Замена вариатора X-Trail: как выбрать нужную модель и выполнить ремонт
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Какой вариатор установлен на X-Trail
- Как заменить масло в вариаторе X-Trail
- Как заменить вариатор на X-Trail
- Что думают на этот счет автолюбители
Современные автомобили очень часто наделены вариатором (CVT). Такое решение можно встретить в различных марках и моделях транспортных средств. Популярный Nissan X-Trail оснащают вариаторной коробкой передач уже свыше 10 лет. В тех случаях, когда требуется замена вариатора X-Trail, стоит придерживаться определенного порядка действий. Подробнее об этом мы расскажем ниже.
Какой вариатор установлен на X-Trail
Модели этого внедорожника Т31 и Т32 имеют вариаторные коробки Jatco типа RE0F06A или RE0F10A (JF011E). Они имеют высокую надежность и могут работать практически в любых условиях, даже с силовыми агрегатами высокой мощности. Радует и срок службы таких вариаторов.
Производитель Nissan заверяет, что вариатор без проблем пройдет 100 000 км до первого серьезного ТО. Однако, чтобы устройство работало как можно дольше, о своевременном обслуживании забывать не стоит.
Когда вариатор Nissan X-Trail Т31 используют, соблюдая все требования, он демонстрирует отличные показатели. В этом случае и замены основных узлов не потребуется. Они просто не изнашиваются. Нужно лишь ежегодно менять цепь и ездить на диагностику авто раз в 6 месяцев.
Вариаторы любых автомобилей устроены таким образом, что клиноременная передача является основой всей конструкции. С помощью шагового мотора расстояние между шкивами корректируется. В результате меняется передаточное число коробки переключения скоростей. Для регулировки задней передачи используются планетарные шестерни.
К основным частями корпуса можно отнести:
- шкивы;
- стальной ремень;
- соленоиды и клапаны CVT;
- планетарные шестерни;
- муфты заднего хода и режима «Драйв»;
- контролирующий блок;
- помпу высокого давления.
В целом, вариатор очень похож на привод самого обычного велосипеда, который имеет ведомую и ведущую «звездочки», объединенные цепью. В машинах вместо «звездочек» используются шкивы, а вместо цепи – ремень.
Шкив коробки передач соединен с двигателем-муфтой. При этом стальной ремень создает усилие для того, чтобы во время работы вторичный вал выталкивал первичный. Сам ремень выполнен из стальной ленты и специальных элементов.
Замена масла в вариаторе Nissan X-Trail
Для такой процедуры, как замена масла, необходимо иметь:
- Оригинальную смазку NISSAN CVT NS-2, которая подходит конкретно для Nissan X-Trail T31. Ее номер в каталоге – KLE5200004EU. Для модели Nissan X-Trail T32 нужна смазка NS-3.
- Фильтры грубой и тонкой очистки. Их номера в каталоге 32101ЕЕ и 2824А006 соответственно.
- Прокладки для поддона вариатора (313971XF0C) и к маслоохладителю (2920А096).
- Большую емкость (объемом не менее 8 л) для слива старого масла и много тряпок.
Замена масла в вариаторе X-Trail должна начинаться с подъема передней части транспортного средства домкратом. На этом же этапе необходимо снять колесо со стороны водителя.
Затем снимается подкрылок, но не полностью, а до середины от переднего бампера. Осуществить демонтаж несложно, поскольку подкрылок держится только за счет пистонов и одного шестигранного болта. Чтобы отодвинуть деталь, нужно взять ключ-звездочку Т20, убрать крепления и отодвинуть подкрылок.
Подобраться к маслоохладителю можно лишь после демонтажа колеса и подкрылка. Для чего эти манипуляции? Они дают возможность поменять находящийся внутри маслоохладителя фильтр после слива масла и снятия крышки с вариатора.
Получив доступ к днищу X-Trail, поддон нужно убрать. Затем пора переходить к частям защиты силового агрегата. Их всего две: пластмассовая и металлическая.
Пластмассовая снимается первой. Она крепится только на четырех пластмассовых пистонах, поэтому демонтаж нужно выполнять оперативно. Металлическая часть защиты потребует больше времени и сил. Здесь в качестве крепления используется четыре болта из металла.
Сняв поддон X-Trail, можно увидеть два картера. Один принадлежит вариатору, второй – мотору. Нас интересует первый. Он находится слева от глушителя по пути движения авто. Картер силового агрегата трогать не нужно, так как никакой роли он в данном случае не играет.
Пробка для слива смазки расположена на корпусе CVT. Найти ее нетрудно, так как она самая большая. Перед тем как приступить к работе, нужно подготовить подходящую емкость для старого масла. Стоит иметь в виду, что установить пробку обратно будет гораздо сложнее, потому что она имеет плотное сцепление с резьбой. Здесь потребуется приложить силу.
После слива отработанной смазки пробку необходимо вернуть обратно и снять защиту картера. Для этого лучше воспользоваться торцевым ключом № 10. Снимая корпус, нужно осторожно придерживать его, чтобы исключить возможность падения. Выполнить полную замену масла в вариаторе X-Trail получится только после полного слива старого.
Одновременно с процедурой замены масла в Nissan X-Trail всегда следует менять и фильтр тоже.
Сам процесс замены смазочного материала не должен вызвать каких-либо сложностей, если учитывать некоторые нюансы:
- Как и во время установки головки блока, болты не нужно слишком сильно затягивать «крест-накрест».
- В ходе монтажа защитного поддона вариаторной коробки стоит убрать старую прокладку и поставить новую.
- Нельзя забывать о возвращении сливной пробки на место и затягивании болтов маслоохладителя.
- Для установки нового фильтра достаточно повернуть в сторону корпус маслоохладителя. Но если есть желание, то его можно снять полностью и как следует промыть соляркой.
- Нужно измерить или примерно подсчитать объем слитого масла. Столько же нового средства нужно влить обратно. Это количество примерно равно 7-8 л. Вливать масло больше нормы нельзя, так как в этом случае оно может вытолкнуть сальник.
- Свежее масло в коробку передач вливается через щуп.
Замена вариатора X-Trail
Есть ситуации, когда отремонтировать вариаторную коробку Nissan X-Trail не стоит даже пытаться. Восстановление вариатора потребует приличных затрат, но долго он все равно не прослужит. Особенно это касается сложных моделей, где даже профессионал не сможет дать гарантии.
Выбирая между заменой старого экземпляра на дешевый контрактный вариатор и его заменой на более дорогое новое устройство, стоит остановиться на втором варианте. Просто найти хороший б/у экземпляр в рабочем состоянии крайне сложно, вероятность не более 10 %. Однако сегодня вариаторы для X-Trail можно приобрести у независимых поставщиков, которые предлагают такие коробки по вполне приемлемым ценам. Чтобы найти их, можно изучить клубные сервисы Nissan или той марки, которая необходима.
В качестве примера можно привести тот факт, что на полное восстановление вариаторной коробки Jatco JF015Е придется потратить порядка 150 000 рублей. Тогда как новый экземпляр для X-Trail можно приобрести за 200 000 рублей. Поэтому рисковать, вкладывая такие деньги в ремонт, просто нет смысла.
Чтобы отремонтировать вариатор капитально, потребуется около 120 000–150 000 рублей. Для сравнения, на восстановление стандартного гидромеханического автомата нужно в 1,5 раза меньше. Самые дорогие детали вариатора – это шкивы и стальной ремень. В основном, именно они виновны в том, что цена ремонта выходит настолько высокой. При этом хороший специалист не станет утаивать, что после восстановления вариаторной коробки X-Trail надолго ее не хватит. Гарантию дают лишь на год или на 20 тысяч километров.
Купить контрактный агрегат будет гораздо выгоднее, чем полностью восстановить вариатор X-Trail. Ремонт последнего может выйти в два раза дороже. Однако покупать узел б/у – это всегда рискованно. Иногда конструкция агрегата такова, что никакой ремонт не даст нужного результата. И, разумеется, срок службы такого устройства не будет длительным, в отличие от нового вариатора. Именно поэтому многие сервисные центры просто отказываются связываться с устройствами б/у.
Элементы планетарной передачи X-Trail значительно изнашиваются лишь в редких случаях, даже если вариаторная коробка используется уже долго. Износ данных элементов обычно появляется в результате неправильной эксплуатации. Так, фрикционы в планетарном редукторе вариатора X-Trail могут перестать функционировать по единственной причине – из-за сильного перегрева.
Решившись обратиться к специалистам, остановите свой выбор на сервисе с хорошей репутацией. Также отличным вариантом будет мастерская, которая сотрудничает с дилером и производителями деталей. Есть и такие сервисы, которые обладают собственным подменным фондом восстановленных вариаторных коробок с гарантией. Кроме того, эти площадки могут помочь с поиском новых устройств по приемлемой цене. В этом случае замена вышедшего из строя вариатора Nissan X-Trail на восстановленный обойдется в 110 000 рублей, а ремонт – в 150 000.
Замену вариатора в X-Trail можно провести и собственноручно. Нужно лишь выполнять ряд действий в определенном порядке.
Для замены вариатора понадобятся:
- отвертки;
- гаечные ключи;
- молоток;
- головки с воротком;
- хомутики из пластика.
Если есть смотровая яма, можно приступать к работе:
- В первую очередь переднюю часть X-Trail следует приподнять домкратом, параллельно отсоединяя привод колес и крепления. Трансмиссию нужно снять.
- Открутив пробку, нужно слить отработанное масло.
- При помощи отвертки необходимо открутить болты и снять крышку раздаточного механизма.
- Далее нужно убрать роликовый подшипник и шестерню.
- Вал вынуть вместе с частью корпуса.
- Чтобы добраться до внутренних узлов коробки передач, требуется открутить и убрать боковую крышку.
- Затем необходимо вынуть две шестерни и, аккуратно открутив болты, вытащить шестерню и крышку масляного насоса. При этом весь процесс нужно записывать, а лучше фотографировать, чтобы не забыть, как расположены детали и узлы.
- Следующий этап – извлечение вала масляного насоса. При необходимости можно тут же произвести его замену на новый.
- Переложив коробку переключения скоростей на другую сторону, следует открутить крепления другой крышки.
- Кожух нужно достать, поддев его отверткой. В результате будут видны основные узлы данной трансмиссии. Это два шкива и стальной ремень.
- Чтобы стянуть элементы ремня, потребуются хомутики. Эта манипуляция позволит ремню не развалиться при разборке. В то же время стоит проверить состояние привода и шкивов. Нужно выполнить замену последних.
- Для этого их следует вынуть вместе с ременным приводом. Здесь необходимо следить, чтобы в посадочные гнезда не попала грязь.
- После извлечения объединенной передачи ее нужно положить на ровную поверхность и, приложив силу, оттянуть один шкив. Чтобы ремень на этом этапе не развалился, лучше использовать хомутовые стяжки. В результате получаем по отдельности каждый шкив и ремень.
- Провести замену узла на новый.
- Теперь в обратном порядке нужно собрать привод, вмонтировать его и соединить всю коробку, заменив смазочный материал. Затем трансмиссию следует установить на свое место в той же последовательности.
Что водители говорят о замене вариатора X-Trail
- Восстанавливать или покупать бывший в употреблении.
Прежде всего, ремонт обойдется недешево, за эту сумму можно установить два контрактника. К тому же, было много случаев, когда после ремонта вариаторы X-Trail отрабатывали примерно 35 000 км по гарантии и снова приходили в негодность. На контрактники гарантия конечно не 30 000 км, но тоже имеется.
- На какой модели остановить выбор.
Версия коробки CVT (RE0F10A) является улучшенной. Ее основные отличия в том, что шкивы вариатора меньше весят, а ведущий шкив – однопоршневой. Также в этой версии давление в контуре ведущего шкива удалось повысить до 60 кг/см. К плюсам такой коробки можно отнести и усовершенствованную внешнюю частоту обработки. В результате снижается риск адгезии и вспенивания жидкости в трансмиссии X-Trail.
- Признаки того, что вариаторная коробка утрачивает работоспособность.
На неисправность указывает следующее:
- Признаки неработоспособности вариатора X-Trail наблюдались до полной поломки. Их было два. Первый – в какой-то момент перед ускорением автомобиль вроде как пробуксовывал с характерными звуками, как будто двигатель начинал глохнуть, но этого не происходило.
- Второй симптом: на скорости 80 км/ч жал на газ для ускорения, а стрелка тахометра при этом подпрыгивала до 4 000 оборотов. Когда скорость увеличивалась до 100–120 км/ч, стрелка возвращалась на отметку 2 000–2 500 оборотов. В это время можно было почувствовать небольшой толчок. Возможно, для вариаторной коробки X-Trail это в порядке вещей, если устройство в тот момент переходило на повышенную передачу.
- За сутки до того, как стало ясно, что вариатор «скончался», ощущались довольно сильные толчки. В частности, это происходило в то время, когда стрелка тахометра достигала 2 000 оборотов. Затем толчки сходили на нет, а машина ехала как обычно.
- Случается и неожиданно.
С вариатором X-Trail вроде бы было все отлично. Во время утренней поездки все показатели оставались в норме, но затем при сбросе газа стала ощущаться вибрация, как будто на колеса налипла грязь. При этом в момент разгона появился шум как от сепаратора подшипника. Сразу было решено разобрать авто. Так оказалось, что там еще и ремень начал рваться. В ремонте деталей смысла не увидел: два шкива и ремень обойдутся в 40–60 рублей плюс другие расходы по мелочи. Лучше купить контрактный.
- Сколько стоит замена.
Что восстанавливалось/заменялось:
- гидротранформатор;
- основной фильтр и картридж;
- полностью все масло;
- конус М;
- ремень привода;
- насос;
- ремонтный комплект;
- радиатор охлаждения коробки передач.
Ремонт был выполнен за 3 дня.
Полная стоимость – 108 500 рублей.