Замена троса ручного тормоза: порядок действий и правила выбора детали
О чем речь? Замена троса ручного тормоза необходима, если он не держит машину. Некоторые водители пренебрегают этим, предпочитая не пользоваться ручником, однако такой подход чреват ремонтом всей системы задних тормозов.
На что обратить внимание? Сам процесс замены несложен, главное – выбрать качественные запчасти. В некоторых случаях могут возникнуть сложности с откручиванием гаек или доступу к частям ручного тормоза.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Устройство ручного тормоза
Для замены или регулировки силы натяжения ручного тормоза сначала нужно разобраться в конструкции данного узла автомобиля. Устройство достаточно простое и включает в себя следующие детали:
- Рычаг с подпружиненной кнопкой и защелкой. Размещается в салоне авто с правой стороны от водительского кресла.
- Металлическая тяга со шпилькой на конце и коромыслом для установки троса. Находится под днищем кузова и соединена с рычагом. Это и есть трос.
- Концы троса. Крепятся на коромысле за рычаги тормозных механизмов (дисковых или барабанных).
Принцип работы стояночного тормоза следующий. При нажатии рычага сдвигается вперед коромысло. Через трос он создает натяжение на колодках. При этом в барабанных тормозах колодки раздвигаются, а в дисковых, напротив, сходятся. Ручной тормоз воздействует только на заднюю ось транспортного средства, он не связан с основной тормозной системой, которая используется во время движения автомобиля.
Ручка стояночного тормоза может фиксироваться в разных положениях при помощи защелки, для разблокировки колес и перевода в штатное положение рычага необходимо нажать кнопку на его торце. При нормальной работе данного узла колеса должны прихватываться уже на втором щелчке, а на четвертом надежно фиксироваться.
Причины неисправности ручного тормоза
Замена троса ручного тормоза требуется при длительной эксплуатации автомобиля. Тяга, соединяющая коромысло с колодками тормозов, находится под днищем кузова и подвергается воздействию влажности и грязи, слабо смазывается. Постоянное натяжение и ослабление тормоза со временем приводит к истиранию стальных жил, из которых состоит трос.
Также необходимость ремонта может быть обусловлена неравномерностью износа колодок на разных колесах авто. В результате при каждой постановке «на ручник» трос натягивается с разным усилием, и он просто перестает удерживать барабаны или диски в правильном положении.
При любой причине неисправности троса стояночного тормоза необходимо как можно быстрее приступить к ремонту. В противном случае автомобиль, поставленный даже на небольшом уклоне, будет простого съезжать с него под действием собственной силы тяжести.
Желательно выполнять замену троса в паре, поскольку длина тяги рычага невелика и ее монтаж требует применения значительного усилия для натяжения.
Порядок замены троса ручного тормоза
В качестве примера рассмотрим процедуру замены троса ручника для автомобиля Daewoo Matiz с задними барабанными тормозами.
- Снимите центральную консоль.
- Частично открутите контргайки правого и левого контуров тяги.
- При помощи упорной скобы извлеките трос из паза кронштейна.
- Извлеките трос из паза ролика. Для этого можно разрезать напольный карпет на кузове, под которым находится роликовый механизм. Выполнять работу будет удобнее, если открутить от кузова кронштейн рычага станочного тормоза.
- На втулке находится подвижное соединение ролика, удерживаемое стопором. Его нужно извлечь для снятия троса.
У рассматриваемой модели автомобиля есть особенность: контуры стояночного троса пролегают прямо под нишей, в которой стоит топливный бак. Для извлечения троса необходимо опустить бак на 15-20 см и подать его к задней части кузова. Эту процедуру можно выполнять без отключения электропроводки и шлангов топливной системы.
- Поставьте упор под топливный банк и ослабьте болты, удерживающие его в нише.
- Открутите 4 кронштейна тяги стояночного тормоза.
- Извлеките трос из отверстия в кузове, стараясь при этом не повредить соединительную заглушку.
- Демонтируйте колеса задней оси.
- Удалите пыльники и открутите ступичные гайки с правой и левой стороны. Затем снимите барабаны, прижимая при этом ступичные подшипники. В большинстве моделей авто ступичный подшипник не зависит от барабана, поэтому данный шаг можно пропустить.
- Достаньте трос стояночного тормоза из кронштейна.
- Извлеките скобу, удерживающую кожух троса на участке соединения с тормозным щитом.
- Снимите наконечники троса.
- Извлеките изношенный трос.
Монтаж новой тяги:
- Поместите среднюю часть троса в салон.
- Протяните трос через днище и хорошо закрепите тягу в крепежных кронштейнах.
- Протяните конец троса в тормозной щит и закрепите его на проточке, удерживающей стопор.
- Присоедините наконечник тяги к выемке на рычаге тормозных колодок.
- Поставьте уплотнительный манжет на технологическое отверстие.
- Верните на место топливный бак.
- Поставьте тормозные барабаны.
- Закрепите центральную часть троса ручного тормоза в пазе ролика и соберите регулировочное устройство рычага.
- При помощи регулировочной гайки установите требуемую силу натяжения троса.
Регулировка троса ручного тормоза
Доступ к узлу натяжения троса ручного тормоза, как правило, можно получить прямо из салона автомобиля. Этот узел обычно прикрыт декоративной накладкой рядом с рычагом. Перед демонтажем тяги скачала нужно приподнять кормовую часть кузова авто при помощи домкрата, проверить износ кожуха троса, надежность его прикрепления к тормозному щиту моста, качество работы колодок и тормозного механизма, целостность троса.
Если перечисленные детали не имеют повреждений и не нуждаются в замене или ремонте, то необходимо выполнить следующие действия:
- При помощи рычага натягиваем трос на 4-5 щелчков фиксатора.
- Снимаем декоративную накладку и получаем доступ к регулировочному механизму. Далее, используя ключ на 12, подкручиваем центральную гайку, контролируя силу тормозящего воздействия на колеса.
- Переводим рычаг стояночного тормоза в исходное положение. Колеса должны разблокироваться. Если они остаются неподвижными, то гайку необходимо ослабить на пол-оборота.
Обратите внимание! Регулировку натяжения троса стояночного тормоза можно выполнять, если уклон дороги, на которой стоит авто, не превышает 10-15 градусов.
Проблемы при замене троса ручного тормоза
При снятии троса ручного тормоза часть бывает трудно открутить прикипевшие гайки и снять закисшие барабаны. Решить эту проблему помогут следующие хитрости:
- Перед откручиванием гаек и болтов их необходимо как следует очистить при помощи щетки с металлической щетиной.
- Ударьте несколько раз молотком по шляпке болта или гайки. Желательно, чтобы ударное воздействие было направленно поперек оси вращения элемента. Нельзя бить непосредственно по нарезам резьбы.
- Далее при помощи проникающей смазки обработайте снимаемые детали. Идеально подойдет WD-40, но можно использовать и обычную тормозную жидкость. При нанесении ударов возникают микротрещины, в которые попадает смазка. Для получения эффекта достаточно выждать полчаса после нанесения смазки, при наличии свободного времени лучше оставить смазку на час.
- Снятие болта выполняется в несколько подходов. При частичной прокрутке детали добавляйте в нее смазку, это позволит облегчить выполнение демонтажа узлов.
Советы по выбору троса ручного тормоза для замены
На каждой модели автомобиля устанавливается свой трос стояночного тормоза. У одних он может иметь резиновую изоляцию, у других – полностью состоит из стальных нитей.
При замене троса ручного тормоза нужно обращать внимание на ряд его качеств:
- Трос должен быть таким же, как и заводской по виду и характеристикам.
- При наличии в системе стояночного тормоза нескольких тросов их нужно менять все сразу, при этом они должны быть одинаковыми.
- Не следует покупать продукцию от неизвестных производителей, особенно из Китая.
- Разные марки тросов отличаются по техническим показателям, изучайте информацию на упаковке и отзывы в Интернете.
- Избегайте покупки дешевых тросов, так как они имеют более низкое качество и меньший срок службы.
Желательно приобретать трос, который имеет защиту от влаги, – это позволит избежать воздействия коррозии. Также обязательно следует проверить товар по штрих-коду на упаковке, поскольку на рынке можно встретить множество подделок низкого качества.
В идеале следует покупать оригинальные тросы, выпущенные производителем. Аналоги можно использовать только после тщательной проверки на совместимость с автомобилем, а также выяснения сведений о происхождении конкретной запчасти и ее изготовителе.
Что автолюбители говорят про замену троса ручного тормоза
- Во всех ли случаях требуется замена?
«Замена троса ручного тормоза не требуется, если тяга не имеет внешних повреждений. Неполадки могут быть вызваны износом распорной планки в барабане, тогда стояночный тормоз не работает совсем. При замене тороса очень сложно натянуть уравниватель на шпильку под кузовом. Так или иначе, но планку стоит заменять во всех случаях».
- Можно ли заменить трос ручного тормоза в одиночку?
«Лучше выполнять эту работу втроем, тогда не возникнет проблем. Один механик должен натягивать коромысло, а двое других нажимают на рычаги ручника. Если все же приходится делать ремонт одному, то можно попробовать установить рычаг в натянутом состоянии».
- Последствия использования неисправного троса
«Появился скрипящий звук при непродолжительном нажатии на педаль тормоза. Показалось, что источник находится в колесах передней оси. Через некоторое время скрипы стали учащаться при езде на невысокой скорости или входе в поворот. Пришлось обратиться в автосервис. Оказалось, что источник скрипа и свиста находится сзади. После демонтажа колес и осмотра задних дисковых тормозов выяснилось, что колодки не отщелкиваются полностью, и их заклинивает. Причина оказалась в слабой пружине, не возвращающей на место тормозной трос, и износе тяги».
- Когда замена троса не поможет
«Один трос в отдельности ослабнуть не может, так как существует механизм выравнивания тормозных усилий. При натягивании тормозного троса на одном или обоих задних колесах ось может частично проворачиваться. В этом случае можно с полной уверенностью говорить о закисании одного или двух рычагов либо задних тормозных цилиндров».
- Есть ли необходимость смазывать трос?
«Вместо масла лучше использовать сухую фторопластовую смесь. После ее залива и испарения растворителя к тросу ничего не прилипает, и скользит он очень хорошо».
Тормозная система – один из главных узлов транспортного средства, правильная работа которого совершенно необходима для безопасной эксплуатации. Внимательно следите за техническим состоянием авто и своевременно выполняйте замену троса ручного тормоза.