гребной винт и др. Бесступенчатая коробка передач позволяет плавно менять коэффициент передачи. Причем отношение вращательной скорости и моментов вращения двигателя и движителя мягко изменяется во всем скоростном рабочем интервале, а также в полном диапазоне тяговой силы.
Как правило, переднеприводной автомобиль «Тойота-РАВ-4» оборудован вариаторами К111, К112, К114. В комплектацию полноприводной модели входит бесступенчатая CVT типа K111F, K112F, K114F.
У «Тойоты-РАВ-4», выпущенной с 2010 по 2013 годы, а также в другие периоды, конструкция трансмиссии предполагает взаимодействие двух раздвижных валов (шкивов) с помощью натянутого меж них ремешка. Ведущий вал – тот, что соединен непосредственно с силовым агрегатом. Ведомый – шкив, присоединенный к ведущим колесам.
Две части, из которых состоят валы, сдвигаясь друг к другу, выталкивают ремешок наружу. Во время их разъединения ремень опускается внутрь.
Величина радиусов, вдоль которых передвигается ремень, меняется синхронно. В результате этого процесса один вал увеличивается в диаметре, а другой, соответственно, уменьшается. Благодаря чему трансмиссионное число меняется мягко, без толчков.
Размеры валов влияют на скорость движения авто. Так, если ведущий вал меньше ведомого, машина едет медленнее. Когда диаметры шкивов одинаковые, транспортное средство двигается на прямой передаче. В том случае, если параметры ведомого вала меньше ведущего, скорость автомобиля повышена.
В коробке передач «Тойоты-РАВ-4» (выпуска 2014–2016 гг., 2019 г.) сцепление представляет собой гидротрансформаторное устройство, обладающее внушительными габаритами и массой. При помощи этого механизма транспортное средство может плавно трогаться, а также ускоряться без рывков. Помимо этого, наличие конструкции гидротрансформатора в «Тойоте-РАВ-4» позволяет водителю оперативно заменить пониженную передачу на высокую, если ему пришлось резко «газануть». Для осуществления движения назад трансмиссия оснащена планетарной передачей.
Контроль за функционированием вариаторного трансмиссионного устройства осуществляет управляющая система. Она состоит из центрального процессора (ЦП), контроллера, а также узла, регулирующего работу шкивов.
Управляющее устройство получает информацию о скоростном режиме автомобиля, о том, каковы обороты силового агрегата и в каком положении находится педаль газа. Центральный процессор анализирует эти сведения и определяет передаточное отношение, оптимально подходящее к каждому конкретному режиму езды.
При выявлении несовпадений в полученной информации, касающейся работы первичного и вторичного валов, модуль управления «Тойоты-РАВ-4» сигнализирует гидравлической системе, что необходимо заменить параметры шкивов. Рабочее давление в системе создает насосное устройство. Оно же осуществляет процедуру смазки внутренних элементов коробки передач.
Величина давления находится на уровне, пропорциональном усиливающемуся крутящему моменту, и не зависит от оборотов силового агрегата. Если этот параметр увеличивается, диски начинают сильнее сжиматься, тем самым исключая проскакивание ремня.
Насосная система формирует показатель давления, которое, в свою очередь, влияет на скорость работы вариатора. Быстрая смена передаточного числа напрямую зависит от величины давления.
Производители автомобиля «Тойота-РАВ-4» выпускают смазочное средство для вариаторов, которое используют на всех внутренних деталях и элементах конструкции.
Владельцы агрегата отмечают его надежность. Если судить по отзывам автомобилистов, средний срок службы устройства составляет 100–150 тыс. км пробега, после чего повышается вероятность появления неполадок в работе коробки передач «Тойоты-РАВ-4» и может потребоваться ремонт или замена.
Симптомы неисправности вариатора на RAV 4
Вариатор «Тойоты- РАВ-4» обладает чувствительностью к качеству и состоянию масла. Поэтому масло требуется регулярно менять, соблюдая интервалы. Кроме того, необходимо покупать только оригинальную жидкость для вариатора «Тойоты-РАВ-4».
В процессе замены смазочной трансмиссионной жидкости меняют и фильтрующий элемент. Если этого не сделать, давление масла начнет падать, что приведет к повышенному износу элементов вариатора.
Валовые подшипники начинают ломаться на 70–80 тыс. км пробега, если автомобилист практикует активный стиль вождения. Подшипники необходимо заменить, так как изнашиваться в таком режиме они будут еще быстрее.
Как только вы заметите какие-либо изменения в работе коробки, сделайте диагностику вариатора. Рассмотрим характерные признаки неисправности, по которым можно определить, что скоро возникнет поломка и потребуется замена или ремонт деталей RAV 4:
- машина начинает буксовать;
- появляется значок аварийного режима АКПП на панели передач;
- наблюдается постоянное либо эпизодическое вибрирование (проверьте подушки);
- когда переключаете передачу (любую), замечаете рывки (как при горячем, так и при холодном моторе);
- пропадает передача;
- наблюдаются удары («пинки») в системе трансмиссии;
- наличие других неполадок: шум, вариатор начинает тормозить, «тупить».
Необходимо своевременно проходить сервисное обслуживание вариатора «Тойоты-РАВ-4» (хотя бы осуществлять замену масла, фильтров). Если ситуация запущена, требуется промывка гидроблока и вариатора. Нужно регулярно самостоятельно производить проверку щупом уровня масла в коробке передач. Не торопитесь зимой газовать, прогрейте двигатель или пройдите небольшое расстояние на малой скорости.
Ремонт и замена вариатора Toyota RAV 4
Наиболее характерные неполадки в коробке автомобиля и способы их устранения:
- Не работает планетарный ряд передач. Эта неисправность появляется по причине высокой нагрузки, в результате которой разрушаются оси шестеренок, следом ломаются их зубья. Ремонт заключается в замене зубчиков шестеренок.
- Недостаточное снабжение маслом. Если нет смазки, а двигатель работает на повышенных оборотах при езде по бездорожью, планетарный ряд повреждается. Этот дефект становится виден, когда производится замена фильтрующих элементов.
- Магниты, которые установлены на поддон, притягивают металлическую стружку. Рассмотрите ее. Если при пробеге больше 150 тыс. км металлические продукты износа в виде стальной крошки имеют размер более 1 мм, значит, разрушаются шестеренки. Понадобится дорогостоящий ремонт или замена, если ничего не предпринять. Ведь планетарный ряд вариатора может повредить насосный агрегат и остальные детали КПП.
- Неисправность в передней шестеренке. Данный элемент может повредиться из-за езды в агрессивных условиях. Металлическая крошка воздействует на «коронную» шестерню и, в конце концов, ее повреждает. При несвоевременном принятии мер (ремонте или замене), приходит в негодность и задний планетарный ряд коробки, а за ним и фрикционы.
- Опорные подшипниковые устройства особенно быстро изнашиваются при интенсивной эксплуатации в условиях бездорожья. Данные детали RAV 4 находятся на первичном и вторичном шкивах. Если такая проблема возникла, справиться с ней самостоятельно вы не сможете, так как подшипники вариаторов для «Тойоты-РАВ-4» не продаются на рынке запчастей, и замена их затруднена. Чтобы решить вопрос, поищите детали в пунктах разборов автомобилей или приобретите аналогичные по параметрам. Их необходимо будет вытачивать на станке и подгонять под размеры уже установленных элементов. Этот вариант наиболее дешевый.
- Сломались датчики и требуют замены. Вариаторы RAV 4 снабжены разнообразными электронными контролерами, функцией которых является считывание информации и передача ее на центральный блок управления. При возникновении неисправности одного из датчиков нарушается работа вариатора в целом. Если диагностические мероприятия выявили поломку контролирующей детали, нужно ее тщательно проверить и по необходимости заменить. Кроме того, проверяются все разъемы и контакты. Причина большинства поломок — поврежденный штекер, который требует замены.
- Неполадки в управляющем центральном процессоре, без которого коробка передач не будет функционировать. При временных сбоях в функционировании модуля управления вариатор работает с перебоями. Справиться с проблемой помогут специалисты. В некоторых случаях необходимо выполнить перепрошивку блока, что самостоятельно сделать нельзя.
- Обрывается ремень привода по причине быстрого износа вследствие некорректной эксплуатации. Ремень распадается на звенья, разлетающиеся по всему вариатору, которые могут нанести вред коробке передач. Этот элемент требует замены.
- Крайне опасно, если будет поврежден фланец дифференциала, через который проходит привод раздаточной трансмиссии. У данной детали тонкие стенки, поэтому она иногда лопается при регулярных повышенных нагрузках. Вследствие этого происходит утечка смазочной жидкости. Если данный процесс останется незамеченным, вся трансмиссионная смазка выльется из коробки.
Элементы трансмиссии могут повредиться из-за попадания осколков раскрошившегося фланца на шестерни вариатора. Устранять поломку затруднительно по той причине, что приобрести дифференциалы на вариатор «Тойоты-РАВ-4» и заменить их крайне сложно из-за отсутствия их в продаже.
Есть альтернативный вариант – замена вариатора на «Тойоте-РАВ-4», однако цена будет довольно высокая (больше $15 000).
Можно установить контрактный вариатор на «тойоту», однако его тоже трудно купить, и стоить он будет недешево.
Оптимальное решение – устранение проблемы еще на стадии появления трещины, через которую утекает масло. Для этого на поврежденный фланец крепят путем напрессовывания втулку подходящих размеров. Впрочем, гарантировать долговечность такой «заплатки» нельзя. Поэтому автовладелец задается целью быстрее продать «Тойоту-РАВ-4» и купить себе новую.
Как правильно ездить на вариаторе, чтобы служил дольше
Как грамотно ездить на RAV 4 с вариаторной коробкой, отечественные автолюбители узнали не так давно. И к тому, что нет третьей педали, многие уже привыкли. Однако не стоит приравнивать автоматическую КПП к бесступенчатой трансмиссии.
Резко нагружать не стоит. Автомобиль «Тойота-РАВ-4», оснащенный вариатором, «боится» резко увеличивающихся нагрузок. Кроме того, необходимо прогревать двигатель на морозе. Это нужно для распределения масла по всей системе (непрогретая смазочная жидкость не покрывает полностью все детали). Переключение режимов («P-R-N-D») для улучшения прогрева выполнять не рекомендуется, потому что это бесполезно. Нужно помнить, что конструкция вариатора отличается от других КПП. Можно для прогрева гидромуфты (сцепления) включить на некоторое время режим «N» (нейтраль).
Не трогайтесь, пока не прогреете как следует двигатель. Чтобы вся коробка полностью прогрелась, двигайтесь не менее километра в спокойном темпе. Причем, время, затрачиваемое на обогрев, напрямую зависит от температуры воздуха (чем холоднее, тем дольше ждать). Не рекомендуется эксплуатация авто, если на столбике термометра -35 оС. Но при острой необходимости поездки прогрев должен составлять не менее получаса, после чего на всем протяжении пути нельзя использовать агрессивный режим езды. Расходуя больше бензина, вы экономите на замене вариатора «Тойоты-РАВ-4-2.0».
Бездорожье не рулит. Если транспортное средство оборудовано КПП вариаторного типа, по бездорожью на нем ездить не рекомендуется. Внедорожники с вариатором, несмотря на рекламные ролики производителей, все же относятся к «паркетникам».
Есть риск повреждения бесступенчатой трансмиссии в результате наезда на какое-либо препятствие.
Нет буксировке. Буксировка и пробуксовка в равной степени опасны для CVT. Прежде чем начать буксировку «Тойоты-РАВ-4», ознакомьтесь с инструкцией. Должен быть включен двигатель, чтобы защитить элементы от трения. Однако не всегда это является страховкой от поломки и последующей замены CVT. Поэтому не советуем применять буксировку, особенно для КПП с пробегом.
Внимание, датчики! Безопасность езды зависит от того, насколько корректно работают контрольные устройства. За их состоянием нужно постоянно следить и вовремя заменять. Если «полетит» один из датчиков, есть риск поломки всего узла.
Когда повреждается датчик контроля скорости, центральный электронный блок перенаправляет ремень трансмиссии на средний аварийный уровень, и двигатель начинает резко тормозить. В этой ситуации ремень подвергается большому риску деформирования. Высокоскоростной режим езды иногда приводит к разрыву ременного привода (которому потребуется замена). Процент того, что CVT, скорее всего, «выживет», повышается с понижением оборотов.
Что думают автолюбители о вариаторе Toyota RAV 4
- О цене вариатора
«Стоимость нового вариатора К111, К112 на «Тойоту-Рав-4» в сборе 16 тысяч долларов. Jatco выставляет такую цену. Еще до поднятия доллара это равнялось примерно 500 тыс. руб. Если считать по текущему курсу (60 к 1), выходит 960 тыс. рублей. Проблема не в дилере, это политический ход «Тойоты». Понятно, что это ненормальная цена, но она будет меняться. Автомобили RAV 4 все чаще оборудуются вариаторами. Со временем гарантия на них заканчивается, пробег увеличивается, и CVT требуют ремонта или замены. Вследствие этого спрос на запчасти растет в геометрической прогрессии. Большинство проблем (не все, конечно) с вариатором «Тойоты-РАВ-4» 2010 года можно решить без его замены».
- О стиле вождения
«Компания Aisin производит вариаторы К111, К112, которыми оснащаются RAV 4 (двигатель 2 л), начиная с 2010 г. Этот агрегат более нежный в отличие от обычной АКПП (она, как правило, установлена на «РАВ-4» с мотором 2,5 л), поэтому не терпит частых и интенсивных пробуксовок, а также езды по бездорожью.
При спокойной езде проблемы с вариатором не возникнут, и замена ему не потребуется. Как доказательство, приведу пример: на Toyota Noah 2008 г. выпуска при пробеге больше 260 тыс. км стоял родной вариатор (модель К111). Причем большую часть расстояния автомобиль использовался в качестве такси в Краснодарском крае РФ. Элементарно, его хозяин (ему за 50) – спокойный, не сторонник быстрой езды.
Если вы молодой человек, любитель отжигать, купите RAV 4 с объемом двигателя два с половиной литра. В этой машине установлена обыкновенная АКПП, и можете спокойно гонять по полям, не опасаясь поломки. А в случае таковой ремонт или замена автомата на «Тойоте-РАВ-4» обойдется вам гораздо дешевле, чем ремонт вариатора».
- У моего знакомого был случай
«Мой родственник приобрел новую Toyota RAV 4 с вариатором у официального дилера где-то в 2011 г. Человек в возрасте, не любитель гонок, машина ездила только в городе, при хороших дорожных условиях. Накатал за 3 года 100 тысяч пробега, причем автомобиль обслуживался согласно регламенту и только у официалов. И вдруг он подумал: «А не заменить ли машину? 3 года, как никак, во-вторых, кризис, цены на новые поднялись…» Я ему посоветовал не заниматься ерундой и кататься на почти новой «тоЁте» еще так тысяч 100 километров. В общем, примерно спустя месяц вариатор «полетел», и официалы оценили ремонт или замену в 400 или 450 тысяч (точнее не помню). В результате родственник отремонтировал CVT в левой автомастерской примерно за 60–80 тысяч и продал».
- Совсем не доверяет вариаторам
«КПП вариаторного типа недостаточно надежна, так как, в сущности, работает одна передача, следовательно, она и изнашивается. Поэтому средний пробег вариатора 100 тысяч, а дальше капиталка или замена».
- Не надо бояться вариаторов
«Не нужно опасаться вариатора. Естественно, когда-нибудь ремонт и надо будет сделать. Однако, если знаешь опытного автомеханика или сам в автожелезе разбираешься, то можно без капремонта коробки обойтись, а заменить только отдельные диски».